Рассказ «Листопад» М. Пришвина — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Рассказ «Листопад» М. Пришвина

2022-05-13 44
Рассказ «Листопад» М. Пришвина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект

«Лес - наше богатство»

 

Составили и провели:

Воспитатели

 Артемьева О. Ю.

Картавенко И. В.

 

г. Голицыно

 

Название проекта: «Лес – наше богатство»

Возраст детей: старшая группа (5 лет)

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети старшей группы,воспитатели, младший воспитатель, старший воспитатель, родители.

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Введение

 Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам

необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего

возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять

своим поведением на природе.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно

ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки,

выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов

и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать

ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и

природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

1. Экологическое образование и природоохранная деятельность

живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.

2. Несформированность экологического

сознания у детей и родителей.

3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой

(экскурсии, прогулки в природу).

С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».

Объект изучения – лес.

Цель:

· формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле

Задачи:

•   сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

•   Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

•   Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы. Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.

Методы:

· Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;

· Беседы;

· Опытно-экспериментальная деятельность;

· Игровая деятельность;

· Практическая (продуктивная) деятельность.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:

         Дети:

· Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса), повысить уровень знаний по охране окружающей среды;

· Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Родители:

· Повышение интереса к познанию природы родного края;

· Расширение кругозора экологических знаний

Этапы проекта

I. Подготовительный этап

Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью

- Какие деревья ты знаешь?

- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

- Как правильно использовать лес?

- Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план мероприятий.

- подобрать художественную литературу для детей по теме (Приложение 1)

- подобрать дидактический и наглядный материал.

II. Основной этап

Теоретическая часть:

· составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов ООД, бесед и мероприятий.

Практическая часть:

· беседы по теме (Приложение 2)

· ООД по теме (Приложение 3)

· оформление уголка для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц (Приложение 4)

· изготовление плаката «Берегите лес» (Приложение 5)

· оформление выставок семейного творчества (Приложение 6)

· консультации для родителей (Приложение 7)

· дидактические и подвижные игры  (Приложение 8)

· консультация для педагогов(Приложение 9)

III. Заключительный этап

• изготовление и оформление мини-музея «Лес - наше богатство» (Приложение 10)

• проведение итогового мероприятия «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста» (Приложение 11)

Результаты проекта

· Дети

ü имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.

ü расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;

ü знают правила поведения в природе;

ü сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

ü проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.

ü развита связная речь, обогащен словарь детей.

ü воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

ü воспитано убеждение о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

ü сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

· Родители

ü принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;

ü понимают важность бережного отношения к лесу.

ü понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.

ü расширен кругозор экологических знаний.

Продукты проекта:

ü выставка совместных работ

ü мини – музей леса

ü методический материал

ü конспект открытого просмотра «Мини-музей, как средство экологического образования детей дошкольного возраста»

Перспектива:

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ.

 

Литература

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью. Старшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004.

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.:

ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

3. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.

– М., 2001.

4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. – М.: Просвещение, 1981.

5. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль:

Академия развития, 1997.

6. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

7. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

8. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду:

планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая

группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.

 

Приложение 1

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Ели

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

Рябина

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она как хина!

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?


Пословицы и поговорки о лесе:

· И лес шумит дружней, когда деревьев много.

· Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

· Возле леса жить – голодному не быть.

· Что в лесу родится – дома пригодится.

· Лес богат, не как наш брат.

· В лесу живём, по-лесному и поём.

· Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.

· Из-за леса стоячего не видно леса лежачего. |

· Поле видит, а лес слышит.

· В лесу и сковорода звонка.

· Грибов ищут – по лесу рыщут.

· Лесная трава сочнее степной.

· Ветер не подует – лес не зашумит.

· Над лесом дождь дважды идёт.

· Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

· Лес и вода – родные брат и сестра.

· Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.

· Лес зимой – второй тулуп.

· Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

· В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

· На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

· Зимой — с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)

· Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)

· И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)

· Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

· Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)

· Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

· Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)

· Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)

· Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

· Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

· Что цветет без цвета? (Сосна)

· Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)

· Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

· В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)

· Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки. (Рябина)

· Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

· Какую траву и слепой знает? (Крапива)

· Что не сеяно родится? (Трава)

Приложение 2

 

Беседа

«Что такое лес?»

Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева — это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

• Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.

Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России — хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы — короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.

Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса- заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах. с высокой плотностью населения, где много транспорта, Наконец, к третьей группе относятся леса много лесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.

Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?

Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена царил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!

На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благоприятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие — достигали высоты 30—40 метров.

Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень — уголь, который сейчас люди используют как топливо.

Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному климату деревья.

• Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.

Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.

• Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

 

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам,

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Мы зайдем в смолистый ельник —

Там и в жаркий полдень — тень,

Там заметим муравейник

И большой замшелый пень.

Огонечки земляники

Зажигаются в траве,

Золотой волною блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танец пчел.

Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.

• Припомните, какие птицы живут в лесах.

Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и сова, кукушка и поползень, зяблик и зорянка. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

• Давайте припомним, какие звери живут в лесу.

Обитатели леса — медведь и волк, лиса, заяц, бел- кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница... В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.

• Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.

Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.

• А кто прячется в дуплах деревьев?

Правильно! Белочка, куница.

Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах — лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.

Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине — божьи коровки — тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.

Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи — замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.

Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личинки майских жуков — белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.

Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.

«"Малый червяк большой дуб точит" — так говорят в народе. Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в них», — так написал в книге «Жизнь леса» знаток родной природы Дмитрий Зуев. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева — жуков: короеда, древоточца, заболотника и усача. Вот потому и называют красавцев-дятлов лесными докторами.

Помогают лесу и другие птахи. Задорная синичка трудится без устали: 350 раз за день приносит она своим птенцам мошек, червяков и жучков, истребляя огромное количество вредных насекомых. Недаром лесоводы называют эту птичку своей лучшей помощницей и отмечают праздник «Синичкин день».

Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.

Грибы — особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!

Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.

• Попробуйте отгадать загадку.

Зимой — в белом кафтане,

Весной — в зеленом сарафане,

Летом — в платье цветном,

Осенью — в плаще золотом.

Правильно! Это лес в разное время года.

Вопросы

1. Что такое лес?

2. Почему лес называют природным сообществом?

3. Какие бывают леса?

4. Какие животные обитают в лесу?

5. Как связаны животные, растения, грибы леса?

 

 

Беседа на тему

«Лес - наше богатство».

Цели: Обогащать и систематизировать знания детей о родной природе. Уметь внимательно слушать и сопереживать услышанному. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, желанию заботиться о ней.

Материал: иллюстрации с изображением лесов, полевых цветов, птиц, насекомых, животных, книги о лесе.

Ход беседы:

Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В нашем государстве много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных: бобры, лоси, соболи и т. д. (рассмотреть иллюстрации). Человек многим обязан природе. лесу.

-Чем же именно дорог нам лес?

-Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен (ответы детей?

Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Там где лес, всегда чистый воздух, это дом для зверей и птиц, это наш друг. Задерживая влагу, он помогает выращивать человеку богатый урожай. Это кладовая, которая щедро отдаёт свои дары: орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился подснежник.

-А какие ещё полевые цветы вы знаете, ребята (ландыши, одуванчики?

(чтение стихотворения «Ландыш»-Серова)

-А вы знаете, ребята, что между лесом и его обитателями есть тесная связь. А ещё есть тесная связь между лесом, с его силой и богатством и между человеком. Человек помогает лесу, а лес человеку.

-Почему? (ответы детей)

Лес- наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в одной области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватывал на полях верхний плодородный слой почвы вместе с семенами пшеницы. Но там, где поле окружал лес буря оказалась бессильной. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре. Прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти в степях урожай от бури и зноя на сотни километров сажают леса.

-Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу.

1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

4. Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу».

5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают засохшие деревья, охраняют лес от пожаров. Большую помощь им оказывают «зелёные патрули»- люди, которые лес никогда не обидят. Школьники помогают ухаживать за лесом, сажают саженцы, ухаживают за ними.

Дети читают стихи.

Наши леса.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото - наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль.

Внимательный, зоркий «зелёный патруль».

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены

На планете мы останемся одни.

В лесу.

Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Может быть, на тропинках звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю, ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит подрумяненным боком

Средь высокой травы колобок.

И нельзя мне в лесу заблудиться,

Хоть брожу от людей вдалеке.

Потому что и звери и птицы

На родном говорят языке.

Лес

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

На этом беседа заканчивается, дети рассматривают иллюстрации, книги о лесе.

 

Беседа

«Берегите лес!»

Цели: обобщать знания учащихся о значении растений в жизни человека, формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь природу.

Задачи: углублять знания детей о разнообразии организмов их взаимодействии между собой и окружающей средой, познакомить со старинными народными названиями и традициями, связанными с лесом, деревьями, их целебными свойствами.

Оборудование: иллюстрации «лес, грибы, цветы».

Предварительная работа: экскурсия в лес с целью знакомства с растительным миром.

Ход беседы

Организационный момент: Поприветствуйте наших гостей, сядьте красиво, следите за осанкой.

Загадка:    Ходит по равнине

           Тихой светлой сказкой,

           Расписывает рощи

           Солнечною краской. (осень).

- Сколько осенних месяцев в году и как они называются?

