История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-05-09 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение.
Глава 1. К вопросу изучения формирования грамматического строя речи у дошкольников со стёртой дизартрией.
1.1 Определение, симптоматика стёртой дизартрии.
1.2 Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией.
1.3 Общие и специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Содержание и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методика исследования.
Глава 3.Особенности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
3.1 Состояние функции словоизменения.
3.2 Состояние функции словообразования.
Выводы по 3 главе.
Глава 4. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
4.1 Игры и упражнения для совершенствования функции словоизменения.
4.2 Игры и упражнения для совершенствования функции словообразования.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка, в становлении личности дошкольника. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. По словам Л.С.Выготского (5), в непосредственной зависимости от речи находиться не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом. Установлено (А.Н. Гвоздев (6); А.Г. Арушанова (1), А.М. Шахнарович (19), что ребенок к началу школьного обучения владеет практически всеми формами, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка. Однако, как отмечают исследователи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева (7), Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10), Р.Е.Левина (12), у детей с нарушенным развитием речи в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.. Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как стёртая форма дизартрии (Е.Ф.Архипова, 3) и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление уровня сформированности операций словоизменения и словообразования у данной категории дошкольников с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов. В исследованиях ряда авторов (Л.В.Лопатиной (14, 16), Р.И. Мартыновой (17), Н.В.Серебряковой (10), рассматриваются вопросы диагностики и коррекции стёртой дизартрии. Ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, а вторичными - отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Состояние лексико-грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии колеблется от нормы до выраженного отставания (Л.В.Лопатина (13), Соботович (24). В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
|
|
Объект исследования - грамматический строй речи (функции словоизменения и словообразования) старших дошкольников со стёртой дизартрией.
Предмет исследования- уровень сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) старших дошкольников со стёртой дизартрией.
Цель - выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.
Гипотеза: учитывая сложность дефекта при дизартрии, можно предположить, что у этих детей могут наблюдаться особенности формирования функций словоизменения и словообразования.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования.
3. Проведение исследования, анализ результатов, выявление степени и уровня сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
4. Разработка методических рекомендаций по результатам исследования.
речь аграмматизм стёртая дизартрия словообразование
Выводы по 1 главе
1. Стёртая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике и представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (Л.В. Лопатина, 16). При этом стертая дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Стертая дизартрия по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптоматики, неоднородностью симптомов, различным соотношением неречевой и речевой симптоматики.
|
2. В работах ряда авторов (Л.В. Лопатиной (14), Р.И. Мартыновой (17), Н.В.Серебряковой (10) отмечается, что при стёртой дизартрии имеются особенности развития грамматического строя речи, от незначительного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отклонения в развитии грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией являются производными и носят характер вторичных нарушений.
3. Нечёткость слухового и кинестетического образа слова у детей со стёртой дизартрией (и особенно окончаний) приводит к нарушениям морфологической системы языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. трудностях словообразования. Трудности словообразования проявляются в наличии большого количества ненормативных форм, в несформированности системы продуктивных словообразовательных моделей, наличии вариативных замен аффиксов, различающихся по значению.
Глава 2. Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Цель и задачи исследования
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.
Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:
1. Анализ литературных данных по проблеме
2. Теоретическое обоснование и создание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Анализ полученных в результате исследования результатов.
4. Разработка основных направлений необходимой коррекционной работы по формированию грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) с учетом выявленных особенностей.
|
Методика исследования
На основе выдвинутых задач для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников нами использована методика, которая разработана на основе теоретических и методических положений, изложенных в трудах: Г.А. Волковой (4), Р.И. Лалаевой (11). При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. В связи с этим определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:
-1. исследование функции словоизменения
- Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;
- образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;
- образования форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;
- образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;
- согласование существительных с числительными «два» и «пять»;
- дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;
- согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
- употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.
