СССР в середине 1960-80-х гг. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

СССР в середине 1960-80-х гг.

2022-05-09 29
СССР в середине 1960-80-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СССР в середине 1960-80-х гг.

СССР в условиях закрытой государственной и общественной систем. Наступление «застоя». В 1964 г. главой правящей партии- КПСС- становится Л.И. Брежнев.

Рис. 1. Л.И. Брежнев

Время его правления условно можно разделить на две части - 1964-1976 гг. - период активных действий и проведения реформ, и 1976-1982 гг., отрезок времени, когда стали формироваться тенденции «застоя», больной вождь фактически уже не управлял страной.

Смена власти Н.С.Хрущева Л.И.Брежневым - по сути дела являлась результатом верхушечных интриг. Такая же попытка будет иметь место впоследствии, в 1991 г. Основная причина переворота была в том, что политика Н.С.Хрущева была слишком противоречивой и разнообразной; она не могла отражать интерес какой-либо одной группировки или большинства в партии. В 1960 г. в речи Н.С. Хрущева впервые прозвучал термин «перестройка», но он отнес ее к событиям не будущего, а прошлого, считая, что страна достигла всеобщего благополучия. В октябре 1964 г. его политика была охарактеризована на Пленуме ЦК в докладе М.А. Суслова как волюнтаристская и некомпетентная. Волюнтаризм отличал не только политику Хрущева; впоследствии он был характерен в определенной степени и для деятельности Л.И. Брежнева, М. С. Горбачева.

Экономическое развитие СССР в 1960-80х гг. Внутреннее развитие страны в 1960-х гг. было достаточно успешным. Седьмой пятилетний план развития выполняется медленно, но неуклонно, форсировались научные открытия, осваивался космос, шло бурное развитие советской физики. В 1960-е гг. выросла производительность труда, несмотря на то, что люди получали только 13 копеек с каждого заработанного рубля. В середине 1960-х гг. были сделаны попытки осуществления политических и экономических реформ. В 1965 г. принято решение о начале экономической реформы. Ее суть состояла в использовании экономических методов хозяйствования, сокращении плановых показателей, доводимых до предприятия, создании на предприятии фондов материального стимулирования, введении твердой оплаты за используемые предприятиями производственные фонды, финансировании промышленного строительства через кредит, согласовании изменения планов с предприятиями. Активную роль в разработке и попытке реализации реформы играл Председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Рис. 2. А.Н. Косыгин

Основные положения реформы были обсуждены на Пленумах ЦК, состоявшихся в марте и сентябре 1965 г. Реформа должна была по замыслу ее творцов стимулировать материальный интерес, который бы привел к повышению общественного производства. Характерно, что отдельно рассматривались меры по подъему сельского хозяйства и увеличению промышленного производства. Впервые за долгое время приоритет при рассмотрении вопроса был отдан сельскому хозяйству. Такое положение дел было вызвано развивающимся кризисом в снабжении населения продуктами питания. Мартовский Пленум ЦК проанализировал и принял меры по увеличению производства сельхозпродукции; они должны были состоять в повышении государственных закупочных цен, введении специальной надбавки за сельхоз.продукцию, поставленную сверх плана, увеличение капиталовложений в деревню, а также введение твердого плана государственных закупок продукции у крестьянских хозяйств и стимулирования развития личного подсобного хозяйства. Важным событием для села стал III съезд колхозников СССР, который состоялся в ноябре 1969 г. Съезд принял новый Устав, в котором был взят ориентир на стабильную заработную плату и пенсию для колхозников.

Сентябрьский Пленум ЦК 1965 г. сосредоточил свое внимание на развитии промышленности. По мнению партийных руководителей, стимулирование промышленного производства должно было вылиться в увеличение хозрасчета и самоокупаемости, личной инициативы на местах. Предполагалось вернуться к отраслевому управлению, причем органы управления- министерства- должны были стать партнерами и советчиками предприятий. Возвращение к системе министерств произошло после принятия Закона 1965 г. о создании союзных и союзно- республиканских министерств по отраслям промышленности. Сокращались плановые показатели для промышленной продукции, поощрялось выдвижение встречного плана, основной акцент был сделан на реализацию продукции и получение прибыли. Предприятия получили возможность за счет собственных средств развивать материальную базу производства, вести собственное жилищное и социально-культурное строительство, увеличивать премиальный фонд.

