Житие Брайана по Монти Пайтону — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Житие Брайана по Монти Пайтону

2022-07-06 32
Житие Брайана по Монти Пайтону 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

MONTY PYTHON'S LIFE OF BRIAN

 

Страна-производитель и год выпуска: Великобритания, 1979

Компания-производитель / дистрибьютор: Handmade Films, Ltd. / Warner Bros. (США)

Формат: звуковой, цветной

Продолжительность: 94 мин

Язык: английский

Продюсеры: Джон Голдстоун, Тим Хэмптон, Джордж Харрисон, Денис О'Брайен

Режиссер: Терри Джонс

Авторы сценария: Грэхэм Чепмэн, Джон Клиз, Терри Гильям, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэйлин

Награды: нет

Жанр: комедия

В ролях: Грэхэм Чепмэн (Мудрец № 2 / Брайан / Большоус Членус), Джон Клиз (Мудрец № 1 / Per / начальник-еврей / центурион / Смертоносный Клинок / Артур), Терри Гильям (человек № 2 / тюремщик / Пророк Крови и Грома / Фрэнк), Эрик Айдл (г-н Наглец / Стэн / Лоретта / Гарри Спорщик / подсудимая / Уоррис / Юность / помощник тюремщика / Отто / г-н Фрисби III), Терри Джонс (Мэнди / Колин / святой Симон / праведный Прохожий), Майкл Пэйлин (Мудрец № 3 / г-н Большой Нос / Фрэнсис / г-жа А / бывший прокаженный / Диктор / Бен / Понтий Пилат / Пророк Зануда / Эдди / Последователь Туфли / Несус Ветус), Теренс Бэйлер (Грегори), Кэрол Кливленд (миссис Грегори), Кеннет Колли (Иисус)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Этот фильм мог бы так никогда и не выйти, если бы рок-музыкант и бывший член группы «Битлз» Джордж Харрисон не предоставил необходимую сумму в качестве продюсера от лица специально для этого созданной им компании Handmade Films, Ltd. Группа, снимавшая «Монти Пайтона», испытывала финансовые затруднения после съемок фильма «Монти Пайтон и святой Грааль», пародии на легенды о короле Артуре. Спонсоры не очень рвались поддержать компанию Python Pictures, Ltd., однако Харрисон хотел, чтобы фильм нашел своего продюсера. Рабочее название фильма было «Брайан из Назарета и Иисус Христос: жажда славы», однако кинематографисты в конце концов утвердили название «Житие Брайана» для своего повествования о вынужденном мессии, Брайане Коэне, чья жизнь — копия жизни Христа, и сатирического изображения последователей. Когда Брайан Коэн появился на свет в конюшне, соседней с той, в которой родился Иисус, трое мудрецов сначала бросаются к нему, но потом, увидев сверхъестественное сияние из соседней конюшни, бросаются туда. Когда мудрецы возвращаются в конюшню Коэнов, им остается только отнять у матери Брайана фамильное золото, ладан и мирт. Время идет, и в 33 г. н. э. Брайан слушает Нагорную проповедь, когда вокруг него слышится шепот: «Благословенны сыроделы? Кто такие сыроделы?»

История сводится к субъективному, искаженному взгляду на нее Монти Пайтона, когда зрители видят Израиль, отчаянно нуждающийся в человеке, который избавил бы их от римлян. Возникают революционные организации, формируются противоборствующие группировки: Народный фронт Иудеи и Иудейский народный фронт — непримиримые противники, — и к ним присоединяется Популярный фронт Иудеи, отколовшаяся группировка, состоящая из одного человека. Брайан присоединяется к Народному фронту Иудеи, антиримской революционной организации, и ее члены по ошибке принимают его за мессию. С этого момента его неотступно преследуют обожатели. Он велит им стараться быть индивидуальностями, а не стадом баранов, а они хором отвечают: «Мы станем индивидуальностями». В отчаянии Брайан говорит им: «Да пошли вы на…», а они спрашивают его, в каком именно направлении он хотел бы, чтобы они пошли. В версии Пайтона Понтий Пилат — человек с дефектом речи, который приказывает своей охране: «Взять его, центу'ион!» Фильм пародирует не Иисуса Христа, а его последователей, которые могли неправильно истолковать его идеи, слепо подчиняясь приказам тогда, когда следовало бы подумать самим. В конце Брайана, как Иисуса, распинают, однако в сцене, характерной для большинства хаотичных финалов фильмов Монти Пайтона, звучит хор жертв распятия, с воодушевлением поющий: «Always Look on the Bright Side of Life»[8].

