Формы изучения и обобщения педагогического опыта — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Формы изучения и обобщения педагогического опыта

2022-07-03 31
Формы изучения и обобщения педагогического опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формы описания педагогического опыта

Основой для описания опыта являются накопление достаточного по количеству и качеству фактического материала и его анализ.

Необходимо грамотно назвать тему, продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, т. е. определить проблему как противоречие. Последовательно изложить суть опыта; описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы.

Рекомендуются следующие схемы описаний педагогического опыта.

Автореферат (описание собственного опыта педагогической деятельности).

I. Введение.

Данные о педагоге (Ф. И.О., адрес ДОО, стаж).

Решаемые автором опыта противоречия, актуальные для массовой практики.

Главная идея опыта: кратко сформулированная программа (модель) педагогических действий, обеспечивающая решение указанных противоречий. Научное обоснование опыта, т. е. указание на те педагогические идеи, теории, концепции, которые лежат в его основе.

5. Результат работы педагога.

П. Основная часть.

Характеристика главных элементов данной педагогической системы. Это могут быть:

1. Особенности организации содержания обучения:

- корректировка содержания (иная логика построения курса);

- дифференциация содержания по уровням сложности и объему;

- расширение, углубление содержания: профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т. п.;

другие особенности организации содержания.

2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей:

- нетрадиционная система работы;

- оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, воспитания, формирования умений (описание их технологий);

- новые правила, алгоритмы организации деятельности;

- оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта.

III. Заключение.

Указание на объективные и возможные субъективные трудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.

Нерешенные проблемы (недостатки, недочеты данной методической системы).

Перспективы развития данной системы: над чем работает педагог, как собирается развивать, совершенствовать свою методику.

Рекомендации к использованию данного опыта.

Использованная литература.

 

Схема описания передового педагогического опыта

Титульный лист.

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)

Ф. И.О.

Тема опыта.

Идея опыта (главная цель).

Структура описания обобщённого педагогического опыта.

1. Сведения об авторе.

2. Условия формирования опыта.

3. Теоретическая база опыта.

4. Актуальность и перспективность опыта.

5. Новизна опыта.

6. Адресность опыта.

7. Трудоёмкость опыта.

8. Технология опыта.

9. Результативность опыта.

 

Подготовка реферата

Более высокими формами обобщения являются реферат и описание системы работы по конкретной проблеме. В них раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию опыта работы.

Рекомендуются следующие этапы подготовки реферата и описания опыта работы:

Выбор темы, по которой будет подготовлен реферат. Изучение литературы и одобренного опыта работы по данной проблеме. Накопление и систематизация практического материала. Написание плана реферата и тезисов. Подготовка первого варианта реферата, уточнение выводов. Окончательное оформление реферата, подготовка приложений.

При подготовке реферата и описания опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:

1. Значение избранной проблемы для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.

2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.

3. Анализ знаний, умений, навыков детей, их воспитанности, нравственных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.

4. Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной ДОО. Что можно рекомендовать использовать другим педагогическим коллективам.

5. Используемая литература.

6. Приложения, конспекты мероприятий, образцы дидактических материалов, фотографии, работы детей и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.

Подготовка и проведение творческого отчета педагога

Творческий отчет педагога – это форма обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Педагог, выступающий с творческим отчетом, – человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов в учебной и воспитательной работе, носитель передового педагогического опыта, который способствует формированию и развитию профессионального мастерства, творческих способностей и дарований педагога, увеличению числа детей с ярко выраженной познавательной потребностью, интересами, творческими способностями. Следует учитывать познаваемость опыта и возможность его повторения в других условиях, а также нормативную затрату усилий педагога при создании творческого опыта. Проведение творческих отчетов должно найти отражение в перспективном и годовом планах работы ДОО.

Следует составить план подготовки и проведения творческого отчета, определить ответственное лицо из руководителей ДОО, определить виды работы.

Творческий отчет проходит в три этапа.

1. Подготовительный этап – организация ознакомления коллег с опытом работы педагоги, обобщения его опыта – включает:

а) составление графика открытых мероприятий педагога с указанием темы, методической цели, сроков;

б) доведение намеченных мероприятий до сведения членов коллектива (за месяц до отчета);

в) подготовку и оформление выставки о работе педагога.

2. Основной этап включает подготовку:

а) выступления педагога на творческом отчете;

б) выступлений коллег по работе, представителей общественности, работников профсоюза, отдела образования;

в) анализа-характеристики опыта работы педагога администрацией;

г) материалов к публикации.

3. Обобщающий этап – подведение итогов – включает:

а) слово о педагоге руководителя ДОО или его заместителя, представителя общественности;

б) выступление педагога;

в) выступления коллег, родителей;

г) знаки, факты внимания к педагогу.

Ход творческого отчета необходимо тщательно продумать в деталях, чтобы он не оказался сложным, скучным, тяжелым мероприятием или развлекательным зрелищем. План проведения творческого отчета желательно расписать по минутам, каждая его часть должна быть емкой, убедительной и поучительной.

