Чтобы вам было легче понять, чем же всё-таки способный ребёнок отличается от одарённого предлагаю вам познакомиться с сравнениями, которые сформулировали такие же педагоги, как мы с вами. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Чтобы вам было легче понять, чем же всё-таки способный ребёнок отличается от одарённого предлагаю вам познакомиться с сравнениями, которые сформулировали такие же педагоги, как мы с вами.

2022-07-03 38
Чтобы вам было легче понять, чем же всё-таки способный ребёнок отличается от одарённого предлагаю вам познакомиться с сравнениями, которые сформулировали такие же педагоги, как мы с вами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический совет №3

Формирование образовательной среды развития одарённости учащихся МАУДО «Киришский дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой»

Февраля 2022 года.

Уважаемые коллеги! Сегодня очень много говорится о развитии детской одарённости. Когда-то работа с одарёнными детьми считалась инновационной деятельностью. Сегодня же в системе российского образования выстроена целая система выявления, сопровождении и мониторинга развития детей, проявивших выдающиеся способности.

С этой целью разработан ряд нормативных правовых документов, созданы ресурсные центры по работе с одарёнными детьми от муниципального до федерального уровня, ведётся работа по повышению уровня профессионального мастерства педагогов, обновлены требования к проектированию дополнительных общеразвивающих программ для одарённых детей, внедряются новые формы обучения одарённых детей, разрабатываются соответствующие технологии, методы и способы работы с данной категорией учащихся.

Безусловно, огромную роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования, которые могут и должны создавать условия, где ребёнок получит возможность развивать свои способности и формировать одарённость.

Как вы смогли заметить, в своей речи я разделяю понятия «способности» и «одарённость».

Давайте вспомним, что способности – это индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения какой-либо деятельности, обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам этой деятельности.

Есть необходимость отделить способности от психических процессов, реализующих психические функции. Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идёт об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется в виду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание — это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы ), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определённой деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Одарённость – это уникальное системное качество личности, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Это комплексное явление, образованное качественно-своеобразным сочетанием и взаимодействием различных способностей.

Хочу напомнить вам, что одарённость бывает нескольких видов. Если определять виды одарённости по видам деятельности, то можно выделить следующие: творческую, академическую, художественную, интеллектуальную, литературно-поэтическую, психомоторную, общую, социальную.

Творческая одаренность – особый вид одаренности, направленный на создание нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.

Существует 4 признака творческой одарённости:

¾ оригинальность идей и продуктов — необычное и нестандартное решение любых проблем;

¾ способность находить идеи в новых и сложных ситуациях — нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации;

¾ образная гибкость мышления — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;

¾ семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребёнок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.

Академическая (умственная одаренность) представляет собой ярко выраженную способность учиться. Эта одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то больше, одной этой одаренности недостаточно.

У детей с академической одарённостью незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал. У них наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию, но самое главное, такие дети обладают отличительным даром – склонностью к активной познавательной деятельности.

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности и др.

Такие дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить, умеют видеть прекрасное и необычное рядом, в рисунках и лепке пытаются выражать свои эмоции и чувства, с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением.

В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.

Психомоторная одаренность – это высший уровень развития психомоторики и психомоторных актов человека, которые проявляются в способности к выполнению точных и/или быстрых комплексов движений (проявляется в умении владеть своим телом, высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы)

Социальная (лидерская) одарённость – основа высоких достижений человека, прежде всего в сфере общения, деятельности, связанной с межличностным взаимодействием (высокая степень инициативности, организаторские способности)

Общая одаренность представляет собой совокупность общих способностей. Общими называются умственные способности человека (в отличие от специальных способностей, например, к музыке, к спорту), поскольку они очень широко проявляются в различных видах деятельности и в этом смысле являются общими для разных видов занятий.

Например, многие дети обладают музыкальными способностями. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на три группы:

¾ собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

¾ композиционные (для сочинения музыки);

¾ контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

Казалось бы не малый спектр музыкальных способностей. Но достаточно ли ребёнку обладать только музыкальными способностями, чтобы попасть в категорию музыкально одарённых детей? Нет.