 

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

 

Кинематографисты не скрывали, что ожидают большой полемики вокруг фильма, когда он выйдет в прокат в 1979 г., и подчеркивали его провокационный характер с помощью таких рекламных слоганов, как: «Посмотрите неоднозначный, кощунственный и богохульный фильм. Но если это вас не развлечет, посмотрите «Житие Брайана». Как заметил Билл Маклохлин, «несмотря на то, что христианство — только третья по количеству последователей во всем мире религия, кажется, именно христиане — самые ярые критики современного кинематографа». И они действительно громко заявили о своих взглядах на фильм «Житие Брайана». В первый же год проката в Норвегии фильм запретили, а в Италии он оставался под запретом до 1991 г. Совсем недавно, в 2000 г., в Ирландии этот фильм занесли в список запрещенных, хотя, по наблюдению Дэвида Д'Арси, «владельцы пабов и клубов срывают большой куш, заставляя людей смотреть этот фильм на видео, что не регулировалось законами того времени. Цензуру побил видеомагнитофон».

В Соединенных Штатах в некоторых городах, особенно на юге страны, религиозные лидеры различных конфессий устраивали пикеты и протесты против демонстрации «Жития Брайана» в кинотеатрах и «окуривали ладаном членов группы «Выдающиеся люди Библии», которые пикетировали Warner Brothers, студию-дистрибьютора фильма в США. Шестерых работников компании Monty Python назвали «язычниками, еретиками, безбожными атеистами и даже хуже». В городе Валдоста, штат Джорджия, разъяренные горожане потребовали от суда прекратить демонстрацию фильма и местный судья выдал временный запрет на показ картины. На следующий день он отменил постановление, так как суды не могут преследовать фильм по религиозным соображениям. Подобный ход признали бы неконституционным на основании решения Верховного суда США по делу «Бёрстин против Уилсона» (см. «ЧУДО») о том, что художественные фильмы защищаются конституцией от цензуры штатов и не могут запрещаться только потому, что цензоры сочли их богохульными и еретическими.

Фильм продолжал оставаться предметом полемики. В 1996 г. в Мюнхене один из диалогов в фильме стал объектом попытки цензуры через Интернет, когда немецкие прокуроры вычислили пользователя сервера «доска объявлений Fidonet», содержащего антиеврейскую пропаганду. После того как на сервере был найден адрес этого пользователя, ему было велено явиться в один из полицейских участков Мюнхена, где его допросили, не размещал ли он… следующие реплики из фильма: «Вместе с Иудейским народным фронтом! Да здравствует Народный фронт Иудеи!» В 1998 г. в решении, которое стало главной победой британских кинематографистов, старающихся контролировать то, как их продукция в последующие годы будет редактироваться для дополнительных рынков сбыта, в том числе телевидения и видео, суд Великобритании вернул компании Monty Python, Ltd. права на фильм «Житие Брайана», обнаружив нарушения контракта со стороны дистрибьюторов. В изначальном варианте контракта с компанией Харрисона Handmade Films, Ltd. съемочной группе предоставлялось право одобрить любые дополнительные продажи и изменения фильма. Когда компания Handmade продала фильм в 1994 г. компании Paragon Entertainment Corp., дистрибьютор выдал лицензию на неограниченную демонстрацию фильма одному из британских телеканалов. Суд определил, что эта ошибка аннулирует сделку и поэтому права на фильм должны быть возвращены компании Python.

 

ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН

THE TIN DRUM

 

Страна-производитель и год выпуска: Германия, 1979 (Die Blechtrommel)

Компания-производитель / дистрибьютор: Franz Seltz Filmproduction / New World (США, 1980)

Формат: звуковой, цветной

Продолжительность: 142 мин

Язык: немецкий

Продюсеры: Анатоль Дауман, Франц Зейц

Режиссер: Фолькер Шлёндорфф

Авторы сценария: Жан-Клод Карьер, Гюнтер Грасс (роман), Фолькер Шлёндорфф, Франц Зейц

Награды: 1980 г. — премия «Оскар»: лучший зарубежный фильм;

1980 г. — кинофестиваль Bodil (Дания): лучший европейский фильм (Фолькер Шлёндорфф, режиссер);

1979 г. — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (Фолькер Шлёндорфф); премия Немецкой киноакадемии: выдающийся художественный фильм;

1980 г. — премия «Золотой экран» (Германия): «Золотой экран»;

1980 г. — премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса: лучший зарубежный фильм;

