Занятие 4 «Переход проезжей части после выхода из общественного транспорта» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Занятие 4 «Переход проезжей части после выхода из общественного транспорта»

2022-05-09 18
Занятие 4 «Переход проезжей части после выхода из общественного транспорта» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О поведении в общественном транспорте мы поговорим в следующий раз, а вот о переходе проезжей части после выхода из автобуса сегодня. 

У меня на глазах произошел такой случай. Девочка и мальчик вышли из задней двери автобуса. Девочка осталась на тротуаре, дожидаться, когда автобус отъедет, а мальчик решил сэкономить время, он думал что может опоздать в школу и сразу шагнул на проезжую часть. Автобус это большое транспортное средство и за ним дорогу было не видно, но это полбеды, за автобусом и мальчика было не видно проезжающим по встречной полосе водителям. Неожиданно появившийся на встречной полосе мальчик попал под колеса проезжающего мимо автомобиля, водитель которого просто физически не мог предугадать, что на дороге окажется ребенок. В результате с переломами и сотрясением мозга мальчика доставили в больницу. Он к всеобщему сожалению опоздал в школу на целых два месяца.

Мораль рассказа такова: «Лучше опоздать на несколько минут в школу, чем оказать на больничной койке» Запомни: «Выйдя из общественного транспорта, дождитесь, когда автобус или троллейбус отъедут от остановки, и не будут загораживать полный обзор дороги и только после этого, убедившись, что сможете безопасно перейти проезжую часть начинайте переход».

      Занятие 5 Переход проезжей части при отсутствии пешеходного перехода

Сегодня мы обсудим с вами тему о переходе проезжей части вне пешеходного перехода. Это тема также достаточно важна, т.к. на небольших улицах, имеющих по одной полосе движения в каждую сторону, не всегда бывают расположены даже нерегулируемые пешеходные переходы, а также такие улицы часто бывают с односторонним движением. Одностороннее движение – это движение транспортных средств в одном направлении. Переходя улицу с односторонним движением, у пешехода возникает ошибочное мнение, что транспортные средства могут ехать только в одном направлении либо слева на право, либо справа налево. Однако это не так, во-первых, автомобиль может двигаться задним ходом, и тем самым в противоположном направлении, во-вторых, подъезд к различным точкам торговли или другим социальным объектам может быть разрешен и при одностороннем движении, и наконец, автомобили со спецсигналами. Поэтому, при переходе проезжей части с односторонним движением соблюдаются все те же требования и правила, как и при переходе дороги с двусторонним движением. На дороге вне видимости пешеходного перехода необходимо быть особенно внимательным, т.к. это в основном дороги с малым количеством транспортных средств, и как следствие с большой скоростью передвижения автомобилей. Водитель не ожидает увидеть в доступной близости пешехода, а уж тем более ребенка, а это значит, что не готов к экстренному торможению. Остановить движущееся транспортное средство сразу невозможно и это должен понимать каждый, поэтому прежде, чем начать переход проезжей части необходимо быть уверенным, что перейдешь дорогу за один раз, не создавая аварийных ситуаций. Главное обратить внимание детей, что переход должен происходить только под прямым углом, чтобы наименьшее количество времени находиться на проезжей части и видеть ее.

         Занятие 6. Изучение дорожной разметки и дорожных знаков

Чтоб по улицам шагать
Надо очень много знать.
Как таблицу умноженья
Помнить правила движенья.

Вступительная беседа

Сегодня мы будем учиться интересному и очень важному языку – языку дорожных знаков. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы- знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква – это целая фраза, дорожный сигнал. Это сигналы-кружочки, треугольники, прямоугольники. Голубые, желтые, с красной каемочкой.

А сейчас узнайте, о каких дорожных знаках пойдет речь?

В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко –
Пешеходная дорожка.

Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.

Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.

Мой приятель говорит:
«Это значит – путь открыт.
Там спортсмены впереди
С номерами на груди.

На дороге – эстафета.
Надо ж детям бегать где-то».
Но боюсь, однако,
Смысл другой у знака…

Когда вы идете по улице и смотрите по сторонам, то всюду видите дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Как вы думаете, случайно ли это?

Дорожные знаки не случайны на улицах. Они подсказывают нам, как поступить в той или иной ситуации.