Реформа была задумана как разумные практические меры, стимулирующие развитие, как промышленности, так и сельского хозяйства. Она предусматривала перемены в структуре управления народным хозяйством, вносила изменения в систему планирования (делался акцент на показатели по реализации продукции в отличие от прежних валовых показателей), вводила новые экономические стимулы (путем измененного ценообразования, повышения оплаты труда). Итогами реформы должны были стать заинтересованность производителя в индивидуальных и общих итогах труда, введение понятия взаимной материальной ответственности между предприятиями, развитие межхозяйственных связей, системы планирования.

Но к началу 1970-х гг. реформа настолько обросла дополнениями и пояснениями, что фактически перестала действовать. Началась активная централизация управления. В промышленности на первый план выходят отрасли, связанные с оборонным производством. С 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Идея хозрасчета и развития местной инициативы оказалась фактически похороненной.

Развитие народного хозяйства СССР в 1970-первой половине 1980-х гг. определялось планами девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток. Основные плановые показатели эти пятилеток были обсуждены на съездах партии- XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.), XXVI (1981 г.).

Качественным отличием девятой пятилетки был ориентир на увеличение уровня потребления населения. Согласно документам того времени, три четверти национального дохода использовалось на потребление, а одна четверть- на накопление. Фонд накопления был направлен на строительство социально- культурных объектов, жилых домов. 75-ти млн. человек был увеличен объем заработной платы, 40 млн. человек увеличили свои доходы, получаемые в виде пенсий, стипендий, пособий. Вырос уровень потребления населения, но удовлетворить полностью потребности людей плановая промышленность СССР была еще не в состоянии. Средняя заработная плата рабочих и служащих в СССР выросла и составляла в 1971-75 гг. 146 руб. Увеличились пенсии и были установлены дополнительные льготы инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих. Сокращался налоговый вычет с малоимущего населения. В девятой пятилетке были отменены налоги с заработной платы до 70 руб. в месяц. Были увеличены государственные расходы на образование, здравоохранение, культуру.

В Х пятилетке (1976-80 гг.) продолжалось плановое развитие народного хозяйства, но темпы роста значительно уменьшились. Для увеличения эффективности производства прилагались усилия по концентрации производства. В итоге появились гигантские территориально- промышленные комплексы в Сибири, Казахстане, Средней Азии. Акцент был сделан на развитие Сибири, которая в 1970-е гг. являлась главной поставщицей нефти на внутренний и внешний рынок. Такая политика, по сути, была ориентирована на экстенсивное развитие и затягивала страну в «сырьевую нишу».

Характерно, что в 1970-е гг., когда стало явно, что СССР теряет свои позиции промышленного лидера и не может активно наращивать плановые показатели, руководство страны сделало ставку на идеологическое давление и эксперимент. По всей стране создавались бригады «коммунистического труда», бригады, в которые были включены погибшие в военных событиях люди (в итоге рабочие дополнительно выполняли план за такого «члена бригады», а его начисленная зар.плата шла государству), развивалось «движение за встречный план» (рабочие должны были проявлять инициативу и принимать план с большими цифровыми показателями, чем это было спущено сверху). В конце 1970-х- начале 80-х гг. появляется феномен «встречной инициативы», аналога «встречного плана». Это привело к тому, что во многих отраслях производства предложение превышало спрос, происходило затоваривание ненужной продукцией. Большое внимание уделялось развитию социалистического соревнования. Рождаются новые движения - «за коммунистический труд», бригадный подряд. Они впоследствии будут раздуты пропагандой и превратятся в формально-принудительные мероприятия.

