Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Развитие второй сигнальной системы у детей. Функции речи, локализация их сенсорных и моторных зон в коре больших полушарий человека. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Развитие второй сигнальной системы у детей. Функции речи, локализация их сенсорных и моторных зон в коре больших полушарий человека.

2022-05-12 37
Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Развитие второй сигнальной системы у детей. Функции речи, локализация их сенсорных и моторных зон в коре больших полушарий человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сигнальные системы – это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

Первая сигнальная система – это совокупность наших органов чувств, дающая простейшее представление об окружающей действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений и восприятий. Она является общей и для животных, и для человека. У человека в процессе его социального развитая, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, с речью. Эта высокосовершенная система сигнализации состоит в восприятии слов — произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении).

Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека. Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.

Вне общества - без общения с другими людьми - вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.

В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем

Павлов разделил людей на три типа:

· Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у них доминирует первая сигнальная система).

· Мыслительный тип, представители которого обладают высокоразвитым словесным мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы).

· Средний тип, у представителей которого обе системы взаимно уравновешены.

Возрастные особенности:

Первая сигнальная система начинает формироваться у детей сразу после рождения, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с развитием психики — позднее. Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. У ребенка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражениями: кинестетическими (от положения тела), зрительными (привычная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация). Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Лишь постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже само слово вызывает реакцию. Показ предмета и его называние постепенно приводят к формированию их ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого порядк а. Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «сигнал сигналов», происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет. Между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия — интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок пользуется словом «вещь», относя его к игрушкам, посуде, мебели и т.д.

Функции речи:

Коммуникативная функция речи заключается в обеспечении общения между людьми при помощи языка. Она может выполнять как функцию передачи сообщения, так и побуждения к действию. При помощи языка, его устной и письменной форм, человек связан с прошлым и будущим, может передавать знания следующим поколениям. У человека есть генетические предпосылки к освоению какого-либо языка, т.е. просто к способности говорить.

Регуляторная функция речи проявляется в регуляции поведения человека. Наиболее наглядно она видна в процессе развития ребенка. Вначале, пока ребенок еще не умеет сам говорить, взрослый регулирует его поведение при помощи своей речи. Затем, когда ребенок способен сам разговаривать, он сам своей внешней (экспрессивной) речью регулирует свое поведение. И в конце развития речи происходит процесс интериори- зации — перевода внешней речи во внутреннюю, в результате чего взрослый человек своей внутренней речью (мыслительными процессами) регулирует собственное поведение. Определяющая роль в реализации этой функции речи принадлежит лобным (особенно префронтальным) отделам коры б.п.

Понятийная функция речи выражается в переводе замысла, грамматической и смысловой структуры будущего высказывания в развернутое речевое высказывание. Вначале при помощи внутренней речи осуществляются внутреннее программирование, построение схемы предложения, а затем уже перевод во внешнюю речь.

Локализация.

Область Брокá (речедвигательный центр) детально обрабатывает информацию, полученную из области Вернике. Она координирует процесс вокализации, направляя сигналы в моторную кору, которая вызывают соответствующие движения губ, языка и гортани.

Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка. На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой: · остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре; · прекращение движений, участвующих в словообразовании; · произвольное произнесение каких-то слогов и слов. Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой. При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

 

Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Классификация типов и принципы, положенные в ее основу (сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность). Особенности формирования и методы изучения.

Высшая нервная деятельность (ВНД) - адекватные и наиболее совершенные взаимоотношения целого организма с внешним миром, т.е. поведение.

И.П. Павлов выделил четыре основных типа ВНД:

1. сильный, уравновешенный, подвижный;

2. сильный, неуравновешенный;

3. сильный, уравновешенный, инертный;

4. слабый

Сангвиник формируется на базе сильного, уравновешенного, подвижного типа ВНД. Такой человек решительный, энергичный, с высокой возбудимостью, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью.

Флегматик формируется на базе сильного, уравновешенного, неподвижного типа ВНД. Он спокойный, медлительный, со слабым проявлением эмоций, трудно переключается с одной деятельности на другую.

Холерик формируется на базе сильного неуравновешенного типа ВНД с преобладанием возбуждения над торможением. Он вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик формируется на базе слабого типа ВНД. Это унылый, тоскливый, с низким уровнем нервно-психической активности, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и депрессии, замкнутый, пугливый.

Следует отметить, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Такая нервная система обладает высокой чувствительностью, что способствует более тонкому приспособлению к окружающей среде. В жизни такие «чистые» темпераменты редки; обычно мы имеем дело с более разнообразной комбинацией свойств.

Учение о типах ВНД является общим для животных и человека. Однако понятие темперамент применимо только к человеку.

Темперамент — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности, а также скорость реагирования и переключения с одного вида деятельности на другой.

Личность — это отдельный человек, характеризующийся:

1) морально-волевыми качествами и мировоззрением;

2) знаниями, навыками и привычками;

3) уровнем умственной и физической работоспособности;

4) темпераментом и стилем поведения.

 

 

Внимание и память. Виды памяти. Представления о механизмах формирования механической, кратковременной и долговременной памяти. Значение консолидации (стабилизации) следов памяти. Процессы памяти. Нервные структуры памяти.

Память – это свойство нервной системы воспринимать, хранить, воспроизводить и забывать информацию.

