Подол. Куренёвка. Приключение в хате деда Хихини. «Как там у вас, в будущем?» Я получаю цепом по голове — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Подол. Куренёвка. Приключение в хате деда Хихини. «Как там у вас, в будущем?» Я получаю цепом по голове

2022-05-10 58
Подол. Куренёвка. Приключение в хате деда Хихини. «Как там у вас, в будущем?» Я получаю цепом по голове 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Бом!.. Бом!.. Бом!..

Малиновый перезвон церковных колоколов доносился, казалось, отовсюду.

Я стоял рядом с Чаком-гимназистом на мощёной Софийской площади напротив Присутственных мест.

– В Софии звонят и в Михайловском Златоверхом, – сказал Чак и кивнул в сторону фуникулёра, где, огороженный такой же стеной, как и София, сверкал золочёными куполами собор и возвышалась трехъярусная колокольня с голубым куполом, по которому были разбросаны золотые звёзды. – Давай спустимся на Подол, а оттуда уже – трамваем на Куренёвку.

За Присутственными местами напротив Реального училища стоял памятник, окружённый деревьями.

– Памятник княгине Ольге, – рассказывал Чак, – работа Ивана Петровича Кавалеридзе – известного киевского скульптора, кинорежиссёра и драматурга, который, кстати, учился в той же седьмой гимназии, что и я, только на несколько лет раньше.

На высоком постаменте стояла княгиня, справа от неё, на возвышении, как объяснил Чак, сидели первые славянские просветители Кирилл и Мефодий (тот, который держит рукопись-азбуку), а на возвышении слева – Андрей Первозванный с посохом, тот самый библейский апостол, первый из двенадцати, о котором упоминает киевский летописец Нестор в своей «Повести временных лет». Ему якобы две тысячи лет назад вздумалось попутешествовать из Херсонеса, или, как его ещё называли, Корсуня (это где теперь Севастополь), в Рим, и направился он почему-то вверх по Днепру (географию не знал, что ли) и на месте, где ныне стоит Киев, вышел специально на берег, ткнул посохом в землю и сказал ученикам, которые были с ним:

– Ребята! Вот, чтобы вы знали, будет здесь бо-ольшой город! Честное слово! Я вам говорю!

И поехал дальше через Новгород в Рим.

А прошло ещё лет пятьсот, и Кий, Щек, Хорив и сестрица их Лыбедь, хотя не были христианами и об апостоле Андрее Первозванном и слыхом не слыхивали, действительно основали здесь город и назвали его в честь старшего брата – Киев. Так пишет Нестор.

Мимо Михайловского Златоверхого монастыря, тарахтя по ухабистой дороге, ехала крестьянская подвода. С одной стороны, свесив ноги, глядя прямо перед собой, сидели рядочком три откормленных монаха с напряжёнными лицами. От тряски у них всё дрожало и подпрыгивало: и бороды, и щёки, и красные носы, и кресты на груди, и запылённые сапоги, выглядывающие из-под длинных чёрных подрясников.

Пройдя мимо Михайловского монастыря, мы подошли к фуникулёру. Я прочитал вывеску на верхнем павильоне.

Чак опустил монетку – турникет щёлкнул, пропуская его. Я невесомо пролетел следом. Зашли мы в вагончик и поехали вниз.

В окошко «механического подъёма» был виден Днепр, по которому пароходик с длинной трубой, шлёпая колёсами по воде, тянул баржу.

Труханов остров с хатками, улицами рабочей слободки был какой-то необычный. И дали заднепровские, без Воскресенских и Русановских массивов с белыми домами, без заводских труб, ровные, лесисто-зелёные, тоже были необычными.

Только панорама Подола со множеством крыш как будто бы знакома, хотя, конечно, дома были ниже и больше торчало крестов.

«Механический подъём» спустил нас не в самый низ, как это делается сейчас, а до середины горы.

Оттуда мы уже пешком дошли до суетливого, галдящего Подола. Здесь стоял невообразимый шум. Скрипели телеги, понукали лошадей извозчики, ржали кони, и сотни голосов – гала-галала-галала – кричали, перекликались, торговались, смеялись и ругались…

Куда там даже тому Евбазу!

Весь Подол был запружен телегами, заставлен бесконечными лавками и ларьками, над которыми были натянуты грязные брезентовые тенты и торчали чёрные зонтики.

Посредине рыночной площади возвышалось каменное строение с колоннами и статуей апостола Андрея наверху.

Под этим строением (или ротондой, как его называют архитекторы) был фонтан, где какой-то дядечка сражался со львом.

– Знаменитый подольский фонтан «Самсон», или «Фелициал», – шепнул мне Чак тихо, чтобы не привлекать внимания. – Восемнадцатый век. Его автор – известный киевский архитектор Григорович-Барский, который и родился на Подоле. Этот фонтан недавно был воссоздан специально к 1500-летию Киева.

   

Около фонтана толпились, толкаясь, люди, в основном увечные, брызгая на себя водой, которая, видимо, считалась целебной.

