Дидактические игры как средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дидактические игры как средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

2022-07-06 53
Дидактические игры как средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

'Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок усваивает представления об окружающем мире.

Организация сенсорного опыта слабовидящих детей, как мы уже писали, осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательный интерес. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры могут активно способствовать овладению знаниями, навыками и умениями, так как в увлекательной форме усиливаются потенциальные познавательные возможности слабовидящего ребенка.

23

Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.

Следует выделить возможность дидактической игры констатировать, чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.

В процессе использования дидактических игр можно оценить эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность воздействия на развитие сенсорных функций.

Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы:

1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей;

2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе чувственного опыта — развитие мышления.

В играх первой группы, направленных на развитие сенсорной сферы, дети учатся различать, сравнивать, выделять, называть характерные признаки и свойства предметного мира.

Игры второй группы учат детей классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам.

При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, трупы предметов по цвету, форме, величине, пространственной характеристикам.

В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т. д.

По содержанию дидактические игры можно условно поделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

24

Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления.

Настольно-печатные игры следует использовать в работе со слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения слабовидящих.

Применение словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний.

Приведем примеры конкретных игр и задание. Игра “Кто скорее соберет палочки”. Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).

В задании “Найди такой же” дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует выложить от более темного к самому светлому.

Игра “Разложи по цвету” дети по образцу, кто скорее разложит фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее выполнит работу.

В упражнении “От какой бабочки крылья” дети рассматривают крылья бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети ориентируются на размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют из частей бабочку.

В дидактическом задании “Выложи орнамент” детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом они должны назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.

Игра “Подбери чашки к блюдцам”. Детям даются изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.

Игры и материалы, способствующие активизации зрительных функций: мозаики, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.

Дидактические игры и упражнения на цветоразличения “Найди нужный цвет”, “Разложи по оттенкам”, “Составь из частей цветок” и др.

Дидактические игры на развитие глазомера “Какой предмет больше, меньше?”, “Что дальше, что ближе”, “Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет” и др.

Игры на развитие зрительного внимания и памяти “Угадай, что изменилось?”, “Чего не стало?”, “Найди такой же предмет”.

25

Игра “Кто скорее соберет листья” ставит своей задачей научить различать от какого дерева лист.

В игре “Найди каждому ребенку свою игрушку” по характерным движениям дети должны подобрать игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим детям волчок, мячик и т. д. Дети должны внимательно рассмотреть, а затем определить, для какого действия характерна та или иная поза и найти игрушку, с которой играет ребенок.

Дидактическая игра “Одень куклу”. Детям даются каждому кукла своего размера. На столе лежит одежда соответствующего размера для всех кукол, дети отбирают одежду. Задание дается с учетом скорости.

Игра “Какой геометрической фигуры не стало”. Все геометрические фигуры яркой окраски, разного размера. Детям предлагается запомнить расположение фигур, а затем одно из них убирается. Следует угадать, какую фигуру спрятали. В игре “Составь из частей целое” предлагается из простых форм предметов пирамидки, флажки, матрешки составить целое.

Дидактическая игра “Кто скорее нанижет свои бусы”. Даются наборы бус разного размера и образец нанизывания бус по убывающей величине.

Игра “Найди в групповой комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины”. Каждый ребенок получает свою мерку. Дается задание, кто скорее найдет предмет соответственно мерке: длины, высоты, ширины.

Игра “Найди предмет по форме геометрической фигуры”. Детям даются различные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник и геометрические тела: конус, шар, цилиндр, эллипс, призма. Найти предметы такой же формы.

В игре “Каждый игрушке свое место” дети должны соотнести величину коробки и игрушки.

Игра “Чей телефон?” дети выкладывают на фланелеграфе вырезанные из картона изображения игрушек. Задание: проследить глазами по шнуру, кто с кем говорит по телефону. Задание дается на время, кто скорее выполнит задание.

Важным условием развития пространственной ориентации и зрительных ощущений во время прогулки являются такие игры как: “Сравни два дерева”, “Чьи следы на снегу?”, “Рассмотри радугу”, “Сравни снежинки”, “Пройти путь на звук”, “Найди дерево, цветок по картинке” и т. д.

Нужно учить детей наблюдать изменения природных явлений, смену времен года, показать большие и маленькие льдинки, сравнить их, учить рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как “Назови цвета первых упавших листьев”, “Узнай растение по листочку”, “Назови растение по ростку и месту посадки” и т. д.