В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили кому захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной; машины создали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным. Пожарные – на пожар…

Чтобы беспорядка не было, составлены правила уличного движения – законы улиц и дорог. Водитель должен знать, что его ждет впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и узбеку, и иностранному туристу. Пешеходу также надо знать дорожные знаки, и тогда опасность ему будет не страшна.

Знаки важные, дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно
Все, что знаки говорят!

Рассмотрите все дорожные знаки (на доске висит таблица со знаками).

Некоторые из них вам знакомы, о значении других вы можете догадаться. Проверим, правильны ли ваши догадки. Какие знаки нужны пешеходам, а какие - водителям? Давайте вместе в этом разберемся и научимся понимать язык улицы – язык знаков.

«Азбука города»

Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог,
Город дает нам
Все время урок.
Вот она, азбука –
Над головой:
Знаки развешены
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
(Я. Пишумов)

Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дорогах. Одни знаки предупреждают об опасности, другие указывают направления движения, третьи вводят всякие запреты и ограничения и т.д.

Если знаки сообщают нам определенную информацию. Они синего цвета, квадратные или прямоугольные. Они называются информационно-указательными. Показ знаков.

 «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса (троллейбуса, трамвая, такси).

Я вам загадаю загадку, а вы скажите о каком знаке идет речь.

В городские наши дебри
Забежали чудо-зебры.
Зебра не лягнет копытом,
Зебра не мотнет хвостом,
Растянулась любопытным
Через улицу мостом.
«Пешеходный переход»

 

2. Разработка оборудования и сцен виртуальной реальности для проектной деятельности школьников по безопасности дорожного движения

Дети, в силу своих возрастных особенностей, не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают в дорожно-транспортные происшествия, потому что навык культуры безопасного поведения на улицах и дорогах недостаточно выраженно сформированы. Возникает необходимость своевременного обучения детей умению ориентироваться в дорожной ситуации посредством современных технических устройств и методик обучения [38,41-42,58].

Для полноценной проектной деятельности и проведения интегрированных занятий, по безопасности дорожного движения способствующих обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды было разработано оборудование учитывающее:

- возраст детей;

- дорожные условия возле образовательных учреждений;

- мобильность ребенка;

- постоянные изменения в Правилах дорожного движения;

- технологическая доступность и относительная дешевизна материалов;

- возможность транслирования опыта разработки.

Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем приобретения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области транспортной безопасности. Применение информационных компьютерных технологий в работе с детьми позволяет сделать каждое занятие нетрадиционными, насыщенными, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. 

Обучение учащихся правилам дорожного движения рекомендуется проводить в специальном классе и/или на специальных транспортных площадках. На занятиях не более 40% времени отводить на изучение теоритических основ, а остальное на привитие практических навыков. Для должного изучения ПДД нужно использовать учебно-методическую литературу и наглядные пособия, макеты транспортной среды, модели дорожных знаков и автотранспорта, которые используются при определении безопасного пути и проведению занятий по обучению детей разгадыванию «дорожных ловушек» [64-65].

Для проектной деятельности с учащимися младших классов  были разработаны и применялись как уникальные авторские игровые комплексы, так и специализированные информационные технологии, которые способствуют развитию у детей навыков алгоритмизации и работы с мини роботами в совокупности с изучением технических средств организации дорожного движения, таких как дорожные знаки, дорожная разметка, объекты городской и дорожной инфраструктуры, светофоры, дорожные ограждения, тактильная плитка, тактильные индикаторы, виды транспортных средств.

На фото 2.1 и 2.2 представлены фрагменты занятий с применением разработанных игр (дорожные знаки) и настольного робота Bee-Bot и Blue-Bot.

Фото 2.1 Фрагмент урока в школе №1 г. Новочеркасска с применением разработанной игры (дорожные знаки) и настольного робота Bee-Bot. Занятие проводят студенты-волонтеры ЮРГПУ (НПИ) и кадеты Донского императора Александра III кадетского казачьего корпуса.

Фото 2.2 Фрагмент урока в школе №1 г. Новочеркасска с применением разработанной игры (дорожные знаки) и настольного робота Blue-Bot. Занятие проводят студенты-волонтеры ЮРГПУ (НПИ) и кадеты Донского императора Александра III кадетского казачьего корпуса.