Мы сели на маленький дребезжащий трамвайчик, и повёз он нас через весь Подол на Куренёвку, мимо грязных немощёных подольских улочек с разбитыми ухабистыми мостовыми, мимо деревянных, крытых железом скособоченных домиков с крылечками под навесами, со ставнями, с белыми вышитыми занавесками на окнах.

За Кирилловской церковью запестрели сады. Началась Куренёвка.

Мы сошли с трамвая и зашагали по тихим улочкам мимо знаменитых куренёвских садов и огородов, которые снабжали перекупщиков всех киевских базаров фруктами и овощами.

Адреса деда Хихини мы не знали. Надо было расспрашивать.

Правда, тогдашняя Куренёвка не отличалась от обычного села. Здесь все друг друга хорошо знали. И первая же встречная молодица – у неё была как будто аккуратно выпиленная треугольная щербинка в переднем зубе, – к которой обратился Чак, сразу указала нам дорогу.

Хихиня жил на поросшем дерезой холме над оврагом в убогой, крытой камышом хатке-курене, может, в одном из последних казацких куреней, которые дали когда-то название Куренёвке.

Прямо возле хаты росла старая высокая раскидистая груша, которая уже почти не родила. Только одна ветка была густо усеяна мелкими жёлтенькими «лимонками».

Больше деревьев во дворе не было. За хатой – небольшой огород. Зато весь двор засажен цветами. И мальвы, и астры, и флоксы, и чернобривцы… Чего только не росло, невзирая на позднюю осеннюю пору.

Молодица, которой было с нами по дороге, пока шли, успела рассказать Чаку, что дед Хихиня – чудак-одиночка, живёт один, бедствует, перебивается с хлеба на воду, но всегда весел, всегда поёт, выращивает цветы и раздает людям. Особенно если видит, что кто-то грустит. Люди считают его ненормальным, но любят. Зовут его Федотом, но все на Куренёвке называют его Хихиней (потому что он всё время хихикает).

Показав курень Хихини, молодица попрощалась и пошла дальше по улице, даже не спросив, зачем гимназисту вдруг понадобился старый куренёвский чудак.

Мы ещё не знали, что будем делать. Точного плана не было. Да и в самом деле – не придёшь же просто так и не спросишь: «А скажите-ка, дедушка, пожалуйста, где растет веселящее зелье, смех-трава, которая делает людей весёлыми и остроумными, способными радостно смеяться и всех веселить».

Если бы можно было – давно б уже люди знали тайну этого веселящего зелья.

Сначала надо хоть просто взглянуть на старика, который якобы знает эту странную тайну. Только дома ли он сейчас? Может, пошёл бродить по лесам, по оврагам, по лугам безо всякой цели, просто так, меряя землю шагами.

Во дворе около хаты никого не видно. И не слышно. Безлюдье.

И вдруг…

– Будьте осторожны! – тихонько (хоть никто и не мог меня услышать) сообщил я Чаку. – Там кто-то крадется!

Чак присел за кустом дерезы.

Дело в том, что я взлетел немного вверх, чтобы осмотреться, и увидел, как от оврага, нагнувшись и воровато оглядываясь, к куреню подкрадывается какой-то господинчик в котелке. На деда Хихиню он был не похож – молодой, аккуратненький, хорошо одетый.

Так же воровато оглядываясь, господинчик зашёл во двор, остановился и замер, прислушиваясь: принял стойку, как охотничий пёс, даже одну ногу задрал. Потом на цыпочках подошёл к двери. Дверь была не заперта. Она тихонько скрипнула, когда господинчик, приотворив её, вошёл внутрь. Его действия были подозрительными. «Неужели шпик?» – подумал я.

   

 

   

 

 

Никогда не видел я живых полицейских шпиков.

Пользуясь своей невидимостью, я проник за господинчиком в хату.

Нервничая, он суетливо рыскал по хате, что-то искал: заглядывал во все углы, в закут, в подпол; дрожащими руками открыл незапертый сундук, старый, почерневший, в котором лежало какое-то тряпьё, долго рылся в этом хламе.

Образов в хате не было. Вместо них в углу висела небольшая картина – казак Мамай, скрестив ноги, играет на кобзе, сидя под дубом. Рядом стоит конь.

Господинчик засунул руку за картину.

И вдруг кто-то заиграл на сопилке и послышался смех:

– Хи-хи-хи-хи-хи…

Незваный гость так и застыл перед картиной. Смех доносился неизвестно откуда.

Я аж рот раскрыл. Казалось, что смеётся казак Мамай с картины.

Господинчик в панике завертел головой, оглядываясь во все стороны.

И наконец увидел: с потолка, из квадратного чердачного отверстия выглядывала голова – массивная, седая, с большим носом и толстыми губами, которые растягивались в улыбке.

– Хи-хи-хи-хи-хи!.. Здравствуйте, господин! Хи-хи-хи-хи!

Голова исчезла, вместо неё с чердака свесились большие, с потрескавшимися ступнями, босые ноги, и в хату легко даже не прыгнул, а просто слез без всякой стремянки высокий костлявый старик в домотканых штанах и сорочке. В руках он держал сопилку.

