Земельный налог для индивидуальных предпринимателей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Земельный налог для индивидуальных предпринимателей

2022-07-07 19
Земельный налог для индивидуальных предпринимателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Индивидуальные предприниматели, так же как и организации, обязаны уплачивать земельный налог при наличии у них оснований для исчисления и уплаты указанного налога. В то же время, в отличие от организаций, индивидуальные предприниматели совмещают в себе два статуса плательщиков налогов, ведь в первую очередь они признаются физическими лицами и только потом индивидуальными предпринимателями.

Об особенностях исчисления и уплаты земельного налога индивидуальными предпринимателями Вы и узнаете, прочитав данную статью.

Земельный налог, согласно пункту 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), относится к местным налогам. Он устанавливается главой 31 "Земельный налог" НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из статьи 387 НК РФ.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается главой 31 НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами, и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками земельного налога, наряду с организациями, признаются и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, что установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК РФ). То есть, при передаче земельного участка в аренду налогоплательщиком для такого земельного участка признается арендодатель, а арендатор уплачивает арендодателю арендную плату, на что указано в письме Минфина Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 03-05-05-02/113.

Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка, о чем сказано в пункте 1 статьи 131, пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Доказательством существования зарегистрированных вышеуказанных прав признается запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Такая норма установлена статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).

В случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельный участок, доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическому лицу до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Данное положение следует из пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Напомним, что объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в пункте 2 статьи 389 НК РФ.

Поскольку темой нашей статьи является рассмотрение порядка исчисления и уплаты земельного налога индивидуальными предпринимателями, обратимся к статье 11 НК РФ, раскрывающей основные понятия и термины, используемые в целях налогообложения.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Как Вы знаете, пунктом 7 статьи 84 НК РФ определено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Разделом IV Приказа ФНС Российской Федерации от 29 июня 2012 года N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" установлены порядок и условия присвоения физическим лицам только идентификационного номера налогоплательщика в налоговом органе. И если организациям в дополнением к ИНН по основаниям, предусмотренным НК РФ, присваивается код причины постановки на учет, то индивидуальным предпринимателям такой код (КПП) не присваивается, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 03-02-08/14.

Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, на что указывает пункт 2 статьи 11 НК РФ.

Следовательно, физические лица признаются плательщиками земельного налога и как индивидуальные предприниматели, и как граждане. Причем как индивидуальные предприниматели они признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, являющихся объектом налогообложения, которые используются ими в предпринимательской деятельности, а также предназначенных для использования ими в указанной деятельности, что следует из пункта 3 статьи 391 НК РФ, пункта 2 статьи 396 НК РФ.

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3 пункт 1 статьи 2 ГК РФ).

Следует отметить, что для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и для физических лиц, являющихся таковыми, установлен разный порядок исчисления суммы земельного налога. Далее будем говорить именно о тех физических лицах, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Итак, индивидуальные предприниматели рассчитывают сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно, что следует из пункта 2 статьи 396 НК РФ.

Чтобы исчислить земельный налог необходимо определить налоговую базу и налоговую ставку по налогу. На основании статьи 390 НК РФ налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, которая устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ). Напомним, что согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что определено пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на что указывает пункт 1 статьи 391 НК РФ. При этом налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками земельного налога, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 391 НК РФ определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом сведениями о кадастровой стоимости земельных участков индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать себя самостоятельно посредством получения сведений через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации. Данный вывод следует из пункта 14 статьи 396 НК РФ, а также из постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".

В письме ФНС Российской Федерации от 20 июня 2012 года N БС-2-11/401@ отмечено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставляются органами кадастрового учета в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Необходимо отметить, что налоговая база может быть уменьшена на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Однако данное право предоставляется только следующим категориям налогоплательщиков, перечень которых содержит пункт 5 статьи 391 НК РФ:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;

2) инвалидам, имеющим I группу инвалидности, а также лицам, имеющим II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидам с детства;

4) ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий;

5) физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физическим лицам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физическим лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

В письме Минфина Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 03-05-06-02/55 обращено внимание на то, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в главе 31 НК РФ.

