Памятники, посвященные М. И. Глинке. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Памятники, посвященные М. И. Глинке.

2022-07-03 49
Памятники, посвященные М. И. Глинке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1885 г. г. Смоленск. Создан на народные средства, собранные по подписке. Скульптор А. Р. фон Бок. Ажурная литая ограда с рисунком из нотных строчек — отрывков 24 произведений композитора.

в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин;

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810109000объект № 7810109000;

в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения;

в Киеве открыт 21 декабря 1910 года (Основная статья: Памятник М. И. Глинке в Киеве);

Мемориальная доска на доме 8 по Franzosische Strase в Берлине;

в Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки;

в Дубне установлен у здания музыкальной школы № 1;

в Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров;

20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской.

Премии и фестивали имени М. И. Глинки:

В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года;

С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки;

С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки;

С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки.

В честь М. И Глинки названы:

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году);

Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году);

Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году);

Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году);

Магнитогорская государственная консерватория;

Минское музыкальное училище;

Челябинский академический театр оперы и балета;

Петербургское Хоровое училище (в 1954 году);

Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина);

Концертный зал в Запорожье;

Государственный струнный квартет;

Улицы многих городов России, а также городов Украины и Белоруссии;

Улица в Берлине;

В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора — 2205 Glinka;

Кратер на Меркурии.

 

 

Музыкально-шумовое оформление спектакля

Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление.

«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце».

 

Функции шумов в спектакле

Функции шумов в спектаклях достаточно разнообразны. Их использование дает большой художественный эффект не только в том случае, когда шумы включаются непосредственно в развитие сюжета пьесы. Они позволяют эмоционально подготавливать сцену, логически объяснять выход или уход действующего лица, помогают оттенять или углублять психологические паузы, содействовать созданию на сцене нужной атмосферы, помогают зрителю поверить в жизненную подлинность декоративного оформления -- и всем этим способствуют развитию действия, через которое вскрывается основное -- идея спектакля.

С помощью шумов и звуков можно отметить время сценического действия -- часы суток, время года, какой-то исторический отрезок времени, эпоху, народные и религиозные праздники.

Самый простой пример указания на время --это бой часов -- настенных, городских, звон будильника, бой морских склянок и т. д. Утро -- это и крики петуха, и звон будильника, и позывные радио, и заводской гудок. Лето в сельской местности отмечается стрекотанием кузнечиков, пением птиц, осень -- курлыканьем журавлей, зима -- завыванием вьюги и т. д.

Шумы могут указать и на место действия -- бой известных лондонских часов «Биг-Бен» в начале спектакля «Милый лжец» (Театр имени Моссовета) говорит, что действие происходит в Лондоне.

Удары молота и шум работы мощных станков в отличие от равномерного шума ткацких станков подскажут, что действие происходит на заводе. Гудки маневровых локомотивов, команды составителя поездов, характерные звуки рожков сцепщиков и сами звуки сцепки также укажут на место действия.

Шумы часто используются для создания иллюзии движения. Так, например, если на сцене показано купе вагона и декорация точно указывает на место действия, без звуков картина получается статичной и ее правдоподобие нарушается. Однако достаточно «подложить» под эту сцену перестук колес, как она оживает. Сцена «Теплушка» в спектакле «Василий Теркин» (Театр имени Моссовета) начинается шумом движущегося поезда, в такт перестуку колес покачиваются едущие на фронт бойцы. Во время диалога между героями шум поезда постепенно затихает, исполнители перестают покачиваться,-внимание зрителей сосредоточивается на происходящем, и отсутствие шума не нарушает созданной иллюзии движения. В конце картины шум идущего поезда снова вводится, и на переходе к другой картине поезд постепенно «удаляется», тем самым органично завершая прошедшую сцену.

Для эмоциональной окраски того или иного сценического эпизода обычно используют музыку, но нередко режиссеры обращаются к шумам и звукам. Шумы и звуки во многих случаях более конкретны и образны, чем музыка. Особенно часто для этого используют шумы природы -- вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и прочее. В последнем действии спектакля «Вишневый сад» слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву --новый хозяин усадьбы вырубает вишневый сад. Этот шум не только передает настроение сцены, но и подчеркивает главную идею пьесы.

Велики возможности звука и в раскрытии чувств героев. В спектакле «Три сестры» жалобное курлыкание улетающих журавлей в соединении со словами Маши: «А летят уже, летят перелетные птицы... Милые мои, счастливые мои...» -- создает поэтическую звуковую картину, отражающую чувство тоски главных героев.

Иногда шумы становятся главным выразителем эмоционального настроя всей сцены. В сцене «Буря» спектакля «Король Лир» на вопли Лира: «Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут: щеки» -- стихия отвечает ревом ветра, потоками ливня, ударами грома. Шумы в этой сцене по значению стали наравне с действующими лицами.

Наиболее действенна роль шумов, когда они выступают прямыми участниками развития действия: о них говорят действующие лица, они обозначены в ремарках автора пьесы, из-за них возникают целые сцены, они определяют дальнейшее развитие сюжета. Например, гроза в пьесе А.Н. Островского «Гроза» вызывает у всех действующих лиц суеверный страх и толкает героиню пьесы Катерину на страшное признание, которое доводит ее до трагического конца.

В спектакле «Анна Каренина» перед сценой гибели Анны, далекий гудок паровоза порождает у нее мысль о роковом конце. Нарастающий шум поезда приводит ее к окончательному решению. Момент гибели Анны вообще невозможно показать на сцене без соответствующего шума.