26

Эти игры способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, понимания пространственных представлений.

Игра на формирование у детей представлений о перспективе: “Выложи такой рисунок” (на фланелеграфе). Дается образец рисунка (с 2—4 плановой перспективой) и точно такие же вырезанные детали этого рисунка. В задании требуется выложить на фланелеграфе сначала те предметы, которые расположены на переднем плане, затем на среднем и заднем.

В игровом задании “Кто с каким мячом играет?” дети прослеживают по линиям, соединяющим девочек и мальчиков с разноцветными шарами на рисунке, называют направление движения объектов: вверх-вниз, влево -вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.

Дидактическая игра “Угадай, где позвонили?”. Детям предлагается на слух узнавать направление звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т. д.

Игра “Угадай, кто позвал?”. Ребенку предлагается определить, кто из товарищей его позвал.

Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Назовем отдельные из них.

Игра “Котятки и перчатки”. Детям раздаются карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка:

Потеряли котятки

От костюмов перчатки

Прибежали ребятки

Отыскали перчатки.

 

Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета.

Игра “Угадай по описанию”. Детям предлагаются картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда, мебель и др.). Дидактическое задание “Загадать загадку, описать предмет”. Кто отгадает, то получает карточку. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек.

Дидактические упражнения:

1) нарисовать, что данное слово обозначает;

2) связать слово с иллюстрацией, его изображающей;

3) произнести слоги похожих слов;

4) составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.

27

Следует широко использовать сенсорно-двигательные игры для упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, размеров, величин на всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине, оттенкам.

Детям предлагаются игры-упражнения типа: найди знакомые качества в других предметах (понятие тождества), сравни, сопоставь (понятие различия), всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.

Простейшие игры-задания развивают у ребенка способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции — обобщению).

Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, целый ряд игр, описание которых приводилось, может быть использован педагогами для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.

 

Л. А. ГРИГОРЯН

Институт коррекционной педагогики

 

ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПРЕНИЯ

Слепота является одной из важнейших проблем здравоохранения.

Согласно оценке, в мире насчитывается не менее 28 млн. слепых, если слепоту определить как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 м, то есть, придерживаться определения слепоты, рекомендованного ВОЗ. В общей сложности насчитывается 42 млн. человек с тяжелым снижением зрения, то есть имеющих остроту зрения меньше 0,1 или неспособных, сосчитать пальцы на расстоянии 6 м.

Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов, грубые очертания их, но и ощущать свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю.

При наличии остроты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции зрения (очки) обладателя его следует относить к слепым.

Острота зрения является весьма важной зрительной функцией, однако пользоваться только этой функцией для решения вопроса о том, является ли исследуемый человек слепым или нет, неправильно.

Например, резкое сужение границ поля зрения у больных пигментной дегенерацией сетчатки, несмотря на высокую остроту зрения, лишает их возможности читать и ходить без посторонней помощи. Вследствие этого, такие больные должны быть отнесены к слепым.

В практических целях зрение от светоощущения до 0,04 включительно называют остаточным для того, чтобы отличить эту группу слепых от тех, у которых оно равно нулю.

Остаточное зрение недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые лица с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать написанное крупным шрифтом на близком расстоянии. Поэтому их целесообразно обучать чтению и письму как слепых, и давать им соответствующую профессиональную подготовку.

К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 0,05 до 0,4.

29

Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких, как чтение, письмо и некоторых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.

Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не является неизменным. Оно может ухудшаться, так как у детей нередко имеют место незаконченные патологические процессы. Под влиянием ношения очков, разумной тренировки и лечения зрение может и улучшиться.

Встречающиеся у детей дефекты зрения могут быть разделены на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим следует относить заболевания первичной и вторичной глаукомой, незаконченные атрофии зрительных нервов, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки и т. д.

К стационарным дефектам следует относить пороки развития, например, микрофтальм, альбинизм, а также такие не прогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговиц, катаракты, послеоперационная афакия и т. д.

Нередко нарушения зрения у детей сопровождаются поражениями нервной системы, отставанием психического и физического развития, аномалиями развития других органов.

Часто глазная патология встречается в форме комбинированного поражения. Понижение остроты зрения у детей с патологией глаз нередко обусловлено сочетанием органических и функциональных изменений. Наличие функциональных нарушений создает потенциальные возможности для улучшения зрения при слабовидении и у лиц с остаточным зрением.