Стабильность в экономическом росте в десятой пятилетке не была достигнута, движение «Догнать и перегнать Америку!» стало формализованным. Развивались приписки с целью сохранять видимость успешного развития экономических показателей. Тем не менее, промышленность продолжала развиваться.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров принял ряд постановлений по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. В результате были созданы производственные и научно- производственные объединения. По сути, это была политика укрупнения, характерная для того периода. Она не была эффективна в той степени, которая ожидалась государством и не оправдала возложенные на нее ожидания.

В планах Х пятилетки- возрастание фонда накопления в национальном доходе. Общий объем капиталовложений был намечен в 630 млрд. руб. Большая часть средств предполагалось отвести на техническое переоснащение предприятий, внедрение новых технологий, достижений НТР. Пристальное внимание уделяется строительству. По- прежнему, акцент был сделан на приоритетное развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, энергетики. Сельское хозяйство должно было развиваться на основе внедрения передового опыта, увеличения технической оснащенности, мелиорации земель, активного использования химических удобрений. Предполагалось, что объем сельхозпродукции за годы десятой пятилетки увеличится по сравнению с предыдущей пятилеткой на 16%. Идея концентрации и роста не обошла и сельское хозяйство. Предполагалось приоритетное развитие предприятий аграрно- промышленного комплекса. В сельском хозяйстве, как и в промышленности, проявлялась тенденция к укрупнению и реализации объемных проектов. В 1970-е гг. внимание государства было обращено на развитие Нечерноземья. В 1974 г. принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР», которое предусматривало долгосрочную программу действий по развитию села. Тенденция к укрупнению проявилась также в ликвидации малых и «неперспективных» деревень, объединению колхозов в единые большие хозяйства. Еще один крупный проект- поворота рек северного Нечерноземья на юг, с целью орошения безводных земель Средней Азии. Русла рек изменяли направленными взрывами, но желаемый результат не был достигнут. В результате изменилась экология Нечерноземья, значительные территории оказались заболоченными. Увеличение проблем в сельском хозяйстве сопровождалось укрупнением проектов, направленных на решение этой проблемы. В 1982 г. была принята Продовольственная программа, в которой были расписаны меры, которые способствовали ликвидации проблем, стоящих перед сельским хозяйством страны за достаточно короткий срок.

В 1970- первой половине 1980-х гг. происходит увлечение гигантскими проектами. Частично это направление в хозяйственной политике приводило к положительным результатам. За достаточно короткий срок была создана огромная топливно-энергетическая база в Сибири, построены новые предприятия, введены в строй новые ГЭС и ГРЭС (Павлодарская, Усть- Илимская и др.).

 

Вновь начинается строительство БАМа. Ведутся большие мелиоративные проекты. В 1982 г. была принята Продовольственная программа. Но, несмотря на достижения в народном хозяйстве, шло непрерывное падение темпов экономического развития. Замедлился темп добычи полезных ископаемых, железнодорожных перевозок, снизилась производительность труда; росла материалоемкость, неэффективное строительство. Увеличились затраты на науку, которая, тем не менее, отличалась малой отдачей, шло снижение эффективности разработок и внедрения новых технологий. Росла себестоимость продукции, увеличивались налоги с оборота. Предусматривался рост внешней торговли, в основном- за счет продажи за рубеж сырья.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований. Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство. Затягивались сроки внедрения новых технологий и освоения новой продукции. СССР все больше отставал в развитии от стран Запада. Росли дефицит государственного бюджета и внешний финансовый долг. В 1970-е гг. рост цен на нефть позволил оставить в неприкосновенности существующую систему управления, но к началу 1980-х падение цен на природное топливо больно ударило по бюджету страны. Темпы производственного роста упали в три раза, экономика страны находилась в критическом состоянии. Для решения этих проблем перераспределялся национальный доход, списывались долги сельскому хозяйству, была сделана ставка на агропромышленную интеграцию, сократились капиталовложения в социальную сферу. Была выпущена огромная денежная масса, не подкрепленная золотым и товарным запасом. Ухудшилась жизнь населения, образовался массовый дефицит. Вместе с тем страна еще сохраняла видимость социальной стабильности.