Музыкальная одаренность, которая является одним из видов художественной одарённости, включает в себя:

¾ наличие музыкальных способностей;

¾ наличие музыкальности – особая восприимчивость ребенка к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее;

¾ музыкальное творчество, подразумевающее наличие творческих способностей;

¾ музыкальное воображение и перевоплощение;

¾ музыкальный интеллект;

¾ взаимодействие музыкальных способностей (музыкальное мышление и музыкальная фантазия, способность дифференцировать и запоминать музыку, наличие специфически тонкого слуха и т.д.)

То есть, вот оно, то самое качественно-своеобразное сочетание и взаимодействие способностей и качеств личности человека, от которого зависит возможность достижения успеха в выполнении в данном случае музыкальной деятельности.

Или, например, изобразительная одарённость включает в себя не только наличие изобразительных способностей, к которым относятся:

-способность целостного видения,

-способность остро чувствовать вертикальные и горизонтальные направления

-способность точной оценки отклонения от опорных направлений,

-способность точной оценки пропорций,

-способность оценки "светлотных" отношений,

-способность к оценке перспективных сокращений,

-способность к цвету,

Но и:

¾ творческие способности;

¾ нестандартность видения окружающего мира;

¾ способность создавать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание;

¾ наличие выразительности цветовых решений,

¾ неподчинение шаблонам;

¾ большая динамичность рисунков и т.д.

Психологи утверждают, что все люди с рождения наделены определенными задатками. Однако далеко не все наши задатки развиваются в способности. И даже, если из каких-то задатков в процессе какой-либо деятельности развились способности, не всех людей, обладающих этими способностями, можно назвать одарёнными.

Вот почему взрослые должны создавать развивающую, творческую образовательную среду для детей, способствующую развитию их природных задатков, превращая их в способности, и развивая в дальнейшем эти способности, формируя возможную одарённость ребёнка.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Для того,  чтобы педагогу грамотно, а главное, результативно организовать образовательный процесс со своими учащимися, ему в первую очередь необходимо чётко разделять понятия «задатки», «способность», «талант» и «одарённость», владеть необходимыми знаниями относительно психофизиологических особенностей данных категорий детей, особенностей их личностного развития, обладать профессиональными компетенциями, которые позволят выбрать соответствующие формы работы, технологии и методы обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого своего учащегося.

И сегодня целью нашего педагогического совета является оказание вам помощи в составлении алгоритма работы с одарёнными детьми, понять из каких наших профессиональных действий формируется система работы с одарёнными детьми.

1. Прежде всего, необходимо выявить одарённых детей. Задача педагога на этом этапе - увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у детей определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.

Педагогу следует обратить особое внимание на ребёнка, если он:

¾ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

¾ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

¾ Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

¾ Склонен к рискованным действиям.

¾ Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

¾ Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

¾ Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

¾ Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

¾ Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

¾ Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Педагог наблюдает, делает на основе своих знаний и опыта определённые выводы, которые необходимо подкрепить выводами, сделанными на основании научного подхода. Как мы с вами это можем сделать? Конечно же, с помощью педагогической диагностики. Что мы будем оценивать и анализировать:

¾ вид одарённости (творческая, академическая, художественная, интеллектуальная, литературная, психомоторная, общая, социальная)

¾ уровень развития одарённости;

¾ уровень становления компетенций по направлению образовательной программы (результативность обучения по программе);

¾ потенциальные возможности детей (как правило, это исследование проводится с использованием ресурсов психологических служб);

¾ особые успехи и достижения ребёнка.

 

Как мы можем оценить эти качества? С помощью таких методов диагностики, как: педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности ребёнка; тестирование; опрос, интервьюирование и т.д.

