Занятие 6. Гонения на христиан 6.1 — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Занятие 6. Гонения на христиан 6.1

2022-07-03 50
Занятие 6. Гонения на христиан 6.1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1

Занятие 1. Введение в изучение курса «Общая Церковная История»

  1.2. Основные понятия (страница 1 из 2)

Приступая к знакомству с курсом «Общая церковная история» нам нужно определиться с основными понятиями и рамками, определяющими границы нашего предмета.

История. Устремленность к знанию с самых древних времен сопровождала развитие человеческой цивилизации. Неистребимо желание присутствовать при важных событиях или узнать о них от очевидцев. На этом и коренится история. Люди стремились не только узнать о свершившемся, но и зафиксировать это, передать потомкам опыт через сведения о наиболее важных и существенных цепях событий. Мы определяем историю, как достоверное повествование о событиях прошлого.

Церковь. Имея ввиду и ясно понимая, что Церковь – сложный богочеловеческий организм, мы будем рассматривать его земную, человеческую составляющую. В рамках нашего курса под термином Церковь мы будем подразумевать созданное Господом Иисусом Христом общество верующих в Него людей, объединенных православным вероучением, таинствами и священноначалием.

Церковная история – наука о прошлом, свершившемся в жизни Христианской церкви, причем события прошлого составляются, анализируются и интерпретируются с учетом хронологической последовательности, внутренней связи и тематической систематизации.

Имея объектом рассмотрения события прошлого Церкви Христовой, конкретными предметами нашего внимания и изучения станут элементы внутренней и внешней её жизни: сохранение и разъяснение вероучения, ереси, развитие церковного строя и деятельность иерархии, расколы и разделения, литургическая жизнь, монашество, распространение веры и вопросы просвещения, отношения с государственной властью и другими обществами. Известный историк Церкви Василий Васильевич Болотов писал, что Церковная история «должна заниматься тем, в чем выразилась жизнь новозаветного общества Господня, которое явилось преемником ветхозаветного общества Господня, должна изучить как явления его жизни, так и идеи и желания и цели, к которым оно стремилось».

Существуют разные подходы к изложению истории Церкви. В русской дореволюционной церковной науке наиболее заметны две таких концепции. Сторонники первой считали нужным и необходимым прослеживать и выявлять в истории Церкви тихое плавание «корабля спасения», освещать спасительный путь верующих к Царству Божию. Альтернативная – критическая позиция заключалась в стремлении изобразить прошлое Церкви во всем многообразии и сложности реального общества верующих с его стремлениями и ошибками, духовными и интеллектуальными вершинами критически исследуя источники и выявляя причинно-следственные связи. Мы не будем строго придерживаться ни одной из этих традиций, наш подход чужд и искусственной агиологичности и излишнему критицизму. Для нас важно увидеть сквозь проверенные исторические факты общество не только святых, но и кающихся, ищущих спасения, способных на ошибки людей, направляемых в своем стремлении Духом Божиим.

С методологической точки зрения история Церкви располагает полным объемом средств, методов, подходов и вспомогательных дисциплин, которыми оперирует светская историческая наука.

Периодизация

Для удобства изучения Церковную историю традиционно разделяют на несколько периодов, учитывая сходность положения и наличие внутренней логической связи событий. В российской церковно-исторической науке сложилась традиция деления на 4 периода:

1. 30-313 гг. – период внешнего распространения Церкви от времен апостольских до Миланского эдикта, признавшего право на существование для общества верующих во Христа;

2. 313-1054 гг. – период внутреннего благоустройства Церкви от времен императора Константина Великого до отпадения Западной Церкви;

3. 1054- 1453 (1517) гг. – период от отпадения Римской Церкви до падения Византийской империи на Востоке, и начала Реформации на Западе;

4. 1453 (1517) г. – до настоящего времени. Период от падения Византии и начала Реформации до настоящего времени. Для Восточных Церквей – тяжелая жизнь в границах исламской цивилизации. Появление и развитие новых православных автокефальных церквей. Развитие богословия в Западной церкви.

