Лекция 4. Рынок и его функции. Законы спроса и предложения. Эластичность. Потребительское поведение. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Лекция 4. Рынок и его функции. Законы спроса и предложения. Эластичность. Потребительское поведение.

2022-05-12 28
Лекция 4. Рынок и его функции. Законы спроса и предложения. Эластичность. Потребительское поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проф. А.А. Лапинскас

Лекция 4. Рынок и его функции. Законы спроса и предложения. Эластичность. Потребительское поведение.

Рынок: сущность, структура и функции.

Законы спроса и предложения

Понятие эластичности и ее виды

Теория потребительского поведения

Рынок: сущность, структура и функции.

     Рынок можно представить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Рынок как особый механизм экономических отношений между продавцами и покупателями, производителями и потребителями появился тогда, когда в обществе возникли и сформировались необходимые для этого условия:

общественное разделение труда (ОРТ). На определенном этапе развития общества рост потребностей людей сделал невозможной их жизнедеятельность, основанную на универсальном труде и самообеспечении. Производители начали специализироваться на выпуске того или иного продукта. Специализированный труд, с одной стороны, является более производительным и приводит к росту объемов производства, а с другой – он стимулирует обмен между товаропроизводителями, так как произведенный в достаточном количестве один продукт можно обменять на другие блага, необходимые для жизнедеятельности товаропроизводителей;

экономическое обособление товаропроизводителей. Обмен товарами предполагает возмездность затрат в эквивалентной форме для товаропроизводителей. Относительно друг друга они выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты с обособленными экономическими интересами. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности на экономические ресурсы и локализации частных интересов;

свобода предпринимательства для эффективного функционирования рыночного хозяйства. Любой хозяйствующий субъект имеет право выбирать желаемый вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой государством законной форме;

  Нормальное функционирование рыночного механизма возможно, если реализуются организационные принципы его построения. К ним относят:

экономическая свобода хозяйствующих субъектов. Она проявляется либо как свобода потребителя (свободный потребительский выбор на рынке товаров и услуг), либо как свобода предпринимательства (производитель свободен в выборе сферы приложения капитала, выборе экономических партнеров, рынков сбыта и т. д.);

рыночная конкуренция. Условия конкурентной среды определяют по количеству продавцов и покупателей на рынке, возможности влияния на рыночные цены, виду выпускаемой продукции, наличию барьеров по входу в отрасль, информируемости агентов о рыночной коньюктуре.

главенство потребителя на рынке, так как в рыночной системе именно потребитель отвечает на вопрос «Что производить?», покупая или не покупая тот или иной товар на рынке;

рыночное ценообразование. На рынке существует основной механизм формирования цен – рыночная конъюнктура, т. е. соотношение спроса и предложения в каждый конкретный период времени;

договорные, в основном контрактные отношения горизонтального типа, так как они возникают между экономически равными хозяйствующими субъектами;

открытость экономики, т. е. свободное перемещение через национальные границы в ту и другую сторону, как товаров, так и факторов производства;

государственное регулирование тех процессов и явлений, с которыми не справляется рынок.

Цены и рыночные зоны.

Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E – точка равновесия, где P1 —равновесная цена, а Q1 – равновесный объем.

Государственное регулирование цен и тарифоф приводит к смещению цены равновесия. Цена потолка – максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование «черного рынка». Цена пола – минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл только тогда, когда выше равновесной. Однако стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельхозпродукции) избавиться от товара ведет к образованию «серого рынка».

                3. Понятие эластичности и ее виды

  Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности. Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением спроса.

 

Перекрестная эластичность.

Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

2.4. Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

  Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

          

 4. Теория потребительского поведения.

  Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т. е. он хочет получить определенную полезность от них.

  Потребители сравнивают блага и отдают предпочтения. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен доходом и ценами. Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально. Покупатели всегда выбирают товар по своим доходам, который при определенных ограничениях на розничные цены может максимально удовлетворить их потребности.

  Общая полезность – это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезность товара – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным, или, другими словами, полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы товара. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая – возрастать.

Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена. Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

  При устойчивой тенденции падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю дополнительного удовлетворения, поэтому покупательский спрос на товар будет уменьшаться. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя. Данная тенденция помогает глубже познать закон спроса.

Нормальные и низшие товары

Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей.

Большинство товаров относятся к категории нормальных. По мере роста доходов население покупает больше высококачественного продовольствия, товаров длительного пользования, бытовой техники, автомобилей и т.п.

Низшим называют товар, спрос на который падает по мере роста доходов покупателей.

Существуют отдельные виды товаров, которые покупают больше, если доходы населения падают. И наоборот, при росте доходов потребители предпочитают сокращать покупки или вовсе отказаться от таких товаров. Так, с ростом доходов потребители меньше тратят денежных средств на ремонт одежды и обуви, предпочитая приобретать новые, меньше покупают дешевых и менее качественных продуктов питания, избегают подержанных промышленных товаров.

