Сущность, функции, задачи митинговой речи. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Сущность, функции, задачи митинговой речи.

2022-05-11 54
Сущность, функции, задачи митинговой речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИТИНГОВАЯ РЕЧЬ

1.Сущность, функции, задачи митинговой речи.

2. Структура аргументирующей речи.

3. Эмоциональная речь как элемент митинговой культуры.

4. Особенности психологии толпы

5. Оптимальное время произнесения митинговой речи

Эмоциональная речь как элемент митинговой культуры.

Эмоциональная речь (юбилейная, надгробная, на дружеской или деловой встрече, при прощании, хвалебная, осуждающая) также является традиционным элементом митинговой культуры. Она призвана возбудить соответствующие чувства, создать общую духовную атмосферу и может иметь как самостоятельное значение (на юбилеях, праздниках, презентациях, похоронах, днях памяти и т.п.), так и вспомогательное, создавая необходимый психоэмоциональный фон для улучшения восприятия следующих затем агитационно-пропагандистских речей. Такую роль нередко играют затравочные речи крупных общественных и политических деятелей, знаковых фигур, произносимые обычно в первые 10-15 минут большого, двух-трехчасового митинга или в первые 5-7 минут малого, одного-двухчасового и становящиеся эмоционально-смысловым эпиграфом всего митинга. Эти выступления вводят митингующих в состояние коллективного транса, когда сознание публики сконцентрировано на решении задач, обозначенных в затравочной речи, и готово не только с энтузиазмом подхватывать идеи оратора-первопроходца и его приемников на трибуне, но и развивать эти идеи в рамках целенаправленного творчества, основная задача которого – перевести абстрактные идеи первого выступления в форму конкретных агитационно-пропагандистских конструкций, лозунгов и призывов. Затравочная речь содержит в себе семена всех идей, долженствующих вызреть в выступлениях последующих ораторов во время митинга. Первый оратор пробуждает и воодушевляет, другие наставляют на путь истинный. Первый дает железо, другие куют из него мечи и орала. По такому сценарию проходили почти все митинги крупных мастеров политического слова – от А.Д.Сахарова до В.И.Анпилова.

ПРИМЕР: РЕЧЬ НА МИТИНГЕ

Здравствуйте, товарищи! Я обращаюсь к вам именно так, потому что уверен – господ здесь нет. Господа сидят дома. Их все устраивает. Или они делают вид. Или боятся. Но мы ведь не такие, правда? Вот именно! Поэтому мы и собрались с вами здесь. Я рад видеть столько неравнодушных людей. Еще раз – от всей души приветствую вас!

Я не буду говорить по бумажке. Не умею этого делать. Скажу от себя, от сердца. Я внимательно слушал товарищей, которые выступали до меня. Со многим согласен. Почти нет такого, с чем хотелось бы поспорить. И спорить надо не здесь. Мы с вами собрались для другого – дать понять нынешней власти, что она ведет страну не туда, что курс Президента и правительства – это гибельный курс для России.

Когда наш нынешний Премьер-министр Медведев был президентом, он призвал: «Россия, вперед!» Интересно, куда вперед? У нашей власти нет никакого курса, никакой стратегии. Например, на чем они хотят воспитывать молодежь? Где та амбразура, которую хотелось бы закрыть собой, как это сделал когда-то Александр Матросов. Ситуация с молодежной политикой – катастрофическая. Говорится, что надо прививать здоровый образ жизни, а магазины, где торгуют алкоголем, растут, как грибы после дождя. Господин Медведев, если вы нас слышите сейчас! Это же та самая «политика двойных стандартов», о которой вы тоже когда-то изволили говорить. Или не так?!

 

Друзья! Когда льют помои на наше советское прошлое и на страну, в которой мы родились и выросли, — молчать нельзя! У нашего великого классика – Льва Николаевича Толстого – была статья, которая так и называлась – «Не могу молчать». Она написана давно и по другому поводу, но само название всегда актуально. Деятели культуры всегда были с народом. А где они теперь? «Подпевают» нынешней власти, лижут у нее одно место – все знаете, какое! Михалков, Говорухин, Соловьев и сколько таких еще. А ведь они – талантливые художники. Неужели искренне верят Путину? Бог им всем судья!

Коммунистическая партия – это единственная партия, которая за все эти годы непрекращающихся реформ предупреждала: цена этих реформ будет слишком высока для России. Смертность выше рождаемости. На улицах бомжи и нищие. Идет моральное растление детей. Уничтожается семья. Деградирует церковь. Смотреть на это все нет больше сил. Сердце кровью обливается. Надеюсь, многие из вас думают точно так же.

