Земельный налог и Земельный кодекс — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Земельный налог и Земельный кодекс

2022-07-07 21
Земельный налог и Земельный кодекс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Земельный налог

 

Земельный налог - общие положения и налогоплательщики

 

В Российской Федерации любые организации, а также физические лица при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, обязаны уплачивать налоги и (или) сборы.

В статье рассмотрим общие положения, касающиеся земельного налога, а также расскажем о том, кто является плательщиком указанного налога.

Одним из принципов земельного законодательства является, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ земельный налог является местным налогом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ, пунктом 1 статьи 387 НК РФ данный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Напомним, что муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В особом порядке устанавливается земельный налог в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Так, на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 387 НК РФ в указанных городах земельный налог устанавливается НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами, и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Земельный налог в соответствии с главой 31 НК РФ установлен и введен в действие:

- на территории города Москвы Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон города Москвы N 74);

- на территории Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 года N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге".

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ, определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 "Земельный налог" НК РФ, порядок и сроки уплаты указанного налога.

Также при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в статье 3.1 Закона города Москвы N 74 перечислены лица (юридические и физические), которые имеют право на льготу по земельному налогу.

В письме Минфина Российской Федерации от 9 июля 2012 года N 03-05-06-02/45 отмечено следующее: учитывая, что земельный налог является местным и формирует доходную базу местных бюджетов, а также принимая во внимание положения статьи 387 НК РФ, вопросы, связанные с освобождением от уплаты земельного налога, находятся в компетенции представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельного участка.

 

Обратите внимание! Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в главе 31 НК РФ. Между тем, если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 03-05-06-02/55.

 

Налогоплательщиками земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании, и налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Напомним, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. На это указывает пункт 2 статьи 11 НК РФ.

Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальные предприниматели также относятся к налогоплательщикам земельного налога, так как они являются физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям относятся и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 11 НК РФ, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 03-05-04-01/82.

Что касается понятия "земельный участок", то в соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считаются ранее учтенными земельными участками. Сведения о таком земельном участке могут согласно пункту 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и предоставленного таким лицом.

Согласно Определению ВАС Российской Федерации от 11 августа 2011 года N ВАС-10252/11 и постановлению ФАС Уральского округа от 19 апреля 2011 года N Ф09-1985/11-СЗ (по этому же делу) отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, если земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.

Таким образом, в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования организациям и физическим лицам, границы которых не определены в соответствии с федеральными законами, земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке, на что указано в письме Минфина Российской Федерации от 19 июля 2012 года N 03-05-04-02/66.

В случаях и в порядке, установленном федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в пункте 2 статьи 389 НК РФ, а именно:

- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- земельные участки из состава земель лесного фонда;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственного собственности водными объектами в составе водного фонда.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) признаются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, на что указывает пункт 1 статьи 15 ЗК РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (статья 20 ЗК РФ). Обратите внимание, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В отношении права пожизненного наследуемого владения следует сказать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 266 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, с правом передачи по наследству.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков налогоплательщик земельного налога отсутствует. Такое мнение отражено в письме Минфина Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 03-05-04-01/82.

Вместе с тем, если организациями или физическими лицами приобретено право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельного участка, то они признаются плательщиками земельного налога на основании свидетельства о государственной регистрации прав или на основании акта (свидетельства или других документов), удостоверяющего право на данный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Данный вывод следует из пункта 1 статьи 131 ГК РФ, статьи 2, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Согласно указанным статьям право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает с момента государственной регистрации земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр). Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в реестре информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в реестре, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Следует отметить, что плательщиками земельного налога становятся и правопреемники (при реорганизации организаций, за исключением выделения, а также при наследовании), причем независимо от регистрации перехода соответствующего права, на что указывает пункт 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога". Кроме того, это подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 8 октября 2009 года по делу N А29-2655/2009.

Вопрос о признании налогоплательщиками земельного налога собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в случае если земельный участок, на котором расположен дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, рассмотрен в письме Минфина Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 03-05-05-02/124. В письме сказано, что согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В письме обращено внимание на то, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64).

Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома, которым налог исчисляется с учетом положения пункта 1 статьи 392 НК РФ.