 

С помощью диагностических методик мы можем также составить так называемый «интеллектуальный портрет» ребёнка, который включает описание состояния познавательной сферы ребёнка (оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, способность к анализу и синтезу, умение классифицировать, способность к высокой концентрации внимания, способность запоминать) и сферу его личностного развития (увлеченность, перфекционизм, социальную автономность, лидерство, соревновательность, широту интересов, чувство юмора).

Также с помощью диагностических методик мы можем составить характеристику ребёнка, включающую учебную, мотивационную, творческую и лидерскую характеристики личности.

 

При этом, чтобы составить объективную картину об одарённости ребёнка, к проведению данных исследования необходимо привлекать его родителей. Для этого существует ряд методик, адресованных именно им.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на рассмотрении вариантов проведения педагогической диагностики с целью выявления одарённых детей. Обращу лишь ваше внимание на работы Савенкова Александра Ильича - советского и российского психолога и педагога, специалиста в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создателя научной школы «Психология одарённости и творчества», в частности рекомендую найти его работу «Методики диагностики одарённости младших школьников», в которой он подробно описал ряд методик, условия их проведения и интерпретацию полученных результатов. С этими материалами вы можете познакомиться в рамках самообразования. Выбрать для себя приемлемые и пользоваться ими в своей работе.

 

2. После того, как мы выявили одарённого ребёнка, определили вид его одарённости, степень его одарённости, подкрепив свои догадки научно обоснованными диагностическими методиками, составили его «интеллектуальный» портрет, общую характеристику личности, нам необходимо организовать образовательный процесс для этого одарённого ребёнка в соответствии с его особенностями, возможностями, интересами и образовательными потребностями.

В дополнительном образования существуют разные формы обучения одарённых детей:

¾ Работа по дополнительным общеразвивающим программам для одарённых детей;

¾ Индивидуальное обучение в группах индивидуального или малого состава по индивидуальным образовательным маршрутам;

¾ Вовлечение одарённого учащегося в проектную деятельность;

¾ Работа в режиме наставничества, где в качестве наставника может выступать и учёный, и деятель науки или культуры, и специалист высокого класса и т.д.;

¾ Очно-заочные школы для одарённых детей;

¾ Каникулярные сборы, лагеря, творчески лаборатории;

¾ Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

¾ Детские научно-популярные конференции и семинары;

¾ Самоуправление;

¾ Профориентационная работа, направленная на повышение мотивации одарённых детей к трудовой деятельности по профессии, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда.

Что касается разработки программ для одарённых детей, то в этом нет ничего сложного, если вы, как педагог, понимаете психофизиологические особенности одарённых детей, владеете информацией об образовательных технологиях личностно-ориентированного обучения и развивающего обучения и можете применять их на практике, если вы понимаете, какие формы работы, методы и средства обучения таких детей будут наиболее эффективны с учётом специфики вашей программы и имеющихся в учреждении условий (как правило, акцент с такими детьми смещается в сторону их самостоятельной деятельности), если вы можете выстроить систему планируемых результатов обучения по вашей программе исходя их образовательных потребностей одарённого ребёнка, видеть пути их достижения и уметь осуществлять оценку результативности обучения одарённого ребёнка на всех этапах обучения.

То есть, дополнительная общеразвивающая программа для одарённых детей от обычной программы должна отличаться тем, что её содержание должно быть составлено именно с учётом психических, физических и личностных особенностей одарённых детей. Поэтому, если вы понимаете, что у вас не хватает каких-то профессиональных компетенций для того, чтобы грамотно организовать работу с одарённым ребёнком, а он либо уже есть в вашем коллективе учащихся, либо вы понимаете, что он вот-вот объявится, то вам срочно надо заняться изучением данного вопроса.

В качестве примера для разработки программы для одарённых детей можно воспользоваться реализуемыми в нашем учреждении программами «Я – творец», (авт. Дёмина Т.М., Метельская Н.А.) и «Студия костюма КОЛО» (авт. Воробьёва П.В., Ершова Т.А., Луговская Е.Ю. и др). Данные программы являются победителями регионального конкурса дополнительных общеразвивающих программ в 2020 и 2021 годах, прошли, так сказать, самую профессиональную экспертизу компетентного жюри.