Седая короткая борода у деда Хихини была не сплошной, а напоминала отдельные кустики, растущие на опушке леса, и это делало его лицо особенно смешным.

– Дедушка! Это… вы? – растерянно пробормотал господинчик. – А вы же… вы…

Это был Рыжий Август. Я узнал его, только когда он заговорил, – по голосу. Я видел его дважды: один раз в гриме клоуна, тогда, в цирке, и другой – во время оккупации, когда его лицо было обезображено шрамом. Никогда бы не подумал, что этот чистенький господин – Рыжий Август.

Но это был он.

– Не уехал я, хи-хи-хи-хи… Не уехал, – торжествующе смеялся Хихиня. – Остался. Хи-хи-хи-хи. Ты думал, что обманул меня, послал деда за семенами – знаешь, что я цветы люблю, а сам смотри… Эх ты! Ищейка! Ну что, нашёл что-нибудь? Хи-хи-хи-хи!

Рыжий Август подполз на коленях к старику и заскулил, как щенок.

– Дедушка! Не губите! Не губите меня! Дайте мне веселящего зелья! Дайте, умоляю! У вас же есть. Есть! Я знаю. Ни у кого нет, а у вас есть. Не зря же люди говорят. Не зря.

Вы единственный знаете, какое оно, где растет, когда его собирать. Откройте мне эту тайну, умоляю, Христом Богом прошу! Не для себя, для публики.

– Дурень ты, человече! Дурень и корыстолюбец. Нет от тебя пользы, как от гнилого пня. А на сухое дерево и ворона не сядет. Ты и артистом стал, циркачом, не потому, что людей веселить любишь, а чтобы деньги загребать.

– Какие деньги? Публика меня не любит. Хозяин цирка выгнать хочет. Спасите меня! Умоляю!

– Да нет у меня никакого веселящего зелья. Говорил же.

– А почему же вы такой веселый всегда? Почему? Просто так не бывает.

– Характер такой, дурень. Лёгкий характер. Легко мне от этого моего характера и тяжело одновременно. Видишь, живу, как нищий.

– А почему же люди болтают? Зря никогда не станут болтать!

– Почему болтают? Ладно, скажу. Предок мой, говорят (есть такая семейная легенда), который жил здесь на Куренёвке, запорожский казак Тимоха Смеян, якобы действительно знал секрет веселящего зелья, смех-травы. Недаром и фамилия, мол, такая была – Смеян. Может, не без его участия и то знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написали. Но жил он во времена Богдана Хмельницкого и Ивана Сирко. В семнадцатом веке. Может, сбегаешь к нему, порасспрашиваешь? Хи-хи-хи-хи…

– Обманываете вы меня, дедушка… Просто не хотите открыть секрет. Я вам заплачу. Возьмите вот, – Рыжий Август выхватил из кармана пачку ассигнаций. – Заплачу! Сколько хотите?

– Вот видишь, – засмеялся старик. – А ты говорил: «Какие деньги?» Ну вот что… Убери эту мерзость и сам убирайся. Из-за тебя в хате дышать нечем стало. Фу!..

Дед Хихиня наклонился, взял брезгливо Рыжего Августа, как поганого щенка, поднял и понёс на вытянутых руках к двери. Толкнул им дверь, перенёс через порог и осторожно положил на землю.

Брезгливо отряхнул руки и весело засмеялся.

Я взглянул на Рыжего Августа – до чего же жалок: котелок съехал на глаза, штанины задрались, и из-под них торчали худые, белые, испещрённые синими жилками ноги.

Стоя на четвереньках, он и в самом деле выглядел, как побитая собака.

Вдруг он всхлипнул:

– Я… за эти деньги убийцей, может, стал, а вы…

И вдруг, как на пружинах, вскочил с земли (всё-таки он был циркач!) и бросился к старику. В руках у него блеснул нож.

Но старик с неожиданной для его возраста ловкостью перехватил руку клоуна, скрутил так, что аж хрустнуло, – нож выпал на землю.

И опять Рыжий Август стоял на коленях перед стариком, скрюченный, скособоченный от боли и страха.

А старик спокойно смотрел на него и пренебрежительно смеялся:

– А ты и в самом деле убийца. Только жалкий. Убийца-неудачник. Мне бы тебя раздавить как клопа. Ты же меня убить хотел. Но я брезгую. Одно только скажу, – улыбка мгновенно исчезла с его носатого и губастого лица, и оно стало страшным, – прочь из Киева! Чтобы и духу твоего вонючего не было! Я тебя отпускаю и даю тебе полчаса. Нанимай лошадей и скачи куда глаза глядят! Я потомок запорожцев. А казаки слов на ветер не бросали. Кыш!

Он повернул Рыжего Августа к себе спиной и лягнул его своей огромной босой ногой в спину. Рыжий Август сразу бросился наутёк.

А вслед ему катилось дедово весёлое:

– Хи-хи-хи-хи!..