Посмотрим, как формируется спрос на нормальные и низшие товары, как влияют на этот спрос такие факторы, как присутствие на рынке других похожих товаров и изменения в доходах покупателей.

Эффекты дохода и замещения

Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности, но также используя кривые безразличия и бюджетные линии.

Если цена на какой-либо товар падает, то при прочих равных условиях люди покупают большее количество данного товара. Людям свойственно заменять товаром с более низкой ценой другие товары, которые относительно дороже. И наоборот, если цена данного товара растет, то другие похожие товары становятся для покупателя относительно дешевле и он начинает замещать подорожавший товар другими.

Например, если на рынке появляются качественные и дешевые предметы личной гигиены (зубная паста, мыло и т.п.), то потребители предпочитают их более дорогим. Если цена на зубную пасту "Жемчуг" снизится, то потребители начнут замещать ею более дорогие пасты и спрос на "Жемчуг" повысится. То же относится к одежде, обуви, бытовой технике и любым другим товарам. Появление более дешевых и аналогичных по качеству и предназначению товаров приводит к замещению ими более дорогих.

Прирост спроса на товар, вызванный его относительным удешевлением и замещением этим товаром других, ставших теперь относительно дороже, называется эффектом замещения.

Взглянем на приведенную ситуацию под другим углом: если пена на "Жемчуг" снизилась, то, покупая прежнее количество этой зубной пасты, потребитель экономит и у него высвобождается какая-то сумма для приобретения других товаров. Иными словами, он становится немного богаче, его реальный доход увеличивается и он может приобретать большее количество различных товаров, в том числе и пасты "Жемчуг".

Прирост спроса на подешевевший товар, вызванный увеличением реального дохода потребителя, называется эффектом дохода.

Если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче. Поэтому действие эффекта дохода обычно приводит к тому, что при снижении цены товара увеличивается спрос на него.

Выше речь шла о нормальных товарах, применительно к которым рост реальных доходов покупателей – стимул для большего количества покупок. По отношению к нормальным товарам эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении – подешевевших товаров покупается больше.

Но эффекты дохода и замещения действуют несколько иначе, когда речь идет о низших товарах. Наиболее ярким примером может служить влияние цен и доходов на спрос на продукты питания, относящиеся к категории низших.

При понижении цен на картофель можем увеличить его потребление. Сработает эффект замещения: начнем замещать картофелем мясо, молочные и другие продукты, которые станут для нас относительно дороже. Но ведь картофель – это низший товар, снижение цены на него сделает нас относительно богаче, относительно увеличится наш доход, и мы можем захотеть меньше потреблять картофеля и переключиться на другие продукты питания – мясо, молочные продукты, овощи и т.п. Эффект дохода в случае с низшими товарами, таким образом, будет действовать в обратном направлении: снижение цены низшего товара может привести к сокращению его потребления.

В целом, изменение спроса на низший товар будет определяться тем, какой из двух эффектов действует сильнее. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то снижение цены приведет к росту спроса; если эффект дохода окажется сильнее – наоборот, снижение цены приведет к сокращению спроса на данный низший товар (в нашем примере – картофель).

Как правило, применительно к низшим товарам эффект замещения действует сильнее эффекта дохода. На покупку картофеля мы тратим небольшую часть нашего потребительского бюджета, и относительное увеличение нашего дохода, вызванное снижением цены картофеля, будет незначительным. Поэтому, если цена картофеля упадет, мы скорее всего будем больше его покупать. Кривая спроса на картофель будет иметь отрицательный наклон, как и кривые спроса на все остальные товары.

Однако возможна ситуация, когда рост цены на низший товар приведет к увеличению спроса на него. Такое может происходить, когда на приобретение какого-то конкретного низшего товара тратится существенная доля дохода потребителя. Предположим, что мы настолько бедны, что потребляем только картофель и макароны. Предположим также, что цена на картофель возрастет, но не настолько, чтобы он стал дороже макарон. Рост цен на картофель окажет сильное воздействие на наше благосостояние – оно станет еще хуже. Тем не менее нам придется заменить подорожавшим картофелем все еще более дорогие макароны. Таким образом, спрос на картофель увеличится при росте цены на него. Наклон кривой нашего спроса на картофель станет положительным.

Ситуация, когда рост цены приводит к росту величины спроса, была описана англичанином Робертом Гиффеном (1837–1910) в XIX в. во время голода в Ирландии, вызванного неурожаем главного продукта питания – картофеля. Поэтому низшие товары, затраты на приобретение которых занимают значительное место в потребительском бюджете и кривая спроса на которые имеет положительный наклон, называют товарами Гиффена. Например, в 1992 г., для которого была характерна очень высокая инфляция, средняя семья в России увеличила потребление сахара несмотря на повышение цены на него в 40 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз.

 

 

Проф. А.А. Лапинскас

Лекция 4. Рынок и его функции. Законы спроса и предложения. Эластичность. Потребительское поведение.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.