Психологический подход к современному танцу — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Психологический подход к современному танцу

2022-07-07 52
Психологический подход к современному танцу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гармония танца. Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности. [4, С.122.]

Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Язык танца - это прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.

Обобщенность и многозначность танцевальной пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного

Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.

Уже в эпоху верхнего палеолита танцы в связи с разделением труда делятся на мужские и женские, и успех исполнения этих танцев напрямую связывается с определенными мужскими (например, сила) и женскими (способность к репродукции) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека.

Эта мысль в наиболее яркой форме представлена в работах известного немецкого ученого К. Закса, основателя психологического подхода к танцу. По его мнению, «танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума».

Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец - это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу»[7, С.140.].

Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить идеи космического смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода», выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что танец - это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как

1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет ряд функций, а именно

а) функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе - социально нежелательных;

б) функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;

в) как результат первых двух - функцию саморегуляции.

2. Спонтанные движения человека, имеющие пространственно-временную структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.

Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального поведения человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении. Функции танца в этом контексте следующие: [6, С.43.]

· функция показателя активного эмоционального состояния партнера;

· функция создания образа партнера по танцу;

· функция индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений.

3.Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение «особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы».

Именно с этой точки зрения изучение танца, по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

4.Символ Жизни и Всемирного движения. Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально-психологических функциях танца, а также на понимании роли танца в развитии человечества. Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный терапевт использует танец как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений. Несмотря на то, что в литературе встречаются упоминания об индивидуальной танцевальной психотерапии, групповая психотерапия все же предпочтительнее, что связано с феноменом так называемого «кругового танца» и с тем, что групповой опыт выдвигает проблемы согласования и отношений, невозможные в индивидуальных занятиях.

В настоящее время наиболее развиты 3 школы танцевальной психотерапии: американская, английская, немецкая. Но и эти три направления не исчерпывают всего многообразия танцевальной психотерапии. Так, в рамках американской и английской танцевальной психотерапии существуют психодинамический и не-психодинамический подходы. Отличие этих подходов - в различных теоретических основаниях. Базу психодинамического подхода составляют психоанализ 3. Фрейда и теория коллективного бессознательного К. Юнга. Акцент в данном случае ставится на исследовании сознательных и бессознательных аспектов психики, проявляющихся в движении и танце.

Не-психодинамическое направление возникло на базе определенных практических результатов и выводов, полученных профессиональными танцорами в процессе реального танцевального взаимодействия. Пионер танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейз вводит в практику два основных метода - «кинестетическая эмпатия», т. е. эмпатическое принятие партнера, отзеркаливание его движений, и «ритмическая групповая активность», которые в дальнейшем используются в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе.

В одной из своих последних работ Бонни Микумс сообщает о найденных корреляциях между «ритмической синхронностью движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией [10, С.45.]

Ее терапевтическая работа с диадами «мать-ребенок», характеризовавшимися нарушенными взаимоотношениями, концентрировалась на исследовании временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрении ритмической синхронной интеракции и использовании «концепции диалога» в танцевальных интеракциях

Использование ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» каждого из партнеров и учетом социально-психологических и физиологических функций ритма. Выделяют следующие функции ритма:

· функцию облегчения ритмической координации и кооперации с другими;

· функцию стимуляции спонтанного движения;

· функцию энергетизации скелетно-мышечной системы;

· функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.

Немецкое направление танцевальной психотерапии более единообразно. Гуманно-структурированная танцевальная терапия (ГТТ) развивается в рамках концепции Гюнтера Аммона «гуманистическая структурология», которая базируется на позитивном определении бессознательной личности и на теории многомерной личности с интегрированными измерениями в здоровье и дезинтегрированными в болезни. Для Г. Аммона цель ГТТ - в интеграции различных измерений личности. Фундаментальными аспектами ГТТ являются:

· индивидуальный спонтанный танец, выражающий внутреннее состояние;

· коммуникация через тело и движения партнера;

· обратная связь группы, данная танцору после его танца.

· Как отмечает М. Бергер, «различные подходы в танцевальной терапии имеют тенденцию быть эклектичными, так как они не полностью интегрированы в теоретическую концепцию человека».

Но у всех танцевальных психотерапевтов, и это их объединяет, существует общее понимание танца, который называется «основным танцем» («basic dance»)B литературе: «Танец - это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал изменения старого образа жизни».

Отличие между различными направлениями танцевальной психотерапии, на наш взгляд, лишь в расстановке акцентов на следующих целях: [3]

· Наиболее полное самовыражение личности.

· Стимуляция творческости личности.

· Катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений.

· Создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела.

· Развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.

· Становление более индивидуализированного самовосприятия.

· Развитие членов группы как субъектов невербального общения.

· Коррекция системы отношений личности.

· Коррекция отношений в группе.

Реализация поставленных целей в танцевальной терапии достигается с помощью следующих методических приемов:

· Использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения отношений;

· Целенаправленный выбор музыки (как терапевтом, так и самими участниками);

· кинестетическая эмпатия;

· ритмическая синхронизация,

· экспериментирование с движением;

· работа с «мышечным панцирем»,

· целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;

· обратная связь

Все сказанное выше позволяет использовать танец не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции отношений в группе. На основании практического опыта и теоретического анализа результатов, накопленных в рамках танцевальной психотерапии и социально-психологического тренинга, нами была составлена программа танцевально-экспрессивного тренинга. В основу данной программы положены следующие представления:

· О танце как специфической форме невербального общения и самовыражения.

