Видимая структура Церкви: от Апостолов до Епископов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Видимая структура Церкви: от Апостолов до Епископов

2022-05-09 18
Видимая структура Церкви: от Апостолов до Епископов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

37. Церковь - иерархическая община, построенная на фундаменте двенадцати Апостолов

38. Епископы - преемники Апостолов

39. Епископат - таинство священства

40. Коллегия Епископов

41. Миссия, порученная каждому епископу

42. Епископы - «вестники веры» в проповеди Евангелия

43. Епископы - «домоправители благодати наивысшего священства»

44. Пастырское служение епископов

37. Церковь - иерархическая община, построенная на фундаменте двенадцати Апостолов

1. Церковь как священническая, сакраментальная и пророческая община была установлена Иисусом Христом, который придал ей определенную структуру, сделал ее иерархическим и служебным обществом, чтобы осуществляемое в ней пастырское управление способствовало формированию и постоянному росту общины. Эта служебная и пастырская функция вначале была доверена двенадцати Апостолам, выбранным Иисусом Христом как видимый фундамент Его Церкви. Как говорит II Ватиканский Собор, «Иисус Христос, вечный Пастырь, создал Святую Церковь, послав Апостолов, как и Сам Он был послан Отцом (ср. Ин 20, 21), и пожелал, чтобы их преемники, то есть Епископы, были в Его Церкви пастырями до скончания века» (Lumen gentium, 18).
Этот фрагмент Догматической конституции о Церкви Lumen gentium прежде всего показывает первоначальную и исключительную роль Aпостолов в институциональной структуре Церкви. Из евангельских деяний мы знаем, что Иисус позвал учеников идти за Ним и выбрал из них двенадцать (ср. Лк 6, 13). Евангельский рассказ позволяет нам понять, что это было очень важное для Иисуса решение, принятое после ночи молитвы (ср. Лк 6, 12); это был выбор, сделанный независимо и свободно. Мы читаем у Марка, что Иисус, взойдя на гору, призвал к себе, «кого сам хотел» (Мк 3, 13). Евангельские тексты приводят имена отдельных призванных (ср. Мк 3, 16-19 и парал.) - знак того, что уже в первоначальной Церкви замечалась и признавалась их особая роль.

2. Создавая группу Двенадцати, Иисус создавал Церковь как видимое общество, сформированное так, чтобы оно служило Евангелию и пришествию Царства Божия. Число двенадцать связано с двенадцатью коленами Израиля, это указывает на то, что Иисус собирался создать новый Израиль, новый Народ Божий - Церковь. Этот творческий замысел Иисуса заметен в самом слове, которым пользуется Марк в описании поставления: «И поставил из них двенадцать» (Мк 3, 14). «Устанавливать», «творить» напоминает слово, употребленное в описании сотворения мира в Книге Бытия, а также в Книге Второ-Исаии (ср. Ис 43, 1; 44, 2), где речь идет об образовании Народа Божия, древнего Израиля.

Творческая воля выражается также в давании новых имен Симону (Петр), Иакову и Иоанну (Сыновья Грома), а также всей группе, то есть коллегии в целом. Ибо Лука пишет, что Иисус «избрал из них Двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6, 13). Двенадцать Апостолов становились, таким образом, особой общественно-церковной действительностью, отдельной и в каком-то смысле неповторимой. В их группе выделялся апостол Петр, с которым Иисус связывал четкий замысел создания нового Израиля, давая Симону имя Петр, что значит «Скала»: именно на этой «Скале» Иисус хотел построить свою Церковь (ср. Мф 16, 18).

3. Цель, которую ставил Иисус, поставляя двенадцать, раскрывается у Марка: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3, 14-15). Первым фундаментальным элементом группы Двенадцати является абсолютная привязанность к Христу: они были призваны, чтобы «быть с Ним», то есть следовать за Ним, оставляя все. Второй элемент носит миссионерский характер, он является отражением миссии самого Иисуса, который проповедо вал и изгонял злых духов. Миссия Двенадцати представляет собой участие в миссии Христа тесно связанных с Ним людей - учеников, друзей, доверенных лиц.

4. Евангелист Марк подчеркивает «власть изгнания злых духов» как конструктивный элемент миссии Апостолов по отношению к силе зла, что в позитивном смысле означает власть передавать людям спасение Христа - Того, кто изгоняет вон князя мира сего (ср. Ин 12, 31).

Лука подтверждает значение этой власти, а также цель поставления Двенадцати, приводя слова, которые Иисус произнес, давая Апостолам власть в Царстве: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк 22, 28-29).

Это заявление также указывает на тесную связь между пребыванием в единстве со Христом и властью, полученной в Царстве. Это пастырская власть, что подтверждает текст на тему особой миссии, вверенной непосредственно Петру: «паси агнцев Моих. (...) паси овец Моих» (ср. Ин 21, 15-17). Лично Петр получает наивысшую власть в пастырском служении.

Это служение осуществляется как участие во власти единственного Пастыря и Учителя - Христа.

Наивысшая власть, доверенная Петру, не нарушает власти, данной другим Апостолам в Царстве. Двенадцать Апостолов, совместно участвующих в пастырском служении, подчиняются власти одного всеобщего Пастыря, который действует по поручению и представляет Доброго Пастыря, Христа.