Социальные изменения и реформы Брежнева. Комплекс проблем, стоящих перед обществом – экономических, социальных (отрыв партии от народа, формирование элиты из партийных лидеров и бюрократии), а также национальных, политических, нравственных, выявился к середине 1960-х гг. Уменьшение демократии, разграничение сторон народ-государство позволили западным критикам назвать СССР государством «этатистского капитализма». К государству относили партию и аппарат, к народу – всех трудящихся. Идет дальнейшее увеличение аппарата. Бюрократия при Л.И.Брежневе растет до чудовищных размеров. Проблемой было также влияние НТР на ход общественного развития. Новый этап экономического развития требовал изменения общественных отношений, формирования новых социальных слоев. Но в условиях закрытого общества эти процессы были чрезвычайно затруднены.

В конце 1970-начале 1980х гг. рост социальных выплат несколько затормозился. Повышение пенсий, пособий и зарплат было уже не таким масштабным. Сохранялись бесплатное образование, медицинское обслуживание, гарантированные пенсии и рабочие места. Рос госаппарат. Увеличивалось число служащих. Росли расходы на науку и культуру. Все это не позволяло увеличивать денежные выплаты населению такими темпами, как это было десятилетие назад.

В 1960-первой половине 1970-х гг. Л.И.Брежнев предпринял ряд шагов, нацеленных на улучшение жизни народа. Были увеличены пенсии, введено денежное пособие по беременности и родам, послеродовому отпуску. Также были увеличены сроки больничного листа по беременности, родам и послеродовому отпуску. Введены пособия и льготы ветеранам войны и труда, льготы студентам и учащимся, пособия многодетным и малообеспеченным семьям. Строительство общественных зданий стало основой его социальной политики: развернулось возведение новых школ, вузов, культурных центров, стадионов. В начале своей деятельности Л.И.Брежнев реализовал многие предложения снизу: так, срок пребывания на выборной руководящей должности был ограничен до двух раз, введено соревнование кандидатов на пост первого секретаря ЦК партии. Но нововведения просуществовали только до XXIII съезда КПСС (1966 г.) и были ликвидированы. В 1966 г. введен термин «развитой социализм». Под критерий «зрелости» подгоняется вся жизнь СССР. Замазывались недостатки, исчезли в отчетности трудности, выросли на бумаге «успехи». Был поставлен вопрос о возможной «реабилитации» И.В. Сталина. Крупным внешнеполитическим просчетом стал ввод войск в Чехословакию для подавления восстания против социализма.

К середине 1970-х гг. наступает период «застоя». Консервация страны закреплялась, по сути, Конституцией 1977 г., где была прописана руководящая роль КПСС, которая к этому времени была уже далеко не идеалом. Шел медленный возврат к сталинизму. Разворачивалась изощренная борьба с инакомыслием. Власть, используя статью 70 УК СССР, прибегала к принудительному лечению диссидентов в психиатрических клиниках. Активно применяли такие методы, как лишение советского гражданства, высылка в отдаленные районы. Огромный размах приобрела коррупция. Развернулась теневая экономика, при которой масса неучтенной продукции производилась и распространялась подпольно, в обход государства. Шел рост нетрудовых доходов, выпуск неучтенной, «левой» продукции, перераспределение доходов между социальными группами. По приблизительным оценкам, капиталы теневой экономики в начале 1980-х гг. составляли 80 млрд. руб. Шло развитие экстенсивной экономики – за счет ресурсов. Выросла преступность. Сельское хозяйство страны разваливалось, вырос импорт продовольствия и зерна. В деятельности Л.И. Брежнева стал все больше проявляться волюнтаризм, тяга к гигантомании. Примерами этого стали принятие Продовольственной программы 1982 г., созданной без рационального подхода, развитие проекта поворота северных рек в южные регионы, освоение и развитие БАМа. Огромные финансовые затраты, гонка вооружений разоряли страну. Успешно шла лишь внешняя торговля ресурсами. Выросли статистические приписки. По уверениям справочника по народному хозяйству, выпущенному в 1976 г., среднедушевой доход в СССР был выше, чем в ФРГ, Дании, Нидерландах, Великобритании, Бельгии, Италии и т.д. По статистическим данным 1985 г., СССР этого периода реально стоял на 77-м месте в мире. Увеличилась дистанция СССР -Запад, шло отставание передовой технологии.

