Право на здоровые и безопасные условия труда — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Право на здоровые и безопасные условия труда

2022-05-09 24
Право на здоровые и безопасные условия труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из первостепенных задач, стоящих перед нашим государством, является охрана здоровья граждан, которая обеспечивается созданием безопасных условий труда, ликвидацией или сведением к минимуму производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то есть совершенствованием охраны труда.

В Республики Беларусь право на здоровые и безопасные условия труда закреплено в конституции Республики Беларусь: "гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а так же на здоровые и безопасные условия труда" [1, ст.91]. Иными словами, человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Закрепление данного положения на конституционном уровне указывает на его исключительную важность, поскольку труд был и остается основным источником благосостояния каждого человека.

Для полного уяснения данного вопроса прежде всего необходимо разобраться с понятием условий труда. Согласно глоссарию терминов и определений по охране труда, условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда [3, с.10]. Международная организация труда излагают этот термин в более широком смысле. В нормативных актах других государств в систему правового обеспечения условий труда включены не только нормы безопасности и гигиены труда, технические нормативы и параметры производственной среды, но и вопросы, регулирующие порядок приема на работу, организации труда, режима рабочего времени и времени отдыха, страховой защиты работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие направления.

Право на справедливые и благоприятные условия труда впервые на международном уровне было закреплено во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., [4]. Однако Декларация не указывает, что следует понимать под справедливыми и благоприятными условиями труда. Содержания этого понятия раскрывается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Под такими условиями понимаются условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и ровное вознаграждение за равный труд без какого бы то ни было различия; периодические отпуска с сохранением зарплаты и вознаграждение за работу в праздничные дни, а также разумное ограничение числа рабочих часов [5, ст.7]. Вместе с тем данный пакт обязывает государство признать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены [5, ст.3].

Под здоровыми условиями труда понимаются такие условия, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, психофизиологическим и социально-экономическим нормам, нормативам и правилам, обеспечивающим сохранение в процессе трудовой деятельности здоровья и работоспособности [6, с.628].

В научной литературе право работника на здоровые и безопасные условия труда рассматривается в различных аспектах: во - первых, как элемент правового статуса гражданина - это право каждого работника на охрану труда, гарантированную государством для всех граждан Республики Беларусь [1, ст.41]; во - вторых, выступая в качестве элемента конкретного трудового правоотношения, право работника на здоровые и безопасные условия труда может рассматривается как правомочие требовать от нанимателя необходимой организации охраны труда [7, с.7], [8, с.48].

Право работника на охрану труда конкретизировано в статье 222 Трудового кодекса Республики Беларусь и подкреплено гарантиями, содержащимися соответственно в статье 223. Работник имеет право на:

а) рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;

б) обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

в) обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно - бытовыми помещениями, устройствами;

г)  получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторах;

д) личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

е)  отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда [9].

Создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах достигается комплексом мер, которые наниматель обязан выполнять с учетом требований нормативных правовых актов по охране труда.

Поручение работы в здоровых и безопасных условиях - это одна из составляющих содержания права на труд. Как отмечает В.И. Семенков: "Право на охрану труда по отношению к праву на труд есть средство успешного его осуществления" [10, с.50]. Правом на охрану труда могут обладать лишь работники, реализующие свое право на труд. Таким образом, право на здоровые и безопасные условия труда имеют физические лица, вступившие в трудовые правоотношения и приобретающие статус работника. Неработающий на производстве гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право находится в нереализованном виде. Право на охрану труда возникает вместе с возникновением трудовых правоотношений работника. Следовательно, основанием возникновения права на охрану труда является вступление в трудовые правоотношения. Ввиду того что право на охрану труда может быть реализовано только в трудовых правоотношениях, оно является субъективным правом.

Любое субъективное право, отражая вид и меру возможного поведения правомочного лица, предоставляет ему возможность требовать надлежащего поведения от обязанных лиц и притязания на принудительное воздействие на лицо, не исполняющее юридическую обязанность [11, с.63]. При этом, субъективное право не ограничивается выражением интересов только работника, оно объединяет в себе целую группу интересов: личности, общества и государства (например, к данному праву можно отнести право на охрану труда). Полное и добросовестное осуществление этого права ведет к снижению числа травм на производстве и профессиональных заболеваний, росту производительности труда, улучшению её качества.