Итак, если индивидуальный предприниматель относится к одной из указанных выше категорий налогоплательщиков, то он вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей, но при условии, что соответствующий земельный участок используется им для целей предпринимательской деятельности. Такое разъяснение дает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".

Заметим, что уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму для определенной категории налогоплательщиков может быть предусмотрено не только НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). На это указывает пункт 2 статьи 387 НК РФ. Если муниципальными образованиями (городами федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предусмотрена такая льгота, то она действует только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Например, на территории города Москвы действует Закон от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге", пункт 2 статьи 3.1 которого содержит перечень категорий налогоплательщиков, которые налоговую базу, уменьшенную на не облагаемую налогом сумму в соответствии с главой 31 НК РФ, дополнительно могут уменьшить на 1 миллион рублей на одного налогоплательщика на территории города Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Кроме того, индивидуальный предприниматель вправе претендовать на льготу в виде полного освобождения от уплаты земельного налога, если он относится к категории лиц, перечисленных в пункте 7 статьи 395 НК РФ, а именно к физическим лицам, причисленным к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но только в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Для того чтобы воспользоваться вышеперечисленными льготами индивидуальный предприниматель обязан представить документы, подтверждающие такое право, на это указывает пункт 10 статьи 396 НК РФ. Причем данные документы должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая ставка в соответствии со статьей 397 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, определенных НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Рассчитывается сумма земельного налога по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15, 16 статьи 396 НК РФ (пункт 1 статьи 396 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно (пункт 2 статьи 396 НК РФ).

При этом сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Об этом сказано в пункте 5 статьи 396 НК РФ.

Заметим, что представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (пункт 9 статьи 396 НК РФ). Если представительными органами было принято такое решение и индивидуальный предприниматель причисляется к данной категории лиц, то он исчисляет и уплачивает сумму земельного налога только по истечении налогового периода, то есть за календарный год. В противном случае индивидуальному предпринимателю придется исчислять и уплачивать суммы авансовых платежей по налогу по истечении отчетного периода, то есть по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На это указывает пункт 6 статьи 396 НК РФ.

Приведем пример расчета земельного налога (авансовых платежей по налогу) индивидуальным предпринимателем.

 

Пример

Индивидуальный предприниматель владеет на праве собственности земельным участком и использует его в предпринимательской деятельности. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данный индивидуальный предприниматель признается плательщиком земельного налога и обязан исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, на 1 января текущего года составляет 7 500 000 рублей. Налоговая ставка определена в размере 1,5%.

Сумма налога за год составит:

112 500 рублей (7 500 000 x 1,5%).

Суммы авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года составят по 28 125 рублей (7 500 000 x 1,5% / 4).

 

В продолжение указанного примера, рассмотрим ситуацию, когда индивидуальный предприниматель владеет на праве собственности земельным участком, на котором расположен жилой дом. Данный земельный участок не используется в предпринимательской деятельности и не предназначен для использования в указанной деятельности. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ индивидуальный предприниматель уплачивает земельный налог как физическое лицо, то есть на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом.

Следует отметить, что если у индивидуального предпринимателя в течение налогового (отчетного) периода возникают (прекращаются) права на налоговую льготу, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (абзац 2 пункта 10 статьи 396 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу на основании пункта 1 статьи 397 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ, а именно ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом).

Уплата в течение налогового периода авансовых платежей по налогу осуществляется индивидуальными предпринимателями, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 397 НК РФ). По истечении налогового периода индивидуальные предприниматели должны уплатить сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ, а именно сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Производится уплата земельного налога (авансовых платежей по налогу) в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, на что указывает пункт 3 статьи 397 НК РФ.

Также по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по истечении налогового периода индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговую декларацию (пункт 1 статьи 398 НК РФ).

Представляют индивидуальные предприниматели налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС Российской Федерации от 28 октября 2011 года N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения".

Причем налоговую декларацию они должны представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 398 НК РФ).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.