Я почему-то подумал, что это, может, была последняя реприза Рыжего Августа, последний смех, вызванный им у зрителя.

Теперь понятно, почему так неожиданно и загадочно исчез Рыжий Август, ничего не сказав никому и даже не забрав своих вещей.

Страх перед местью старика выгнала его из Киева. Деньги у него были, и это его спасло. В цирке он уже не выступал. Занялся коммерцией аж в Сибири. Стал владельцем ювелирных магазинов, а потом… Да разве мог знать Хихиня, кем станет Рыжий Август потом?

Перестав смеяться, дед Хихиня сплюнул и стал возиться возле цветов, высокий, костлявый, могучий, как старая груша, возвышавшаяся над его куренём.

И, поливая цветы, дед весело напевал:

Ой уже чумак дочумакувався.

Продав штани та й у боки взявся.

Ещё и подыгрывал себе на сопилке, которую держал одной рукой.

Он мне очень нравился, этот дед Хихиня.

И хоть внешне он совсем не походил на моего деда Грицька, было у них что-то общее – одинаковый у них был характер. И морщинки возле глаз у них лучились одинаково во время улыбки.

Я с нежностью смотрел на деда Хихиню, понимая, что сейчас, наверное, нам придётся расстаться и я никогда его больше не увижу. А мне так не хотелось расставаться! Так хотелось хоть словом перемолвиться с ним.

Я подлетел к Чаку, всё ещё прятавшемуся за кустом дерезы, и рассказал ему о том, что произошло в хате, что говорил Хихиня о своём пращуре Тимохе Смеяне.

Чак внимательно выслушал, задумался.

– А можно, я немного поговорю с дедом Хихиней? – спросил я. – Но тогда придётся, наверное, возвращаться в своё время. Можно?

– Ну что ж… Давай. Идём! – решительно сказал Чак.

Я почувствовал, как налилось весом моё тело, почувствовал ногами земную твердь и сразу же оцарапался о дерезу.

На лице деда Хихини отразилось удивление, когда он увидел нас.

– Здравствуйте, дедушка! – хриплым от волнения голосом сказал я. – Здорово вы этого Рыжего Августа… Так ему и надо!

– А!.. Здравствуйте, ребята! – смешно разинул старик губастый рот. – Вы что, с неба упали? Как это я вас не увидел?

– Почти, – весело сказал я. – Мы из будущего.

– A-а… ясно, – улыбнулся дед. – А чего ж это вам в прошлое скакать приспичило?

– Так вот эта самая смех-трава нас интересует. Веселящее зелье.

– И вас тоже… Ага.

– Скажите, а вы правду говорили Рыжему Августу или только так, чтобы отделаться?

– О чём?

– Ну, о том, что не знаете секрета смех-травы, о предке своём Тимохе Смеяне, который якобы знал этот секрет.

– А вы слышали?

– Я – нет, – сказал Чак. – А он слышал. Он невидимый был.

– Ага. Ясно. Если невидимый, тогда мог.

– Так что? Правду вы говорили или…

– Правду. Я вообще никогда не вру и врунов не люблю. Потому и вам поверил. Потому что чувствую: не обманываете.

– Не обманываем, – как можно серьёзнее сказал я.

– Тогда скажите, как там у вас в будущем?

– Хорошо. Только… уроков много задают.

– Ясно. Уроков во все времена много задают. А царь какой? Как зовут его?

– Нет никакого царя.

– Да ну! Эх! Хоть бы одним глазком посмотреть!

– Я бы вам показал, но не знаю, можно ли в будущее так же попадать, как в прошлое. Вот я же материализовался, чтобы с вами поговорить. Специально. Вот ещё немножко поговорим – ия исчезну.

– И ты тоже из будущего? – дед Хихиня обратил внимание на гимназическую форму Чака.

– Да, – отозвался Чак. – Мне вот уже столько лет, сколько и вам.

– Смотри, как сохранились, – насмешливо прищурился Хихиня, осматривая мальчишескую фигуру Чака в гимназической форме.

– Да вы не смотрите на него сейчас. Ему сейчас двенадцать, как и мне, – объяснил я. – Потому что это же семьдесят лет назад. А меня совсем нет. Поэтому я и невидимым был.

Толстые губы Хихини округлились бубликом.

– Во-от оно что! Ясно. Заглянули бы вы хоть на пару минут в моё детство. Рассказали моему дядьку Миколе, что… исполнились слова Тараса Шевченко…

– А вы разве знали Шевченко?

– То-то и оно, сынок, – улыбнулся Хихиня. – В восемьсот пятьдесят девятом он же на Приорке жил, по соседству…

Всё-таки он был необыкновенным стариком, этот дед Хихиня. Его ничто не удивляло. Даже такая странная вещь, как человек из будущего. Чудаков ничто не удивляет.