В 1970-е гг. руководство страны отказалось от активного проведения новых реформ, шел возврат к догматической, сталинской партийной системе. Замораживался жизненный уровень, шло социальное расслоение, отрыв власти от народа. Быстрыми темпами развивался крах идеологии.

Реформы в период Л.И.Брежнева были задуманы партийным и государственным руководством как осторожные шаги в направлении перестройки политической жизни: реформирование руководства обществом, развитие социалистической демократии, совершенствование партийной жизни. Это были очень осторожные политические реформы, которые, тем не менее, так и не были осуществлены полностью.

Закрытое общество. Борьба с инакомыслием и диссидентством. В 1970-е гг. наступил расцвет «застоя». Успешно развивалась теневая экономика, усиливаются приписки в экономике. В условиях дефицита товаров и услуг появились понятия «достал», «блат», возник термин «вещизм». Партийная жизнь стала закрытой от народа. Для высших чинов партии были созданы закрытые спецбольницы, санатории, секции в магазинах. Произошло резкое уменьшение гласности и демократии. О реальных новостях внутренней жизни страны люди узнавали из передач ВВС или «Голоса Америки». Шла утрата духовности, разрушение человеческой личности, крах нравственных норм и идеалов. В идеологической оболочке советского государства возникли трещины. В 1960-70-е гг. растет и развивается диссидентское движение. Советские диссиденты выступали с критикой однопартийной системы. Развенчивали КПСС, советскую и социалистическую систему в целом. Как особый вид, появляется религиозное и «культурное» диссидентство. Руководство страны активно боролось с диссидентством всеми методами: применялись такие меры, как лишение гражданства и высылка из страны, заключение в тюрьму, ссылка, принудительное лечение в психиатрической больнице, лишение рабочих мест и высылка на новое место жительство внутри страны. В этот период советское правительство преследовало писателей-диссидентов Ю.Даниелям, А. Солженицына, поэта И. Бродского, скульптора Э.Неизвестного, кинорежиссера А. Тарковского, музыкантов М. Ростроповича и Г. Вишневскую.

 

Были закрыты прогрессивные толстые журналы, публиковавшие наиболее яркие произведения советской литературы, содержание которых не соответствовало идеологической доктрине партии. Огромные средства расходовались на создание идеологически проверенных и патриотических произведений. Тем не менее, в этот период времени успешно развивалось театральное искусство и киноискусство, появился ряд новых направлений в изобразительном искусстве, вырос уровень советской науки.

С конца 1970-х гг. в экономике наступил постепенный упадок. Стало невыгодно хорошо работать: вместо премии за переработку часто повышались нормы выработки. Важно было лишь поддерживать норму, так как заработная плата оставалась одной и той же. Господствовала уравниловка. Развалилось сельское хозяйство. В обществе царили пьянство, апатия и пассивность. Произошел крах морали. Корни застоя и кризиса советской системы в 1960–80-е гг. лежали не в экономической, а в духовной сфере. Вместе с тем период 1970-80-х гг. нельзя назвать периодом несомненного упадка в культуре. Развивалась наука. Бурными темпами шло освоение космического пространства. В стране выросло число специалистов с высшим образованием, открывались новые высшие и средние учебные заведения.

Политическая жизнь во второй половине 1960х-70-е гг. не имела сотрясений: регулярно собирались пленумы, партийные съезды, партийные органы на местах занимались своей работой, а не поиском «врагов» или «разоблачением культа». Партия занималась разработкой и внедрением в жизнь концепции «развитого социализма». «Развитой социализм» стал еще одной ступенью к построению коммунизма. В отличие от доктрины времен Н.С. Хрущева, коммунизм не декларировался как доступное и обозримое будущее, а переводился, скорее, в ранг теоретических положений. Согласно последней концепции, коммунизм становился конечной целью развития, путь к нему лежа через совершенствование социализма. Эта концепция впервые была оглашена на XXIV съезде КПСС в 1971 году и развивалась в течение последующих 10 лет. Лидеры КПСС после смерти Л.И. Брежнева не спешили отказываться от этой концепции, и она просуществовала вплоть до времен перестройки. Пышная фразеология и масштабные идеологические кампании были признаком 1970-х гг. Проводились широкие празднования важных политических дат- 60-летней годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, 100 и 110-летия со дня рождения В.И. Ленина. На фоне этих кампаний выделялась роль СССР как мирного и справедливого государства, являющегося образцом для всех других стран мира.