- Сентябрь в старину люди назвали златоцветом. Почему?

            Сентябрь –златоцвет

В золотой кафтан одет.

Лес красуется листвой

Пышной, яркой, золотой.

- Сейчас у нас какой месяц?

- Октябрь в старину называли листопадничком.

Октябрь-листопад,

Листья падают, кружат.

Урывают лес ковром,

Перед долгим зимним сном.

- Последний осенний месяц ноябрь.

- Его народное название- грудень.

Ноябрь – грудень

Для прохожих труден.

Смерзлись в груды снег и грязь,

Не проедет даже князь.

- А ещё его называли полузимником. Почему?

- У каждого времени года есть свои приметы и особенности. И у осени тоже.

- На доске листочки с осенними приметами, вы должны закончить фразы.

- 14 сентября начало «бабьего лета». «Бабье лето» сухое-(осень мокрая).

-Много желудей на дубе (к тёплой зиме и урожайному лету).

-Большой урожай рябины (к морозу).

- 14 октября «Покров». Если журавли полетят (будет мороз).

- Мудрецы прошлого не раз писали о семи чудес света.

Они восторгались их сверхъестественным размерам и величинам. Но сегодня мы поговорим о нерукотворном чуде из чудес – о нашей земле и о её природе.

- Наша планета и теперь ещё продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки. Но мы сегодня поговорим только об одном из чудес природы.

           На горе шумит.

Под горой молчит.

В шубе летом.

А зимой раздетый.

или           Богатырь стоит богат,

            Угощает всех ребят.

Ваню -земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

(Иллюстрации леса и названия темы беседы, фонограмма «звуки природы»).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шуршишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что на шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре!

- Да, лес полон сказок и главные их герои -лесные обитатели.

Лес –родной дом для многих животных, птиц, насекомых. Он даёт им кров и пищу. Жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью и даже зимой.

- Но главное в селу что? (растения, деревья).

- Да, растения главные обитатели леса. А как вы можете объяснить, что такое лес.

(Ответы детей: Есть такое определение: Лес-это большая площадь земли, заросшая деревьями.)

- Лес- главное богатство планеты Земля. В нём, как и в наших домах, есть этажи. Лесные этажи называются ярусами. А ещё его называют «лесная фабрика». Давайте разберёмся, сколько этажей –ярусов имеет эта «фабрика» и кто в ней живёт.

Загадка:    Вы всегда его найдёте

И в лесу и на болоте

Хоть на вид и неказистый

Мягкий, нежный, бархатистый. (мох)

или           Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

- На каком этаже «лесной фабрики» живёт это растение. Почему?

(Мхи небольшого роста, растут скученно, образуя коврики. Так им легче удерживать и собирать влагу, легче защищаться о дары и холода, сопротивляться вытаптыванию. Корней у мхов нет, есть только стебли и листья).

- Научное название мха «сфагниум», что в переводе означает – губка.

- Мох впитывает влаги в себя в 30-40 раз больше, чем весит сам.

- На этом же этаже-ярусе живут лишайники. Лишайники –это лесные первопроходцы. Они селятся в самых безжизненных, бесплодных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором потом могут произрастать другие растения. Обычные лишайники живут 30-50 лет, некоторые до 100 лет. Но есть среди них долгожители, которые предпочитают валуны, скалы им по 4000 лет.

Загадка:    Стоит лепёшка на одной ножке.

Кто мимо не пройдёт, всяк поклонится.(гриб)

- На каком этаже «лесной фабрики» живут грибы. Почему?

(Если мхи стелятся по земле, то грибы приподнялись выше земли).

- «Лесные дива»-удивляют размерами и формами, так говорят про грибы. Они играют большую роль в жизни леса.

- Для чего они нужны в лесу?

- Что они делают? Какую работу выполняют?

(Ответы детей: Грибы перерабатывают растительные остатки, разрушают пни, поваленные деревья, опавшие сучья, опавшую листву. И, своего рода, являются санитарами леса.)

- Из чего состоит гриб? (плодовое тело и грибницы).

- Сколько лет живёт гриб? 5-6 дней или 1,5 недели).

- А сколько лет живёт грибница? (до 100 лет).

- Есть такое определение «тихая охота»-что подразумевается под этим понятием? (сбор грибов).

- И мы с вами сейчас отправимся на «тихую охоту», будем собирать грибы, а какие, вы сейчас узнаете.

Грибная угадайка

(за правильный ответ грибочек)

1. Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.(опята)

2. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это …(сыроежки).

3. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я … (подосиновик)

4. Плотный, крепкий, статный

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость все лисов!

Настоящий царь грибов! (белый)

5. Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат.

Что в земле скрываешься?

В чём ты виноват?(груздь)<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.