Глава 1. Портрет в современном направлении искусства сюриализм — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 1. Портрет в современном направлении искусства сюриализм

2022-07-03 73
Глава 1. Портрет в современном направлении искусства сюриализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Портрет в современном направлении искусства сюриализм

Современный портрет

Портрет -изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами, а также в литературе и криминалистике.

В изобразительном искусстве портрет — самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

  Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:

· изображение является заменой отсутствующей персоны (функция напоминания)

· изображение вызывает эмоции, чувства

· изображение является переносным (транспортабельным) — справедливо для большинства случаев.

Традиционная классификация портрета

· Парадный (подтип портрета, характерный для придворной культуры.)

· Интимный (разновидность камерного портрета с нейтральным фоном, который выражает абсолютное доверие между художником и моделью.)

· Камерный (это портрет, который использует поясное, погрудное или поплечное изображение человека.)

· Групповой (это портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.)

· Индивидуальный (портрет, включающий одного персонажа.)

 

Поджанры портрета

Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

· Исторический

· Посмертный (ретроспективный) портрет

· Портрет-картина

· Портрет-прогулка

· Портрет-тип

· Костюмированный портрет

· Автопортрет

· Религиозный портрет

Фон и атрибуты портрета

Использование символических элементов — атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма). Атрибуты выполняли функцию подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели. Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её статус.

Композиция

Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определённую трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т. п.

1. По формату (живописные):

· головные (оплечные)

· погрудные

· поясные

· по бедра

· поколенные

· во весь рост

2. По формату (скульптурные):

· герма (одна голова с шеей)

· бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь)

· статуя (целая фигура, с головы до ног)

3. По повороту головы:

· в анфас (фр. en face, «с лица»)

· в три четверти (фр. en trois quarts)

· вполоборота

· в четверть поворота направо или налево

· в профиль. Профильное изображение предполагает определённую форму идеализации модели, напоминая об античных камеях и римской медали. Профильный портрет — одна из древнейших форм, поскольку для его создания требовалось меньше навыков рисования — человек в некоторых случаях рисовался не с натуры, а через подсвеченный полупрозрачный экран, на котором обводили его силуэт.

· так называемые фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Практически никогда не используется в портретах, редко попадаясь в групповых изображениях.

История портрета

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.

Основные принципы развития

На развитие портретного жанра влияют две тенденции:

· прогресс технических изобразительных навыков. Вместе с ростом живописного мастерства художники все более овладевают приемами реализма и постепенно начинают решать более глубокие и сложные художественные задачи. Происходит усложнение типов композиции, формата и т. п. Стремясь создавать полный портретный образ с отображением наиболее типичных художественных средств, художники сначала овладевают только передачей внешнего облика человека. Затем постепенно идут далее в поисках средств передачи его внутреннего, психологического содержания.

· и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. «Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем». «Главным стержнем в истории развития портретного искусства является представление о человеке». Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?». Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.

Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности.

 

Развитие выразительных средств и типов портрета

В скульптурном портрете развитие реалистического портрета шло двумя путями:

· Постепенная индивидуализация идеального пластического лица

· Развитие маски-слепка (например, от посмертной маски)

Скульптурный портрет, благодаря своей осязательной имитационной способности, на ранних стадиях своего развития опережал по скорости эволюции живописный портрет, влияя на его стиль до некоторой степени. Задача живописца всегда была более сложной, так как для передачи объема на плоскости ему требовалось вполне владеть рисунком, светотенью и цветом.

Для эволюции портретного жанра характерны следующие принципы: во-первых, демократизация. Если вначале заказ портретов оставался только прерогативой аристократии, со временем жанр охватил весь социальный спектр. Второй принцип — изменение размеров из-за интеграции портрета в интерьер. Вначале портреты изготавливались небольших размеров и хранились в ящиках (мебели), затем их роль и размер увеличивались, и они становились полноценной частью декора.

Сюрреализм

Сюрреализм — это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве. Он возник в 1920-е годы во Франции. С помощью иносказаний сюрреалисты изображали тайные мысли, желания и страхи, бессознательные фантазии, детские и любовные воспоминания, сны. Тем самым художники создавали на холсте некую высшую реальность, которую им подсказывало подсознание.

Общая характеристика

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

 Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Они провозглашали и активно использовали неконтролируемое создание работ — автоматическое письмо.

Великие сюрриалисты:

•Сальвадор Дали (Испанский живописец, график) – приложения №1 и №2

•Рене Магритт (Бельгийский художник-сюрреалист)- приложения №5 и №6

•Ив Танги (Французский художник-сюрреалист)- приложения №2 и №3

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. У него была сестра, Анна Мария Дали и старший брат, который умер от менингита.