· О психотерапевтических и социально-психологических функциях танца.

· О тесной взаимосвязи между образом, отношением и выражением (экспрессией).

Современный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений. Находясь на стыке тысячелетий в условиях интенсивных и глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. На первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации к быстро меняющимся условиям.

Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. Поэтому сейчас как никогда человеку любого возраста и профессии необходимы знания об общении и эмоциях, а также овладение навыками и приобретение опыта их гармонизации[8, С.41].

В связи с этим интересной и перспективной является работа по гармонизации состояний и отношений и процесса общения через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.

Техники танцевальной терапии, как правило, основаны на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека.

Очень хотелось бы рассказать об опыте применения структурированного танца, возможности использования которого в целях гармонизации психических состояний, отношений, а также процесса общения очень высоки.

Практически такая работа осуществляется через разработанные ведущим на основе бальных, народных, классических и современных танцев танцевальные композиции. Разработка таких танцевальных связок основана на соединении несложных основных движений конкретного вида танца. Каждая связка связана с определенным эмоциональным состоянием (нежности, полета, радости, печали, борьбы и т.д.).

Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими.

То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.

Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.

Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе. [8, С.128.]

Характерной особенностью современного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса адаптации и на эффективность процесса общения.

Особое внимание направлено на работу с классом эмоциональных состояний, так как гармонизация именно этого класса психических состояний является залогом высокой устойчивости психики человека.

Работа со структурированным танцем позволяет достичь следующих целей:

· открытие (появление нового опыта, расширения репертуара движений)

· развитие осознания собственного тела (развитие чувствования своего тела, усиление контакта чувствования и вывода на сознательный уровень неосознанных переживаний)

· реструктурирование (физическое реструктурирование движения и поз на нейромышечном уровне)

· развитие коммуникативных навыков (чувствование партнера(ов), пространства).

Включение просмотра видеозаписи процесса и обсуждения полученного опыта позволяют выразить свои переживания и открытия на вербальном уровне, а также обогатить опыт каждого участника опытом других. Таким образом, прожитые состояния осознаются и остаются в эмоциональной памяти человека.

Использование современного танца с большим интересом воспринимается людьми всех возрастов: в работе охотно участвуют и дети 8-13 лет, и подростки, и молодежь, и людей более зрелого возраста (после 50 лет). Огромное значение имеет психологическая и танцевальная компетенция ведущего, а также его способность к импровизации. Невозможно создать композицию заранее: состав группы и ее состояние определяют работу на конкретное занятие.                                                                                                                                                             

 


 5.Заключение

 

Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни.

Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Язык танца - это прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.

В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов.

Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д.

Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.

На настоящий момент существует весьма противоречивое представление о танце. Почти все исследователи сходятся в том, что танец -это ритмическое движение.

Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических и космологических. Но дальше рассуждения ученых идут по различным направлениям. Так, одни полагают, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера», трактуя танец, как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма.

Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных. Но, как показывает Круткин В. Л., «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие».

Рассматривая, таким образом, танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Плеханов Г. В. также подчеркивает взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, соглашаясь, однако, с тем, что любовные пляски не могут быть объяснены с этой точки зрения и являются все же «выражением элементарной физиологической потребности и... имеют немало общего с любовной мимикой больших человекоподобных обезьян». В противовес этим взглядам И. Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры. С этим нельзя согласиться, так как уже на ранних этапах развития человечества танец играл значительную роль в жизни общества. Как показывает исследование Э. А. Королевой, первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Кроме того, танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.

Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец - это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу».

Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить идеи космического смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода», выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что танец - это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как

1.Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет ряд функций, а именно:

· функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе - социально нежелательных;

· функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;

· как результат первых двух - функцию саморегуляции.

2.Спонтанные движения человека, имеющие пространственно- временную структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.

Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального поведения человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении /см. 23/. Функции танца в этом контексте следующие:

· функция показателя активного эмоционального состояния партнера;

· функция создания образа партнера по танцу.


6.Список литературы

1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.

2. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.

3. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

4. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.

5. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.

6. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345с.

7. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1999. 16с.

8. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989.

9. Каган М. С. Морфология искусства.–М.: Искусство, 2004 – 324с.

10. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М.: Искусство, 2003 – 424с.

11. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.

12. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.

13. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 255 с.

14. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. – Ижевск: Радуга, 2003 – 356с.

15. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. - Ростов-на-Дону, 1994 – 70с.

16. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 – 415с.

17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608с.

18. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.

19. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.

20. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Европа, 2006 – 432с.

21. Назарова Л. Фольклорная арт-терапия. Спб, Речь, 2002. 231с.

22. Никитин В.Н. Пластикодрама. Москва: Когито-центр, 2001. 56с.

23. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Москва: Алтейа, 1998. 488с.

24. П.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Исток, 2003 – 453с.

25. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. – 2002. – №4. – С. 142-146.

26. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. - 1999.–№1.–С. 164-168.

27. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 – 478с.

28. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. — 1992.–№3–С. 84-92.

29. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб: Речь, 2000. 256с.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.