2.Исследование функции словообразования:
- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов;
- образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
- образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;
- образование относительных прилагательных от существительных;
- образование притяжательных прилагательных от существительных;
- образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок;
- образование глаголов совершенного вида.
Методика исследования.
I. Исследование словоизменения.
1. Изменение существительных по числам в именительном падеже.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает образец: «Я скажу: стол один, а если их несколько– столы» (используются предметные картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов). Экспериментатор задает вопрос: «На этой картинке один шар, а на этой их несколько. Как сказать, когда их несколько?»
Материал: | Шар – шары Стол – столы Гриб – грибы Тигр - тигры | Карандаш – карандаши Дом – дома Дерево - деревья Лист - листья |
2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.
|
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Это шар. Я убираю картинку. Нет чего?» (шара) «Много чего?» (шаров) (Картинки с изображением предмета и без него, несколько предметов на картинке).
Материал: | Кукла – куклы-кукол Медведь – медведя- медведей Машина – машины - машин Заяц – зайца - зайцев Стул- стула- стульев | Мяч – мяча - мячей Ручка – ручки - ручек Книга – книги - книг |
3. Образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает ребенку картинки с изображением людей различных профессий, уточняет названия профессий в именительном падеже. Затем показывает карточки с изображением предметов, просит ответить на вопрос «Кому нужен этот предмет для работ?»
Материал: | Весы – продавцу Кастрюля – повару Руль – водителю Удочка - рыбаку | Указка – учителю Кисточка – художнику Расческа - парикмахеру Шприц - врачу |
4. Образование форм творительного падежа имени существительного в единственном числе.
Процедура и инструкция: Экспериментатор просит ребёнка рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:
Материал: | Чем едят суп?- ложкой Чем рисуют?- кисточкой Чем режут хлеб?- ножом Чем подметают пол?- веником Чем пилят дрова?- пилой Чем едят котлету?- вилкой Чем поливают цветы?- водой Чем вытираются?- полотенцем |
5. Согласование существительных с числительными.
Процедура и инструкция: Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»
Материал: | Шар- 2 шара- 5 шаров Слон-2 слона- 5 слонов Стол- 2 стола- 5 столов Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей Ключ- 2 кляча-5 ключей Грач- 2 грача- 5 грачей Лента- 2 ленты- 5 лент Книга- 2 книги- 5 книг |
6. Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает сюжетные картинки: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Что делает один человек? А что делают несколько людей?»
Материал: | Девочка стоит – Девочки стоят. Мальчик читает - Мальчики читают. Спортсмен бежит - Спортсмены бегут. Девочка прыгает - Девочки прыгают. Мальчик покупает.- Дети покупают. Художник рисует – Художники рисуют. Дворник поливает.- Дворники поливают. Девочка поёт.- Девочки поют. |
7. Изменение прилагательных по родам.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Назови, какого цвета на картинке предметы».
Материал: | - Шарф (серый) - Шапка (серая) - пальто (серое) - бант (красный) - яблоко (красное) | - ковер (синий) - слива (синяя) - пальто(синее) - кофта (красная) |
8.Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Посмотри на картинку и скажи, где лежит ложка»:
Материал: | - ложка за стаканом - ложка под стаканом - ложка на стакане - ложка в стакане - ложка около стакана - ложка перед стаканом - ложка справа от стакана ложка слева от стакана |
II. Исследование словообразования.
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Назови предметы по образцу: Я скажу кукла, а если она маленькая – куколка.» (предметные картинки с изображением большого и маленького предмета)
Материал: | Дом-домик Хвост- хвостик Забор-заборчик Стул-стульчик | Мышь- мышка Берёза-берёзка Ложка- ложечка Звезда- звёздочка |
2. Образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов.
Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос «Посмотри на животных и скажи, у кого какие детеныши?» (используются картинки)
Материал: | Курица- цыплёнок Утка- утёнок Лягушка- лягушонок Корова- телёнок | Кошка- котёнок Белка- бельчонок Лошадь- жеребёнок Волк-волчонок |
3. Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, как называется посуда, в которую кладут хлеб? (хлебница)» (предметные картинки).