1.4. Источники

Христианство с первых шагов развивалось как религия историческая, чему немало способствовал уровень развития античной науки. Христиане с первых десятилетий существования Церкви фиксировали события жизни общины и наиболее ярких её представителей. Живой иллюстрацией этому служит наличие исторической книги – Деяний Святых Апостолов в корпусе Новозаветных книг. Своё название наша область знаний не меняет с IV века, со времени, когда Евсевий, епископ Кесарии Палестинской составил свою «Церковную историю». Источники по истории Церкви имеют свою классификацию. Познакомимся с её упрощенной версией. Градация источников начинается с разделения на монументальные и письменные. Монументальные источники включают в себя археологические находки (остатки храмов и богослужебные предметы, погребения), памятники христианского искусства (живопись, скульптура, архитектура), данные эпиграфики (надписи на твердом материале), нумизматики и сфрагистики (монеты и печати). Письменные источники более информативны. К этому виду памятников относятся: Священное писание, апокрифические книги, акты, определения и правила церковных Соборов, литургические тексты, символы, изложения веры, мученические акты, послания епископов, митрополитов, патриархов, творения отцов и учителей Церкви, работы церковных писателей и историков, жития святых; в этом же перечне необходимо упомянуть труды античных философов и историков, иудейские (Иосиф Флавий) и юридические источники (акты императоров, префектов, наместников)

1.5. Об учебном курсе

Наш курс «Общая церковная история» состоит из 24 тем, которые разбиты на 40 занятий. Для контроля знаний в курсе предусмотрено 10 контрольных занятий. Контроль знаний осуществляется в тестовой форме. Изучение «Общей церковной истории» на подготовительном курсе бакалавриата МДА заканчивается устным экзаменом. «Общая церковная история» на подготовительном курсе представляет собой обзорную дисциплину, не преследующую задач формирования глубоких систематических знаний по истории Церкви. Целью изучения предмета является формирование целостного представления об истории христианской Церкви, начиная от апостольских времен и до ХХ столетия. Содержательно курс включает в себя тематику внутренней жизни Восточной и Западной Церквей, протестантских деноминаций, взаимоотношений со светской властью в разные периоды истории. Знания полученные в рамках настоящего курса будут полезны при дальнейшем изучении истории Древней Церкви, истории Поместных Церквей, истории Западных исповеданий и догматического богословия

Список рекомендуемой литературы

В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.

Занятие 2

2.2. Свидетельства о жизни Иисуса Христа  Основателем и главой Церкви является Господь наш Иисус Христос. Поскольку противники веры и христианства периодически поднимают тему о мифичности Иисуса Христа, логично начать настоящую тему с обзора свидетельств о жизни Спасителя. Источники, говорящие о жизни Иисуса Христа делятся на библейские и небиблейские. Сведения о Христе за рамками канона священных книг немногочисленны и немногословны. И именно на них мы и обратим свое внимание. Свидетельства такого рода мы находим в трудах древнеримского историка Гая Свето́ния Транкви́лла, античного писателя и историка Пу́блия Корне́лия Тацита, римского интеллектуала и политика Гая Плиния Цецилия Секунда (Плиния Младшего) и еврейского историка и военачальника Иосифа (сына Матта́фии) Флавия.

  1) Наиболее информативное свидетельство содержится в 18 книге многотомного труда Иосифа Флавия «Иудейские древности». Иосиф Флавий жил предположительно в 37-100 гг., самые известные его работы: «Иудейская война» (о восстании 66-71 годов) и «Иудейские древности». То обстоятельство, что правоверный иудей (и фарисей) Иосиф пишет об Иисусе Христе в комплиментарном тоне, вызывает подозрения. Исследователи конца 19 века были уверены, что это позднейшая христианская интерполяция (поскольку труды ИФ циркулировали в основном в христианской среде). Однако в 1970-х годах французский исследователь Ш. Пинес обнаружил сирийский и арабский переводы «Иудейских древностей» содержащие этот фрагмент, таким образом были опровергнуты скептические подозрения. Итак, цитата: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени»

2) Важными представляются и сведения Тацита, жившего примерно в 55- 120 гг. христианской эры. Известны два крупных исторических труда его сочинения: «История» и «Анналы». Многотомное (16-18 книг) историческое произведение Анналы (погодовые записи событий) самим автором было озаглавлено «От кончины божественного Августа» и описывало временной отрезок, включающий правления Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона. По мнению исследователей, книга составлена в 113 (110) - 117 гг. В «Анналах» (15 кн.) Тацит пишет о христианах в связи с грандиозным Римским пожаром в 64 г., упоминает и о Христе.

«Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

3) Более раннее по написанию, но менее определенное упоминание о Христе содержится у римского историка и писателя Светония. Гай Светоний Транквилл (ок.70- 140 гг. н.э.) широко известен своим трудом «Жизнь двенадцати Цезарей», который составлен из биографий римских императоров от Юлия Цезаря до Домициана. В пятой книге «Божественный Клавдий», он пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (Клавдий 41-54 гг.) изгнал из Рима». «Хрестос», о котором упоминает Светоний, обычно отождествляется с Иисусом Христом. Дело в том, что написание «Хрестос» через «e» было распространено в латиноязычной среде, оно было распространено среди римских рабов и вольноотпущенников и имело значения – хороший, добрый, счастливый, кроткий, полезный, и также могло означать и мессианский титул. Описанное событие датируется учеными 49-52 гг. Возможно, есть следы этого события и в Новом Завете; в 18 главе Деяний Апостольских апостол Лука в рамках второго миссионерского путешествия апостола Павла (49-52 гг.) описывает событие в Коринфе: «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его,- потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима,- пришел к ним». Описанные волнения иудеев в Риме в начале 50-х годов могли быть вызваны решением Иерусалимского Апостольского собора (49-50 г.) о необязательности Моисеева закона для язычников, вступивших в христианскую Церковь. Проблему волнующейся иудейской общины правительство разрешило с помощью депортации.

4) И последнее небиблейское свидетельство, которое предлагается вниманию читателя принадлежит Плинию Младшему. Гай Плиний Цецилий Секунд (61- 114 гг. н.э.) – римский государственный деятель, занимал ряд высоких должностей. Сохранился принадлежащий его перу сборник писем, которые содержат информацию об экономической и политической жизни Римской империи. В 111-113 гг. Плиний младший был легатом императора Траяна (98-117 г.) в провинции Вифиния и Понт. Там он столкнулся с христианскими общинами и просил о них совета в письме к Траяну. Имя Христа ("Christus") трижды, хоть и без дополнительной информации, упоминается в письме без сомнений в Его историчности.

Из переписки Плиния Младшего и императора Траяна. Письмо 96. Плиний императору Траяну. Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или наставить в неведении? Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем. Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа. Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия. Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, помоему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию

Дополнительная литература · Акимов В.В. История Христианской Церкви в доникейский период. – Минск: Ковчег, 2012. – 266 с. · Асмус В.В., прот. История Церкви. Лекция 1. [Электронный ресурс]//Интернет-портал Седмица.ru. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/434160/ (доступно на 1.09.2017); · Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М. 1994. – Т. 1. · Бриллиантов А.И. Лекции по истории Древней Церкви / Вступительная статья и научная редакция А.Ю. Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. – 480 с. · Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с. · История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. · Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. · Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в. – СПб., 1903. – 619 с. · Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. · Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.;

Занятие 3

3.2. Начало церкви. Избрание апостола Матфия. Событие Пятидесятницы Начало отсчета истории Христианской Церкви относится к событиям Пятидесятницы. После Вознесения Христа апостол Петр обратился с речью к собранию иерусалимской общины, насчитывавшему около ста двадцати человек, и предложил избрать из учеников постоянно пребывавших при Господе Иисусе «от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся» одного для апостольского служения. Из двух кандидатов (Иосиф Варсава и Матфий) жребий выпал Матфию, который был сопричтен к одиннадцати Апостолам вместо отпавшего Иуды Искариота

Через десять дней после Вознесения, в пятидесятый день по Воскресении, во время иудейского праздника пятидесятницы, последовало обещанное Спасителем сошествие Св. Духа. В этот день в Сионской горнице ученики Христовы находились «единодушно вместе». И внезапно, с шумом, как от сильного ветра и в виде разделяющихся огненных (по виду) языков, снизошел на собравшихся учеников Дух Святой и сделал их способными к чудесной речи на различных языках. Как пишет архиепископ Аверкий (Таушев): «Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки – для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки – образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине». Первым днём существования Церкви, днём её рождения принято считать День Пятидесятницы, поскольку именно в этот день возникла община верующих во Христа, наделенная дарами Св. Духа. Действием благодати Святого Духа ученики преобразились: робкие и напуганные, не понимавшие поучений и притч Учителя, теперь, они мужественно и уверенно, с полнотой понимания Слова Божия вышли с проповедью о Христе распятом и воскресшем, о Новом Завете, о «Царствии Божием, пришедшем в силе». По мнению современных исследователей, можно точно назвать год события христианской Пятидесятницы – 33 год по Рождестве Христовом.