Важным шагом в жизни страны было принятие новой Конституции в 1977 г. Ее называли «Конституцией развитого социализма», т.к. она закрепляла эту концепцию. В Конституции 1977 г. было отражено расширение социальных прав граждан, в том числе права на труд, бесплатное медицинское обеспечение, образование и т.д. Новым в Конституции было то, что в ней констатировалось возникновение новой исторической общности - «советский народ»; эту общность предполагалось укреплять и развивать. В 6-й статье новой Конституции была закреплена особая роль партии - «руководящая и направляющая» сила советского общества, «ядро политической системы».

В СССР в середине 1960-80-х гг. выявилось нарастание кризисных явлений. Эта тенденция привела в дальнейшем к крушению советского государства.

Задание.

СССР в середине 1960-80-х гг.

СССР в условиях закрытой государственной и общественной систем. Наступление «застоя». В 1964 г. главой правящей партии- КПСС- становится Л.И. Брежнев.

Рис. 1. Л.И. Брежнев

Время его правления условно можно разделить на две части - 1964-1976 гг. - период активных действий и проведения реформ, и 1976-1982 гг., отрезок времени, когда стали формироваться тенденции «застоя», больной вождь фактически уже не управлял страной.

Смена власти Н.С.Хрущева Л.И.Брежневым - по сути дела являлась результатом верхушечных интриг. Такая же попытка будет иметь место впоследствии, в 1991 г. Основная причина переворота была в том, что политика Н.С.Хрущева была слишком противоречивой и разнообразной; она не могла отражать интерес какой-либо одной группировки или большинства в партии. В 1960 г. в речи Н.С. Хрущева впервые прозвучал термин «перестройка», но он отнес ее к событиям не будущего, а прошлого, считая, что страна достигла всеобщего благополучия. В октябре 1964 г. его политика была охарактеризована на Пленуме ЦК в докладе М.А. Суслова как волюнтаристская и некомпетентная. Волюнтаризм отличал не только политику Хрущева; впоследствии он был характерен в определенной степени и для деятельности Л.И. Брежнева, М. С. Горбачева.

Экономическое развитие СССР в 1960-80х гг. Внутреннее развитие страны в 1960-х гг. было достаточно успешным. Седьмой пятилетний план развития выполняется медленно, но неуклонно, форсировались научные открытия, осваивался космос, шло бурное развитие советской физики. В 1960-е гг. выросла производительность труда, несмотря на то, что люди получали только 13 копеек с каждого заработанного рубля. В середине 1960-х гг. были сделаны попытки осуществления политических и экономических реформ. В 1965 г. принято решение о начале экономической реформы. Ее суть состояла в использовании экономических методов хозяйствования, сокращении плановых показателей, доводимых до предприятия, создании на предприятии фондов материального стимулирования, введении твердой оплаты за используемые предприятиями производственные фонды, финансировании промышленного строительства через кредит, согласовании изменения планов с предприятиями. Активную роль в разработке и попытке реализации реформы играл Председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Рис. 2. А.Н. Косыгин

Основные положения реформы были обсуждены на Пленумах ЦК, состоявшихся в марте и сентябре 1965 г. Реформа должна была по замыслу ее творцов стимулировать материальный интерес, который бы привел к повышению общественного производства. Характерно, что отдельно рассматривались меры по подъему сельского хозяйства и увеличению промышленного производства. Впервые за долгое время приоритет при рассмотрении вопроса был отдан сельскому хозяйству. Такое положение дел было вызвано развивающимся кризисом в снабжении населения продуктами питания. Мартовский Пленум ЦК проанализировал и принял меры по увеличению производства сельхозпродукции; они должны были состоять в повышении государственных закупочных цен, введении специальной надбавки за сельхоз.продукцию, поставленную сверх плана, увеличение капиталовложений в деревню, а также введение твердого плана государственных закупок продукции у крестьянских хозяйств и стимулирования развития личного подсобного хозяйства. Важным событием для села стал III съезд колхозников СССР, который состоялся в ноябре 1969 г. Съезд принял новый Устав, в котором был взят ориентир на стабильную заработную плату и пенсию для колхозников.