Материал: | Сахар- сахарница Конфеты- конфетница Суп- супница Соус- соусница | Салат- салатница Мыло- мыльница Селёдка- селёдочница Сухари- сухарница |
4. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает ребёнку ответить на вопросы, сначала даёт образец словообразования «Кто носит багаж? Носильщик».
Материал: | Кто учит детей? Кто вставляет стекло? Кто работает на кране? Кто играет на барабане? Кто чинит часы? Кто дрессирует животных? Кто играет на пианино? Кто продаёт продукты? | -учитель- стекольщик - крановщик - барабанщик - часовщик -дрессировщик -пианист -продавец |
5. Образование относительных прилагательных от существительных.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, какой предмет; стакан из стекла, значит, он какой? – стеклянный» (предметные картинки).
Ложка из дерева – деревянная Стакан из стекла – стеклянный Ведро из железа – железное Шуба из меха – меховая Булка из пшеницы – пшеничная Варенье из вишни – вишневое Компот из яблок - яблочный Шарф из шерсти – шерстяной |
6. Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос «Посмотри на картинку и ответь на вопрос. Вот пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий)» (предметные картинки).
Материал: | Лапа медведя Лапа курицы Хвост рыбы Сумка мамы Хвост зайца Портфель папы Хвост лошади Рога козы | - медвежья -куриная -рыбий -мамина -заячий -папин -лошадиный -козьи |
7. Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «На этой картинке малыш входит, а здесь выходит» (предлагаются картинки). Ответь на вопрос: «Кто что делает?»
Материал: | Входит – выходит Наливает-выливает Улетает-прилетает Подъезжает-уезжает Закрыта- открыта Въезжает- выезжает Прибегает- убегает Раздевается-одевается |
8. Образование глаголов совершенного вида.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри, на этой картинке мальчик рисует, а на другой картинке мальчик нарисовал. Посмотри на картинки и скажи, что делает на одной картинке мальчик и на другой.» (сюжетные картинки).
Материал: | Пишет - написал Снимает - снял Вешает - повесил Пилит - распилил Умывается – умылся Строит - построил Убирает - убрал Красит - покрасил |
Критерии оценки результатов:
Для удобства обработки результатов была введена 4-х бальная система оценок. Результаты исследования сведены в таблицы. Результаты эксперимента фиксировались в протоколах.
3 балла - выполнил самостоятельно, без помощи и ошибок;
2 балла - выполнил с помощью по образцу, тоже без ошибок;
1 балл – выполнил задание с единичными ошибками (1-2);
0 баллов – выполнил задание с многочисленными ошибками (более 2), либо отказ от ответа.
Таким образом, предложенная методика исследования позволяет оценить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста функции словоизменения и словообразования.
Глава 3. Особенности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Выводы по 3 главе
1. У детей со стёртой дизартрией к 6 годам наблюдается значительное отставание в развитии грамматического строя речи, а именно функций словоизменения и словообразования. Проведённое исследование показало, что у детей данной экспериментальной группы имеются нарушения функций словоизменения и словообразования от незначительной задержки формирования до выраженных аграмматизмов.
2. Полученные данные наглядно показали, что в процессе словоизменения у детей со стёртой дизартрией недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение.
3. Трудности словообразования, у детей экспериментальной группы обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем. Неологизмы свидетельствуют, что дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом, а не создают их по правилам словообразования, воспроизводят их в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа. Для создания новых слов используют наиболее часто употребляемые суффиксы.