1980 г. — премия Национальной комиссии по цензуре, США: лучший зарубежный фильм

Жанр: драма

В ролях: Марио Адорф (Альфред Матцерат), Ангела Винклер (Агнес Матцерат), Давид Беннент (Оскар Матцерат), Катарина Тальбах (Мария Матцерат), Даниель Ольбрыхски (Ян Бронски), Тина Энгель (Анна Колячек в юности), Берта Дрюс (Анна Колячек в старости), Роланд Теубнер (Йозеф Колячек), Тадеуш Куниковски (дядя Винценц), Андреа Ферреоль (Лина Грефф), Хайнц Беннент (Грефф), Илзе Паге (Гретхен Шеффлер), Вернер Рем (Шеффлер), Кете Йенике (мамаша Трукзински), Хельмут Брасх (старый Хайландт), Otto Зандер (музыкант Мейн), Вигенд Виттиг (Герберт Трукзински), Мариелла Оливери (Розвита), Фриц Хакль (Бебра)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

«Жестяной барабан», поставленный по вызвавшему множество споров роману Гюнтера Грасса, — сюрреалистический рассказ о юном Оскаре Матцерате, взросление которого происходит во время зарождения нацизма в Германии. Оскар отказывается появляться на свет до тех пор, пока его мать, Агнес, не подкупает сына, пообещав в подарок жестяной барабан, когда тому исполнится три года. Когда наконец наступает этот день и Оскар получает долгожданный подарок, он дает себе клятву, что перестанет расти и останется трехлетним навсегда. Это решение будет управлять его жизнью до 18 лет. Он принимает его, потому что не желает становиться лицемером, как взрослые в его семье, и ему удается остановить свой рост, после того как он намеренно падает с лестницы в подвал. Действия Оскара преследуют еще одну цель: отец, Альфред, всю оставшуюся жизнь будет винить себя за то, что оставил дверь в подвал открытой. Со временем Оскар становится болезненно привязан к своему барабану, в который он безжалостно стучит всякий раз, когда его что-то раздражает. Когда Альфред пытается отнять у него барабан, Оскар обнаруживает у себя еще один талант — кричать таким писклявым голосом, что бьется стекло. Оскар гордится тем, что он — медицинская аномалия, но, несмотря на желание оставаться ребенком, он развивается физически. В фильме есть по крайней мере три намека на то, что он вступает в сексуальные отношения с 16-летней Марией. Оскар — единственный в Данциге, кто действительно понимает опасность постепенного подъема нацизма, тайная цель которого — тотальная власть, в то время как остальные герои подобострастно за этим наблюдают. Оскар нарушает планы фашистов, предупреждая об их появлении громким боем своего барабана.

 

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

 

Картина «Жестяной барабан» завоевала множество наград в 1979–1980 гг., в том числе и «Оскар», однако в 1997 г. Американская фундаменталистская религиозная организация в Оклахоме заявила, что фильм является «детской порнографией». Это привело к гражданским искам и конфискации видеокассет правоохранительными органами. Фильм находился в свободном доступе на видео и широко распространялся по всем Соединенным Штатам, в том числе и в Оклахоме, и за это время «ни разу со стороны правительства не было заявлений, что фильм «Жестяной барабан» непристоен или же является детской порнографией» (дело «Ассоциация производителей видеопрограммного обеспечения, Inc. против Оклахомы» и др.). Жалобы начались после того, как житель Оклахома-Сити услышал по радио о бывшей студентке Bethel College and Seminary — колледжа и семинарии Бетель в Миннесоте, которая отказалась от задания посмотреть фильмы «Жестяной барабан», «Вода и шоколад» (Like Water for Chocolate) и «Поступай правильно» (Do the Right Thing). Студентка заявила, что эти фильмы — порнографические и «противоречат тому, что она ожидала увидеть в колледже и семинарии», и подала иск (дело «Sisam против Bethel College and Seminary (1997)»), который суд отклонил, не обращаясь к Первой поправке, как «в корне неверные нападки на качество образования Бетельского колледжа».

Житель Оклахома-Сити, который услышал передачу по радио, отправился в местную библиотеку и проверил копию фильма «Жестяной барабан», а затем отдал ее в полицию для просмотра и заявил, что фильм является нарушением закона Оклахомы о непристойности. После этого полицейские отправились к окружному судье Ричарду Фримэну, который 25 июня 1997 г. постановил, что фильм является нарушением закона Оклахомы о непристойности, запрещающего изображать детей в возрасте до 18 лет занимающимися сексом. Он сослался на три сцены, в которых мальчик Оскар показан как несовершеннолетний, «участвующий, изображаемый или представляемый» в половом акте с героиней женского пола, 16-летней Марией. Через несколько часов полиция конфисковала все копии фильма в шести магазинах видеопродукции и воспользовалась записями покупателей, чтобы вычислить оставшиеся копии. Поздним вечером полицейские отправились по домам, требуя от жителей вернуть видеокассеты с фильмом.

