Свободный рынок выполняет в экономической системе пять основных функций. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Свободный рынок выполняет в экономической системе пять основных функций.

2022-05-12 27
Свободный рынок выполняет в экономической системе пять основных функций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Информационная функция. На рынке хозяйствующие субъекты получают полный объем информации о ценах и товарах, об уровне спроса и предложения.

2. Посредническая функция. Рынок обеспечивает прямую связь между производителями и потребителями, позволяя им найти более выгодные варианты купли-продажи.

3. Ценообразующая функция. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она ни кем не назначается, а формируется в результате торгов.

4. Регулирующая функция. Постоянное колебание цен не только информирует о состоянии дел, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена – расширяется производство, и наоборот.

5. Санирующа я функция. Санация – система мер по предотвращению банкротства предприятий, улучшению их финансового состояния посредством кредитования, реорганизации, реструктуризации. Функция санации рынка сводится к так называемому «естественному отбору», т. е. более слабые, менее конкурентоспособные фирмы вынуждены уходить с рынка, а их место занимают более сильные экономические субъекты.

  Классификация рыночных структур. Рыночная система имеет определенную структуру, которая представляет собой всю совокупность взаимосвязанных видов рынков. Для того чтобы охарактеризовать структуру рынка, используют ряд ее классификационных признаков. Виды рынков различают:

по географическому положению: – местный, – региональный, – национальный (внутренний), – интеграционный (в рамках), – мировой (внешний).

По экономическому назначению объекта рыночных отношений:

– потребительский рынок, – рынок средств производства, – рынок капталов (фондовый рынок, рынок ЦБ), – рынок информации, – рынок труда, – рынок земли (рынок недвижимости).

По условиям конкурентной среды:

– свободный (конкурентный), – монополистический, – олигополистический, – смешанный.

По объемам продаж: – оптовый, – розничный.

По степени насыщенности товарами: – равновесный, – дефицитный, – избыточный.

По соответствию правовым нормам: – легальный, – полулегальный («серый» рынок), – нелегальный («черный» рынок).

 

   Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. К общим инфраструктурным элементам относят рекламу, транспортное и юридическое обеспечение. У каждого вида рынка есть свои инфраструктурные элементы.

  Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками и т. д.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, миграционные службы.

В современном обществе рыночная экономика представлена в разных странах различными моделями, которые отличаются от чистого капитализма конца

XIX – начала XX века. Отличительными чертами чистого капитализма были:

– частная собственность на инвестиционные ресурсы;

– рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельно-

сти, основанный на свободной конкуренции и свободном ценообразовании;

– наличие множества самостоятельно действующих покупате-

лей и продавцов.

Современные экономические системы рыночного типа называют смешанной экономикой, так как рыночный механизм саморегулирования дополняется элементами государственного регулирования экономики, которые стали широко использоваться после «Великой депрессии» 1929–1933 гг. Различают следующие модели смешанной экономики.

Американская модель: малый удельный вес государственной собственности и минимальная роль государства в экономике; всемирное поощрение предпринимательства; резкая дифференциация доходов населения; приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель: высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики; составление планов развития экономики; езначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими; социальная направленность модели.

Немецкая модель: высокая степень государственного воздействия на экономику; прогнозирование основных макроэкономических показателей; слабая степень дифференциации доходов.

Шведская модель: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения; государственное регулирование цен; высокий удельный вес государственного сектора

               

2. Законы спроса и предложения.

 

  Спрос это потребность в определенных благах. В рыночной экономике обычно рассматривают платежеспособный спрос: желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос).

Схема 15.

Кривая спроса.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (cхема 16)

Cхема 16.

  Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.

 Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т. п.)

Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т. п.).

Нормальные товары – это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Низшие товары – это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

  Предложение – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply – предложение).

Схема 17.

Кривая предложения.

Величина предложения – это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S[1] вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.

Схема 18.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем – равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя.

Схема 19.

Цены и рыночные зоны.

Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E – точка равновесия, где P1 —равновесная цена, а Q1 – равновесный объем.

Государственное регулирование цен и тарифоф приводит к смещению цены равновесия. Цена потолка – максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование «черного рынка». Цена пола – минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл только тогда, когда выше равновесной. Однако стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельхозпродукции) избавиться от товара ведет к образованию «серого рынка».

                3. Понятие эластичности и ее виды

  Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности. Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением спроса.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.