Глава 4. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Методические рекомендации разработаны на основе изучения исследований А.Г.Арушановой (1), Т.В.Александровой (2), Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В (13), Р.И.Лалаевой (10). В процессе формирования словоизменения и словообразования необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Логопедическая работа должна быть направлена на формирование словоизменения и словообразования существительных. Глаголов и прилагательных. При этом развитие различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Систематические речевые занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению речевых проблемных задач. Дидактические игры и упражнения грамматического содержания - важное средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
Результаты эксперимента показали, что дети данной группы испытывают наибольшие затруднения при согласовании существительных с числительными «два» и «пять»; при образовании форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе; при употреблении предложно-падежных конструкций единственного числа в речи. Для обучения образованию данных форм и правильному использованию их в речи предлагаем следующую серию игровых упражнений.
Заключение
Анализ литературных данных показал, что вопрос о развитии грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией широко рассматривается в специальной литературе. В настоящее время среди детей дошкольного возраста данное речевое нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Проблема развития и коррекции грамматического строя речи, а именно функций словоизменения и словообразования, при данном нарушении речи является актуальной. В научных исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стёртой дизартрии, отмечается, что грамматические формы словоизменения и словообразования появляются у детей со стёртой дизартрией в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития семантических и формально-языковых компонентов, в отношении общей картины развития речи. У детей со стёртой дизартрией процесс систематизации лексики, отработки грамматических категорий осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие. (Н.В. Серебрякова (10), Л.Г. Парамонова, (20)). Анализ речи детей с дизартрией, проведённый Л.В.Лопатиной и Н.В.Серебряковой (15) показал нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами. У детей выявляются затруднения в выборе грамматических средств и в их комбинировании. Е.Ф.Соботович (24), Л.В.Лопатина (16) отмечают у детей со стёртой дизартрией недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отклонения в развитии грамматического строя речи являются производными и носят характер вторичных нарушений. Основным механизмом несформированности грамматического строя является нарушение дифференциации фонем. Это приводит к трудностям различения форм слова из-за нечёткого кинестетического образа слова и особенно окончаний, поэтому нарушается морфологическая система языка. (Л.В.Лопатина, 15).Дети со стёртой дизартрией длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов. Лексическая основа выступает для них как постоянный словесный раздражитель, а префиксы, суффиксы и окончания не обладают конкретным значением и представляют физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается детьми.
Проведённое исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что у детей со стёртой дизартрией могут наблюдаться особенности формирования функций словоизменения и словообразования. В исследовании приняли участие 20 детей со стёртой дизартрией. Разработанная методика исследования позволила выявить уровень сформированности функций словоизменения и словообразования у данной группы детей. По результатам исследования были выделены 4 группы детей по степени сформированности функции словоизменения (со степенью сформированности выше среднего- 2 чел., со средней степенью сформированности - 5 чел., со степенью ниже среднего-10 детей, с низкой степенью- 3 чел.) У всех 20 испытуемых определили уровни сформированности функций словоизменения Уровень сформированности функции словоизменения мы определили у всех 20 детей. Высокий уровень(3,0 б.) сформированности функции словоизменения не выделяется. У всех детей на уровне выше среднего определяется образование следующих форм: образование форм дательного падежа имени существительного в единственном числе (2,8 б.) и дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (2,9 б.). На среднем уровне сформированности находятся функции - изменение имён существительных по числам в именительном падеже (2,4 б.); образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе (2,4 б.); согласования прилагательных с существительными в роде (2,5 б.). Низкому уровню сформированности соответствуют следующие функции: образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе (1,9 б.); согласование существительных с числительными «два» и «пять» (1,4 б.), употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи (2,0 б.). При исследовании функции словообразования выделили 4 группы детей: со степенью сформированности выше среднего– 2 чел., со средней степенью сформированности - 1 чел., со степенью ниже среднего- 5 чел., с низкой степенью словообразования -12 детей. Был определён уровень функции словообразования у всех испытуемых: средний уровень - образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок (2,4 б.); образование глаголов совершенного вида (2,6 б.); уровень ниже среднего (2,3- 2,1 б.)- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (2,2 б.), образование относительных прилагательных от существительных (2,1 б.); низкий уровень- образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов (1,9 б.); образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) (1,7 б.); образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (1,5 б.); образование притяжательных прилагательных от существительных (1,6 б.).