Нередко отдельные помещения в многоквартирных домах передаются организациям. По разъяснениям, содержащимся в письме Минфина Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 03-05-04-02/81, если помещение, находящееся в многоквартирном доме, предоставлено организации на праве оперативного управления, то земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, не может принадлежать этой организации на праве общей долевой собственности и, следовательно, такая организация не должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Не признаются налогоплательщиками земельного налога, согласно пункту 2 статьи 388 НК РФ, организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования (статья 24 ЗК РФ), или переданных им по договору аренды (статья 22 ЗК РФ).

Напомним, что безвозмездное пользование регламентировано нормами главы 36 "Безвозмездное пользование" ГК РФ. На основании статьи 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, пунктом 1 и абзацем 1 пункта 2 статьи 610 ГК РФ, пунктами 1 и 3 статьи 615 ГК РФ, пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, пунктами 1 и 3 статьи 623 ГК РФ.

По договору аренды (имущественного найма) согласно статье 606 ГК РФ арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Статьей 607 ГК РФ определены виды имущества, которое может сдаваться в аренду. К ним относятся и земельные участки. Однако в отношении некоторых земельных участков законом могут быть установлены ограничения или запрещения на сдачу в аренду.

Также законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков. Заметим, что отдельные нормы, касающиеся сдачи в аренду земельных участков, содержатся, помимо ГК РФ и ЗК РФ, в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", в Водном кодексе Российской Федерации, в Лесном кодексе Российской Федерации.

В договоре аренды необходимо четко определить объект аренды, то есть его наименование, характеристику, место нахождения и иные данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору по договору. При отсутствии этих данных объект передачи считается не согласованным, а договор не заключенным.

Заключается договор аренды в письменной форме, но только если он заключен на срок более одного года (статья 609 ГК РФ). Также в письменной форме независимо от срока действия договор заключается, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо. При этом договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом, подлежит государственной регистрации. Как мы уже говорили в статье к недвижимым вещам, согласно статье 130 ГК РФ, относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Порядок регистрации договоров аренды недвижимого имущества установлен Федеральным законом N 122-ФЗ.

В случае сдачи в аренду земельного участка или его части, к представляемому на государственную регистрацию договору аренды прилагается кадастровый план земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.

 

Льготы по земельному налогу

 

Анализ российского налогового законодательства показывает, что практически в отношении всех налогов установлены те или иные налоговые преференции, предоставляющие отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Не является исключением и земельный налог, льготы по которому устанавливаются и отменяются налоговым кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), поскольку земельный налог отнесен к числу местных налогов. Из этой статьи Вы узнаете о льготах по земельному налогу, установленных налоговым законодательством.

Земельный налог, как мы отметили выше, пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отнесен к числу местных налогов.

В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами, и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 "Земельный налог" НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Также при установлении налога могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, содержит статья 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье, освобождаются от налогообложения:

- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (пункт 1 статьи 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система, в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ N 5473-1), включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания (статья 6 Закона РФ N 5473-1);

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы (статья 7 Закона РФ N 5473-1);

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (статья 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему".

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень, или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 года по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 года по делу N А14-7273-2007/332/25.

- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (пункт 2 статьи 395 НК РФ).

Обратимся к Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), а именно к пункту 1 статьи 3. Согласно названному пункту автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные. Такая классификация установлена статьей 5 Федерального закона N 257-ФЗ.

В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР".

 

Обратите внимание! Названный выше документ утратит силу с 1 января 2018 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 "Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения".

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (статья 6 Федерального закона N 257-ФЗ).

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

То есть, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 03-05-05-02/91.

Таким образом, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, эти организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 11 августа 2008 года N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то, согласно письму Минфина Российской Федерации от 11 августа 2008 года N 03-05-04-02/44, данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 395 НК РФ.

- религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (пункт 4 статьи 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Такое определение религиозной организации содержит статья 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (пункт 1 статьи 16 Федерального закона N 125-ФЗ, пункт 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности, о чем сказано в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 20 июня 2005 года N ГВ-6-21/499@ "О земельном налоге и налоге на имущество организаций". Также в письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 августа 2006 года N 03-06-02-02/114.

Между тем, если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 1 июня 2008 года N ШС-6-3/440 "О земельном налоге", налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

- также освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 395 НК РФ:

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная числен


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.