Помните, были такие диссиденты или инакомыслящие? Фамилии известные – Сахаров, Солженицын, Алексеева, Ковалев. При Брежневе и Андропове их ссылали или отправляли в психушки. А именно эти «субчики» подготовили развал Союза. Именно на них делали ставку американцы. И они до сих пор ни в чем не раскаялись. Даже гордятся – вот, мол, какие мы герои. А чем гордиться? Тем, что мы «родились в стране, которой больше нет»? Гореть им в аду и поджариваться у чертей на сковородке!

А посмотрите на нашу теперешнюю оппозицию? Кто там в первых рядах? Ксения Собчак, на которой клейма ставить негде. Борис Немцов, которого из-за бабы убили. Юрий Шевчук да Андрей Макаревич, которые привыкли протестовать, и другого ничего не знают. Неужели кто-то хочет к такой оппозиции? Мне жаль их! Я их презираю!

Мы сегодня не должны просто так помитинговать, покричать и разойтись. Если сидеть сложа руки – нас не услышат и не увидят. Если думать, что всё само собой утрясется и «устаканится» — не утрясется и не «устаканится». Только вместе мы – сила! Кулак! Фига всем этим реформаторам и «дерьмократам».

Предлагаю принять резолюцию нашего митинга и обращение к Президенту Владимиру Путину. Главное, что там нужно отразить, — сказать решительное «нет» развалу экономики и образования. Если там, наверху, не понимают, что без образования у нас нет будущего, — грош цена такой власти! Товарищи! Я заканчиваю, благодарю за то, что выслушали меня до конца. Хочется надеяться, что в наших требованиях мы тоже пойдем до конца и будем едины, как никогда.

 

 

МИТИНГОВАЯ РЕЧЬ

1.Сущность, функции, задачи митинговой речи.

2. Структура аргументирующей речи.

3. Эмоциональная речь как элемент митинговой культуры.

4. Особенности психологии толпы

5. Оптимальное время произнесения митинговой речи

Сущность, функции, задачи митинговой речи.

Митинг (англ. Meeting – встреча, собрание) – одна из древнейших и, пожалуй, самая демократичная из всех форм проявления политической культуры. Митинг – это собрание на открытом пространстве (улице, площади, стадионе, лесной поляне, в парке и т.п.) людей, обменивающихся мнениями по какой-либо острой социальной, политической, культурной или религиозной проблеме. Митинги – спутники всех без исключения восстаний и революций, всех активных социальных движений и идеологических диспутов.

На митингах обычно довольно много как политически активных так и нейтральных лиц, желающих удовлетворить свое любопытство.

Речевая цель оратора митингового – создать настроение умов, не столько даже единомыслие, сколько единочувствие слушателей. Митинговый оратор – это ситуационный лидер, калиф на час, даже если он хорошо знаком митингующим как многолетний формальный или реальный вождь правящих или оппозиционных сил. Его ситуационное лидерство наслаивается на лидерство регулярное и в острые политические моменты может существенно укрепить или подорвать его. Более 3-4 минут на митинге вас слушать не станут.

У ораторов митинговых цели намечаемых или, точнее, декларируемых ими действий широкие и абстрактные, и пути перехода от них к конкретным делам публике, как правило, не разъясняются. Знаток должен знать и уметь, обыватель должен верить и повиноваться, - хоть старому лидеру, хоть новому, хоть доброму, хоть суровому. Историю делает народ, вожди же лишь указывают ему, как ее делать, и выборность вождей здесь ровным счетом ничего не меняет, поскольку и выбирает себе народ вождей с их же подачи.

Митинговая риторика гораздо менее стеснительна в речевых средствах – лексике, фразеологии, стилевых снижениях, откровенных жанрогизмах и подчеркнутых дисфемизмах, от которых в учебном пособии лучше воздержаться.

Основные культурно-политические функции любого митинга следующие:

1) Формирование общественного мнения по той или иной проблеме, распространение идей (пропаганда).

2) Морально-психологическая поддержка лидеров и знаковых фигур своего лагеря.

3) Увеличение числа сторонников определенного общественного или политического движения.

4) Идейное и организационное сплочение единомышленников для конкретного дела (агитация).

5) Оказание психологического давления на политических оппонентов или на законодательную, исполнительную или судебную власть (ненасильственные методы уличной борьбы).

Каждый из этих видов митингов обладает своими организационными и культурными традициями, своей духовной атмосферой, своим ораторским контингентом и своим набором речевых ожиданий слушателей.

Все виды митингов можно разделить по еще одному признаку: жестко- и мягкоорганизованные. Первые скорее напоминают производственные собрания прошлых лет со строго заданной повесткой, заранее известным списком ораторов, читающих по бумажке подготовленные речи и заранее приглашенными слушателями, среди которых обычно выделяется группа поддержки, скандирующая заготовленные лозунги, и надежная внутренняя охрана. Такие митинги гарантируют единство рядов и страхуют от возможных ЧП, которые организаторам митинга еще более нежелательны, чем властям. Любая попытка незапланированного оратора прорваться на трибуну расценивается здесь как провокация и немедленно пресекается. Вокруг штатного оратора стоят известные соратники, иногда развивающие основную мысль лидера, и крепкие парни с каменными лицами. Задача публики – кричать «Ура!», аплодировать и скандировать лозунги. Такой сценарий митинга типичен для эпох, когда народные волнения идут на спад, власть – старая или новая – приходит в себя и наводит порядок. Участники подобных митингов с большей или меньшей степенью удовлетворенности уясняют себе, что период бури и натиска кончился и общество вступило в полосу действия новых политических ценностей, которые и провозглашаются на митинге.

