Риторика. Определение, история. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Риторика. Определение, история.

2021-10-05 56
Риторика. Определение, история. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Риторика. Определение, история.

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

 Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения», как «общие принципы ведения спора». Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это понятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтановить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»).

Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактически аргументы – свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики.

 

Виды красноречия

В России 17-18 вв. авторами риторик было выделено 5 основынх типов красноречия (придворное, духовное, военное, дипломатическое, народное).

В современное практике исчезло придворное и военное красноречие, зато получило развитие социально-политическое, агитационное, публицистическое (СМИ), академическое (научные доклады, обзоры).

Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное красноречие. Это жанры: 1) речей представителей истца и ответчика в гражданском и арбитражном процессах, 2) обинительной и защитительной речей в уголовном процессе. Эти выступления произносятся с сугубо официальной обстановке и выражают одностороннюю позицию органов правосудия по делу.

 

Виды публичных выступлений

Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификаций называют классификацией жанров публичного выступления.

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений:

1) соблюсти некоторый протокол или ритуал;

В таком случае можно говорить о протокольно-ритуальном выступлении. Это будет приветствие официальнойделегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальныммероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации.

2) развлечь собравшихся;

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, тосты, речи на банкетах и др.

3) сообщить некоторую информацию;

Такая речь получит название информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о случае или при описании некоторого явления. Сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии тоже относится к данному жанру – информационному выступлению.

4) убедить;

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных н политических дискуссиях, выступления за круглым столом.

5) побудить к действию.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы призвать слушателей к новому действию, продолжению или прекращению старого действия. Это речь на митинге, на предвыборном собрании, на любом мероприятии, где решается вопрос о том, что необходимо предпринять.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть и заключается она прежде всего в том, что убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая – на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

 

Культура речи юриста

Культура речи — обязательное условие деятельности юриста.

Культура речи — такой набор и такая организация речевых средств, которые в олпределенной ситуации общения при соблюдении совеременных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленнных коммуникативных задач.

От степени владения нормами и богатстом языка зависит насколько грамотно, точно и понятно говорящий может выразить свою мысль, оказать должное влияние на слушателей.

Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседника.

Критерии культуры речи: ясность, точность, логичность, правильность, чистота речи (отсутствие в ней диалектных и просторечных слов).

Культурной считается такая речь, которой присущи речевое мастерство, логическая стройность, богатство словаря, художественная выразительность, разнообразие грамматических конструкций.

 

Богатство речи

Богатство или разнообразие речи — это максимальное использование разнообразных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информации. Если в речи не повторяются одни и те же языковые средства (слова, словосочетания и однотипные синтаксические конструкции), если в ней большой словарный запас, активный состав моделей словосочетаний и предложений, такую речь называют богатой или разнообразной.

 

Подготовка оратора к выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов.

 

Подготовка конспекта выступления.

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки.

Технически подготовить конспект выступления можно следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

6. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

 

Личность оратора

Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью.

В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Она хочет знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять.

 Оратор должен заботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Именно имидж создает индивидуальность оратора для аудитории; с другой стороны, он должен отражать вашу индивидуальность.

Следует также отметить, что индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории.

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому.

Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует уверенность оратора.

Позы оцениваются положительно, если они открытые, то есть если оратор не закрывает грудь скрещенными руками, не скрещивает ноги и др.

Жесты и мимика тогда оказывают благоприятное впечатление на аудиторию, когда они рассматриваются как естественные и разнообразные.

 

Аргументация

Понятие аргументации

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, источников в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Из приведенного определения видно, что:

аргументация – это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

аргументация – это процесс, следовательно, нужно расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности.

Аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели аргументы восприняли. Таким образом, задача оратора – не только предложить некую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

Цели аргументации

Аргументы, которые приводит оратор, подразделяются на аргументы «за» и аргументы «против».

Ваши аргументы «за» должны убедить аудиторию в следующем:

что они правдивы, опираются на авторитетные источники;

что они доступны, просты и понятны;

– что они максимально близки установившимся в аудитории мнениям, представлениям о справедливости, чести, общественном идеале;

– что они отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что критикуемые вами позиции, точки зрения не обладают теми признаками, которые выделены выше для аргумента «за».

Для достижения целей аргументации необходимо пользоваться по возможности наиболее сильными аргументами. Сила аргумента – понятие относительное, так как она зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и многих других факторов – пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам относят обычно следующие: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных авторов, источников, показания очевидцев, статистические данные.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса в большинстве своем считается число «три».

 

Способы аргументации

Существуют различные классификации способов аргументации.

Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что в начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем - менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она: – позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории; – заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце; первые аргументы лучше запоминаются.

Наблюдения показывают, что нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела. Данный способ аргументации эффективен в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории. Он дает эффект: если атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать; если мысль, которую надо обосновать, сложна; если проблема для аудитории не является полностью решенной; если аудитория сможет сделать самостоятельный вывод.

Риторика. Определение, история.

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

 Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения», как «общие принципы ведения спора». Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это понятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтановить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»).

Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактически аргументы – свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики.

 

Виды красноречия

В России 17-18 вв. авторами риторик было выделено 5 основынх типов красноречия (придворное, духовное, военное, дипломатическое, народное).

В современное практике исчезло придворное и военное красноречие, зато получило развитие социально-политическое, агитационное, публицистическое (СМИ), академическое (научные доклады, обзоры).

Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное красноречие. Это жанры: 1) речей представителей истца и ответчика в гражданском и арбитражном процессах, 2) обинительной и защитительной речей в уголовном процессе. Эти выступления произносятся с сугубо официальной обстановке и выражают одностороннюю позицию органов правосудия по делу.

 

Виды публичных выступлений

Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификаций называют классификацией жанров публичного выступления.

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений:

1) соблюсти некоторый протокол или ритуал;

В таком случае можно говорить о протокольно-ритуальном выступлении. Это будет приветствие официальнойделегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальныммероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации.

2) развлечь собравшихся;

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, тосты, речи на банкетах и др.

3) сообщить некоторую информацию;

Такая речь получит название информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о случае или при описании некоторого явления. Сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии тоже относится к данному жанру – информационному выступлению.

4) убедить;

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных н политических дискуссиях, выступления за круглым столом.

5) побудить к действию.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы призвать слушателей к новому действию, продолжению или прекращению старого действия. Это речь на митинге, на предвыборном собрании, на любом мероприятии, где решается вопрос о том, что необходимо предпринять.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть и заключается она прежде всего в том, что убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая – на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

 

Культура речи юриста

Культура речи — обязательное условие деятельности юриста.

Культура речи — такой набор и такая организация речевых средств, которые в олпределенной ситуации общения при соблюдении совеременных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленнных коммуникативных задач.

От степени владения нормами и богатстом языка зависит насколько грамотно, точно и понятно говорящий может выразить свою мысль, оказать должное влияние на слушателей.

Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседника.

Критерии культуры речи: ясность, точность, логичность, правильность, чистота речи (отсутствие в ней диалектных и просторечных слов).

Культурной считается такая речь, которой присущи речевое мастерство, логическая стройность, богатство словаря, художественная выразительность, разнообразие грамматических конструкций.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.