На фото 2.3 и 2.4 представлены фрагменты занятий с применением разработанных игр (дорожная разметка, светофоры) и настольного робота Bee-Bot и Blue-Bot.

Фото 2.3. Фрагмент урока в Александровской школе Аксайского района Ростовской области с применением разработанной игры (дорожная разметка, светофоры) и настольного робота Bee-Bot. Занятие проводят школьники-волонтеры из Мишкинской школы.

Фото 2.4. Фрагмент урока в Грушевской школе Аксайского района Ростовской области с применением разработанной игры (дорожная разметка, светофоры) и настольного робота Bee-Bot.

На фото 2.5 представлен фрагмент занятия в дошкольном образовательном учреждении с применением разработанных игр (объекты дорожной инфраструктуры, виды транспорта) и настольного робота Bee-Bot.

Фото 2.5. Фрагмент урока в детском саду № 9 г. Новочеркасска Ростовской области с применением разработанной игры (дорожная разметка, светофоры) и настольного робота Bee-Bot.

Одним из перспективных методов, применяемых в таких странах как CША и Япония, при обучения детей правильному поведению на дороге, является технология оцифровки местности и просмотра изображения на 3600, которая к сожалению не получила массового распространения в педагогической практике Российской Федерации.

Так, например, применение интернет-сервисов Яндекс-панорамы и Гугл-панорамы позволяет наглядно проводить занятия с детьми без больших финансовых вложений и выхода на дорогу.

Панорамы улиц — сервис, который позволяет совершать виртуальные прогулки по городу [66]. В данном сервисе возможен просмотр дорог практически всех населенных пунктов. Используя в педагогической практике данный сервис, можно проводить занятия практически по всем темах связанным с дорогой, дорожными условиями, транспорту и т.д.

Применение технологий виртуальной реальности в образовательном процессе уже стало обыденным явлением и  при проведении занятий по безопасности дорожного движения можно и нужно использовать шлем виртуальной реальности. Применение шлема для занятий с детьми поможет развить такие навыки как:

- умение ориентироваться в дорожно-транспортной среде;

- запоминания дорожных расположение дорожных знаков на улично-дорожной сети;

- правильного перехода по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу;

- развить скорость реакции на изменение дорожной ситуации и др.

На рис. 2.6 представлен фрагмент подготовки волонтеров и проведения занятия с применением технологии виртуальной реальности в Донском императора Александра III кадетском корпусе.

Рис. 2.6 Проведение занятий с детьми с применением технологий

виртуальной реальности

С целью получения видеоизображений, которые можно было бы использовать в образовательном процессе, студентами производилась видеосъемка местности возле учебных заведений, магазинов, в зоне пешеходных переходов, автобусных остановок, велосипедных дорожек, тротуарах, дворовых площадках и т.д., с использованием камеры, позволяющей снимать видео с углом обзора на 3600. На сегодняшний день существует достаточно большое количество 360-градусных камер [67].

Видеоряд дорог создавали для следующих дорожно-транспортных ситуаций:

- переход по регулируемому перекрестку, расположенному в непосредственной близости к образовательному учреждению в котором проводилось занятие;

- переход по нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному в непосредственной близости к образовательному учреждению в котором проводилось занятие;

- движение по тротуару в направлении движения транспорта (туда и обратно);

- движение по дороге в наиболее аварийно-опасных участках г. Новочеркасска, г. Ростова и г. Санкт-Петербурга;

- движение в зоне супермаркетов г. Новочеркасска и г. Ростова-на-Дону и др.

 

На рис. 2.7 представлена фотография видеокамеры с помощью которой волонтеры создавали видеоконтент для систем виртуальной реальности.

 

 

Рис. 2.7. Панорамная камера с полноценным сферическим охватом в 360 градусов Garmin VIRB 360.

На рис.2.8-2.9  приведен фрагмент потоковой презентации полученной для системы виртуальной реальности.

 

Рис. 2.8 Фрагмент потоковой презентации дорожной ситуации в г. Новочеркасске Рис. 2.9 Фрагмент потоковой презентации дорожной ситуации в г. Санкт-Петербурге

 

Для применения в системах виртуальной реальности и разработки волонтерами виртуальных сцен использовалось следующее программное обеспечение:

- City Car Driving. Это трехмерный реалистичный самоучитель вождения, разработан специально для обучения начинающих водителей базовым навыкам управления автомобилем в условиях большого города и на специально оборудованных автодромах [68].

