Слог как минимальная произносительная единица. Основные теории слога — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слог как минимальная произносительная единица. Основные теории слога

2021-10-05 58
Слог как минимальная произносительная единица. Основные теории слога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Итак, звук, слог, фонетическое слово, такт и фраза – это линейные отрезки звукового потока. Их называют сегментными единицами. Более крупные единицы делятся на более мелкие. Объединение мелких единиц в более крупные осуществляется благодаря интонации и ударению. Интонация и ударение – это суперсегментные единицы, так как они как бы накладываются на сегментные. Только слог рассматривается и как сегментная и как суперсегментная единица в фонетической теории.

Существует несколько определений слога.

1. Слог – это часть слова, которая включает в себя один звук наивысшей звучности.

2. Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

3. Слог – это волна силы, интенсивности.

Существование нескольких определений слога обусловлено тем, что в русской фонетике разработано несколько теорий слога. Первая получила название экспираторной. Она трактует слог как звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория основывается на данных эксперимента, когда слово произносят перед горящей свечой. При произнесении слова дом пламя свечи отклонится один раз, слова молоко – 3 раза. Однако эта теория не объясняет всех случаев. Так, при произнесении междометия ау пламя свечи отклонится всего 1 раз, хотя в слове 2 слога, а при произнесении слова сплав пламя дрогнет 2 раза.

В соответствии с сонорной теорией слог – это сочетание звуков разной звучности. Наиболее звучный является слогообразующим, остальные – неслоговые. В русском слоге звуки располагаются в соответствии с принципом восходящей звучности. По степени звучности звуки разделяются так:

· Наиболее звучные – гласные (4).

· Сонорные [р,л,м,н,j] – их коэффициент звучности – 3 единицы.

· Звонкие согласные – 2 единицы.

· Глухие согласные, наименее звучные – 1 единица.

Фраза – это отрезок в речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами (II). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением: фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Они и линейно могут не совпадать: в одном сложном предложении – две фразы, но сложному предложению может соответствовать и одна фраза (Вера не сводит глаз с дороги, I что идет через рощу. II).

Такт – отрезок речи, объединенный особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами необязательны и они короче межфразовых пауз (I). В членение речевого потока возможны колебания (На другой день I весть о пожаре I разнеслась по всему городу/На другой день весть о пожаре I разнеслась по всему городу). В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение (Надо учиться I работать I и отдыхать).

Александр Афанасьевич Потебня ввел формулу, по которой устанавливается граница между тактами.

Проклитики – безударные слова, стоящие перед ударными, к которым они примыкают (под окном, сестра и брат, не знаю, чтобы пришли и др.).

Энклитики – безударные слова, стоящее после ударных, к которым они примыкают (скажи-ка, он же, придет ли и др.)

Ударение. Виды ударения

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Ударение – способ образования фонетически целостного сегмента речи.

1. Словесное ударение – выделение одного слога в слове с помощью длительности, громкости, высоты, в том числе с помощью их сочетания.

2. Динамическое (силовое) – ударный слог самый громкий в слове (англ., франц.)

3. Квантативное (долготное) – ударный слог самый длительный (новогреч.)

4. Музыкальное (тоновое) – ударный слог выделен высотой и характером изменения тона (китайский, корейский, вьетнамский).

5. Тактовое ударение – объединяет несколько слов в речевой такт (синтагму).

6. Фразовое ударение – объединяет несколько тактов во фразу.

В зависимости от места ударения различают ударение фиксированное, которое закреплено за определенным по счету слогом (финск., чесш., франц., польск.).

Ударение может быть подвижным и неподвижным.

Словесное ударение в русск. яз. свободное, т.е. может находиться на любом слоге.

При неподвижном ударении его место в слове остается неизменным при образовании грамм. форм, а также при словообразовании (дОля-дОли-дОлю-дОлей и т.д.).

Подвижное ударение при изменении слова может перемещаться с одного слога на другой и даже уходить за пределы слова (спинА – спИну, нАф спину).

Различают также слабое ударение, побочное ударение, логическое.

Вопрос 44. Грамматическое значение, способы и средства его выражения в разных языках мира


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.