Земельный налог для обособленных подразделений — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Земельный налог для обособленных подразделений

2022-07-07 21
Земельный налог для обособленных подразделений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Создание обособленных подразделений организаций в целях расширения бизнеса является очень распространенной практикой и нередко фирмы открывают обособленные подразделения в других регионах.

Об особенностях уплаты земельного налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, мы расскажем в этой статье.

Прежде чем перейти к теме статьи, определим, что же признается обособленным подразделением организации, для чего обратимся к нормам российского законодательства.

Обособленными подразделениями юридического лица являются представительства и филиалы, что следует из статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

При этом представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Понятие обособленного подразделения дает и налоговое законодательство, а именно, пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под обособленным подразделением организации следует понимать не только филиал или представительство, но и иное подразделение, созданное организацией, если оно отвечает двум условиям:

- территориальная обособленность от основной (основного офиса) организации;

- наличие стационарных рабочих мест на срок более одного месяца по месту нахождения подразделения.

Напомним, что под территориальной обособленностью следует понимать расположение подразделения на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация. В данном случае речь идет об ином адресе, не указанном в учредительных документах как место нахождения самой организации.

Определение рабочего места содержит статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованным стационарным рабочим местом, согласно письму Минфина Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 03-02-07/1-478, подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Таким образом, если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения организации, что следует из письма Минфина Российской Федерации от 23 января 2013 года N 03-02-07/1-15.

Если организация создала обособленное подразделение, то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения, на что указывает пункт 1 статьи 83 НК РФ. В этом пункте также сказано, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по иным основаниям. Иным основанием является, в частности, постановка организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимого имущества. Напомним, что к недвижимому имуществу, на основании пункта 1 статьи 130 ГК РФ, относятся, в том числе, и земельные участки. Местом нахождения земельного участка признается место фактического нахождения этого участка (подпункт 3 пункта 5 статьи 83 НК РФ).

Не следует забывать о том, что согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ, в случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственным разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемых этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, о чем напомнили финансисты в письме Минфина Российской Федерации от 22 января 2013 года N 03-04-06/3-17.

Налогоплательщиками земельного налога, в силу статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Заметим, что правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане, что следует из пункта 1 статьи 266 ГК РФ.

Поскольку обособленное подразделение может быть создано только организацией, далее в статье, применяя термин "налогоплательщик" мы будем иметь в виду только организации.

Не признаются плательщиками земельного налога организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК РФ).

Таким образом, если организации, в состав которых входят обособленные подразделения, обладают земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и эти участки признаются объектом налогообложения на основании статьи 389 НК РФ, то они обязаны исчислять и уплачивать земельный налог. Причем уплачивать сумму земельного налога организации обязаны по месту нахождения земельного участка, на что указывает пункт 3 статьи 397 НК РФ.

Следует отметить, что глава 31 "Земельный налог" НК РФ не устанавливает особенностей по исчислению и уплате земельного налога для обособленных подразделений организаций. В статье 19 НК РФ определено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Следовательно, филиалы российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, исполняют обязанности организации по исчислению и уплате в бюджет земельного налога по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения земельного участка. Если же обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то уплата земельного налога в налоговый орган по месту нахождения земельного участка осуществляется головной организацией на основании сведений, предоставленных этим обособленным подразделением.

Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога, авансовых платежей по налогу (если уплата авансовых платежей по налогу установлена представительными органами муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)) определен статьями 396 и 397 НК РФ.

Порядок и сроки представления налоговой отчетности установлены статьей 398 НК РФ, согласно пункту 1 которой организации по истечении налогового периода, то есть по истечении календарного года, обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию. Налоговая декларация, форма которой утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 28 октября 2011 года N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения", должна быть представлена в налоговый орган не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, что следует из пункт 3 статьи 398 НК РФ.

При представлении налоговой отчетности в отношении земельного участка, расположенного по месту нахождения обособленного подразделения организации, КПП по месту нахождения обособленного подразделения российской организации указывается согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме N 1-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС Российской Федерации от 11 августа 2011 года N ЯК-7-6/488@.