На рис. 2.10 представлен фрагмент сцены программы City Car Driving.

- Tiny Town VR. Это казуальная игра по построению мира в виртуальной реальности, вдохновленная ностальгической повествующей силой LEGO и других. Постройте свой мир, большой или маленький, а затем наполните его любым из более чем тысячи объектов. Добавьте персонажей, чьи суставы можно толкать, вытягивать и скручивать в любую позу, а затем дать им голос с пользовательскими речевыми пузырями [69].

На рис. 2.11 представлен фрагмент созданной сцены в программе Tiny Town VR.

- Ricoh Thetа. Программное обеспечение для просмотра видео на 3600.

На фото. 2.12 фрагмент обучения школьников основам проектной деятельности с применение программы Ricoh Thetа.

 

Рис. 2.10 Фрагмент сцены программы City Car Driving.

 

Рис. 2.11 Фрагмент сцены в программе Tiny Town VR.

 

Фото. 2.12 Фрагмент обучения школьников основам проектной деятельности с применение программы Ricoh Thetа.

В Ростовской области в течение более 7 лет работает студенческая волонтерская группа, занимающаяся формированием навыков безопасного поведения детей, дошкольного и школьного возраста, на дорогах [1-8] при поддержке ГИБДД, ВУЗов, Правительства Ростовской области, ЕЭК ООН.

Для проведения занятий студентами-волонтерами было опробовано достаточно много различных методов, методик и технических устройств.

 Одним из перспективных методов, применяемых в таких странах как CША и Япония, при обучения детей правильному поведению на дороге, является технология оцифровки местности и просмотра изображения на 3600, которая к сожалению не получила массового распространения в педагогической практике Российской Федерации.

Так, например, применение интернет-сервисов Яндекс-панорамы и Гугл-панорамы позволяет наглядно проводить занятия с детьми без больших финансовых вложений и выхода на дорогу.

Панорамы улиц — сервис, который позволяет совершать виртуальные прогулки по городу [9]. В данном сервисе возможен просмотр дорог практически всех населенных пунктов. Используя в педагогической практике данный сервис, можно проводить занятия практически по всем темах связанным с дорогой, дорожными условиями, транспорту и т.д.

На рис. 3 представлен фрагмент занятия проводимого студентами в центре помощи детям № 8 г. Новочеркасска.

Рис. 3. Занятие, проводимое студентами в с применением шлема виртуальной реальности.

 

Для удобства использования панорам дорог на них подписаны улицы и расставлены таблички с номерами домов. Привязка к домам позволяет быстро найти нужный перекресток, перегон, достопримечательность и т.д.[9].

На рис. 4, 5 представлены участки дорог в сервисе Яндекс-панорама в городе Новочеркасске и Ростове-на-Дону.

Рис. 4 Пересечение дорог в г. Ростове-на-Дону.

Рис. 5 Пересечение дорог в г. Новочеркасске.

В 2015 году была разработана педагогическая методика обучения детей с применением технологии виртуальной реальности. Данные технологии становятся все более востребованными в образовательном процессе [10-12].

С целью получения видеоизображений, которые можно было бы использовать в образовательном процессе, студентами производилась видеосъемка местности возле учебных заведений, магазинов, в зоне пешеходных переходов, автобусных остановок, велосипедных дорожек, тротуарах, дворовых площадках и т.д., с использованием камеры, позволяющей снимать видео с углом обзора на 3600. На сегодняшний день существует достаточно большое количество 360-градусных камер [10-12].

С 2011 по 2017 гг. проведено более 200 занятий, через программы обучения прошли более 4000 детей, 3000 взрослых и более 250 педагогов.

С 2016 года студенты реализуют проект, направленный на передачу опыта реализации социально значимых проектов и вовлечение все большего количества волонтеров в использовании технологий просмотра изображений на 3600 [10-12].

Практические навыки работы студентов-волонтеров с использованием технологии просмотра изображений на 3600   прошли апробацию более чем в 15 образовательных учреждениях дошкольного, школьного и высшего образования Ростовской области и г. Санкт-Петербурга, где с данной технологией ознакомились представители практически со всех субъектов РФ [10-12].