Сальвадор Дали был одним из главных художников-мифотворцев XX века — эгоист, мечтатель, фантазер и чудак, эксцентричные выходки которого по сей день смакуют любители искусства. На протяжении всей жизни он старательно превращал себя в безумного гения. Импрессионизм, пуантилизм, кубизм — в юности Дали был всеяден и к открытиям предшественников относился как к расходному материалу, впитывая новые для себя идеи и тут же отбрасывая лишнее. С большим восторгом он отзывался о мастерах прошлого, очевидно, желая вписать свое имя на одну доску с Рафаэлем и Веласкесом. «Им достался в наследство Рафаэль, а они поклоняются фетишам, слепленным в порыве рукой дикаря. Надо же так вывихнуть зрение!» — в гневе писал художник о современниках, ищущих вдохновение в примитивизме. Чуть ли единственным кумиром среди живущих художников для него был Пабло Пикассо. Сюрреализм Дали рассматривал как право человеческого существа грезить и упиваться своими фантазиями, его влекли изменчивость образов и свобода ассоциаций. Сам он называл свой метод параноидально-критическим, а себя — великим параноиком.

Валентина Семко.

Валентина Иванова Семко – художница и поэтесса из моего родного города – Павловск. (Приложение №14) Уже как 24 года Валентины нет с нами, но ее творчество до сих пор радует нас. В детстве у Вали были серьезные проблемы с рисованием. Ее маме буквально пришлось брать в руки кисть и буквально водить рукой дочери по бумаге.

Валентина Семко родилась в городе Вольск Саратовской области 8 мая 1954 года. С 1960 года жила в Павловске. Поступила в Бутурлиновское художественно-графическое училище в 1971 году. Затем работала в Белгороде, в 1979 году вернулась в Павловск. В живописи и графике сочетала романтизм, сюрреализм, символизм, кубизм. Совместно с художником Николаем Барановым ею выполнены скульптуры львов у входа в Петровский сквер. Трагически погибла 15 декабря 1999 года.

Валентина Семко работала художником-оформителем в городской художественной мастерской и художником-декоратором в народном театре. Выполнила росписи в библиотеке имени Пушкина, актовом зале первой городской школы, сельских клубах района. По ее эскизам был оформлен Петровский сквер и сквер у кинотеатра «Родина».

Художественные формы раннего периода творчества Валентина Семко необыкновенно богатый. Палитра светлая, пафос жизнеутверждающий. Картина «Танцовщица» была выполнена по просьбе матери. Сначала по замыслу, Валентина нарисовала одну девушку, через два года появились еще две. В композиции по мнению заказчика получился перегруз и картина была подарена невестки Светлане Семко. Используя принцип наслаждения, художница доводит картину до того совершенства, который мы видим законченном варианте. Молодость, здоровье и оптимизм, переданные в динамике танца, несут зрителю позитивный заряд. Райский сад -фон выбранной художницей говорит о том, что радость жизни человеческой неиссякаемое.

 Поздний период у нее нет тщательно продуманная схема рисунка. Палитры мрачные отягощающие, в своей живописи, поэзии, графики Валентина Семко не только коснулась переломных моментов в истории России 20 века, но и разделила в художественной форме - трагедию народа у которого была отнята православная вера. Идут годы творчество Валентины Семко остается загадкой, ибо в каждом ее произведение скрыт глубокий философский смысл.

Выставка работ художника Валентины Семко — всегда событие в культурной жизни города. Ее работы — это осмысление жизни, попытка по-своему взглянуть на вечные вопросы бытия, стремление выразить свое видение мира, то символически-романтическое, то подчеркнуто реалистичное. (Ее работы: Приложения №8-12)

В экспозиции представлены ее живописные работы 80-90-х годов и картины раннего периода творчества художника. На выставке в музее представлено более 40 работ художницы, выполненные на самом высоком уровне. Работы Валентины Семко смотрятся удивительно современно, и для любого неравнодушного человека представят обширное поле для размышлений.

– Валентина Семко – гордость Павловского района. Она прожила всего 45 лет, но оставила большое наследие. Это был талантливый человек, прекрасный собеседник с хорошим чувством юмора. Она потрясающе легко работала в нескольких жанрах, придумывала сюжеты, в том числе сюрреалистичные, мифологические, могла за ночь написать картину. К примеру, так была написана работа «Мавка», – рассказал Иван Удодов. (Приложение №13)

 

 

Техника масленная пастель

Меня заинтересовала эта техника, так как она очень интересна в исполнении, и не многие интересуются этим направлением. Захотелось узнать о нем побольше и рассказать вам. В масленной пастели нет границ в исполнении, и можно написать все что угодно – это меня больше всего заинтересовало.