В период политических брожений и междувластия преобладают митинги, организованные какой-либо одной оппозиционной силой или блоком таких сил. Организационная сторона их не столь четка, прийти на них могут все желающие, и достаточно многие имеют шанс донести свое слово до публики. Обычно вскоре после затравочной речи главного оратора (как правило, известного деятеля) митинг рассыпается на десятки активно дискутирующих групп во главе со стихийно (а иногда и не стихийно) выделившимися кулуарными ораторами, основными качествами которых являются:

1) Инициативность, смелость, готовность пойти наперекор не только властям предержащим (многие в митинговой толпе бдительно ищут провокаторов), но и стереотипам массовым и узкогрупповым. У некоторых эти свойства доходят до откровенной задиристости, подчас шокирующей слушателей. Но главное дело сделано: эмоции возбуждены, критицизм публики смещен в необходимую сторону (кому необходимую - застрельщики митинговой полемики знают лучше слушателей) и начинается бурный вулканический обмен мнениями, так что за полчаса – час можно собрать почти полную для данной толпы их коллекцию.

2) Употребление большого числа сомнительных, порою явно фантастических сведений и трактовок, призванных не столько создать в сознании публики новую картину мира, сколько расшатать старую. Атака при этом идет на базисные ценности старой идеологии, и чем меньше логики в этой атаке, тем выше ее эффективность, ибо, во-первых, уровень веры (некритического восприятия) лежит в людском сознании гораздо глубже, чем уровень логики – сравнительно недавнего приобретения человечества и, во-вторых, ошеломляющая новизна не только самих сообщаемых фактов, но и их трактовки – экзотической логики, сильнейшим образом расстраивает критические механизмы восприятия. Двойного – фактологического и логического – удара психика неискушенного человека не выдерживает. С людьми, впавшими в шоковое состояние, можно делать почти все, что угодно. Подобная технология внушения давно освоена, в частности, активистами тоталитарных сект.

3) Тонкое знание человеческой психологии. Кулуарные ораторы превосходно знают речевые ожидания толпы в целом и отдельных ее групп, умеют усилить и сплотить вокруг себя выгодные им идейные течения и перессорить оппонентов при помощи все того же шокового внушения и целого набора давно известных словесных ухищрений.

4) Умение при высокой подготовленности к достижению своей речевой цели изобразить себя вольными сынами стихии, людьми порыва, искателями истины. Нередко подобный манипулятор чужим сознанием делает вид, что хочет чему-то поучиться, а затем, улучив момент, перехватывает инициативу и начинает сам учить впавшую в транс толпу. Многие не успевают даже заметить момент превращения овечки в волка. Между тем, определить его несложно – это момент наивысшего подъема интереса к дискутируемой идее – одобрительного или осуждающего, когда у слушателей загораются глаза и все начинают сыпать в общее ведерко без умолку. Умелый манипулятор может пятью-шестью короткими, броскими фразами, подаными в подходящий момент, надолго запрограммировать сознание слушателей. На жаргоне профессиональных манипуляторов это называется крутить шурупы.

5) Умение вовремя отступить с минимальными потерям, когда ничего иного не остается. По словам одного опытного митингового оратора, не бывает избитых идей – бывают избитые проповедники идей. Избитым можно оказаться и морально, и идеологически, если манипулятору противостоит его более мощный собрат и, вывинтив из сознания публики чужие шурупы, заменит их своими.

Как правило, в риторически хорошо организованных «стихийных» митингах к манипулятору приставляется, как в футболе, свой опекун, который, заметив, что часть публики в глубине души недовольна вершимым над ней мировоззренческим насилием и ищет способа вернуть изгоняемые идеалы, начинает тем же шоковым методом (сенсационные факты и экзотическая логика) выбивать клин клином и восстанавливать милые сердцу слушателей воззрения, но не совсем в прежнем виде, а с уклоном в свою сторону. Из двух митинговых манипуляторов при прочих равных условиях побеждает тот, кто требует от публики меньших идеологических жертв. Разумеется, ничто не помешает заранее согласовавшим свои действия двум или нескольким манипуляторам одного лагеря устроить колоритный спектакль – публике на потеху, а себе на пользу. И счастлив тот, кто сумеет за кипением митинговых страстей и взаимных обвинений отличить форму политической полемики от ее содержания.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.