В 2018 году в ходе реализации социально значимого проекта ««Волонтерские инициативы в формировании навыков безопасного поведения детей на дорогах сельской местности» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. будет применяться технология создания собственных виртуальных сцен для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах.

 

Программа для шлема виртуальной реалности

 

City Car Driving – реалистичный симулятор вождения автомобиля, который поможет вам освоить базовые навыки управления машиной в различных дорожных условиях, с погружением в среду, максимально приближенную к реальной.

"Умный" трафик, точно имитирующий движение транспортных средств в потоке, непредсказуемые пешеходы и внезапно возникающие опасные ситуации не дадут расслабиться и будут поддерживать атмосферу реальной дорожной обстановки. А полный спектр погодных условий и времени суток от дождя и утреннего тумана до ночной гололедицы и снегопада поможет подготовиться к вождению в самых неблагоприятных условиях.
Контроль соблюдения правил дорожного движения и голосовые сообщения позволят закрепить теоретические знания ПДД, принятые в разных странах мира, а специальные автодромы дадут возможность отработать различные виды упражнений: от обучения вождению и экзамена ГИБДД до отработки элементов экстремального вождения и контраварийной подготовки.

Ключeвыe ocoбeннocти:

  • Подготовка к практическому экзамену на автодроме и в городе на выдачу водительских удостоверений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддержка механической и автоматической коробок передач, работающих в соответствии с реальными аналогами.

Возможность выбора одного из девяти стандартных автомобилей для прохождения обучения на автодроме.

  • Отработка контраварийного вождения на специализированном автодроме.
  • Реалистичное поведение трафика, который может нарушать ПДД, делать остановку в парковочных карманах или начинать движение из них.
  • Внезапные опасные ситуации, такие как: выезд на встречную полосу, резкая остановка, резкое перестроение машин трафика, перебегающие дорогу пешеходы, ломающиеся светофоры и т.д.

Реалистичная физика, влияющая на поведение автомобилей на дороге и допускающая полноценные столкновения с видимыми повреждениями.

Симуляция расхода топлива, которая позволит вам научиться контролировать остаток бензина и своевременно осуществлять заправку автомобиля.

Широкий выбор автомобилей. Помимо различных вариантов легковых автомобилей в симуляторе представлены: малотоннажный грузовик, микроавтобус, внедорожник, пикап и малолитражка, а также автомобили c правым расположением руля. Машины имеют весь набор органов управления, включая звуковой сигнал и световые приборы.

Случайные маршруты в режиме свободного вождения с настраиваемыми параметрами.

Возможность выбора времени суток и погодных условий (дождь, снег, гололёд, ночь, туман и т.д.).

Тесные запутанные дворы и многоярусные парковки c множеством машин.

Поддержка правил дорожного движения разных стран: США, Канады, Австралии, Евросоюза, Германии. Российской Федерации, включая правосторонний и левосторонний режимы движения для соответствующих стран.

Функция записи/воспроизведения для последующего анализа ошибок при вождении.

Пoддepжкa игровых рулeй, геймпадов и джойстиков.

Пoддepжкa устройств виртуальной реальности: Oculus Rift и HTC Vive, а также системы отслеживания движений головы TrackIR.

Применяемая система виртуальной реальности

 

 

3.Система пьяные очки

 

Дорожка для имитации алкогольного опьянения

это полный набор наших инструментов по повышению осведомленности об алкоголе и профилактике алкоголя. В этом пакете есть инструменты, которые помогут вам провести увлекательные и практические демонстрации для решения проблем, связанных с неправильным употреблением и злоупотреблением алкоголем, особенно с нарушением правил вождения. Пакет мероприятий идеально подходит как для крупных мероприятий, таких как местные фестивали и ярмарки, праздничные мероприятия и собрания сообщества, так и для небольших презентаций в классе в школах, церквях, колледжах и на рабочем месте. Пакет мероприятий сообщества будет важным ресурсом, который поможет вам произвести неизгладимое впечатление, продвигая ответственный выбор в вашем сообществе.