Так совпало, что Майкл Кэмфилд, директор отдела развития Американского союза гражданских свобод (АСГС) в Оклахоме, услышал об угрозе цензуры для видеокассет и взял фильм в видеопрокате. В пресс-релизе АСГС от 3 июля 1997 г. он заметил: «Я пытался объяснить офицерам, что они покушаются на конституционные права и этот серьезный фильм защищается Первой поправкой, но они все равно конфисковали его». Городские власти пытались запугать выступавших в защиту фильма и угрожали обвинениями в уголовном преступлении «всем владельцам видеокассеты с этим фильмом», даже несмотря на то, что подобные угрозы являлись «неконституционным предварительным запретом, который суды признали одним из вопиющих нарушений свободы слова» (АСГС, 3 июля 1997).

Как заметила Марджори Хайнс, специалист по применению Первой поправки при АСГС, «за последние годы немногие примеры цензуры оказались такими поразительными, как беззаконие, совершенное в Оклахома-Сити полицией и судьей Фримэном» (АСГС, 3 июля 1997 г.). Двадцатого октября 1998 г. федеральный суд постановил, что «Жестяной барабан» не является детской порнографией и, таким образом, не может служить предметом уголовного преступления, предусмотренного законом о порнографии Оклахомы. Окружной судья США Ральф Томпсон за год до этого постановил, что «было совершено нарушение Акта о защите частного просмотра видеофильмов, когда подзащитные и офицеры полиции Хай, Ким и Френч завладели информацией о покупателях, не получив предварительно ордер на обыск, повестку или постановление суда». Далее он сказал, что «Конституция требует состязательного процесса, прежде чем полиция может изымать произведения творчества, такие как фильмы и романы, в качестве незаконных».

Ассоциация производителей видео- и программного обеспечения, Национальная ассоциация торговцев записями и Юго-западный видеопрокат направили гражданский иск в Окружной суд Западного округа Оклахомы против Оклахома-Сити «не для того, чтобы получить денежное вознаграждение… [а] чтобы убедиться, что полиция не предпринимает таких же неконституционных мер по отношению к частной жизни покупателей и выпускаемым произведениям искусства». Майкл Кэмфилд, директор отдела развития АСГС в Оклахоме, тоже стал одним из истцов против Оклахома-Сити, после того как в июне 1997 г. трое офицеров полиции конфисковали взятую в прокате видеокассету с фильмом «Жестяной барабан». В конце концов городской совет Оклахома-Сити и окружной прокурор Боб Мэйси согласились выплатить 575 000 долларов по одному иску. Адвокаты по федеральному делу требовали более 360 000 долларов от города и кабинета окружного прокурора, что заставило многих горожан Оклахома-Сити задуматься о том, зачем допускались подобные нарушения.

 

ЗА ЗЕЛЕНОЙ ДВЕРЬЮ

BEHIND THE GREEN DOOR

 

Страна-производитель и год выпуска: США, 1973

Компания-производитель / дистрибьютор: Mitchell Brothers Pictures / Jartech

Формат: звуковой, цветной

Продолжительность: 72 мин

Язык: английский

Продюсеры: Арти Митчелл, Джим Митчелл

Режиссеры: Арти Митчелл, Джим Митчелл

Авторы сценария: аноним, Джим Митчелл

Награды: нет

Жанр: драма / эротика

В ролях: Мэрилин Чемберс (Глория Сондерс), Арти Митчелл (похититель), Джим Митчелл (похититель), Бен Дэвидсон (Портер), Джонни Киз (Стад), Янк Левайн (водитель грузовика), Джодж С. Мак-Дональд (Барри Кларк, водитель грузовика)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

В числе первых попыток создания «порноискусства» — картин, которые одновременно имели бы откровенно эротическое содержание и принадлежали к мейнстриму, — можно назвать и фильм «За зеленой дверью», авторы которого вдохновились успехом «ГЛУБОКОЙ ГЛОТКИ», вышедшей годом ранее. Сюжетная линия проста: Глорию, молодую и красивую женщину, похищают и отвозят в частный секс-клуб в северной части Сан-Франциско, где она оказывается в центре внимания, с энтузиазмом принимая участие в различных сексуальных утехах. Среди зрителей находится Барри Кларк, холостой водитель грузовика из маленького городка, которого друг привел сюда с целью «просветить». Сначала кажется, что Глория смущена и неуверенна, однако через короткое время она вместе с другими исполняет эротический танец перед зрителями, которые от наблюдения переходят к более активным действиям, и начинается оргия. Во время представления Глория занимается сексом с тремя мужчинами одновременно, отчего зрители заводятся до такой степени, что начинают присоединяться к артистам на сцене. В разгар действа Барри забирает усталую Глорию, и они уходят вдвоем.