3.3. Первохристианская Церковь в Иерусалиме О жизни иерусалимской общины христиан известно немного. Благодаря сведениям, записанным апостолом Лукой, мы знаем, что верующих в Иерусалиме было «около 120 человек». Апостол Павел в 15 главе первого послания к Коринфянам говорит еще о более, чем пятистах братьях. Первая проповедь апостола Петра, вызванная необходимостью объяснить «дар языков» была причиной присоединения к общине трех тысяч человек. Вторая проповедь ап. Петра после исцеления хромого у Красных дверей иерусалимского храма, привлекла ко Христу еще пять тысяч человек. О росте числа обращенных свидетельствуют следующие слова Дееписателя: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2,47). Присоединившиеся к Церкви Христовой или вместе, как одно семейство и, имели всё общее и «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2,45). Строй жизни первой иерусалимской общины с его «общением имуществ» историки называют по-разному – от общежительного монастыря (Ренан) до «апостольского коммунизма» (еп.Кассиан (Безобразов)). О внутренней, духовной жизни первохристианской общины мы знаем, что она проходила под непосредственным руководством святых апостолов в учении, общении, преломлении хлеба и в молитвах. Под преломлением хлеба в книге Деяний понимается новозаветное Таинство Евхаристии. Здесь, в молитвах и преломлении хлеба по домам мы видим зарождение христианского богослужения. Однако, община верующих состояла целиком из иудеев и из книги Деяний Апостольских мы знаем, что христиане ежедневно посещали иерусалимских храм, участвовали в иудейском богослужении, соблюдали предписания ветхозаветного закона. Для вхождения в общину не нужно было обладать специальными знаниями (они приобретались с течением времени от апостолов), было необходимо лишь признание Иисуса обещанным Сапасителем, покаяние и крещение (во имя Иисуса Христа), после чего верующим сообщались (передавались) дары Св.Духа через возложение рук

3.4. Первое гонение на христиан в Иерусалиме Первым элементом иудейских гонений на христиан можно назвать арест апостолов Петра и Иоанна в иерусалимском храме после исцеления хромого и проповеди Петра. Апостолы ещё говорили с народом когда «к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых» (Деян. 4,1-2). Апостолов заключили под стражу, а на следующий день синедрион, не найдя возможным применить к ним жесткие меры, отпускает с угрозами и запретом «учить о имени Иисуса. Широкомасштабное преследование христиан началось после речи одного из 7 диаконов Стефана и побиения его камнями. Апостол Лука пишет, что «все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8,1). К этому гонению в Иерусалиме имел отношение и яростный ненавистник христиан тарсянин Савл, в будущем известный всем апостол Павел. Новое серьезное испытание постигло Церковь в 44 году. Иудейский царь Ирод Агриппа I (37-44 гг.) устроил преследование христиан. Известно, что при этих гонениях мученически пострадал апостол из числа двенадцати Иаков Зеведеев, брат апостола Иоанна. Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» передает рассказ Климента Александрийского: «Он повествует, что человек, приведший его на суд, видя, как он свидетельствует о своей вере, был потрясен и заявил, что он также христианин. ”И вот повели их обоих на казнь, и по дороге тот решил попросить прощения у Иакова. Последний, немного подумав, сказал: «Мир тебе» и поцеловал его. Обоих обезглавили одновременно“». Ирод, повествует Дееписатель, «видя, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян. 12,3). Из-за празднования Пасхи расправа над Апостолом была отложена. Несмотря на многочисленную и тщательную охрану Апостол Петр был освобожден Ангелом Господним. После чудного избавления он покидает Иерусалим.

3.5. Апостольский Собор в Иерусалиме (страница 1 из 2) Точную дату проведения этого Собора назвать затруднительно, 48-51 гг. – возможный для этого временной период. Проповедь Евангелия среди язычников и их вхождение в Церковь вызвали споры об обязательности исполнения предписаний Моисеева Закона для этой категории верующих. Для разрешения этого вопроса, возникшего в Антиохии, местная Церковь обратилась к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Так состоялся первый церковный Собор. По сведениям апостола Луки, на Соборе присутствовали апостолы Иаков, Петр и Иоанн, а также апостолы Павел и Варнава и пресвитеры иерусалимской церкви. О возможном участии в деяниях Собора других апостолов сведений нет. Ригористическая позиция иудеохристианской партии, настававшей на обязательности для всех исполнения Моисеева закона не нашла поддержки у самых авторитетных участников Собора – апостолов Петра и Иакова Праведного.