Включает:

5 - Очки Fatal Vision Clear Goggles с чистящими мешками
1 - Вспомогательные материалы для программы Fatal Vision на основе доказательств

1 - Рюкзак

1 - Бактерицидные салфетки

1 - Лента «Walk the Line»

1 - TVL® Combo

1 - Испытание на поражение Smash Match®

1 - Тротуарный коврик DIES® Winding

1 - Придорожный коврик для контроля трезвости и лестницы DIES®

1 - DIES® Balcony Danger Mat
1 - SUM-IT-CUP® Complete
1 - DVD, Dying High

2: Реальные истории вождения в наркотических средствах

1 -Напольный баннер
«You Call the Shots»

1 - Плакат «You Call the Shots»

1 - программное обеспечение intoxiclock® Pro, этикеточный принтер для персонализации карманных направляющих, 300 - карманные направляющие

 

 

4.Дорожные знаки для маломобильных групп населения

 

 

В Ростовской области каждый год происходит достаточно большое количество ДТП с участием детей [1]. Зачастую это происходит из-за недостаточной подготовленности детей в области теоретических и практических знаний Правил дорожного движения, а также навыков безопасного поведения на дороге. Особенно это актуально для детей, имеющих нарушения здоровья по зрению.

В современном мире дети с нарушениями зрения сталкиваются с большими затруднениями при движении по улично-дорожной сети, такими как:

- отсутствие пешеходных дорожек;

- несовершенство светофорных объектов;

- отсутствие тактильных направляющих и ограничивающих устройств;

- неудовлетворительное состояние или отсутствие технических средств организация дорожного движения;

- плохое содержание улиц и дорог (особенно в зимний период);

- отсутствие социальной модели поведения слепых и слабовидящих детей на дорогах и др.

Известно, что именно социальная модель реабилитации детей-инвалидов позволяет их включать в жизнь общества и способствует наилучшей адаптации к реальной жизни [2]. 

В г. Новочеркасске с 2011 года студентами-волонтерами реализуются проекты, направленные на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах [3-11]. Данные проекты направлены на:

- развитие молодежных инициатив в области безопасности дорожного движения на основе студенческо-волонтерского движения;

- интеграцию, взаимодействие и взаимопомощь разных социальных групп (волонтеры-студенты, дошколята, школьники, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-сироты-волонтеры) в вопросах безопасности дорожного движения;

- развитие гражданских инициатив в вопросах повышения безопасности дорожного движения в г. Новочеркасске;

- социальную адаптацию детей-инвалидов [12].

В частности, студентами, обучающимися по специальностям «Организация и безопасность движения» и «Транспортно-экспедиторская деятельность», в рамках реализации социально значимых проектов «Молодежно-студенческие инициативы в обеспечении безопасности дорожного движения» и «Диссеминация инновационного опыта по формированию безопасного поведения на дороге», поддержанных Правительством Ростовской области, проводились занятия с детьми, имеющими нарушения зрения с применением разработанного инновационного оборудования и разработанной методики обучения.

Разработанная методика обучения позволяет учитывать специфику развития дефекта зрения у ребенка (тотальная или практическая слепота), особенностей психического и физического развития, интересов и склонностей, дифференцировать педагогические подходы с учетом всестороннего изучения каждого ребенка и точечным педагогическим воздействием на него.

Для знакомства детей-инвалидов по зрению с дорожными знаками были изготовлены комплекты обычных и плоскообъемных учебных дорожных знаков с выделенным символьным изображением и подписанные рельефно-точечным тактильным шрифтом.

 На рис. 1 показаны фрагмент проведения занятия с обычными знаками. На рис. 2 показан фрагмент проведения занятий с плоскообъемным изображением.

Отличительной особенностью использования в учебном процессе плоскообъемных учебных знаков является то, что они являются наглядным материалами, предназначенными для стимуляции тактильных ощущений. При изготовлении плоскообъемных учебных дорожных знаков учитывались размеры, контрастность цветов, подбиралась выраженная, легко ощутимую тактильную поверхность, схожесть формы и изображения с дорожными знаками, установленными на дорогах.

Рис. 1. Фрагмент проведения занятия по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге с применением обычных учебных дорожных знаков

 

Рис. 2. Фрагмент проведения занятия по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге с применением плоскообъемных учебных дорожных знаков

В таблице приведены описания и фотографии изготовленных плоскообъемных учебных дорожных знаков.

