Творчество. Философия и теология — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Творчество. Философия и теология

2022-05-11 31
Творчество. Философия и теология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. При этом Кузанский критиковал схоластику как «учёное незнание» — противопоставляя ей «мудрое незнание» (docta ignorantia), в стиле Сократа.

В философском трактате "Об учёном незнании (De docta ignorantia)", Н. Кузанский сформулировал один из важнейших принципов своей философии:

...не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании....

Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли: именно в разуме — богоподобие человека.

Астрономия

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хоть их жители могут быть несоизмеримыми с земными. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.. Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский сомневался в астрономической точности юлианского календаря — и призывал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году).

Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея.

Утопические проекты

Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и ислама. Веяния гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии, сочетались в Николае Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жёстко проводившего линию Рима на деле.

Математика

В 1445—1449 годах написал трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) — о спрямлении окружности.

Оптика

В 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков.

Память

o В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Николая Кузанского кратеру на видимой стороне Луны.

o В 2006 году в Риме (Via don Carlo Gnocchi, 3) открылся частный университет имени Николая Кузанского, обозначаемый аббревиатурой UNICUSANO.

Упоминания в литературе

Имя Николая Кузанского упоминается в книге Германа Гессе "Игра в Бисер". "Радость, доставляемая ему математикой, его пристрастие пояснять богословско-философские понятия на примере фигур и аксиом Евклидовой геометрии кажутся очень близкими психологии Игры, и даже его латынь - слова которой иной раз просто выдуманы, хотя любой латинист поймёт их правильно, - даже она напоминает порой вольную пластичность языка Игры"

Список произведений

o De maioritate auctoritatis sacrorum conciliorum supra auctoritatem papae (1433)

o De concordantia catholica (1433/34)

o Об учёном незнании (лат. De docta ignorantia), 1440

o Epistola ad Rodericum Sancium de Arevalo (1442)

o О предположениях (лат. De coniecturis), не позднее 1444

o О сокрытом Боге (лат. De deo abscondito), 1444/45

o Об искании Бога (лат. De quaerendo deum), 1445

o О богосыновстве (лат. De filiatione dei), 1445

o О даре Отца светов (лат. De dato patris luminum), 1446

o Диалог о становлении (лат. Dialogus de genesi), 1447

o Апология учёного незнания (лат. Apologia doctae ignorantiae), 1449

o Autobiographia (1449)

o Книги простеца, 1450

o Простец о мудрости (лат. Idiota de sapientia)

o Простец об уме (лат. Idiota de mente)

o Простец об опытах с весами (лат. Idiota de staticis experimentis)

o О неином (лат. De li non aliud), 1452

o De pace fidei (1453)

o О видении Бога (лат. De visione Dei), 1453

o Complementum theologicum (1453)

o De mathematicis complementis (1453/54)

o Берилл (лат. De beryllo), 1458

o De mathematica perfectione (1458)

o De aequalitate (1459)

o De principio (1459)

o О возможности-бытии (лат. Trialogus de possest), 1460

o Reformatio generalis (ca. 1460)

o Cribratio Alkorani (1460/61)

o Directio speculantis, seu De non aliud (Le Non-Autre, 1462)

o Commentatio de notione creandi (fragmentum ca. 1462)

o Охота за мудростью (лат. De venatione sapientiae), 1463

o Игра в шар (лат. De ludo globi), 1463

o Компендий (лат. Compendium), 1463

o О вершине созерцания (лат. De apice theoriae), 1464

o Sermones

 

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Родился 6 марта 1475 г. в тосканской деревушке Капрезе, где отец Микеланджело был старостой. Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи. Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим. В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город. Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики. В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки. После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра. Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого. По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. Когда ему почти исполнилось шестьдесят, Папа Павел III поручил Микеланджело создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда (1536—1541 гг.). В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.

Скончался в Риме 18 февраля 1564 г., не дожив трёх недель до 89 лет.

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год – в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498–1501, Рим, собор святого Петра) – первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501–1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.

Найдя убедительную форму решения статуи (с опорой на одну ногу), мастерски ее моделировав, Микеланджело заставил забыть о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему в работе с материалом. Статуя была высечена из глыбы мрамора, которую, как все считали, испортил один неудачливый скульптор. Микеланджело сумел вписать фигуру в готовый блок мрамора так, чтобы она укладывалась в нем предельно компактно.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим. Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала – мраморных блоков – скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ – роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508–1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. По сторонам от них, на склонах свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей – сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами– эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога – величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Если в отдельных образах пророков нашли воплощение трагические раздумья, то в образах обнаженных юношей, так называемых рабов, передано ощущение радости бытия, неуемной силы и энергии. Их фигуры, представленные в сложных ракурсах, в движениях, получают богатейшую пластическую разработку. Все они, не разрушая плоскости сводов, обогащают их, выявляют тектонику, усиливая общее впечатление гармонии. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека

 

 

Томас Мор

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы.

Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».

В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и Платона), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.

«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.

Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

· Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.

· Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.

· Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.

Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.

 «Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.

В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована Анна Болейн, новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену.

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

 

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.

Детство и юность

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.

Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.

Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.

С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.

С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен Томасу Мору, Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем Генрихом VIII.

Общественная деятельность

Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.

Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию. Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.

Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был Вольтер, чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.

Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.

Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.

Идеи и творчество

Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.

В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.

Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.

В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения Еврипида, Лукиана и других древнегреческих авторов.

Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства. Еще одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.

Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.

Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор. Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несет ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие. Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.

Смерть

Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.

Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия. Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.

Цитаты

«Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя».

«Вежливость порождает и вызывает вежливость».

«Все превращает любовь и немного делает мудрым».

«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен».

Библиография

· 1509 - «Похвала глупости»

· 1511 - «Навозник гонится за орлом»

· 1515 - «Воспитание христианского государя»

· 1516 - «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»

· 1524 - «О свободе воли»

· 1530 - «О приличии детских нравов»

· 1533 - «Разговоры запросто»

 

Эль Греко

Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.

Детство и юность

Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.

Живопись

Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.