Сентябрьский Пленум ЦК 1965 г. сосредоточил свое внимание на развитии промышленности. По мнению партийных руководителей, стимулирование промышленного производства должно было вылиться в увеличение хозрасчета и самоокупаемости, личной инициативы на местах. Предполагалось вернуться к отраслевому управлению, причем органы управления- министерства- должны были стать партнерами и советчиками предприятий. Возвращение к системе министерств произошло после принятия Закона 1965 г. о создании союзных и союзно- республиканских министерств по отраслям промышленности. Сокращались плановые показатели для промышленной продукции, поощрялось выдвижение встречного плана, основной акцент был сделан на реализацию продукции и получение прибыли. Предприятия получили возможность за счет собственных средств развивать материальную базу производства, вести собственное жилищное и социально-культурное строительство, увеличивать премиальный фонд.

Реформа была задумана как разумные практические меры, стимулирующие развитие, как промышленности, так и сельского хозяйства. Она предусматривала перемены в структуре управления народным хозяйством, вносила изменения в систему планирования (делался акцент на показатели по реализации продукции в отличие от прежних валовых показателей), вводила новые экономические стимулы (путем измененного ценообразования, повышения оплаты труда). Итогами реформы должны были стать заинтересованность производителя в индивидуальных и общих итогах труда, введение понятия взаимной материальной ответственности между предприятиями, развитие межхозяйственных связей, системы планирования.

Но к началу 1970-х гг. реформа настолько обросла дополнениями и пояснениями, что фактически перестала действовать. Началась активная централизация управления. В промышленности на первый план выходят отрасли, связанные с оборонным производством. С 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Идея хозрасчета и развития местной инициативы оказалась фактически похороненной.

Развитие народного хозяйства СССР в 1970-первой половине 1980-х гг. определялось планами девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток. Основные плановые показатели эти пятилеток были обсуждены на съездах партии- XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.), XXVI (1981 г.).

Качественным отличием девятой пятилетки был ориентир на увеличение уровня потребления населения. Согласно документам того времени, три четверти национального дохода использовалось на потребление, а одна четверть- на накопление. Фонд накопления был направлен на строительство социально- культурных объектов, жилых домов. 75-ти млн. человек был увеличен объем заработной платы, 40 млн. человек увеличили свои доходы, получаемые в виде пенсий, стипендий, пособий. Вырос уровень потребления населения, но удовлетворить полностью потребности людей плановая промышленность СССР была еще не в состоянии. Средняя заработная плата рабочих и служащих в СССР выросла и составляла в 1971-75 гг. 146 руб. Увеличились пенсии и были установлены дополнительные льготы инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих. Сокращался налоговый вычет с малоимущего населения. В девятой пятилетке были отменены налоги с заработной платы до 70 руб. в месяц. Были увеличены государственные расходы на образование, здравоохранение, культуру.

В Х пятилетке (1976-80 гг.) продолжалось плановое развитие народного хозяйства, но темпы роста значительно уменьшились. Для увеличения эффективности производства прилагались усилия по концентрации производства. В итоге появились гигантские территориально- промышленные комплексы в Сибири, Казахстане, Средней Азии. Акцент был сделан на развитие Сибири, которая в 1970-е гг. являлась главной поставщицей нефти на внутренний и внешний рынок. Такая политика, по сути, была ориентирована на экстенсивное развитие и затягивала страну в «сырьевую нишу».