– Послушайте! – вдруг оживился он. – Не знаю, как вы это делаете, но если так, то отправляйтесь, ребята, к моему предку Тимохе Смеяну, в тысяча шестьсот сорок восьмой год, и узнаете у него секрет веселящего зелья. Я бы и сам…

Он не досказал, потому что в это время его перебил звонкий женский голос:

– Ой, смотрите, чтобы вы сами в Кирилловку не попали!

Мы обернулись.

Из-за хаты, раскрасневшаяся, с цепом в руках, внезапно появилась та же молодица, которая привела Чака сюда.

– Ах вы бессовестные! – набросилась она на нас. – Смеётесь над стариком! Издеваетесь! Я всё-всё слышала! Ах вы! Вот я вас!

Она махнула цепом. Я не успел уклониться, и цеп щёлкнул меня по голове.

Бомм!..

В глазах у меня потемнело.

 

Глава XІ

Мы едем в музей. Неожиданная встреча. «Завтра в четыре!»

 

Я стоял рядом со старым Чаком в сквере на площади Богдана Хмельницкого. Голова у меня немного болела от удара цепом, но шишки не было.

– Ты на молодицу не обижайся, – улыбнулся Чак. – Она же думала, что мы насмехаемся над Хихиней, защищала его от мальчишеских насмешек.

– Я и не обижаюсь. Я всё понимаю, – улыбнулся я, по-

– Ты же слышал: «Отправляйтесь в тысяча шестьсот сорок восьмой, и узнаете секрет веселящего зелья.

– Это он серьёзно?

– Кто его знает.

– Так, может… А? – с надеждой глянул я на старого Чака.

Мне так понравились эти путешествия в прошлое. И так безудержно хотелось узнать секрет смех-травы, веселящего зелья, которое делает людей веселыми и жизнерадостными, добрыми и остроумными на всю жизнь. А следовательно, счастливыми. Может, действительно существует этот секрет и растёт где-то в лесу или в поле смех-трава, только люди не знают о ней.

Эх! Как бы мне сейчас пригодилось это веселящее зелье!

Берегись тогда, проклятый Дмитруха! Не трогали бы меня тогда твои насмешки, издёвки, жужжание твоё отвратительное!

И ваше хихиканье подлое, Монькин, Галушкинский, Спасокукоцкий и Кукуевицкий!

Эх! Я бы тогда…

Чак как-то загадочно улыбнулся и сказал:

– Ну, ладно… Будь здоров, Стёпа! Мне уже пора.

– До свидания. А когда мы увидимся? – несмело спросил я, нарушив нашу договоренность.

– Не знаю, не знаю… – неуверенно ответил Чак. – Если надо будет, я тебя разыщу.

И опять, только он отошёл от меня, я сразу потерял его из виду.

В отличие от нашей школы, где все уроки проводились в одном классе, здесь, в Киеве, ввели так называемую кабинетную систему. Это значит, что первый урок в одном классе, второй – уже в другом, третий – ещё в другом и так далее. Только прозвенел звонок – собирай второпях вещи и айда, чтобы не опоздать. Ведь и позавтракать надо, и сбегать, может, куда-то или ещё что-нибудь. Конечно, это интересно (в каждом кабинете своя обстановка, наглядные пособия, аппаратура), но при этом всё время ведь следить надо, чтобы не растерять свои вещи.

То и дело слышишь:

– А где моя «Зоология»?

– Ой, я кед потерял!

– Люди! Тетради моей никто не видел?

Самые любимые мои уроки – физкультура и труд. Помимо того что они мне просто нравятся, люблю я их ещё и потому, что тут я никогда не бываю в отстающих. Даже наоборот. И физкультурник Николай Ярёмович, и преподаватель труда Александр Иванович часто говорят:

– Вот берите пример с Наливайко! Молодец, Стёпа!

Игоря Дмитруху аж передёргивает от этих слов. Но он ничего не может сделать. Хотя его брат известный спортсмен, по заграницам разъезжает, бегаю и прыгаю я лучше, чем Игорь. А об уроках труда и говорить ничего.

Уроки труда у нас с девочками раздельные. Девочки себе в классе с Ириной Владимировной переднички и ночнушки шьют, а мы в мастерской с Александром Ивановичем слесарим. Кстати, Дмитруха, прямо скажем, в этом деле не на высоте. Видно, дома он никогда молотка в руках не держал. И Валера Галушкинский не большой мастак, и Спасокукоцкий с Кукуевицким, да и Лёня Монькин (хотя этот чуть получше). А меня папа сызмальства приучал. И в мастерской я чувствую себя как рыба в воде. И это Игорево «Муха» в мастерской звучит как-то не очень слышно и даже не оскорбительно.

Когда Сурен впервые пришёл на урок труда, я уж так старался, так старался, как никогда. Но желаемого эффекта не получилось. Сурен то ли от неумения, то ли случайно ударил себя молотком по пальцу – аж под ногтем почернело, – ужасно смутился и уже не смог оценить мои трудовые подвиги.

Игорь Дмитруха сразу же этим воспользовался:

– А Муха, смотри, старается! Ишь! Аж капля под носом. Не люблю таких выскочек. Филипп из конопли!

Спасокукоцкий с Кукуевицким захихикали.