Реализация права на охрану труда имеет свою специфику. Она заключается в том, что охрана труда не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления, желания отдельных лиц, то есть носитель субъективного права на охрану труда не может самостоятельно определять место, время и форму его реализации. Все это в наиболее общем виде нашло свое отражение в законодательстве и не может быть изменено ни односторонним волеизъявлением работника, ни соглашением сторон.

Статья 232 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) включает в себя основные обязанности работника по охране труда. К числу таких относятся: соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях; выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка; правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя; проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда; оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья; немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения; исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда [9].

Отметим, что в трудовом законодательстве Беларуси зафиксирована не только обязанность работника по охране труда, но и определена мера его ответственности за неисполнение этой обязанности. Так, в соответствии со статьей 198 ТК наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор и увольнение. В порядке сравнения отметим, что во французском праве установлена обязанность работников в соответствии с инструкциями, полученными от администрации, и правилами внутреннего трудового распорядка заботиться в меру своей подготовки и возможностей о своей безопасности и здоровье, а так же о безопасности других лиц. За нарушение этой обязанности работники в ряде случаев наказываются штрафами [12, c.218].

Здоровье и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства. Как отмечает В.И. Семенков, что состояние условий труда на производстве всегда адекватно уровню общественного прогресса. Однако это не означает, комплексная авторизация предприятий обязательно приведут к естественному улучшению условий труда. Это происходит лишь тогда, когда вместе с совершенствованием технологии производства совершенствуются и разрабатываются новые средства защиты здоровья работающих [13, c.60].

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируются свыше 3 тысяч работников, из них более 200 погибают, свыше 800 получают тяжелые увечья. [14]. В результате принимаемых мер в Республике Беларусь сохранилась тенденция снижения числа потерпевших на производстве. В результате несчастных случаев на производстве в 2011 году травмировано 2349 работающих, из них 547 женщин и 16 работников в возрасте до 18 лет, погибло 196 работающих. Наименьший возраст погибших составил 17 лет (в 2010 году - 18 лет) [15, c.9]. По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда в январе-марте 2013 года в результате несчастных случаев на производстве погибло 37 работников, что на 2 человека меньше чем за аналогичный период 2012 года.

Нередко возникали ситуации, когда предприятия в силу своей финансовой несостоятельности не имели средств на выплату компенсации работникам за причиненный вред. Ярким подтверждением этому являются материалы дела, рассмотренного в октябре 2012 г. судом Октябрьского района Гомельской области, по иску С. к ЧУП "КС-Лен" о возмещении вреда, причиненного здоровью. В частности, в своем заявлении истица отмечает: "…Ответчик в начале добровольно выплачивал суммы утраченного заработка в возмещении вреда, причиненного здоровью, однако в последствии из-за тяжелого финансового положения выплаты прекратил" [16].

Поэтому в целях усиления социальной защищённости потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещения причинённого их жизни и здоровью вреда, обеспечения мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" был введён новый порядок возмещения вреда [17]. В его основу было положено обязательное страхование, согласно которому при возникновении такого деликатного обязательства у работника наступает право на получение страховых выплат, осуществляемых страховщиков. В настоящее время Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 не действует. Он утратил силу в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 "О страховой деятельности", которым утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь [18]. Последнее определяет порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По мнению И.Н. Минец, что "введение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях не исключает возможности установления страхователями дополнительных гарантий для своих работников, потерпевших от несчастного случая на производстве. Если в коллективных договорах, иных локальных актах юридических лиц будут установлены дополнительные выплаты или гарантии потерпевшим, то они должны исполняться независимо от обязательств по страхованию" [19, с.18].

Немаловажное значение имеет и совершенствование контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны государственных и общественных органов. Вызывает одобрение тот факт, что по инициативе Федерации профсоюзов Беларуси Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 19 декабря 2002 г. № 1777, которым внёс изменения в Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде [20]. В соответствии с указанным нормативным актом права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля расширены.

Согласно статьи 54 и 55 ТК наниматель при приёме работников на работу обязан провести вводный инструктаж по охране труда, а при организации труда работника обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При этом наниматель должен принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; постоянно контролировать значение и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учёт несчастных случаев на производстве [9].

В предусмотренных законодательством и локальными нормативными актами случаях наниматель обязан своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращённый рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.), соблюдать нормы по охране труда женщин, молодёжи и инвалидов, обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой обувью, другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.