Виды памяти:

1. бессознательная и сознательная

2. элементарная (условные рефлексы) и сложная

3. процедурная (как) – машинальная и декларативная (как, зачем и почему)

4. кратковременная и долговременная

Бессознательная:

1. Импритинг (мгновенный отпечаток)

2. Воспроизведение событий под гипнозом

3. Скрытые кадры (25 кадр, который мы своим сознанием понять не можем, но мозг наш эту информацию воспроизводит)

Фазы работы памяти:

1. Восприятие 2. Повторение 3. Запоминание 4. Хранение 5. Забывание 6. Узнавание 7. Воспроизведение – воспоминания

Физиологические механизмы извлечения и воспроизведения информации, сохраняемой в памяти неизвестны!

Запоминание осуществляется двумя способами:

1. Процедурное (рефлексивное, безотчетное) запоминание связано с получением знаний о том, как нужно действовать.

⮚ Привыкание

⮚ Сенситизация

⮚ Классический условный рефлекс

⮚ Мастерство (навыки) и привычки

⮚ Запечатлевание (импритинг)

2. Декларативное (объяснимое, узнавание) запоминание связано с получением знаний о сути действия (зачем оно производится).

⮚ Явления, события, факты, полученный опыт

⮚ Объяснение жизненного опыта, самоанализ и контроль

Факторы, влияющие на забывание:

1. Невостребованность информации

2.Возраст

2. Наложение других знаний

4.Подавление (активное забывание как психическая защита)

Временные виды памяти:

1. СЕНСОРНАЯ (МГНОВЕННАЯ) ПАМЯТЬ – до 500 мс, стирание следа за 150 мс.

- память на уровне периферии, на уровне сенсоров, хранится буквально мгновение. Примером может быть работа тактильного анализатора (провели пальцем по руке – легкое штриховое раздражение, убрав палец ощущение остается) * шлейф от руки

2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

Продолжается только то время, пока человек продолжает думать о предмете или событии (до 10 минут) Пример: запоминание сотового телефона, перечень автобуса, который идет в нужном направлении. В современном мире – не востребована, ибо все записываем в телефон.

Механизмы:

1. Повторная многократная циркуляция нервных импульсов по замкнутой системе нейронов

Лобные отделы коры (цепи Лоренто-де-Но)

Теменная кора (таламо-корковая реверберация, т.е. взаимные связи м/у таламусом и теменной корой – там тоже постоянная циркуляция возбуждения)

2. Пресинаптическая облегчение

3. Синаптическая (тетаническая) потенциация – работает 1 цикл циркуляции

3. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПАМЯТЬ (хранится от 30 мин до нескольких часов)

Для того чтобы кратковременная память превратилась в долговременную требуется ее консолидация (закрепление, повторение) минимум 5 минут, для прочной консолидации – 1 час и более. Пример: к концу дня мы помним, что с нами в течение дня происходило.

Механизм:

Конформационные изменения структурных и ферментных белков в постсинаптических нейронах метаботропных синапсов.

NMDA рецепторы к глутамату при слабом раздражении не реагируют (закрыты магниевой пробкой). При сильной стимуляции – открытие и долгая активность. Возврат в исходное состояние происходит во сне, больше всего таких рецепторов в гиппокампе.

4. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (часы, дни и более)

-представляет собой новую внутримозговую функциональную структуру, базирующуюся на изменениях в мембранах нейронов и межнейронных связях. Пример: птенец, который вылупился он надолго запечатлевает маму, смотрит на нее.

Механизм:

Синтез макромолекул (нуклеиновых кислот и белков), долговременные изменения чувствительности синапсов при передаче нервных сигналов.

В долговременную память попадает не более 1 % информации. Долговрменная память субъективна.

Существует 2 группы гипотез участия НК и белков в процессах научения и памяти:

1. При научении происходит качественное изменение РНК и белков. Возможен перенос памяти от обученного мозга к необученному с помощью РНК или полипептидов.

2. На основе функционального объединения нейронов возникает структурный ансамбль, представляющий собой энграмму (памятный след).

* Аксошипиковые контакты – наиболее пластичное соединение м/у нейронами, увеличивает эффективности синаптической передачи.

Структуры, участвующие в долговременной памяти:

⮚ Гиппокамп и прилежащие к нему части медиальной височной коры

⮚ Сосцевидные тела и таламус (синдром Корсакова: при алкогольном поражении мозга теряют память на последние события, что связано с патологическими изменениями в сосцевидных телах)

⮚ Миндалевидное тело (активность миндалевидного тела добавляет к воспоминаниям эмоциональную окраску)

Нейрохимия памяти

1. При научении наблюдается увеличение количества холинорецепторов. Антагонисты ацетилхолина нарушают научение и воспроизведение, взывая амнезию.

2. Норадреналин облегчает формирование условного рефлекса. Он причастен к формированию эмоционально отрицательных научения и памяти.

3. ГАМК, глутаминовая кислота, вторичные посредники (цикличесике нуклеотиды и кальция) участвуют в процессах долговременной памяти.

4. При генетическом дефиците вазопрессина наблюдается нарушение памяти и ее улучшение после инъекции вазопрессина.

5. Окситоцин приводит к нарушению сохранения выработанных условных рефлексов

6. Эндогенные опиаты, эндорфины и энкефалины- отвечают за долгое сохранение памятного следа

7. Нейропептиды – спутники повышают сродство рецептора к основному медиатору, он более стабилен, чем основной медиатора, что обеспечивает пролонгированное облегчение проведения через синапс.

Различают:

Количественные нарушения: амнезию, гипермнезию и гипомнезию

Качественные нарушение (парамнезии): ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.