За последние годы отмечается выраженная тенденция к относительному увеличению числа слабовидящих за счет соответствующего уменьшения числа слепых. О причинах слепоты и слабовидения можно судить по имеющимся в литературе данным обследования школ для слепых и слабовидящих. Основной причиной детской слепоты и слабовидения является врожденная патология органа зрения, составляющая в последнее время, по данным исследований многих авторов, около 80%. Наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слабовидения у детей являются высокая миопия, врожденная катаракта, атрофия зрительного нерва, микрофтальм, заболевания сетчатой и сосудистой оболочек, помутнение роговицы, травмы, новообразования, врожденная глаукома и др.

Трудно переоценить важность усилий, направляемых на профилактику вышеперечисленных заболеваний, а также на предотвращение или замедление их прогрессирования.

30

При этом борьба с указанными заболеваниями у детей — удел далеко не только родителей, но и — учитывая социальный характер вероятных последствий этих аномалий зрения — государства, прежде всего, органов здравоохранения и просвещения. Естественно, успешная борьба с этими грозными недугами возможна только тогда, когда каждый воспитатель детского сада, каждый педагог школы будет обладать хотя бы определенным минимумом Знаний по детской офтальмологии.

Рассмотрим некоторые заболевания, которые наиболее часто осложняются слепотой и слабовидением.

Близорукость — это такая аномалия зрения, при которой человек плохо видит удаленные предметы, объекты. Установлен ряд причин, ведущих к возникновению и прогрессированию близорукости (Э.С. Аветисов, 1986). Основные из них: 1) зрительная работа на близком расстоянии — ослабленная аккомодация; 2) отягощенная по близорукости наследственность; 3) ослабленная склера.

Возникновению и развитию близорукости способствуют ослабление организма ранее перенесенными заболеваниями, хронические инфекции, избыточная зрительная нагрузка, генетический фон, нарушения гигиенических условий. К последним относятся: недостаточная освещенность рабочего места, плохо приспособленная мебель (дома и в школе), неправильная посадка во время работы на близком расстоянии, чтение лежа, в транспорте, малоподвижный образ жизни.

Чтобы замедлить прогрессирование близорукости, прежде всего, необходимо создать оптимальные условия для зрительной работы. Большое значение имеет достаточное освещение рабочего места школьника. Для этого стол, за которым занимается ребенок, следует ставить у окна, так, чтобы свет падал с левой стороны. Слева же и чуть спереди помещают настольный светильник с лампочкой мощностью 60 ватт.

Для устранения препятствий к проникновению в учебное помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и другие предметы. Загрязненные окна задерживают до 50—70% света и до 50% ультрафиолетовых лучей. Поэтому необходимо мыть окна 3— 4 раза в год снаружи и 1—2 раза в месяц изнутри. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Освещенность от ламп в классных комнатах в школе на партах и классной доске должна быть 400—500 люксов.

Во время занятий необходимо следить, чтобы расстояние от глаз до книги или тетради составляло 30—35 см. Это приблизительно соответствует длине руки от локтя до кончиков пальцев. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего можно приспособить специальную подставку или подложить под книгу какой-нибудь предмет.

31

Нельзя читать в транспорте, так как неустойчивое положение книги во время движения затрудняет чтение, побуждает ближе подносить текст к глазам, что способствует быстрому утомлению глаз.

Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30 минут занятий необходим 10-минутный отдых.

Предотвращению близорукости или ее развития способствуют: общее укрепление организма, правильный режим дня в целом, полноценное питание, занятия физкультурой и спортом. Очень важно предупреждение и своевременное лечение общих заболеваний (ревматизма, тонзиллита, нарушения осанки и пр.).

С целью предупреждения или замедления прогрессирования близорукости назначают и проводят рефлексотерапию (иглоукалывание). У детей чаще применяется электропунктурная рефлексотерапия.

Предупреждению осложнений близорукости и ее прогрессирования способствует применение ряда медикаментозных средств. Выбор препаратов, определение методики их применения и частоты повторных курсов лечения следует производить на основе оценки индивидуальных особенностей течения близорукости.

Чтобы замедлить прогрессирование близорукости, особенно при слабых ее степенях, полезно проводить специальные тренировочные упражнения для глаз: упражнения с линзами (в условиях специализированного глазного кабинета), на приборе “Биоритм”, упражнения типа “метка на стекле” и на аккомодотренере — приборе ДАК (в домашних условиях).