Судебная практика свидетельствует, что нередко имеют место случаи, когда работник, ссылаясь на обязанность нанимателя обеспечивать здоровые и безопасные условия труда, предъявляет к нему необоснованные исковые требования. Примером может служить дело по иску М. к ОАО "Гомельский автобусный парк № 1" о возмещении материального вреда, связанного с повреждением здоровья, рассмотренное судом Советского района г. Гомеля в октябре 2012 г. В заявлении суду М. указала, что 9 октября 2012 г. она стала жертвой дорожно-транспортного происшествия, в результате которого ей были причинены тяжкие телесные повреждения. Данное происшествие произошло, когда она переходила по служебным обязанностям с одного места работы на другое. За возмещением вреда истица обратилась в ОАО "Гомельский автобусный парк № 1" как к владельцу источника повышенной опасности и как к нанимателю, который не предоставило ей транспортное средство для перемещения между участками её работы, т.е. ненадлежащим образом обеспечило здоровые и безопасные условия труда, которым ей был причинён вред. Представитель ответчика иск не признал, так как наниматель не обязан был в силу обеспечения безопасных условий труда предоставлять истице автомашину. Суд решил отказать истице в этой части иска [21].

Подводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:

во - первых, закреплённое на конституционном уровне право каждого работника на здоровые и безопасные условия труда многогранно и может рассматриваться в нескольких аспектах:

) как элемент правового статуса граждан;

) как правомочие работника требовать от нанимателя организации охраны труда;

во - вторых, право на здоровье и безопасные условия труда объединяет в себе группу интересов, и его реализация имеет свою специфику, которая сводится к тому, что охрана труда не зависит от волеизъявления отдельных лиц, так как работник не может самостоятельно определять место, время и форму его реализации;

в-третьих, праву работника на здоровые и безопасные условия труда корреспондирует обязанность нанимателя по обеспечению охраны труда. Вместе с тем практика свидетельствует, что наниматель в силу различных обстоятельств, как зависящих от него, так и не зависящих, не всегда надлежаще исполняет свою обязанность.

Понятие и виды охраны труда

 

Вопрос о понятии охраны труда имеет важное теоретическое и практическое значение. Несмотря на то что, в юридической литературе ему уделялось значительное внимание - в разное время проблемами охраны труда занимались такие учёные, как Я.Л. Киселёв, К.П. Горшенин, В.И. Семенков.

В связи с этим представляет интерес история возникновения и применения термина "охрана труда". Данный термин в русском языке возник в начале прошлого столетия. В словаре русского литературного языка термин "охрана труда" толкуется как "обеспечение рабочих здоровыми и безопасными условиями труда" [22, с.1027].

Чтобы определить наиболее важные признаки "охраны труда", необходимо раскрыть, во-первых, значение ключевых понятий "охрана" и "труд" и, во-вторых, социальный и правовой смысл этого термина.

Этимологически термин "охрана" происходит от "охранять". В свою очередь термин "охранять" трактуется как "оберегать, защищать, держать в целости, сохранно" [23, с.614]. Термином "труд" в лингвистической литературе обозначается "целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей" [24, с.706].

Закон Республики Беларусь "Об охране труда" дает следующей дефиниции: "система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства" [25, ст.1].

Статья 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет охрану труда как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства [9]. Схожее определение термина "охрана труда" содержится в статье 1 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г." Об основах охраны труда в Российской Федерации", "охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия" [26]. Данный термин "охрана труда" охраняет не сам труд, а жизнь и здоровье работающих.

Анализ понятия "охрана труда", закреплённого в статье 221 Трудового кодекса Беларуси, показывает, что в данном случае целью правового регулирования охраны труда является обеспечение безопасности жизни и здоровья работника. Основной результат это сберечь жизнь и здоровье, не дать претерпеть ущерб от различных производственных вредностей - в свою очередь это достигается путём обеспечения безопасности. Иными словами, обеспечение безопасности - это способ, средство, с помощью которого можно добиться конечной цели, но никак не сама конечная цель. При этом охрана - это правовой режим, при котором обеспечивается безопасность участников общественных отношений. Под "безопасностью" понимают состояние защищённости прав, свобод и интересов участников общественных отношений, а под "трудовой безопасностью" - состояние защищенности прав участников индивидуальных трудовых отношений на здоровые и безопасные условия труда.