 

Таблица

Описания и фотографии изготовленных плоскообъемных учебных дорожных знаков

№ дорожного знака по ГОСТ 52289-2004 Наименование дорожного знака Фотография учебного плоскообъемного дорожного знака Описание/применение
3.24 Ограничение максимальной скорости Применение при занятиях по изучению геометрических форм, скоростного режима транспортных средств, ограничению скорости возле учебных заведений, пространственной ориентации. Выделенный элемент – числовое обозначение скорости.
2.1 Главная дорога Применение при занятиях по изучению геометрических форм, нерегулируемого и регулируемого перекрестка, пространственной ориентации. Выделенный элемент - желтый ромб.
1.23 Дети Применение при занятиях по изучению геометрических форм, пространственной ориентации. Выделенный элемент – числовое обозначение скорости.
5.19.1 (5.19.2)     Пешеходный переход     Применение при занятиях по изучению геометрических форм, переход по пешеходному переходу в зоне перекрестков и перегонов, нерегулируемого и регулируемого перекрестка, пространственной ориентации. Выделенный элемент – дорожная разметка и силуэт человека.  
8.15 Слепые пешеходы Применение при занятиях по изучению геометрических форм, переход по пешеходному переходу в зоне перекрестков и перегонов, нерегулируемого и регулируемого перекрестка, пространственной ориентации. Выделенный элемент – очки.
4.4 Велосипедная дорожка Применение при занятиях по изучению геометрических форм, пересечение с велосипедной дорожкой, движение на велосипеде, пространственной ориентации. Выделенный элемент – велосипед.
2.5 Движение без остановки запрещено Применение при занятиях по изучению геометрических форм, нерегулируемого и регулируемого перекрестка, пространственной ориентации. Выделенный элемент –надпись «STOP».  
2.4 Уступите дорогу Применение при занятиях по изучению геометрических форм, нерегулируемого и регулируемого перекрестка, пространственной ориентации. Выделенный элемент –белый треугольник.
5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» Применение при занятиях по изучению геометрических форм, зона автобусной останоки, пространственной ориентации. Выделенный элемент – маршрутное транспортное средство.

 

Дорожные знаки 5.19.1, 8.15, 5.16 изготовлены двухсторонними. Причем на одной стороне – обычные дорожные знаки, а на другой плоскообъемные.

Занятия с дорожными знаками проводились с учетом восприятия и запоминания полученной информации при обучении ребенка-инвалида с нарушениями зре­ния, поэтому каждое действие с дорожными знаками повторялось многократно до тех пор, пока его выполнение не дойдет до автоматизма.

Применение учебных дорожных знаков с плоскобъемным изображением для работы со слепыми и слабовидящими детьми в совокупности с дополнительными элементами обучающей среды, такими как мобильный автогородок (модульной конструкции) [3,4], система виртуальной реальности [8], тактильные направляющие и предупреждающие технические средства [9-10], специальные игры, имитирующие дорожные условия возле учебного заведения или места проживания [6], макеты местности и т.д.), позволяют улучшить образную память и сформировать правильные навыки безопасного поведения слабовидящих и слепых детей на дороге. 

 

 

 

 

НОВОЧЕРКССК 2011

УДК

 

 

Рецензент − доцент, к.т.н. В.А. БРАГИНЕЦ

 

 

Щербаков И.Н.

Безопасная дорога с детского сада- Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Учебный центр «Легион», 2011, 30с.

 

В учебно-методическом пособии рассматривается опыт проведения занятий по основам безопасного поведения на дороге в детских садах города Новочеркасска, Ростовской области. Занятие рассчитаны на групповое или индивидуальное обучение с учетом возраста и психофизиологических способностей ребенка. Применение при обучении такого оборудования как мобильный или стационарный автогородок, макеты дорожных ситуаций «игра Азбука дорог» поможет ребенку быстрее сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города Новочеркасска.

 

                             Негосударственное образовательное

 учреждение начального профессионального

образования Учебный центр «Легион», 2011.

                                                    И.Н. Щербаков

 Содержание

 

   
Введение  
Проведение занятий по основам безопасного поведения на дороге в младшей группе  
Проведение занятий по основам безопасного поведения на дороге в средней группе  
Проведение занятий по основам безопасного поведения на дороге в старшей группе  
Проведение занятий по основам безопасного поведения на дороге в подготовительной группе  
Основы безопасного поведения на дороге всей семьёй  
Список литературы  
Приложение 1 Анке
Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.