Характерно, что в 1970-е гг., когда стало явно, что СССР теряет свои позиции промышленного лидера и не может активно наращивать плановые показатели, руководство страны сделало ставку на идеологическое давление и эксперимент. По всей стране создавались бригады «коммунистического труда», бригады, в которые были включены погибшие в военных событиях люди (в итоге рабочие дополнительно выполняли план за такого «члена бригады», а его начисленная зар.плата шла государству), развивалось «движение за встречный план» (рабочие должны были проявлять инициативу и принимать план с большими цифровыми показателями, чем это было спущено сверху). В конце 1970-х- начале 80-х гг. появляется феномен «встречной инициативы», аналога «встречного плана». Это привело к тому, что во многих отраслях производства предложение превышало спрос, происходило затоваривание ненужной продукцией. Большое внимание уделялось развитию социалистического соревнования. Рождаются новые движения - «за коммунистический труд», бригадный подряд. Они впоследствии будут раздуты пропагандой и превратятся в формально-принудительные мероприятия.

Стабильность в экономическом росте в десятой пятилетке не была достигнута, движение «Догнать и перегнать Америку!» стало формализованным. Развивались приписки с целью сохранять видимость успешного развития экономических показателей. Тем не менее, промышленность продолжала развиваться.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров принял ряд постановлений по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. В результате были созданы производственные и научно- производственные объединения. По сути, это была политика укрупнения, характерная для того периода. Она не была эффективна в той степени, которая ожидалась государством и не оправдала возложенные на нее ожидания.

В планах Х пятилетки- возрастание фонда накопления в национальном доходе. Общий объем капиталовложений был намечен в 630 млрд. руб. Большая часть средств предполагалось отвести на техническое переоснащение предприятий, внедрение новых технологий, достижений НТР. Пристальное внимание уделяется строительству. По- прежнему, акцент был сделан на приоритетное развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, энергетики. Сельское хозяйство должно было развиваться на основе внедрения передового опыта, увеличения технической оснащенности, мелиорации земель, активного использования химических удобрений. Предполагалось, что объем сельхозпродукции за годы десятой пятилетки увеличится по сравнению с предыдущей пятилеткой на 16%. Идея концентрации и роста не обошла и сельское хозяйство. Предполагалось приоритетное развитие предприятий аграрно- промышленного комплекса. В сельском хозяйстве, как и в промышленности, проявлялась тенденция к укрупнению и реализации объемных проектов. В 1970-е гг. внимание государства было обращено на развитие Нечерноземья. В 1974 г. принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР», которое предусматривало долгосрочную программу действий по развитию села. Тенденция к укрупнению проявилась также в ликвидации малых и «неперспективных» деревень, объединению колхозов в единые большие хозяйства. Еще один крупный проект- поворота рек северного Нечерноземья на юг, с целью орошения безводных земель Средней Азии. Русла рек изменяли направленными взрывами, но желаемый результат не был достигнут. В результате изменилась экология Нечерноземья, значительные территории оказались заболоченными. Увеличение проблем в сельском хозяйстве сопровождалось укрупнением проектов, направленных на решение этой проблемы. В 1982 г. была принята Продовольственная программа, в которой были расписаны меры, которые способствовали ликвидации проблем, стоящих перед сельским хозяйством страны за достаточно короткий срок.

В 1970- первой половине 1980-х гг. происходит увлечение гигантскими проектами. Частично это направление в хозяйственной политике приводило к положительным результатам. За достаточно короткий срок была создана огромная топливно-энергетическая база в Сибири, построены новые предприятия, введены в строй новые ГЭС и ГРЭС (Павлодарская, Усть- Илимская и др.).

 

Вновь начинается строительство БАМа. Ведутся большие мелиоративные проекты. В 1982 г. была принята Продовольственная программа. Но, несмотря на достижения в народном хозяйстве, шло непрерывное падение темпов экономического развития. Замедлился темп добычи полезных ископаемых, железнодорожных перевозок, снизилась производительность труда; росла материалоемкость, неэффективное строительство. Увеличились затраты на науку, которая, тем не менее, отличалась малой отдачей, шло снижение эффективности разработок и внедре<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.