Особый порядок представления налоговых деклараций предусмотрен для организаций, отнесенных к категории крупнейших. Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены Приказом ФНС Российской Федерации от 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в Приказ МНС Российской Федерации от 16 апреля 2004 года N САЭ-3-30/290@". Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 85н.

Согласно пункту 4 статьи 398 НК РФ организации - налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В письме от 7 февраля 2008 года N 03-05-04-01/6 специалисты Минфина Российской Федерации обратили внимание налогоплательщиков на тот факт, что НК РФ не предусмотрено представление крупнейшими налогоплательщиками единой налоговой декларации (расчетов) по налогу на имущество, транспортному и земельному налогу в целом по организации, включающей все свои обособленные подразделения, объекты недвижимого имущества, транспортные средства и земельные участки, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Поэтому налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации, заполняемые отдельно в установленном порядке по указанным выше налогам по местонахождению организации, по местонахождению каждого ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, по местонахождению объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по местонахождению транспортного средства, а также по местонахождению земельного участка.

При этом в декларации указывается КПП налоговых органов, в которых они состоят на учете по месту нахождения организации, обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков. Такие разъяснения содержат письма Минфина Российской Федерации от 16 сентября 2009 года N 03-05-04-01/79, от 7 февраля 2008 года N 03-05-04-01/6.

Необходимо отметить, что нередко у организаций - налогоплательщиков возникает вопрос о порядке уплаты земельного налога и представления налоговой отчетности по налогу в случае прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) или выбытия в связи с прекращением прав собственности объекта недвижимого имущества (в том числе земельного участка). Ответ на этот вопрос можно получить, ознакомившись с письмами Минфина Российской Федерации от 17 июня 2009 года N 03-05-04-01/43, от 19 июня 2009 года N 03-05-04-01/44, в которых, хоть и рассматривается вопрос о налоге на имущество организаций, данный порядок, как отмечают сами специалисты Минфина, должен применяться и в отношении земельного налога.

Итак, согласно указанным письмам, в случае прекращения налогоплательщиком-организацией деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) или выбытия объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения, в течение налогового (отчетного) периода по окончании этого налогового (отчетного) периода, являющегося последним применительно к указанной деятельности, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию и уплатить земельный налог по месту нахождения указанных закрываемых обособленных подразделений и выбывающих объектов недвижимого имущества. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные налоговые декларации в налоговый орган по месту учета крупнейших налогоплательщиков.

Однако если день окончания отчетного периода совпадает с днем окончания налогового периода применительно к прекращенной налогоплательщиком - организацией деятельности через обособленное подразделение или выбытию в связи с прекращением прав собственности на земельный участок, то налогоплательщик, по мнению Минфина, уплачивает земельный налог и представляет налоговую декларацию за период осуществления им деятельности через указанное обособленное подразделение или нахождения на балансе налогоплательщика земельного участка по месту нахождения этого участка.

При этом крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации, заполненные в отношении закрытых обособленных подразделений и выбывающих земельных участков, в налоговый орган по месту учета крупнейших налогоплательщиков, уплачивая земельный налог за последний налоговый период по месту нахождения обособленных подразделений и указанных земельных участков.

Заметим, что постановка на учет организаций в налоговом органе осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 83 НК РФ независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Поэтому, в случае если до снятия организации с учета в налоговых органах по местонахождению закрытых обособленных подразделений или выбывших земельных участков земельный налог за последний налоговый период не уплачен и налоговая декларация по налогу не представлена в вышеуказанном порядке, то после снятия с учета организации в данных налоговых органах налог за последний налоговый период должен быть уплачен и налоговая декларация должна быть представлена по месту нахождения указанных обособленных подразделений или земельных участков. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Аналогичное мнение высказано Минфином Российской Федерации в письме от 19 июня 2009 года N 03-05-04-01/44.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.