 

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

 

Фильм шокировал публику тем, что демонстрировал нечто большее, чем простое изображение полового акта. В отличие от актрис с нарочито провокационной и порочной внешностью, обычно игравших в эротических фильмах, Мэрилин Чемберс обладала свежестью и невинной красотой, благодаря которым получила в свое время роль молодой матери, чье лицо красовалось в рекламных роликах компании Ivory Snow и на коробках с порошком для стирки детских вещей. Более того, фильм был создан для показов не в задних комнатах баров и на мальчишниках, а в специальных кинотеатрах в качестве нового «порно-шика». Картину запретили в округе Саффолк, штат Нью-Йорк, после того, как владелец кинотеатра на 600 мест, расположенного в большом универмаге, показал этот фильм и был обвинен в нарушении пункта 1141 закона штата, который запрещает демонстрацию фильмов, «возбуждающих излишний интерес к сексу, выходящих за привычные рамки откровенности и не имеющих никакой ценности для общества». Судья, слушавший дело, отказался от предложения защитника посмотреть фильм, не принял показаний эксперта относительно «художественных качеств» фильма и запретил картину к показу в округе Саффолк.

Эдвард де Грациа пишет, что в том же году корпоративный совет и окружной прокурор Нью-Йорка подали гражданский иск на создателей фильма, чтобы не допустить его демонстрации в кинотеатрах города. Обвинение заявило, что «многочисленные и разнообразные сексуальные извращения, демонстрируемые в фильме, даже жители Содома и Гоморры сочли бы непристойными», и призвало запретить картину. Дистрибьюторы подали апелляцию в Верховный суд, который подтвердил конституционность действий в деле «Редлик против компании Капри Синема» и заявил, что нью-йоркское законодательство не слишком расширило свои рамки, отдав знаковое дело «Миллер против штата Калифорния» в руки Верховного суда (см. «ПОЗНАНИЕ ПЛОТИ»). Де Грациа и Джонатан Грин также сообщают, что фильм был запрещен в следующих штатах: Техас — с 1974 по 1982 г.; Колорадо — 1975 г.; Джорджия — 1976 г.; Калифорния — 1979 г.

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК

L'AGE D'OR

 

Страна-производитель и год выпуска: Франция, 1930 (в США вышел под названием The Age of Gold)

Компания-производитель / дистрибьютор: Les Films Sonores Tobis / Corinth Films (США, 1979)

Формат: звуковой, черно-белый

Продолжительность: 60 мин

Язык: французский

Продюсер: граф Шарль де Ноай

Режиссер: Луис Бунюэль

Авторы сценария: Луис Бунюэль, Сальвадор Дали

Награды: нет

Жанр: драма

В ролях: Гастон Модо (Мужчина), Лиа Лис (Женщина), Каридад де Лабердеск (горничная девочки), Макс Эрнст (главарь мужчин в загородном доме), Хосе Льоренс Артигас (губернатор), Лайонель Салем (герцог Бланжийский), Жермен Нуазе (маркиза), Дюшанж (кондуктор), Ибаньес (маркиз)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

С первого взгляда может показаться, что «Золотой век» — один из легендарных фильмов Луиса Бунюэля — рассказывает о любви в задавленном предрассудками обществе. Мужчина и женщина стремятся соединиться в любви, однако их семьи, католическая церковь и общество всячески им препятствуют. На протяжении фильма радикальный настрой Бунюэля проходит несколько стадий: от многочисленных нападок на религию до бескомпромиссной критики всего общества. С целью добавить иронии к уже настораживающим и противоречивым кадрам Бунюэль выбирает в качестве музыкального сопровождения классическую музыку: произведения Рихарда Вагнера, Людвига ван Бетховена и Клода Дебюсси.

Созданный в соавторстве с художником-сюрреалистом Сальвадором Дали, фильм в высшей степени хаотичен. Зрителей буквально забрасывают странными, иррациональными образами. Впервые любовники появляются на экране, валяясь в грязи и пытаясь заняться любовью, в то время как зеваки, символизирующие общество, стоят, повернувшись к ним спиной. Разношерстная толпа, сгруппированная в соответствии с социальным статусом, завороженно наблюдает за комическим представлением о четырех святых, принявших самую обыденную смерть. Ближе всех к сцене — разряженные представители высшего общества, в галстуках, шляпах и драгоценностях. Средний класс расположился чуть дальше и одет скромнее. Рабочие в лохмотьях стоят дальше всех — им почти ничего не видно.