Наиболее часто с помощью шумов и различных звуков создают необходимую сценическую атмосферу. Стрекотание сверчка в спектакле «Дядя Ваня» (МХАТ) подчеркивает тишину в. доме, скуку и однообразие жизни далекой провинции. Шумы в сочетании с другими сценическими средствами своим соответствием или контрастом могут оттенять настроение героев, влиять на их мысли и дела.

В спектакле «Земля» (МХАТ) в одной из сцен декорации изображали ржаное поле. Без звуков эта картина была мертва. Пение жаворонков и стрекотание кузнечиков вызывали у зрителя ощущение жаркого летнего дня, сцена как бы дышала зноем, и это передавалось действующим лицам.

Перезвон колоколов, введенный в спектакль «Васса Железнова» (народный театр, г. Минск), помогает создать атмосферу старинного купеческого города на Волге. В нужных местах колокола подчеркивают обреченность рода Храповых и Железновых, сопровождая как бы похоронным звоном их уходящую жизнь.

Одна из функций шумов и звуков при воспроизведении их за кулисами -- расширение сценического пространства. Например, гудки локомотивов, звуки рожков составителей поездов и лязг буферов, доносящиеся сквозь раскрытые окна домика, где происходит действие одной из сцен спектакля «В дороге» (Театр имени Моссовета), позволяют зрителю «увидеть» кипучую жизнь большой железнодорожной станции. Но шумы в этой функции не только могут иллюстрировать происходящее за сценой, но и активно вторгаться в действие.

В спектакле МХАТа «Достигаев и другие» М. Горького введенные шумы и звуки отражали жизнь за стенами дома. Слышалось, как пели революционные песни проезжающие на грузовиках солдаты. Определенное отношение обитателей дома к этому пению помогало зрителю безошибочно определить классовую принадлежность Достигаема и его домочадцев.

Такого рода звуковое сопровождение больше, чем просто аккомпанемент,-- это связующее звено между происходящим на сцене и за ее пределами.

Шумы могут существенно помочь в организации массовых сцен спектакля. Так, например, в спектакле «Маскарад» (Театр имени Моссовета) в сцене бала толпа костюмированных с трещотками, хлопушками, с криком и шумом пробегает через сцену. Одновременно воспроизводится фонограмма этого шума, что создает впечатление участия большого числа людей.

С помощью шумов режиссер может создать звуковой подтекст сцены и более тонко обрисовать характер действующего лица. В спектакле «Затейник» (Театр имени Моссовета) герой пьесы, превратностями судьбы ставший затейником в доме отдыха, в беседе со старым знакомым между прочим воспроизводит магнитофонную запись шумов леса и пения птиц. Такое раскрытие подтекста через звуки позволило актеру выявить характер своего героя более естественно, без нажима.

Звук, звуковые детали могут лежать в основе драматургии не только отдельных сцен, но и всего спектакля. Одной из наиболее полных и интересных драматических функций звука является звуковой лейтмотив, лейтобраз. Звук в лейтобразноя функции используют для создания единого звукового образа отдельного героя, группы людей, сценической ситуации или всего спектакля.

Интересным примером может служить спектакль «Мой бедный Марат» (ЦТСА). Через весь этот спектакль проходит звучание метронома, говоря всегда о главном, но в каждой сцене по-своему. В начале спектакля -- это скупая звуковая увертюра безошибочно указывающая на время и место действия, в другой картине этот же звук говорит героям о их долге перед народом, в конце спектакля -- напоминает героям не только о блокадных днях Ленинграда, но и о братстве, об идейной сплоченности.

Шумы, как и музыка, могут вводиться в спектакль в контраст с происходящим на сцене, то есть когда звуковой образ не совпадает по смыслу с мыслями, чувствами и поступками людей.

С помощью шумов и звуков можно выявить как бы звуковой символ постановки. В спектакле «Сверчок» (Театр имени Моссовета) звуковой акцент -- стрекотание сверчка, возникающее неоднократно по ходу действия, служит как бы звуковой эмблемой спектакля.

Во всех вышеприведенных примерах шумы и звуки представлены в какой-то одной функции. Но, как правило, в хорошо продуманном шумовом оформлении спектакля даже простая звуковая деталь, означающая лишь только время, «работает» и на время, и на характер персонажа, и на сюжет, и на образный строй всего спектакля.

В одной из сцен спектакля «Поднятая целина» (Тульский драматический театр имени А.М. Горького) через открытое окно в комнату доносятся крики петухов. Нагульнов, оторвавшись от книг, завороженно слушает.

Один петух нестройным криком портит весь «ансамбль». Макар бросается к окну -- высказать петуху свое возмущение.

Здесь и указание на раннее утро в деревне и тонкий штрих к душевному облику героя.

Приведенные выше примеры функционального использования шумов далеко не исчерпывают выразительные возможности звука и шума в спектакле. Перед творческой фантазией режиссера открыты самые широкие просторы в работе над сценическим образом с помощью театральных шумов и звуков.

 

 

Литература:

 

1. Дюхтинг, Х. Кандинский. Революция в театре [Текст] / Х. Дюхтинг Пер. с нем. Е.Ю. Суржаниновой. - М.: Арт-Родник, 2010. - 98 с.

 

2. Русский театр / Авт.-сост. В. Лантева.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. - 96 с.: ил.

3. Шедевры постановки [Текст]: учебник / А.Д. Жаркова, Де Агостин. - М.: МГУК, 2011. - 32 с.     

4. Попов, А.И. Основы режиссуры [Электронный ресурс] /А.И. Попов//Режим доступа: https://bookitut.ru/Osnovy-Rezhissury.44.html#a44.1-VNUTRENNIJ-OBRAZ (дата обращения: 17.02.2022).

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.