Актуальность проблемы управления качеством — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Актуальность проблемы управления качеством

2021-10-05 18
Актуальность проблемы управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема качества актуальна для всех товаров и услуг, и ее значимость возрастает по мере перехода к рыночной экономике с ее жесткой конкурентной средой. В развитых странах реализуются программы повышения качества и конкурентоспособности продукции. Большое внимание обращается на выработку показателей, определяющих способность предприятий работать качественно и, соответственно, производить качественную продукцию. Успешно работающие предприятия имеют системы качества, подтвержденные сертификатами. Эти сертификаты являются в своем роде визитными карточками предприятий и выступают решающим аргументом при заключении международных контрактов на поставку продукции.

Конкурентоспособность и качество — концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара перед другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

Очень часто понятие конкурентоспособности подменяется понятием качества продукции. Качество продукции является составной частью конкурентоспособности, причем наиболее существенной. В целом же, конкурентоспособность является критерием, не только показывающим возможности того или иного товара удовлетворять определенные потребности покупателей, но и важнейшей рыночной категорией, определяющей общественный статус товаропроизводителя, его финансовые возможности, устойчивость, надежность как партнера и силу как противника в рыночной борьбе.

Необходимо уточнить место стандартизации и сертификации в общей системе обеспечения требуемого качества и конкурентоспособности товара. Стандартизация практически проявляется в виде разработки, опубликования и применения стандартов, а сертификат продукции — документ, удостоверяющий ее соответствие требованиям стандартов. Объект стандартизации — это продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и использования. Предполагается, что качественная продукция может быть получена только на тех предприятиях, где действуют жесткие правила обеспечения качества подготовки производства изделий, начиная от создания конструкторской документации до их изготовления, контроля и сертификации. Таким образом, фактически сертифицируются все этапы производственного процесса на предприятии. Кроме сертификации промышленных предприятий в целом, удостоверяющей возможность выпуска на них качественной продукции, проводится сертификация самой продукции. Поэтому сертификация тоже может рассматриваться как один из важных инструментов обеспечения качества и конкурентоспособности товаров [27].

Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность страны в международное разделение труда [16]. Основные решения, устанавливающие правила в международной торговле, принимаются ныне коллективно в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), что делает безальтернативным участие в ней также и России. В политическом плане курс на присоединение к ВТО разделяют и власть, и бизнес. Однако дискуссионным остается вопрос о балансе хозяйственных выгод и потерь, особенно в первые годы пребывания страны в ВТО. Как показывают расчеты, на макроэкономическом уровне вступление в ВТО не приведет к масштабным изменениям производства в большинстве отраслей промышленности, кроме тех предприятий, которые имеют градообразующий характер. Присоединение к ВТО обеспечивает доступ иностранных поставщиков на отечественный рынок. Применительно к интенсивно развивающемуся рынку услуг можно отметить интенсивное развитие конкуренции с преобладанием неценовых факторов. Рыночные позиции некоторых услуг критически зависят от их научно-технического уровня и качества. Положительным фактом является то, что конкурентное давление со стороны иностранных фирм оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей расширять набор услуг и товаров, совершенствовать их качество, снижать цены и более полно учитывать запросы потребителей.

Снижение уровня импортных пошлин на ввозимые в Россию новейшие технологии, наукоемкие товары и услуги позволит относительно удешевить создание многих видов технически сложной продукции, в которой высок удельный вес зарубежных комплектующих. Вступление в ВТО создаст благоприятные правовые и экономические условия для развития производственной кооперации и иных форм коммерческого взаимодействия в научно-технической сфере — совместных предприятий, соглашений о совместном проведении исследований, в обмене объектами интеллектуальной собственности. Чрезмерная тарифная защита слабых, неконкурентоспособных национальных товаропроизводителей приводит к замедлению развития соответствующих отраслей, консервирует их «недоразвитость» и общую технологическую отсталость, затягивает прогрессивные изменения, что не отвечает интересам общества в целом. Мировая практика последних десятилетий убедительно доказывает, что членство в ВТО не препятствует проведению «прозрачной» промышленной и инновационной политики, допускает бюджетное субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), отраслевые, региональные и другие адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции. Повышается инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в национальное законодательство общепринятых механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Но до вступления в ВТО необходимо перейти к новой модели внешнеэкономической политики, которая будет более эффективно защищать национальные интересы. Вступление в ВТО несет и неизбежные издержки. Оно затруднит России возможность проводить промышленную политику, предоставлять бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, но критически важным отраслям, компаниям и производствам. Наиболее опасной прогнозируется угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами в наиболее выгодных секторах экономики с использованием наиболее квалифицированной части российской рабочей силы. Способом противодействия этому является повышение качества и конкурентоспособности отечественных продуктов. Эта проблема очень актуальна, и откладывать ее решение нельзя. Для этого руководители предприятий должны акцентировать свое внимание на ее решении, привлекать соответствующие кадры с их мотивацией, а вузы — обеспечить их подготовку для различных отраслей производства товаров и услуг.

В практическом решении проблем качества сегодня активно не задействован большой сектор предприятий малого и среднего бизнеса. Законодательная деятельность по созданию благоприятных условий развития этого бизнеса повышает его интерес к проблемам качества и конкурентоспособности как необходимого фактора инновационного развития и условия успешной работы на рынке. Крупный и малый бизнес находятся в неравных условиях при решении проблем качества: прежде всего сказываются различия в уровне менеджмента, объеме производства и ресурсах предприятия. Многие предприятия малого и среднего бизнеса не видят ощутимых выгод от внедрения систем менеджмента качества, понимая в то же время, какой объем документации необходимо подготовить для сертификации этих систем. Незаинтересованность руководства, подкрепленная недостаточностью ресурсов, является одной из мощных преград на пути внедрения СМК. Однако «невидимая рука» рынка — конкуренция воздействует на этот сектор в требуемом направлении. Рынок и конкуренция требуют, чтобы потребительские показатели конкурирующих продуктов были примерно равны. Для рынка не так важно, в каких условиях изготовлен продукт, какие технологии использованы, была ли СМК у производителя. Это невидимая для рынка сфера деятельности производителя. Важен факт конкурентоспособности продукта по набору значимых для потребителя показателей. Именно конкуренция заставляет предприятия малого и среднего бизнеса выравнивать условия производства продуктов, в том числе внедряя СМК, для того, чтобы выровнять конечные результаты по качеству и конкурентоспособности.

В связи с этим весьма актуален вопрос о различиях, сопутствующих разработке и внедрению СМК на предприятиях малого и среднего бизнеса и на предприятиях крупного бизнеса. Определяются ли эти отличия только масштабностью работ или возникают отличия принципиального характера? Круг этих вопросов является малоисследованным при их большой актуальности. В то же время усиливающийся вектор развития малого предпринимательства в поле экономических интеграционных процессов не дает времени на раздумья и заставляет нас более активно решать эти вопросы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.