Пастель — это материал, использующийся для написания картин. Она бывает в виде цветных брусков без оболочки (мелков) или карандашей с тонким стержнем. Ее делают из тонко размолотых красящих пигментов, очищенного воска, связующих веществ — методом прессования. Материал хорошо ложится на бумагу, картон, холст, стекло — в зависимости от его вида. Для работы с красящим материалом используют кисти, губки, прочие инструменты.

Виды. Пастель бывает трех видов.

· Масляная. Художественная масляная пастель — это материал на основе пигмента и минерального масла. Произведения искусства, созданные этим способом, хорошо хранятся, не осыпаются, не требуют закрепления финишным покрытием.

· Восковая. Основной состав: воск и пигменты. Пастель бывает в виде мелков, карандашей. Её можно применять при смешивании техник — с акварелью, гуашью.

· Сухая. Выглядит как брусок без оправы. Обычно сухую пастель производят из смеси мела, пигмента и связующих компонентов. Художественный материал мягко ложится, оставляя нежные линии, легко растирается.

Пастельные рисунки выполняют на фактурной бумаге разных цветов. Тон зависит от предполагаемого рисунка.

Пастельные техники

· Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи. Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета. Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.

· Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.

· В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов. Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.

· Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка). Используют даже бесцветный лак для волос.

История создания.

Живопись в технике пастель используют 500 лет. Её создал французский придворный художник-портретист Жан Перреаль (де Парис). Он пользовался успехом у августейших особ: часто выезжал с королём Людовиком XII на поля сражений, делал эскизы батальных сцен.

Именно Парису (начало XVI века) пришла идея создания пастельного карандаша из сухого пигмента и камеди (смолы) некоторых деревьев.

К концу XVI столетия уже новинка приобрела популярность среди живописцев Франции, потом материал завоевал Италию, Англию. Художественная техника пастели начала массово распространяться по миру для писания портретов на заказ.

 

Моя творческая работа

Для тематики картины я выбрала эпоху возрождения. Я решила нарисовать портрет девушки из этой эпохи. Я сразу решила рисовать работу по этой эпохе, так как она мне очень привлекает. Я вдохновлялась работами многих художников. Свою работу я также выполняю в направлении сюрреализм. Поэтому я решила изобразить девушку без глаз.

Для работы мне понадобились:

· Холст формата А3

· Масляная пастель основных цветов+ ахроматические (белый, черный)

· Кисти (щетина)

· Кисти (белка)

· Бумага для очищения пастели

Ход работы

 Сначала я выполнила эскиз карандашом на маленьком формате. Затем перенесла его на формат А3. (Приложение №15) Сперва я закрасила большие плоскости (фон, тело), потом начала прорабатывать более мелкие детали (лицо, венок) (Приложение №16). Затем приступила к деталям и теням. Стала прорабатывать все. При постепенном уточнении форм, я добиваюсь четкости, правильности, понятности и узнаваемости фигур и объектов.(Приложение № 17) Вот и все, моя работа готова!

Заключение: Изучая современные виды портрета, собрала ценный материал о развитии искусства. Улучшила навык работы в технике маслянная пастель. Выполнила художественное произведение, в новом направлении искусства – сюрреализм, создала новую реальность, выражающую мое чувственно-эмоциональное отношение к эпохе возрождения.

Заключение.

При изучении темы данной работы можно сделать некоторые выводы.

Изучая эту тему, я узнала много нового о портрете, направлении сюрреализм и технике маслянная пастель. Узнала про многих талантливых художников.

Мой проект может быть использован для организации учебной деятельности учителя и учащихся при изучении на уроках ИЗО и искусства, и при изучении портрета в целом и направлении сюрреализм.

 

Список Литературы (Сайты)

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

3. https://art-dot.ru/pastel/#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-4907

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8E%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

5. https://www.pinterest.ru/

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B8,_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80

7. https://artguide.com/posts/1931

8. https://www.youtube.com/watch?v=f03LEZ47ak 4

Приложения

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

Глава 1. Портрет в современном направлении искусства сюриализм

Современный портрет

Портрет -изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами, а также в литературе и криминалистике.

В изобразительном искусстве портрет — самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

  Определение портрета как произведения искусства в западной культуре Нового времени включает 3 пункта:

· изображение является заменой отсутствующей персоны (функция напоминания)

· изображение вызывает эмоции, чувства

· изображение является переносным (транспортабельным) — справедливо для большинства случаев.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.