Необходимо четко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Тренировки могут благотворно влиять на состояние глаз, но могут и привести к ухудшению зрения. Все зависит от степени близорукости, особенно осложненной, при которой противопоказаны все виды спорта, связанные с резкими перемещениями тела и возможностью его сотрясения, поднятиями тяжестей, большими физическими напряжениями. Однако в индивидуальном порядке и при высокой близорукости можно рекомендовать такие физические занятия, как утренняя зарядка со специально подобранным комплексом упражнений, туризм, плавание.

При не осложненной близорукости до 5,0 дптр можно и полезно заниматься спортом.

Возможность использования контактных линз при близорукости слабой и средней степени определяется профессиональными показаниями.

32

В случае быстропрогрессирующей близорукости, сопровождающейся резким понижением корригированной остроты зрения, может применяться хирургическое лечение, целью которого является укрепление заднего полюса глаза. Такие операции проводятся только в специализированных учреждениях.

Дети с близорукостью должны постоянно находиться на диспансерном учете у окулиста. Один-два раза в год они подлежат осмотру в глазном кабинете.

Травмы глаз у детей до настоящего времени занимают значительное место среди причин слепоты и инвалидности с детства. По данным различных авторов, частота повреждений органа зрения среди детей колеблется от 0,8 до 4,0 и 6,0 на 1000 детского населения.

Исходы травм глаз зависят в большей степени не только от тяжести повреждения, но и от своевременности и качества оказанной первой помощи. Поэтому большое значение имеет правильная организация оказания неотложной помощи детям при травмах глаз и профилактики повреждений.

С целью предупреждения ранений глаз у детей необходимо соблюдение некоторых специальных правил:

— предметы, которыми дети, превращая их в игрушки, могут ранить глаза, необходимо хранить в местах, недоступных для детей;

— за досугом детей дома, в школе, детском саду, на улице и в других местах необходим постоянный надзор. В школе педагоги должны обеспечить порядок на переменах, не допускать опасных игр, отбирать у детей предметы, которыми можно повредить глаза;

— нужно использовать все возможные меры для благоустройства дворов (устранения захламленности, удаления осколков стекла, камней, проволоки и т. п.), осуществления систематического наблюдения за их санитарным состоянием, организации специальных площадок для игр детей;

— необходимо организовывать для детей безопасные и в то же время интересные игры, а также отдых детей во время каникул;

— необходимо воспитать у детей умение пользоваться предметами домашнего обихода, которыми можно повредить глаза при неправильном обращении с ними (нож, вилка, ножницы, иголка и т. д.).

Рабочее место по оказанию неотложной помощи детям при повреждении глаз, которое должно быть организовано в медицинских кабинетах школ, должно быть укомплектовано следующими оборудованием, материалами и медикаментами (А. В. Хватова, 1985):

биксы малые.                                                                      2

бинты в стерильной упаковке                                            5

вата гигроскопическая в стерильной упаковке                 2

векоподъемники Демарра                                                  2

игла копьевидная для удаления инородных тел                         1

лампа настольная                                                                1

33

офтальмоскоп (в глазном кабинете).                                          1

лупа бинокулярная                                                             1

лупа в 20 диоптрий                                                              1

набор стерильных салфеток и ватно-марлевых подушечек 10

липкий пластырь                                                                  1

палочки стеклянные                                                            10

пипетки глазные                                                                  10

почковидный тазик                                                             2

стерилизатор                                                                       1

шприцы емкостью 1 и 2 мл                                                2

резиновый баллончик                                                         1

набор медикаментов: раствор сульфацила натрия (глазные капли) 20% и 30%; столбнячный анатоксин; раствор дикаина 0,25%; раствор левомицетина 0,25%; раствор бриллиантовой зелени 1% спиртовый; изотонический раствор натрия хлорида 0,9%; фурациллин 0,02%; (для промывания); 3% тетрациклиновая и др. глазные мази.

Глаукома объединяет группу заболеваний, характеризующихся повышением внутриглазного давления до уровня, приводящего к снижению зрения. Среди причин слепоты у детей врожденная глаукома встречается в 7—12% случаев, несмотря на ее относительную редкость — 0,006—0,008% случаев от общей популяции и 0,01—0,02% случаев среди новорожденных. Успех лечения врожденной глаукомы во многом зависит от того, насколько рано выявлено заболевание, и от того, насколько своевременно начато лечение. В поздних стадиях заболевания шансы на успешный исход, даже после нескольких повторных операций, значительно снижаются.