Данный факт и позволяет прийти к выводу о том, что дефиниция, используемая трудовым законодательством Российской Федерации, в этой части более предпочтительна, поскольку точно отражает цель правового регулирования. По мнению некоторых учёных, "охрана труда есть прежде всего деятельность по защите, по применению мер для сохранения и безопасности человека как носителя рабочей силы…" [27, с.41].

Считаем необходимым частично учесть опыт российского законодателя, уточнить определение "охрана труда" в Законе Республики Беларусь "Об охране труда" и изложить данное определение в статье 1 вышеуказанного закона и часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Республики Беларусь в следующей редакции: "Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно - гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства". На наш взгляд, данное определение является более содержательным и лучше выражает сущность охраны труда.

В социальном аспекте охрана труда представляет собой разностороннюю деятельность государства, должностных лиц, общественных организаций и граждан, целью которой является наиболее длительное сохранение высокого уровня трудоспособности работников, создание условий труда, обеспечивающих возможность активного участия работника в общественно-политической жизни, в повышении своего уровня знаний по различным направлениям человеческой деятельности, а также повышение производительности труда.

Вместе с тем в настоящее время особое значение как для государства, так и для самих граждан приобретает часть общественных отношений, которая урегулирована нормами права и выступает в форме правовых отношений. Ввиду этого значимой стороной рассмотрения данного вопроса является правовой аспект понятия "охрана труда".

Правовое понятие охраны труда можно рассматривать в трёх значениях:

)   охрана труда как правовой институт отрасли права;

2) охрана труда как межотраслевое правовое формирование, как комплексное законодательство;

)   конституционное право на охрану труда.

Сущность права на охрану труда, представляется целесообразным рассмотреть в первую очередь правовое понятие охраны труда в отраслевом и межотраслевом плане. Раскрытие понятия "охрана труда" как института трудового права даёт возможность более глубокого анализа самих общественных отношений по охране труда и норм, регулирующих эти отношения.

Под институтом права принято понимать "объективно обособившуюся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений" [28, с.334]. Следовательно, "охрана труда" как правовой институт - это входящая в трудовое право обособленная группа взаимосвязанных правовых норм, регулирующих общественные отношения в области обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе осуществления ими трудовой функции [29, с.118].

В правовой доктрине понятие "охрана труда" употребляется в широком и узком смысле. По мнению В.И. Семенкова, охрана труда в широком смысле это комплекс правовых мер, направленных против необоснованных увольнений и переводов работающих, отклонений от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха, других нарушений трудовых прав граждан, а также предусматривающих социальную защиту работников, занятых с вредными и опасными условиями труда" [30, с.59]. В более узком понимании охрана труда - это система нормативного обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мер и средств, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости на производстве [31, с.97].

Поскольку правовой институт трудового права "охрана труда" возник на стыке многих правовых норм различных институтов данной отрасли, устанавливающих технические, санитарно-гигиенические, экономические, правовые и иные мероприятия, непосредственно направленные на охрану здоровья работников в процессе трудовой деятельности, он является комплексным, который охватывает следующие нормы: правила и нормы по охране труда (межотраслевые и отраслевые); гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы; государственные стандарты; строительные нормы; специальные нормы и правила по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда работников; правила и инструкции.

Подводя итог анализу содержания охраны труда как правового явления, отметим, что охрана труда представляет собой комплексный межотраслевой институт. Правовое регулирование охраны труда характеризуется сочетанием единства и дифференциации правовых норма по охране труда в целом и по охране труда отдельных категорий работников в частности. Единство выражается в том, что нормы по охране труда строятся на основе закреплённого в Конституции Республики Беларусь субъективного права на здоровые и безопасные условия труда (статья 41) и основных принципах государственной политики в области охраны труда, которые нашли своё отражение в национальном законодательстве.

Общепринято рассматривать охрану труда в социальном и правовом аспекте. В первом случае она представляет собой деятельность различных субъектов, целью которой является наиболее длительное сохранение трудоспособности работников, а также повышение производительности труда. Во втором случае охрану труда представляют в трёх значениях:

) как правовой институт отрасли права;

) как комплексное законодательство;

) как конституционное право на охрану труда.


Содержание правовой охраны труда женщин и несовершеннолетних


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.