Формы изучения и обобщения педагогического опыта

 

Каждая форма работы по изучению и обобщению педагогического опыта предлагает использование самых разнообразных методов.

1. Открытые занятия по различным темам и вопросам воспитательно-образовательной работы. Коллективный просмотр.

Это распространенная форма изучения и обобщения опыта, широко используется во всех школах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, выявляют условия, при которых опыт одного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

2. Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики.

Перед их проведением ведется большая подготовительная работа:

- посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов,

- изучается литература,

- подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт,

- готовятся основные доклады и содоклады.

Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т. п.).

На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.

3. Научно-методическая и научно-практическая конференции.

Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции педагоги изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Воспитание у учащихся любви к труду» докладчики могут рассказать о своем опыте.

4. Педагогическая выставка.

Отражает передовой опыт, например дидактический материал, способствующий активизации воспитательно-образовательного процесса, различные схемы и материалы, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т. п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т. д.).

5. Педагогические чтения.

Предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т. д.

6. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам воспитательно-образовательной работы.

Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными педагогами, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

7.Педагогические экскурсии.

Проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

8. Семинарские занятия по проблемам педагогики.

Тема семинара определяется на год или несколько лет. При изучении общей темы, например, рассматриваются более частные вопросы. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов – участников семинара, делаются обобщения.

9. Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта.

Если в ДОО есть группа педагогов-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

10. Педагогические консультации.

Бывают устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными педагогами для начинающих, малоопытных преподавателей.

11. Защита авторских проектов и разработок.

Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в ДОО сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества характер и отражать реальные проблемы и интересы данных педагогов.

12. Методическая неделя.

Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги проявили желание показать их своим коллегам. Демонстрируются деятельность, процесс, методы, приемы, находки и результат. Неделю проводят администрация, педагоги, могут принимать участие родители и дети. Для этого создаются оргкомитет, творческие группы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каждый день недели), лаборатория форм и методов обучения, микрогруппы педагогов для подготовки мероприятий, группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимулирования.

12. Панорама педагогических достижений ДОО.

В фойе ДОО все педагогические объединения, творческие объединения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутреннего потребления.

13. Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного педагогами.

Предлагается к изучению опыт двух-трех педагогов. В течение недели педагоги показывают систему мероприятий. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-программе оценивают в баллах и развернутым текстом те моменты, методики и подходы, которые оказались для них важными.

Участники по каждому событию заполняют диагностическую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо.

14. Комплексное изучение коллегами достижений одного педагога.

Педагог готовит материалы, планы, программы, пособия, разработки и сценарии мероприятий и представляет все это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них вопросы. Затем педагоги записывают свои предложения в программу изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем педагог показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация ДОО анализирует деятельность педагога, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем педагог сам отвечает на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пишут заключение, и администрация ДОО по итогам смотра принимает решение о поощрении педагога.

15. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.

Картотека создается усилиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерному обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.

Карточка опыта

1. Ф. И.О. _

2. Тема и название оригинального решения, приема, подхода, методики, технологии.

3. Содержание педагогического опыта.

4. Оценка опыта.

В методическом кабинете ДОО создается база сценариев и планов мероприятий. Каждый педагог за представленные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.

При наличии в ДОО компьютеров создается база данных по документальному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта.

16. Познавательные, профессиональные экскурсии.

Участие в документальных практикумах, в работе педагогических форумов в других ДОО, творческих встречах с коллективами лучших ДОО, в пресс-конференциях.

17. Научно методические обмены между ДОО.

Обмен специалистами, стажировки, изучение документов, проведение интервью с руководителями, совместное проведение мероприятий, семинаров.

18. Знакомство коллег с наиболее интересными материалами, приобретенными в ходе повышения квалификации и самообразования.

Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предлагает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.

19. Проведение профессиональных педагогических и психологических тренингов.

Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических ситуаций.

20. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций.

Решение педагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение практического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.

21. Фестиваль педагогического творчества.

Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения. В фестивале участвуют все участники образовательного процесса. ДОО показывает процесс, содержание и формы обучения и воспитания, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы детей, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

22. Школа передового педагогического опыта.

Работает на постоянной основе. В работе ДОО фиксируются шесть основных направлений:

А. Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем.

Б. Поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в ДОО.

В. Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска.

Г. Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта.

Д. Создание базы данных педагогического опыта.

Е. Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.

Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т. п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3–4 человека.

23. Школа профессионального мастерства. Это школа годичного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вследствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.

24. Коллективная подготовка и издание методических, педагогических материалов, альманахов, сборников.

25. Методические панорамы, презентации, ярмарки, фестивали.

26. Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей.

27. Самообразование.

Это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т. д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Цели самообразования:

- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.

- Углубление знаний в области своего предмета.

- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

- Повышение общекультурного уровня.

- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.

28. Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей.

29. Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала.

30. Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы.

31.Творческий отчёт, в процессе которого проходит: демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни; Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий); Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта. Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя. Изучение методических материалов и деловой документации. Тематические и персональные выставки автора опыта. Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта. Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа. Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т. д. Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.