Постановлением этого Собора можно считать составленное на основе речи Иакова Праведного послание, направленное в Антиохию: «Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 23-29). Этот Собор создал парадигму разрешения острых противоречий в Церкви.

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с

Занятие 4

Занятие 4. Апостольский век Церкви 4.2. Общие сведения об апостолах Господь Иисус Христос основал Свою Церковь с помощью двенадцати Своих ближайших учеников и последователей – апостолов (переводится с греческого «посланник»). Сам Спаситель называл своих учениковапостолов «свидетелями», т.е. распространителями и проповедниками Его учения. В древних христианских источниках вплоть до конца II века апостолами называются странствующие проповедники Евангелия. Распространение веры и устроение Церкви было основой служения апостолов, поэтому прославляемые Церковью святые, потрудившиеся над распространением христианства, почитаются, как «равноапостольные». Вот имена ближайших учеников Христа – двенадцати апостолов – столпов Церкви (Мф. 10, 2-4; Мк. 3,16-19): 1. Симон, называемый Петром; 2. Андрей, брат Петра; 3. Иаков Зеведеев; 4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова; 5. Филипп; 6. Варфоломей, или Нафанаил; 7. Фома, или Близнец, или Фаддей; 8. Матфей мытарь, или Левий; 9. Иаков Алфеев; 10. Иуда Иаковлев, или Леввей, или Фаддей, брат Иакова Алфеева; 11. Симон Зилот, или Симон Кананит (именно на его свадьбе, по преданию, Господь сотворил первое чудо в Кане); 12. Иуда Искариотский, впоследствии ставший предателем Господа. Сведения о святых апостолах коренятся, в основном, на той информации, которую мы имеем благодаря трудам отца Церковной истории Евсевия, епископа Кесарийского.

4.3. Святой апостол Андрей Первозванный Святой апостол Андрей Первозванный был родом из галилейского города Вифсаиды, что на берегу Генисаретского озера. Вместе с семьей: отцом – Ионой и братом – Симоном Петром Андрей жил в галилейском городе Капернаум. Семейным промыслом была рыбная ловля. Апостол Андрей, как и апостол Иоанн, был учеником Иоанна Предтечи. Он последовал за Христом по указанию Иоанна Крестителя и стал первым его учеником. Проведя со Спасителем день, Андрей словами «мы нашли Мессию» убеждает своего брата Симона присоединиться к ученикам Иисуса. О жизни и деятельности первозванного апостола сохранились в основном поздние сказания, к примеру, «Житие Андрея», которое было составлено в IX веке монахом Епифанием. Авторитетный историк Церкви В.В. Болотов считал, что центрами благовестнических трудов апостола Андрея на Черноморском побережье были города Синоп и Севастополь великий (близ г. Поти). Согласно Евсевию Кесарийскому, сохранившему сведения Оригена, апостол Андрей получил в удел для проповеди Скифию. На этих сведениях, внесенных в «Повесть временных лет», основаны и предания Русской Церкви о его проповеди в Херсонесе Таврическом и путешествии по Днепру до Киевских гор, где апостол поставил крест и предсказал, что на этих горах будет большой город и «церкви многи Бог воздвигнути имать». Существует предание о проповеди апостола Андрея во Фракии, где он основал епископскую кафедру в Аргирополе, пригороде Византия (на месте которого в IV в. был построен Константинополь), поставив там епископом своего ученика Стахия. Апостол Андрей принял мученическую кончину в греческом городе Патры (Пелопоннес) в 62 году, где его распяли на Х-образном кресте. Честная глава апостола хранится в соборе во имя Андрея Первозванного в г. Патры (Грция). Десница апостола Андрея, преподнесенная в1644 г. царю Михаилу Феодоровичу иноками монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники, хранится в Москве в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе. Личность святого апостола Андрея особо почитается в пределах Русской Церкви. Орден Андрея Первозванного был первым по времени учреждения и являлся высшей наградой в России (до революции). В 1998 году достоинство ордена было восстановлено, и он вновь стал высшей государственной наградой.