Не было желаемого эффекта. Не вышло. Опять Игорь взял верх.

Прошло уже три дня с тех пор, как я попрощался с Чаком. Он не появлялся. Мне даже начало казаться, что всё это мне приснилось, что никаких встреч с Чаком, никаких путешествий в прошлое не было.

Сегодня утром на первом уроке Лина Митрофановна сказала:

– Дети! Мы с вами должны показать нашему гостю Сурену наш замечательный город и познакомить его со славной историей древнего Киева. Согласны?

– Согласны! – хором ответили мы.

– Начнём сегодня – у Сурена как раз нет съёмок. После уроков мы с вами пойдём на экскурсию в музей завода «Арсенал».

Последние слова Лина Митрофановна произнесла особенно торжественно. Она вообще была немного артисткой, наша Лина Митрофановна. Высокая, стройная, красивая, она откидывала голову назад, когда говорила что-то значительное, и голос её при этом звенел, как на сцене.

Я обрадовался.

Я вообще люблю разные экскурсии, люблю узнавать что-то новое, особенно историческое. Наша Мария Степановна, учительница в селе, тоже часто организовывала для нас экскурсии – и на сахарный завод, и по местам боевой славы, и в Киев мы ездили, в лавре были, на Выставке передового опыта. Но в музее завода «Арсенал» я никогда не был.

Ехали мы шестьдесят вторым автобусом. Людей был полон салон. Наш класс весь столпился на задней площадке. Нас с Тусей Мороз прижали к окну. Я обеими руками держался за поручень и, когда автобус подбрасывало (вы знаете, как подбрасывает на задней площадке), напрягал все силы, спиной удерживая людей, чтобы не придавили Туею. Правда, от моих усилий было мало толку. Туся то и дело ойкала и морщилась.

– Скажи, а ты мог бы совершить подвиг? Если бы война была, революция или что-то такое? – неожиданно спросила она меня тихо, покраснела и, не дожидаясь моего ответа, сама сразу сказала:

– Думаю, мог бы. А вот я, наверное, нет… Я такая трусиха. И так боюсь боли. Ой! Когда больно, всегда плачу.

Я смутился. И ещё сильнее уперся руками. Но автобус снова подбросило, и Туся опять ойкнула.

А Игорь Дмитруха и Валера Галушкинский при каждом подбрасывании весело визжали, хохотали и что-то выкрикивали:

– Космический корабль «Икарус-62» вышел на орбиту!

– Проходим верхние слои атмосферы!

– Перегрузки растут.

– Братцы, я чувствую невесомость! Мои ноги не касаются пола!

– Мои ноги, ноги, ноги не касаются пола! – запел Игорь Дмитруха.

– Мои ноги не касаются пола! – подхватил Валера Галушкинский.

Наконец в динамике послышался голос водителя:

– Станция метро «Арсенальная»! Шестой «Б», выходите быстрее! Не задерживайте!

Мы высыпали из автобуса, как горох из мешка.

Я не раз проезжал и проходил по этой площади, но тогда как-то по-особенному смотрел и на станцию метро «Арсенальная», и на памятник-пушку на постаменте, и на стены «Арсенала» – на те навсегда оставленные для истории побитые пулями два нижних этажа и на два верхних – недавно надстроенных. Над входом в музей – барельеф, изображающий сражающихся арсенальцев.

– Заходим, заходим! Организованно! Парами! И не кричать, не бегать, вести себя, как подобает пионерам! Заходим! – командует Лина Митрофановна.

У маленького столика при входе, на котором лежит толстенная книга отзывов, нас встречает экскурсовод – приветливая темноволосая женщина.

Высокие сводчатые залы. Экспонаты. Музейная тишина.

И вдруг наверху над нами что-то загудело: у-у-у-у!

– О! А это что? – удивленно спросил Дмитруха.

– Станок, – улыбнулась экскурсовод. – Наверху, над нами, цех. Это же завод.

– Да я просто так спросил. Я и сам знаю, что это станок, – сказал Дмитруха, но видно было, конечно, что он не сразу догадался. Да и на самом деле трудно было догадаться. В этой музейной обстановке, среди экспонатов, среди старинных вещей, документов, стендов как-то трудно было себе представить, что над нами современный заводской цех, где у станков стоят рабочие, такие как мой папа, который в это время тоже стоит у станка в своей экспериментальной мастерской.

Экскурсовод начала с далекого 1764 года, когда завод был основан как «арсенальные мастерские», в восемнадцатом-девятнадцатом столетиях здесь ремонтировали и изготавливали разные виды вооружения, включая артиллерийское.

Я слушал и рассматривал экспонаты. Вот на первом стенде гвозди, которые использовали при строительстве мастерских, – огромные, ручной ковки (каждый гвоздь выковать надо было!). Кирпичи. На каждом кирпиче клеймо – «Снежко» (надо же, пробился в историю фабрикант!).

Вьючное седло системы Грум-Гржимайло для перевозки горной артиллерии. Хорошее седло!