Что касается разработки индивидуальных образовательных маршрутов, то мы с вами об этом уже не один раз говорили, проводили семинар, всем желающим были даны индивидуальные консультации, методической службой разработаны примеры ИОМ для разных категорий учащихся, в том числе и для одарённых, для регулирования и систематизации работы по ИОМ на уровне учреждения составили положение, включающее общий порядок организации работы по ИОМ для всех педагогов.

Что касается организации проектной деятельности с одарёнными учащимися, то этот вопрос рассматривался с нами на предыдущем педагогическом совете, алгоритм этой работы всем, я уверена, уже знаком. Если остались ещё вопросы, подходите, обсудим.

Относительно организации работы с одарёнными детьми в режиме наставничества, то этот вопрос сегодня очень актуален не только в нашем учреждении, но и в системе образования в целом.

Напомню, что наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

В этом году в нашем учреждении появилось положение о системе наставничества. Если с ним кто-то ещё не познакомился, не оттягивайте это момент, так как данная форма работы сегодня стремительно набирает обороты, особенно в сфере дополнительного образования.

Конечно же, ни для кого не секрет, что одной из самых популярных форм работы с одарёнными детьми является вовлечение его в конкурсное движение, участие в олимпиадах, фестивалях, соревнованиях и т.д. У наших педагогов, которые уже много лет работают в системе дополнительного образования, и чей опыт работы с детьми, в том числе с одарёнными, заслуживает внимания и уважения, в арсенале имеется ряд конкурсных мероприятий, к которым они ежегодно традиционно готовят своих учащихся. И это хорошо. При этом сегодня появилось очень много конкурсов с дистанционным участием, что тоже расширяет наши возможности участия в них.

Педагогический совет №3

Формирование образовательной среды развития одарённости учащихся МАУДО «Киришский дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой»

Февраля 2022 года.

Уважаемые коллеги! Сегодня очень много говорится о развитии детской одарённости. Когда-то работа с одарёнными детьми считалась инновационной деятельностью. Сегодня же в системе российского образования выстроена целая система выявления, сопровождении и мониторинга развития детей, проявивших выдающиеся способности.

С этой целью разработан ряд нормативных правовых документов, созданы ресурсные центры по работе с одарёнными детьми от муниципального до федерального уровня, ведётся работа по повышению уровня профессионального мастерства педагогов, обновлены требования к проектированию дополнительных общеразвивающих программ для одарённых детей, внедряются новые формы обучения одарённых детей, разрабатываются соответствующие технологии, методы и способы работы с данной категорией учащихся.

Безусловно, огромную роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования, которые могут и должны создавать условия, где ребёнок получит возможность развивать свои способности и формировать одарённость.

Как вы смогли заметить, в своей речи я разделяю понятия «способности» и «одарённость».

Давайте вспомним, что способности – это индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения какой-либо деятельности, обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам этой деятельности.

Есть необходимость отделить способности от психических процессов, реализующих психические функции. Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идёт об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется в виду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание — это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы ), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определённой деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Одарённость – это уникальное системное качество личности, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Это комплексное явление, образованное качественно-своеобразным сочетанием и взаимодействием различных способностей.

Хочу напомнить вам, что одарённость бывает нескольких видов. Если определять виды одарённости по видам деятельности, то можно выделить следующие: творческую, академическую, художественную, интеллектуальную, литературно-поэтическую, психомоторную, общую, социальную.

Творческая одаренность – особый вид одаренности, направленный на создание нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.

Существует 4 признака творческой одарённости:

¾ оригинальность идей и продуктов — необычное и нестандартное решение любых проблем;

¾ способность находить идеи в новых и сложных ситуациях — нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации;

¾ образная гибкость мышления — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;

¾ семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребёнок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.

Академическая (умственная одаренность) представляет собой ярко выраженную способность учиться. Эта одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то больше, одной этой одаренности недостаточно.