Когда богачи замечают любовников, они грозят кулаками и вызывают полицию, которая забирает мужчину. Плохо структурированный сюжет включает также сон, в котором богато одетый человек — «отец» — расстреливает из винтовки «сына» за мелкий проступок, совершенный в саду. У зрителей должна возникнуть ассоциация между отцом, учением католической церкви и обществом, лишающими человека естественных радостей и любви. Мальчик из сна символизирует человека, который наивно бросает вызов устаревшим устоям общества. Отец настолько рассержен детской насмешкой над его серьезным советом, что дважды стреляет в ребенка из винтовки. Краски окончательно сгущаются, когда проводится параллель между смиренным Христом и участником массовых убийств из «120 дней Содома» маркиза де Сада — финал, перерастающий в вопиющее богохульство.

 

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

 

Когда фильм «Золотой век» только вышел на экраны, его назвали аморальным. Темы секса и естественного состояния человека оказались в центре горячих споров. После премьеры, прошедшей в кинотеатре «Студия 28» в Париже, фильм шесть вечеров подряд собирал полный зал. По окончании первой недели показа консервативно настроенные группы, финансируемые Католической церковью и группировками правого толка, такими как Les Camelots du Roi и Le Jeunesses Patriotiques — «Патриотическая молодежь», организовали акции протеста у кинотеатра и через прессу публично оскорбили Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. Церковь осудила действия продюсера-аристократа Шарля де Ноая, который профинансировал фильм, желая сделать подарок своей жене, и пригрозила ему отлучением. Недовольные становились все более агрессивными и опасными: они разбили афиши, сломали кресла, облили чернилами экран. Этот погром вынудил полицию закрыть кинотеатр и изъять фильм из проката, после чего он был запрещен во Франции.

Протестующие были недовольны отношением к сексуальности, выраженным в фильме, особо отмечая сцену, где женщина посасывает палец на ноге у статуи. Тем не менее непосредственно к запрету фильма в 1949 г. привело неприкрытое неуважение Бунюэля и Дали к церкви, проявившееся в призыве к половым связям до брака, изображении Иисуса в образе убийцы и антикатолических лозунгах, содержащихся в таких кадрах, как панорама Ватикана с надписью «Древний город Рим / Вечный любовник язычников». Даже де Ноай не мог оказать поддержку своим коллегам, так как в фильме бомонд представлялся слишком сексуально закомплексованным. Из страха нарушить статус-кво и противостоять давлению общества он не мог нарушить законы религии.

Несмотря на то что копии фильма демонстрировались в киноклубах и среди отдельных кинолюбителей, официальных показов не было ни во Франции, ни в США до 1979 г., когда влияние Римско-католической церкви значительно уменьшилось.

 

И БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ

ET DIEU CRÉA LA FEMME

 

Страна-производитель и год выпуска: Франция, 1956 (в Великобритании вышел под названием And Woman Was Created, 1956; в США — And God Created Woman, 1957)

Компания-производитель / дистрибьютор: Cocinor (Франция) / Kingsley International

Формат: звуковой, цветной

Продолжительность: 95 мин

Язык: французский

Продюсер: Рауль Ж. Леви

Режиссер: Роже Вадим

Авторы сценария: Роже Вадим, Рауль Ж. Леви

Награды: нет

Жанр: драма

В ролях: Брижит Бардо (Жюльет Арди), Курт Юргенс (Эрик Каррадин), Жан-Луи Трентиньян (Мишель Тардье), Кристиан Маркан (Антуан Тардье), Мари Глори (мадам Тардье), Жорж Пужули (Кристиан Тардье), Джейн Маркен (мадам Морен), Жан Тиссье (мсье Вижье-Лефранк), Изабель Коре (Люсьен), Жаклин Вентура (мадам Вижье-Лефранк), Жак Сирон (Роже), Поль Фэвр (мсье Морен), Жани Муре (девушка), Филипп Грэнье (Перри), Жан Лефевр (Рене), Леопольдо Франсес (танцовщик), Жан Тоскано (Рене)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

