Модуль «патриотическое воспитание» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Модуль «патриотическое воспитание»

2021-10-05 27
Модуль «патриотическое воспитание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Планируя деятельность учитываются основные принципы работы с детьми:

— регионализации;
— непрерывности;
— доступности; научности;
— целостности;
— системности;
— преемственности;
— культурообразности;
— стимулирования детской деятельности.

Формы и методы работы:

  • беседы с рассматриванием фотографий;
  • экскурсии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • Викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;
  • вылазки на природу;
  • создание музея «Никто не забыт».

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ:

Но прежде, чем открывать ребенку весь мир, необходимо поддержать в нем стремление осознать самого себя, свое ближайшее окружение, среду 35 непосредственного обитания, поощрять его чистые чувства к своим родным и близким. Именно с этого начинается нравственно-патриотическое воспитание. Именно это актуально для детей 3-4-х лет.

 Чувство Родины у детей этого возраста начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, к дедушке и бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

 Главной задачей в патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. В младшем дошкольном возрасте можно заложить лишь предпосылки возникновения и развития патриотического самосознания. Они обязательно проявятся в старшем возрасте, если в ближайшем окружении, в семьях детей, в детском саду этой проблеме будет уделяться достаточное количество внимания и времени, а также при целенаправленном, планомерном, продуктивном взаимодействии родителей воспитанников с педагогами группы.

  4-5 лет: в процессе активного участия в разных видах деятельности, у ребенка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься, у ребенка развивается творческий поиск. У детей проявляется избирательный интерес, в большинстве случаев ребенок проявляет интерес к той деятельности, в которой он наиболее успешен. Восприятие детей становится более развитым. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Возрастает объем памяти. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Развивается предвосхищение. Речь становится предметом активности детей. Формирование активной речи служит основой развития не только мышления и психики в целом. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Происходит формирование первоначальных нравственных представлений, формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, хорошем, плохом.

Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле.

Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

 Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 5-6 лет: Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности;

структурированием игрового пространства;

дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;

применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

 Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок имеет представление о работе своих родителей;

имеет представления о родном городе, селе, о своем крае;

знает название своей Родины, ее символику.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – общении, познавательно-исследовательской конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. Чаще проводить беседы о понимании того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую технику       и т. д.

6-7 лет: Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание.

 К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие нагляднообразного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Личностное развитие ребёнка 6-7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6-7- летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Уже во второй младшей группе детям начинают рассказывать о родном крае – малой родине. Начинают формировать интерес к городу, селу, в котором они живут. Знакомят детей с объектами, которые их окружают: дом, магазин, улица, садик, школа.

В средней группе тематика расширяется, и дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Детей продолжают знакомить с культурными явлениями – театр, цирк, зоопарк. Детям рассказывают о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

В старшей группе расширяют представления детей о родной стране, государственных праздниках; формируют представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна.

 В подготовительной группе закрепляют знания детей о флаге, гербе, гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события);

представления о Москве – столице нашего государства России;

воспитывают уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучают возлагать цветы к обелискам и памятникам.

 

Календарный план воспитательной работы на учебный год с детьми (с 2 до 7 лет) по модулю «Патриотическое воспитание» см. Приложение № 2


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.