Таким образом, проведённое исследование показывает, что у детей со стёртой дизартрией наблюдается нарушение формирования грамматического строя речи, а именно функций словоизменения и словообразования. Для формирования правильного образования грамматических форм была предложена серия упражнений и дидактических игр.
Литература
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. – М.: Мозаика-синтез, 2005, 294 с..
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.- СПб., Изд. «Детство-пресс», 2007, 45 с..
3. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей.- М., «Астрель», 2008,319 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. – Спб.: Изд. «Детство-пресс», 2006, 134 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.: Педагогика, 1982.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во «Детство-пресс», 2007, 471 с.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Изд. «Литур», Екатеринбург, 2003, 230 с.
8. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств.-“Дефектология” № 1, 2000г., с.24-25.
9. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии.-.-“Дефектология” № 5, 1996 г., с. 10-14
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. – 222с.
11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей.- М.:2004,72 с.
12. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды.- М.: Изд. Аркти, 2005, 218с.
13. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб., Изд. «Союз», 2001,190 с.
14. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2.
15. Лопатина Л.В., Серебрякова H.B. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.258-290.
16. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств произношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи».-//Сборник «Методическое наследие», под ред. Л.С.Волковой- М.,2003, с. 293-299.
17. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией// Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.214-218.
18. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей церебральным параличом. М., «Просвещение», 1985, 187с.
19. Негневицкая Е. Н., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981, 190 с.
20. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей - СПб., Изд. «Детство-пресс», 2007,78 с.
21. Парамонова Л.Г. Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи. – «Дошкольная педагогика» №3, 2005, с. 20-25.
22. Правдина О.В. Логопедия (Дизартрия). - // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.189-207.
23. Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. -Л., 1978. -С. 86-96.
24. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.208-213.
25. Спирова Л.Ф. особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии. //Школа для детей с тяжёлым нарушением речи// Под редакцией Р.Е.Левиной-м., Изд-во АПН РСФСР, 1961- 238с.
26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Просвещение, 2001, 288 с.
27. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб, Изд. «МИМ», 1997, 130 с.
28. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. -М., 1979. -С.83.
29. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. - М., 1973.
Содержание
Введение.
Глава 1. К вопросу изучения формирования грамматического строя речи у дошкольников со стёртой дизартрией.
1.1 Определение, симптоматика стёртой дизартрии.
1.2 Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией.
1.3 Общие и специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Содержание и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методика исследования.
Глава 3.Особенности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
3.1 Состояние функции словоизменения.
3.2 Состояние функции словообразования.
Выводы по 3 главе.
Глава 4. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
4.1 Игры и упражнения для совершенствования функции словоизменения.
4.2 Игры и упражнения для совершенствования функции словообразования.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка, в становлении личности дошкольника. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. По словам Л.С.Выготского (5), в непосредственной зависимости от речи находиться не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом. Установлено (А.Н. Гвоздев (6); А.Г. Арушанова (1), А.М. Шахнарович (19), что ребенок к началу школьного обучения владеет практически всеми формами, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка. Однако, как отмечают исследователи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева (7), Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10), Р.Е.Левина (12), у детей с нарушенным развитием речи в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.. Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как стёртая форма дизартрии (Е.Ф.Архипова, 3) и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление уровня сформированности операций словоизменения и словообразования у данной категории дошкольников с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов. В исследованиях ряда авторов (Л.В.Лопатиной (14, 16), Р.И. Мартыновой (17), Н.В.Серебряковой (10), рассматриваются вопросы диагностики и коррекции стёртой дизартрии. Ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, а вторичными - отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Состояние лексико-грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии колеблется от нормы до выраженного отставания (Л.В.Лопатина (13), Соботович (24). В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Объект исследования - грамматический строй речи (функции словоизменения и словообразования) старших д
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!