В фильме «И Бог создал женщину» снималась, по признанию самого режиссера Роже Вадима, «мечта каждого женатого мужчины», Брижит Бардо. Она сыграла Жюльет, восемнадцатилетнюю сироту, которая становится похотливой и безнравственной юной женой одного мужчины и объектом желания двух других. Жюльет работает в газетном киоске в Сен-Тропе и живет у супругов, которые угрожают отослать ее назад в приют, если она не будет вести себя подобающим образом. Кажется, эта девушка сама не понимает, какую власть она имеет над мужчинами. Жюльет и Антуан, старший сын в рыбацкой семье, привлекают друг друга физически, однако, прежде чем они становятся близки, Жюльет случайно слышит, как Антуан говорит другим мужчинам в душевой, что она — девушка на одну ночь, а не та, с кем можно строить семейную жизнь. Позже он пытается овладеть ею, но она отказывает ему. Когда Антуан уезжает, его младший брат Мишель, который боготворит Жюльет, предлагает ей руку и сердце. Девушка соглашается — Мишель ей нравится, хотя и не вызывает в ней такой страсти, как Антуан. К тому же, выйдя замуж, она обретет свой дом, и ее уже не смогут отправить в приют. Какое-то время Мишель и Жюльет счастливы, но возвращается Антуан и начинает домогаться ее. Он постоянно старается остаться с ней наедине и в конце концов добивается своего. Их находят на пляже в страстных объятиях, и, кажется, они вовсе не сожалеют о содеянном. В результате Мишель впадает в глубокую депрессию. Эрик Каррадин, богатый бизнесмен, пытавшийся купить у братьев землю и дом, чтобы устроить там казино, увидев Жюльет, загорающую в неглиже, тоже решает попытать счастья. Он клеится к ней, пользуясь ее беззащитностью, выражает ей свою симпатию и пытается подпоить. Она напивается допьяна и исполняет откровенный танец. Муж выходит из себя от злобы и ревности и избивает ее. Так заканчивается картина.

 

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

 

«И Бог создал женщину», народу с «ЛЮБОВНИКАМИ» и «ЛЮБОВНИКОМ ЛЕДИ ЧАТТЕРЛИ», представил американской публике новые формы художественного видения и чувственности, прежде невиданные в Голливуде. Еще важнее тот факт, что их популярность вызвала всплеск производства фильмов о природе человеческой сексуальности и взрослении, что, в свою очередь, привело к возникновению большого количества проблем, которые решались в залах суда в пользу дистрибьюторов и публики. Картину «И Бог создал женщину» Общество добродетельных католиков пикетировало в каждом городе, где ее собирались показывать. Тем не менее удалось добиться разрешения на демонстрацию в таких штатах, как Нью-Йорк, Мэриленд и Виргиния. Несмотря на протесты, фильм шел во многих городах Калифорнии, Иллинойса, Кентукки, Миссури, Огайо, Орегона, Пенсильвании, Техаса и Вашингтона. В 1958 г. в Филадельфии назначенная городскими властями комиссия по цензуре решила провести предварительный показ фильма за три недели до официальной премьеры в городе. После просмотра владельцы кинотеатров получили отказ в демонстрации картины от ассистента окружного прокурора, который написал, что закон штата запрещает показ любого фильма «пошлого, богохульного, вульгарного, неприличного или аморального характера», а в кинокартине «И Бог создал женщину» присутствуют четыре из этих пяти составляющих. Владельцам кинотеатров было сделано предупреждение о том, что демонстрация фильма может привести к их аресту и конфискации копий. Двое владельцев кинотеатров, собиравшиеся купить право показа, приняли эти угрозы всерьез: они известили окружного прокурора и компанию-дистрибьютора фильма в США, что разрывают контракт.

Когда это произошло, компания Kingsley International предъявила иск в Апелляционный суд Филадельфии, заявив, что процедура была неконституционной, так как решение слишком расплывчато и непристойность картины не была доказана в суде. Адвокаты потребовали разрешить демонстрацию фильма без вмешательства окружного прокурора и добавили, что в противном случае компания-дистрибьютор понесет «огромные убытки». Приняв во внимание это прошение, суд позволил владельцам кинотеатров демонстрировать фильм в течение одной недели. Сеансы проходили при полном зале, так как зрители понимали, что на следующей неделе они могут уже не увидеть эту картину.

Когда Апелляционный суд Филадельфии отклонил прошение компании Kingsley International, окружной прокурор направил судебных приставов изъять копии и арестовать менеджеров кинотеатров. В ответ на эти действия адвокаты компании Kingsley International подали апелляцию в Верховный суд штата Пенсильвания, который обжаловал это решение. Признав, что окружной прокурор «должен обеспечить исполнение решений о непристойности фильмов», суд постановил, что тот возбудил уголовное дело против владельцев кинотеатров, а не против дистрибьюторов, тем самым заставив последних нести «невосполнимые потери», так как они оказались лишены возможности участвовать в процессе и защищать свои интересы в суде.

 

ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА

THE EXORCIST

 

Страна-производитель и год выпуска: США, 1973

Компания-производитель / дистрибьютор: Ноуа Productions / Warner Bros.