Врожденная глаукома может быть наследственной, либо возникает в результате воздействия на зародыш или плод различных неблагоприятных факторов как внешней, так и внутренней среды (физические, химические, биологические). Причинами ее могут быть инфекционные заболевания матери во время беременности (коревая краснуха, грипп, паротит, токсоплазмоз и др.), эндокринные нарушения и др.

В целях сохранения зрительных функций чрезвычайно важно вовремя выявить заболевание и осуществить оперативное вмешательство. Операция — основной метод лечения врожденной глаукомы. Медикаментозная терапия назначается дополнительно.

Слабовидящие дети с гидрофтальмом нуждаются в строгом режиме в отношении физических нагрузок. Им противопоказаны работы и физические упражнения, сопровождающиеся подъемом тяжестей, наклонами головы. Они не должны делать ничего такого, что способствует повышению внутриглазного давления. Этим детям противопоказано длительное пребывание на солнце, в жарком помещении. Они не должны находиться в темном помещении, так как при этом расширяется зрачок, что может привести к повышению офтальмотонуса.

34

Ретинобластома — злокачественная опухоль оболочки глаза, наблюдающаяся, главным образом, у детей младшего возраста.

Успех лечения ретинобластомы в большой степени зависит от своевременности начала лечения. Поэтому в данном случае особенно важное значение приобретает раннее выявление заболевания. В связи с существованием наследственных форм ретинобластомы, следует настойчиво рекомендовать не иметь детей лицам, перенесшим ретинобластому, а также родителям детей, больных семейной формой этого заболевания.

Для уменьшения количества больных с генетически детерминированной патологией органа зрения, степени инвалидности по зрению, достижения стабилизации зрительных функций целесообразно проводить раннюю диагностику, назначение своевременного адекватного хирургического и консервативного лечения, осуществлять медико-генетическое консультирование, в первую очередь, семей, имеющих глазные заболевания.

Воспаления сосудистой оболочки (увеиты) чаще всего обусловлены ее богатым кровоснабжением и медленным током крови, что благоприятствует задержке в нем микробов, вирусов.

Диагностика увеитов должна быть основана на результатах офтальмологического, общеклинического, клинико-лабораторного исследований и анамнестических данных.

Всех детей, у которых заподозрен увеит, необходимо срочно госпитализировать и обследовать в условиях глазного стационара. При подтверждении диагноза увеита дети должны быть взяты на активное диспансерное наблюдение и, при необходимости, получать профилактическое противорецидивное лечение в глазном учреждении.

Характерными признаками увеитов у детей являются малозаметное начало, подострое или хроническое течение. Для того, чтобы обнаружить заболевание сосудистой оболочки в ранних стадиях и, следовательно, своевременно начать лечение, необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: проводить обязательный осмотр глаз и определять остроту зрения при любом заболевании ребенка, начиная с рождения и до 15 лет.

В структуре детской глазной заболеваемости на долю патологии сетчатки приходится не более 1% случаев. Патологические процессы в сетчатке характеризуются рядом признаков, которые могут обусловливаться различными причинами. Например, почечная, диабетическая, гипертоническая, ревматическая, лейкемическая, анемическая ретинопатии.

35

Дегенерации сетчатки у детей наблюдаются сравнительно редко и проявляются они преимущественно в виде пигментной и точечной белой дегенерации, дегенерации желтого пятна Штаргардта, детской дегенерации желтого пятна (болезнь Беста) и синдрома Лоренса-Муна-Борде-Бидля. Все эти и другие разновидности дегенерации имеют врожденно - наследственный характер. Однако клинические признаки могут проявляться у детей в дошкольном и более старшем возрасте. Часто дети сами указывают на плохое зрение, особенно при преимущественном поражении одного глаза. Дети более старшего возраста предъявляют жалобы на ухудшение зрения в сумерки, искривление рассматриваемых предметов. Течение ретинодистрофий медленное, прогрессирующее, процесс приводит к слабовидению и слепоте. В последние годы в МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца предложены средства лечения (ЭНКАД, ФАД и др.), которые в ряде случаев дают обнадеживающие результаты.

Отслойка сетчатки может произойти при воспалениях и дистрофиях сосудистой оболочки, ретинопатиях различного характера, опухолях, близорукости высокой степени. Но чаще всего у детей она встречается при травмах (контузиях, ранениях) глаза. Лечение хирургическое или лазерное. Часто неоднократное. Дети, перенесшие отслойку сетчатки, должны избегать физических напряжений.