А дальше другая продукция завода – штыки, кинжалы, сабли.

Самовар, из которого пили чай рабочие-арсенальцы.

Второй зал. Оружие! Прямо глаза разбегаются. Ружья, винтовки, пулемёты, пистолеты.

– О! О! – шепчет Дмитруха. – Американский кольт! О! «Ро-от-манлихер!»

А экскурсовод рассказывает дальше:

– С 1917 года на заводе изготавливают также и гражданскую продукцию: сельскохозяйственное оборудование, инструменты, бытовые товары. С 1946 года предприятие перепрофилировалось на выпуск оптических, оптикомеханических и оптико-электронных приборов.

– А теперь посмотрите диораму «Январское восстание 1918 года». – Экскурсовод нажала кнопку, и в глубине, за вторым залом, вспыхнул свет.

Мы аж рты разинули. Всё было как живое.

На переднем плане настоящая мостовая, мешки, бочки, колеса, перевернутый поломанный ларек с вывеской «Иконная лавка Николо-Пустынного монастыря», чугунные люки, деревцо в изгороди. И весь этот живой предметный план незаметно переходит в огромную, на всю стену, полукруглую картину. И на этой картине – панорама восстания.

В центре – баррикада, трамвайная платформа, на ней участники восстания. Слева – церковь, так называемый Малый Никола, а за ней возвышается колокольня Никольского Военного собора, который стоял на месте городского Дворца пионеров.

Перед церковью – афишная тумба, распряжённая пролётка с откинутым верхом. За баррикадой, в глубине, – этот знаменитый побитый пулями двухэтажный корпус «Арсенала», в котором размещается сейчас музей. Весь в дыму и пламени.

Справа – развалившаяся стена с амбразурой. На стене рваная афиша «Энеиды» – спектакля в театре Бергонье.

Я смотрел на картину и думал: «Ну кто, кто мне поверит, что я сам, собственными глазами видел этот театр Бергонье – двухэтажный, с длинным, на весь тротуар, козырьком над входом, такой непохожий на нынешний театр имени Леси Украинки?! Никто мне не поверит!»

А экскурсовод продолжала рассказ.

Одним из самых известных видов гражданской продукции завода является фототехника, история которой началась с первой фотокамеры массового производства «Киев-2», выпускавшейся с 1949 года. Фотоаппараты, созданные арсенальцами, использовались при фотосъёмке с борта космических кораблей серии «Восток», «Союз», лунных кораблей серии «Зонд», орбитальной станции «Салют», а также в открытом космосе…

Возле стендов с фотоаппаратами «Киев» стоял…Чак.

Я раскрыл рот и сделал движение к нему, но он молча кивнул, предостерегающе сдвинул брови и покачал головой: мол, погоди, не подходи, потом.

И я сдержался, не подошёл, только улыбнулся и кивнул ему.

И только когда экскурсия закончилась и Лина Митрофановна вывела нас из музея и сказала, что можно ехать домой, я подбежал к Чаку, который тоже вышел из музея и стоял на углу возле афишного стенда.

– Здравствуйте!

– Здоров! – приветливо улыбнулся Чак.

– А как вы здесь очутились?

– Да узнал, что вы сюда идёте, и тоже пришёл, чтобы послушать экскурсию. Ну а как у тебя в школе дела? – спросил он. – Как успехи?

– Ничего.

– Двоек нет?

– Нет.

– А троек?

– Тоже нет.

– Смотри! Молодец! А как у тебя завтра со временем?..

– А что? – загорелся я.

– Да ничего. Если не очень занят, могли бы встретиться. Что скажешь?

– Ой! С радостью! А в чём дело?

– Разговор есть. Приходи к цирку, как всегда, в четыре. Хорошо?

– Хорошо.

– Ну, беги домой. Уже поздно. Будь здоров!

Я думал, что никто не обратил внимания на мою встречу с Чаком. Но на следующий день, когда я пришёл в школу, Туся Мороз сразу же спросила:

– Что, твой дед Грицько приехал, о котором ты рассказывал?

– Не-ет, – протянул я. – С чего ты взяла?

– А что же это за дедушка был вчера в музее?

– Просто… знакомый.

– Симпатичный. Улыбка у него приятная.

– Ха-ха! – хохотнул Игорь Дмитруха, слышавший наш разговор. – Симпатичный!.. Старик! Ха-ха! Как по мне, так все они несимпатичные! Развелось их столько, прохода нет. В трамвай и в троллейбус сесть нельзя – все забиты стариками и старухами. Поучают ещё… Ну их!

– Как ты можешь! – негодующе воскликнула Туся. – Как тебе не стыдно! Сам же стариком когда-нибудь будешь.

– Ни-ко-гда! – отрубил Дмитруха. – Даже не собираюсь жить до старости. Чтобы еле ноги переставлять? Ни за что!

– Вот чудак! – Туся даже покраснела от возмущения. Звонок на урок прервал дискуссию.

Жалко, что Сурен этого не слышал. Его не было поблизости. При Сурене Игорь вряд ли произнёс бы свою анти-стариковскую речь. Сурен очень любил своего дедушку Акопа.