Формат: звуковой, цветной

Продолжительность: 122 мин

Язык: английский

Продюсеры: Уильям Питер Блатти, Ноель Маршалл

Режиссер: Уильям Фридкин

Автор сценария: Уильям Питер Блатти (по своему роману)

Награды: 1974 г. — премия «Оскар»: лучшее звуковое оформление (Роберт Кнадсон и Кристофер Ньюмэн); лучший сценарий, основанный на материале из другого источника (Уильям Питер Блатти);

1974 г. — премия «Золотой глобус»: лучшая режиссерская работа в жанре художественного фильма (Уильям Фридкин); лучший художественый фильм в жанре драмы; лучший сценарий к художественному фильму (Уильям Питер Блатти); лучшая актриса второго плана в жанре художественного фильма (Линда Блэр);

1974 г. — премия Американской гильдии писателей: лучшая драма, основанная на материале из другого источника (Уильям Питер Блатти)

Жанр: драма / ужасы

В ролях: Эллен Бёрстин (Крис Мак-Нил), Макс фон Сюдов (отец Меррин), Ли Дж. Кобб (лейтенант Киндермэн), Китти Уин (Шэрон Спенсер), Джек Мак-Гауран (Бёрк Деннингс), Джейсон Миллер (отец Дэмьен Каррас), Линда Блэр (Ригзн Мак-Нил), преподобный Уильям О'Мэйли (отец Дайер), Мерседес Мак-Кембридж (голос Пазузу)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Снятый по одноименному роману Уильяма Питера Блатти, фильм «Изгоняющий дьявола» рассказывает о 12-летней Ригэн Мак-Нил, казалось бы нормальной девочке, которая со временем становится жестокой, а ее поведение — антирелигиозным. Начальные сцены фильма демонстрируют ее преображение, которое по времени совпадает с находкой в Ираке древней статуи дьявола. Постепенно Ригэн становится все более и более агрессивной, однако ее мать, разведенная актриса, старается не обращать внимания на поведение дочери. Когда жених миссис Мак-Нил разбивается насмерть, упав с лестницы и пролетев несколько этажей, полиция Вашингтона обнаруживает улики, свидетельствующие о том, что он был убит, и подозрение падает на Ригэн. Мать вынуждена признать, что поведение дочери в последнее время сильно изменилось: она стала очень жестокой. Крис начинает подозревать, что в ребенка вселился дьявол. Отчаявшаяся мать просит совета у молодого католического священника, Дэмьена Карраса, который после смерти матери постепенно стал утрачивать веру в Бога.

Каррас соглашается встретиться с Ригэн и приходит к мнению, что единственный способ спасти ее — экзорцизм, но обряд может совершить только Меррин, опытный пожилой священник. Демон, вселившийся в Ригэн, завладел ее голосом и мимикой; он насмехается и издевается над Каррасом, заставляя Ригэн упоминать его мать. В одной сцене демон заставляет девочку мастурбировать с помощью распятия, выкрикивая имя Иисуса.

Оба священника совершают обряд экзорцизма, во время которого Меррин умирает, а Каррас борется с девочкой до тех пор, пока демон не оставляет ребенка и не вселяется в Карраса. Оказавшись во власти злого духа, священник выпрыгивает из окна и разбивается насмерть. Освобожденная от дьявола, Ригэн обессилена, она дрожит, но ничего не помнит и, кажется, становится прежней.

 

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

 

Продюсеры фильма «Изгоняющий дьявола» ожидали неоднозначной реакции: разные комитеты предпринимали попытки подвергнуть цензуре роман, по которому он был снят. Несколько ключевых сцен назывались особенно ужасными. Кроме сцены, в которой Ригэн мастурбирует распятием, в фильме показано, как во время молитвы отца Карраса в часовне статуя Девы Марии постепенно превращается в размалеванную шлюху с обнаженной грудью и эрегированными сосками. Комиссия Американской ассоциации художественных фильмов (ААХФ) присудила фильму код «R», который был назван на Конференции католиков Соединенных Штатов слишком мягким, ведь фильм заслуживал кода «X». Продюсеры также столкнулись с попытками запретить картину в Вашингтоне (округ Колумбия), Бостоне (штат Массачусетс) и Геттисберге (штат Миссисипи).

В Вашингтоне полицейские отдела нравов ответили на жалобы общественности. С разрешения кабинета генерального прокурора США полиция получила приказ предупредить менеджеров кинотеатра Cinema Theatre о том, что они будут арестованы, если на сеансы «Изгоняющего дьявола» пустят несовершеннолетних. Цензоры опирались на законодательство округа Колумбия, запрещающее присутствие несовершеннолетних на сеансах фильмов, в которых демонстрируется даже имитированный половой акт, независимо от того, как одеты актеры, и несмотря на код «R», который допускает присутствие несовершеннолетних в сопровождении взрослых.

Попытка запретить фильм в Бостоне в конце концов была предпринята в суде. В январе


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.