Атрофия зрительного нерва — не самостоятельное заболевание, а состояние, являющееся следствием разнообразных патологических процессов. Наиболее частыми причинами атрофии зрительного нерва у детей являются инфекционные воспалительные заболевания центральной нервной системы и зрительного нерва (до 50% случаев), врожденная и приобретенная гидроцефалия, опухоли головного мозга. Особое значение у детей имеют врожденные и наследственные атрофии зрительного нерва. Врожденная атрофия развивается при различных внутриутробных заболеваниях головного мозга, в том числе и семейно-наследственных. Для заболевания характерно нарушение зрительных функций. Ранним и частым (у 70% больных) симптомом является приобретенное нарушение цветового зрения.

Лечение атрофии зрительного нерва должно быть по возможности патогенетическим и направлено на устранение причины атрофии (удаление опухоли мозга, ликвидация внутричерепного давления и др.). Неспецифическое лечение направлено на улучшение кровообращения, стимулирование жизнедеятельности сохранившихся, но угнетенных нервных волокон. Что касается допустимых зрительных и физических нагрузок, то к детям, страдающим атрофией зрительного нерва, следует подходить строго индивидуально. Надо учитывать состояние их зрительных функций, степень выраженности процесса, течение и прогноз заболевания, а также общее состояние.

Врожденные катаракты встречаются примерно в 5 случаях на 100 тысяч детей, однако составляют около 10% от катаракт различной этиологии.

36

Среди причин слепоты у детей на долю врожденных катаракт приходится 13—24%, среди причин слабовидения — 12—13,5%.

Врожденные катаракты могут быть наследственными, либо возникают вследствие влияния различных факторов на хрусталик эмбриона или плода во внутриутробном периоде. Наследственные формы составляют 25—33% от врожденных катаракт, часто встречаются у нескольких членов одной семьи.

Причиной развития врожденных катаракт могут оказаться различные заболевания матери во время беременности: сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения и др. Особое значение имеют инфекционные заболевания, вызываемые бактериями, вирусами. Большинство вирусов способно проникнуть через плаценту и инфицировать плод, являясь причиной развития катаракты и других аномалий, которые могут возникать при краснухе, ветряной оспе, герпесе, гриппе. Наиболее опасным периодом воздействия тератогенных факторов на орган зрения является 3—7-я недели беременности.

Врожденная катаракта редко представляет собой изолированное поражение хрусталика, часто она сочетается с другими патологическими изменениями органа зрения, а также других органов и систем организма ребенка. Различные дефекты органа зрения наблюдаются у 36—77% детей с врожденными катарактами: косоглазие, нистагм, микрофтальм, патология роговицы, сетчатки, зрительного нерва и др. Следствие врожденных катаракт — обскурационная амблиопия — недоразвитие зрительного анализатора в результате отсутствия светового раздражителя сетчатки.

Осложненные катаракты — помутнение хрусталика, развивающиеся при хронических заболеваниях глазного яблока — иридоциклите, увейте, дистрофиях, отслойке сетчатки, глаукоме и др.

Вторичные катаракты — зрачковые мембраны, которые образуются после удаления катаракт. Они развиваются в различные сроки после экстракции катаракт разной этиологии: врожденных, травматических, осложненных.

Лечение катаракт — хирургическое.

Афакия (отсутствие в глазу хрусталика) может быть врожденной или возникает после удаления катаракты.

Лечение катаракт у детей, помимо хирургического вмешательства с последующей медикаментозной терапией, включает комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для зрения и его развития: 1) оптическую коррекцию афакии (очки; контактные линзы — особенно при односторонней афакии). 2) интроаокулярную коррекцию афакии — имплантацию искусственного хрусталика, 3) лечение обскурационной амблиопии, 4) лечение косоглазия, 5) ортоптическое лечение, 6) лечение инстагма.

37

Слабовидящие дети с афакией и подвывихом хрусталика должны быть ограничены в части физических нагрузок, связанных с резкими движениями, поднятием тяжестей, сотрясениями тела и т. п.

Мероприятия по профилактике нарушений зрения могут быть условно разделены на общие и специальные.

К общим мероприятиям относятся:

— воспитание здорового ребенка;

— организация летних лагерей с включением в программу пребывания в них детей офтальмологических мероприятий;

— организация в школах врачами-педиатрами и медицинскими сестрами проведения зрительных упражнений по определенным методикам, рекомендованным офтальмологом, а также контроль за проведением этих уп<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.