В один из первых дней он рассказывал нам о своём деде. Дмитрухи в тот день не было в школе.

Дед Акоп был кавалером всех трёх орденов Славы. Всю войну прошел, от Волги до Берлина. И рейхстаг брал. Настоящим героем был дедушка Сурена.

А однажды, когда Сурен тяжело заболел (родители его тогда были в Ташкенте), дедушка Акоп среди ночи поехал в родное село, потом несколько часов в непогоду шёл пешком в горы к знакомому народному целителю и к утру вернулся с нужными травами. И это невзирая на то, что после ранения у него очень болят ноги.

Когда Сурен рассказывал, у него даже слёзы блестели в глазах.

И то, что он с такой нежностью говорил о своём дедушке, ещё больше расположило меня к нему.

Я очень жалел, что не успел ничего сказать Игорю, растерялся. Я люблю стариков. И не только потому, что люблю своего деда Грицька. Просто я всегда легко нахожу общий язык с дедушками и бабушками. Мне с ними интересно. Они же столько знают, столько интересного могут рассказать. И, по-моему, они более внимательны к нашему брату, школьнику, чем просто взрослые.

Просто взрослые всегда чем-то озабочены, всегда заняты, всегда им некогда («Ой, не приставай, некогда!», «Потом!», «Мне сейчас не до этого!»). А старики ответят на любой вопрос, охотно расскажут всё, что знают. Они только ценят внимание и вежливость. Обратись к старому человеку вежливо – он никогда тебе не откажет. Ничего не понимает этот Дмитруха со своими разговорами.

 

Глава XIІ

 

«Ты веришь, когда читаешь сказки?» Елисей Петрович. Приорка. Разговор с дядькой Миколой

 

Чак сидел на той же скамейке под деревом в сквере возле цирка.

– Садись, – сказал он, когда я, подойдя к нему, поздоровался. – И слушай внимательно. Нам с тобой надо сейчас кое-что выяснить. Скажи, ты сказки любишь?

Мне почему-то показалось, что Чак волнуется.

– Сказки? Люблю. А что?

– А ты веришь, когда читаешь сказки?

– Во что? В то, что там написано?

– Да.

– Не верю, конечно. Но… интересно.

– Жалко, – искренне огорчился Чак.

Мне стало неудобно.

– Ну как же я могу верить? – оправдываясь, сказал я. – Как я могу верить в какой-то там ковёр-самолёт или летучий корабль, когда сейчас ракеты в космос запускают да и сам я в Харьков с папой летал на реактивном самолёте! Что там тот ковёр-самолёт против ИЛ-18! Или волшебное зеркальце, в котором видно, где что делается. У нас ведь цветной телевизор дома… Ну как я могу верить?

– А что такое сказка? Как ты думаешь?

– Ну… сказка… это… это – сказка. Выдумка.

– А почему она живёт, эта выдумка? Давно уже реактивные самолёты, космические ракеты летают, давно есть цветные телевизоры, а сказки о коврах-самолётах и о волшебных зеркальцах до сих пор печатают, и их люди читают. Почему?

– Ну, потому что… просто интересно.

– Нет, друг мой дорогой. Потому что это – искусство, продукт воображения, творческой фантазии народа. И не было бы ни реактивных самолетов, ни космических ракет, ни цветных телевизоров, если бы не было сказок. Если бы далекие пращуры наши не мечтали об этом, не воплощали мечты свои в сказках, в сказочных образах.

– Наверное, – вдруг поняв, согласился я. – Конечно, если бы люди не мечтали, они бы и не стремились создать всё это.

– Вот именно! – обрадовавшись, улыбнулся Чак. – Значит, сказки – такая же реальность, как и всё остальное. Это продукт реального творческого воображения народа, наших далёких-далёких предков. И они бессмертны, они будут жить всегда, пока будут живы люди, пока будет работать их фантазия. Так вот… – Чак опять заметно заволновался. – Когда я был совсем маленьким, бабушка рассказывала мне сказки. И героем этих сказок чаще всего был добрый, симпатичный лесовик Елисей Петрович. По-моему, бабушка сама выдумала его. Он помогал птицам и зверям, выручал их из беды, защищал от злых сил. Я так полюбил Елисея Петровича, что представлял его живым. Он и теперь часто снится мне. Ну вот я и решил обратиться к нему за помощью…

– Как это? – волнение Чака передалось и мне. Я почувствовал холодок в груди.

– Понимаешь… Я мог бы справиться и сам. Но с ним мне будет легче. Будет легче фантазировать. Вот ты же хочешь побывать у пращура старого Хихини – казака Тимохи Смеяна?

– Хочу.

– Но чтобы проникнуть в то далёкое время, в котором я не жил, моих воспоминаний, моей памяти недостаточно. Здесь кроме моих знаний о том времени требуется ещё и моё воображение – частица той творческой фантазии народа, которая живёт с незапамятных времён и которая создавала сказки. И


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.22 с.