4.4. Святой апостол Петр 2. Святой апостол Петр – брат Андрея, также рыбак, был одним из ревностных учеников Спасителя, поэтому вместе с апостолом Павлом носит в Церкви название Первоверховного. Он был уже женат, когда Господь призвал его к апостольству. Вместе с Иаковом Заведеевым и Иоанном Богословом был свидетелем воскрешения дочери Иаира, Преображения Господня и молитвы в саду Гефсиманском. Апостол Петр принял на себя труд распространения христианства между иудеями. После сошествия Святого Духа апостол Петр проповедует учение Спасителя иудеям палестинским, и только по особенному внушению Божию обращает ко Христу одно языческое семейство. В 44 году, когда ему в Иерусалиме угрожала смерть от Ирода Агриппы, апостол Петр, освобожденный Ангелом из темницы, оставил на долгое время Иерусалим. В это время апостол проповедовал в соседних с Иерусалимом провинциях и особенно в Антиохии. В 50 г. апостол Петр является опять в Иерусалиме на Апостольском соборе. После Апостольского собора апостол Петр, также посетив Антиохию, проповедовал иудеям рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии; им же он писал свое первое послание. Затем со своим спутником Евангелистом Марком проповедовал в Вавилоне, где жило много евреев. Прибыв из Вавилона в Александрию, апостол Петр поставил здесь Марка епископом для новообращенных христиан, а сам переправился в Коринф, уже после того, как основал здесь Церковь апостол Павел. Последним местом проповеди апостола Петра предание единогласно называет Рим, куда он прибыл под самый конец своей жизни и где, в гонение Нерона, принял мученическую кончину в 67 или 68 году. Незадолго до его смерти, по свидетельству предания, римские христиане убеждали апостола хотя бы на некоторое время оставить столицу, на что он было и согласился. Но недалеко от города он увидел своего Учителя, идущего по направлению к Риму. Петр обратился к нему с вопросом: «Куда идешь, Господи?» – «Иду в Рим опять на распятие», – отвечал Господь. Апостол принял этот ответ за упрек своему малодушию, вернулся в Рим и добровольно отдался в руки мучителей. По собственному желанию он был распят на кресте вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью Господа. Апостол Петр оставил два соборных послания, написанных в конце жизни, в Риме, которые внесены в канон священных книг. Под его именем известны еще другие послания, но не вошедшие в канон, например, евангелие, послание к Клименту в Риме и две литургии.

4.5. Святой апостол Иаков Зеведеев 3. Святой апостол Иаков Зеведеев (в западной традиции – Старший) – родной брат апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Их родителями были Зеведей и Саломия. Основным занятием всей семьи был рыбный промысел на Генисаретском озере. Иаков был призван к апостольскому служению одним из первых – вслед за Андреем и Петром. В Евангелии от Матфея читаем: «… увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» [Мф. 4. 21-22]. Апостолу Иакову Зеведееву и его брату Иоанну Христос дал имя Воанергес – «сыны громовы». Апостол Иаков вместе с братом и с апостолом Петром был ближайшим учеником Спасителя; они участвовали в чудесной ловле рыбы [Лк. 5. 10], в исцелении дочери Иаира [Мк. 5. 37; Лк 8. 51], были свидетелями Его Преображения [Мф 17. 1; Мк. 9. 2; Лк. 9. 28] и моления в Гефсиманском саду [Мк. 14. 33], вместе с апостолом Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра [Мк 1. 29-31] и при беседе о разрушении храма [Мк. 13. 3]. Вместе с другими апостолами апостол Иаков устраивал Иерусалимскую церковь и, вероятно, не покидал пределов Иерусалима. По сообщению Деяний Святых Апостолов Иаков Зеведеев принял мученическую кончину через усечение мечом при иудейском царе Ироде Агриппе I. Предполагается, что это произошло в 44 году, когда Ирод в угоду иудеям «поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви» [Деян. 12. 1].

4.6. Святой апостол Иоанн Богослов 4. Святой апостол Иоанн Богослов. Иоанн – брат апостола Иакова, сын Зеведея, рыбака с Геннисаретского озера. Он, по преданию был одним из двух учеников Иоанна Крестителя, в числе первых призванных Иисусом Христом к апостольскому служению. Возлюбленный ученик Господа, присутствовал при крестных страданиях Спасителя и здесь получил от Него завещание заботиться о Пресвятой Деве Марии (Ин. 19, 27). Выполняя завещание Господа Иисуса Христа, святой апостол Иоанн не оставлял Иерусалима д


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.