У детей с академической одарённостью незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал. У них наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию, но самое главное, такие дети обладают отличительным даром – склонностью к активной познавательной деятельности.

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности и др.

Такие дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить, умеют видеть прекрасное и необычное рядом, в рисунках и лепке пытаются выражать свои эмоции и чувства, с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением.

В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.

Психомоторная одаренность – это высший уровень развития психомоторики и психомоторных актов человека, которые проявляются в способности к выполнению точных и/или быстрых комплексов движений (проявляется в умении владеть своим телом, высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы)

Социальная (лидерская) одарённость – основа высоких достижений человека, прежде всего в сфере общения, деятельности, связанной с межличностным взаимодействием (высокая степень инициативности, организаторские способности)

Общая одаренность представляет собой совокупность общих способностей. Общими называются умственные способности человека (в отличие от специальных способностей, например, к музыке, к спорту), поскольку они очень широко проявляются в различных видах деятельности и в этом смысле являются общими для разных видов занятий.

Например, многие дети обладают музыкальными способностями. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на три группы:

¾ собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

¾ композиционные (для сочинения музыки);

¾ контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

Казалось бы не малый спектр музыкальных способностей. Но достаточно ли ребёнку обладать только музыкальными способностями, чтобы попасть в категорию музыкально одарённых детей? Нет.

Музыкальная одаренность, которая является одним из видов художественной одарённости, включает в себя:

¾ наличие музыкальных способностей;

¾ наличие музыкальности – особая восприимчивость ребенка к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее;

¾ музыкальное творчество, подразумевающее наличие творческих способностей;

¾ музыкальное воображение и перевоплощение;

¾ музыкальный интеллект;

¾ взаимодействие музыкальных способностей (музыкальное мышление и музыкальная фантазия, способность дифференцировать и запоминать музыку, наличие специфически тонкого слуха и т.д.)

То есть, вот оно, то самое качественно-своеобразное сочетание и взаимодействие способностей и качеств личности человека, от которого зависит возможность достижения успеха в выполнении в данном случае музыкальной деятельности.

Или, например, изобразительная одарённость включает в себя не только наличие изобразительных способностей, к которым относятся:

-способность целостного видения,

-способность остро чувствовать вертикальные и горизонтальные направления

-способность точной оценки отклонения от опорных направлений,

-способность точной оценки пропорций,

-способность оценки "светлотных" отношений,

-способность к оценке перспективных сокращений,

-способность к цвету,

Но и:

¾ творческие способности;

¾ нестандартность видения окружающего мира;

¾ способность создавать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание;

¾ наличие выразительности цветовых решений,

¾ неподчинение шаблонам;

¾ большая динамичность рисунков и т.д.

Чтобы вам было легче понять, чем же всё-таки способный ребёнок отличается от одарённого предлагаю вам познакомиться с сравнениями, которые сформулировали такие же педагоги, как мы с вами.

Отличия одаренного ребенка от способного.

Способный ребёнок знает ответы на вопросы, одаренный ребёнок сам задает эти вопросы.
Способный - интересуется, одаренный - вникает в суть.
Способный - внимательный, одаренный - увлеченный.
Способный - имеет хорошие идеи, одаренный - оригинальные.
Способный - тяжело работает, одаренный - выполняет с легкостью.
Способный - отвечает на вопросы, одаренный - вдается в детали и строит перспективы на будущее.
Способный - вбирает информацию, одаренный - манипулирует информацией.
Способный - копирует и отвечает аккуратно, одаренный - создает новый и оригинальный продукт.
Способный - один из лучших, одаренный - лучше ровесников.
Способному надо 6-8 раз повторить для мастерства, одаренному - 1-2 раза.
Способный - выполняет задание, одаренный - инициирует проект, исследования.
Способный - техник, одаренный - изобретатель.
Способный - хорошо запоминает, одаренный - находит логические связи.
Способный - восприимчивый, одаренный - впечатлительный.
Способный - слушает с интересом, одаренный - делится переживаниями и видами на будущее.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.