5. Особые задачи, связанные с миссией, порученной Иисусом Двенадцати, следующие:

а) миссия и власть евангелизации всех народов: ее однозначно подтверждают три синоптика (ср. Мф 28, 18-20; Мк 16, 16-18; Лк 24, 45-48). Среди них Матфей подчеркивает связь, установленную самим Иисусом между Его мессианской властью и миссией, порученной Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы» (Мф 28, 18-19). Апостолы будут способны и должны осуществлять свое служение благодаря силе Христовой, которая в них явится;

б) миссия и власть крещения (ср. Мф 28, 29) как исполнение повеления Христа; это должно быть крещение во имя Пресвятой Троицы (ср. там же), которое в силу связи с пасхальной тайной Христа именуется в Деяниях Апостолов также крещением во имя Иисуса (ср. Деян 2, 38; 8, 16);

в) миссия и власть совершения Евхаристии: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24-25). Повеление воспроизводить то, что совершил Иисус во время Тайной Вечери освящением хлеба и вина, означает власть наивысшей степени. Сказать во имя Христа «сие есть Тело мое», «сия есть Кровь моя» означает почти отождествить себя с Христом в сакраментальном действии;

г) миссия и власть отпущения грехов (ср. Ин 20, 22-23). Это участие Апостолов во власти Сына Человечес кого отпускать грехи на земле (ср. Мк 2, 10). Эта власть, проявлявшаяся в публичной жизни Иисуса, изумляла народ, о котором евангелист Матфей говорит, что он «прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф 9, 8).

6. Чтобы выполнить эту миссию, Апостолы кроме власти получили особый дар Святого Духа (ср. Ин 20, 21-22), который явился в день Пятидесятницы в соответствии с обещанием Иисуса (ср. Деян 1, 8). В силу этого дара они в день Пятидесятницы начали дело евангелизации всех народов. Об этом говорит II Ватиканский Собор в Конституции Lumen gentium: «Апостолы же, проповедуя повсюду Евангелие (ср. Мк 16, 20), принимаемое слушающими под действием Святого Духа, собирают вселенскую Церковь, которую Господь утвердил на основании Апостолов и воздвиг на блаженном Петре, их Начальнике, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (ср. Откр 21, 14; Мф 16, 18; Еф 2, 20)» (Lumen gentium, 19).

7. Миссия Двенадцати включала также предназначенную только для них очень важную задачу, которую никто другой не мог выполнить: они должны были быть свидетелями-очевидцами жизни, смерти и воскресения Христа (ср. Лк 24, 48), передать Его послание первоначальной общине, быть связующим звеном между Божественным Откровением и Церковью, и тем самым положить начало Церкви во имя и силой Христа, действием Святого Духа. Для решения этой задачи двенадцать Апостолов создают группу, единственную в своем роде в Церкви, которая уже в Никео-Константинопольском Символе веры определяется как апостольская (Credo unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam), поскольку она нераздельно связана с Двенадцатью. Это объясняет, почему Церковь в своей литургии так торжественно почитает Aпостолов.

8. Иисус также поручил Апостолам миссию евангелизации всех народов, которая требует очень длительного времени и будет продолжаться «вплоть до скончания века» (Мф 28, 20). Апостолы поняли, что Христос хотел, чтобы они нашли себе преемников, которые как их наследники и посланцы продолжили бы их миссию. Так они поставили в отдельных общинах «епископов и диаконов» и «распорядились, чтобы по их смерти другие опытные мужи переняли их служение» (св. Климент Римский, Послание к Коринфянам, 44, 2; ср. 42, 1-4).

Таким образом Христос установил иерархическую и служебную структуру Церкви, складывающуюся из Aпостолов и их преемников. Структура эта происходит не от предыдущей, ранее установленной общины, но была создана непосредственно Им. Апостолы были в свое время начатком Нового Израиля и положили начало святой иерархии, как мы читаем в соборном Декрете Ad gentes (ср. Ad gentes, 5). Следовательно, эта структура принадлежит самой природе Церкви согласно Божественному замыслу, осуществленному Иисусом. В соответствии с этим замыслом она играет существенную роль во всем развитии христианской общины со дня Пятидесятницы до конца времен, когда в небесном Иерусалиме все избранные достигнут полноты участия в «новой жизни» навеки.

(1.7.1992)

38. Епископы - преемники Aпостолов

1. Деяния и Послания Апостолов подтверждают то, о чем говорится в Конституции Lumen gentium II Ватиканского Собора, а именно, что Aпостолы «имели различных помощников в служении» (Lumen gentium, 20). Существенно, что среди христианских общин, которые возникли вскоре после Пятидесятницы, без сомнения выделялись Aпостолы, а особенно почитавшиеся в Иерусалимской общине столпами Иаков, Кифа и Иоанн, как утверждает св. Павел в Послании к Галатам (ср. Гал 2, 9). Речь здесь идет о Петре, поставленном Иисусом главой Aпостолов и наивысшим пастырем Церкви; затем об Иоанне - любимом Aпостоле; наконец, об Иакове - «брате Господнем», которого считали главой Иерусалимской церкви. Рядом с Апостолами Деяния Апостолов упоминают также «старших» (ср. Деян 11, 29-30; 15, 2. 4), которые вместе с ними составляли первую подчиненную им степень иерархии. Апостолы посылают своего представителя Варнаву в Антиохию в связи с успехами проповеди Евангелия в этом городе (ср. Деян 11, 22). Деяния Апостолов говорят также о Савле (св. Павле), что он после обращения и первых миссионерских трудов отправился вместе с Варнавой, который ниже называется Апостолом (ср. Деян 14, 14), в Иерусалим - центр церковной власти, чтобы посоветоваться с Апостолами. Одновременно он оказывает материальную помощь иерусалимской общине (ср. Деян 11, 29). В Антиохийской Церкви рядом с Варнавой и Савлом перечисляются как пророки и учители Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил (ср. Деян 13, 1). Варнава и Савл были оттуда отправлены в апостольское путешествие после возложения на них рук (ср. Деян 13, 2-3). Со времени этого путешествия Савл принимает имя Павел (ср. Деян 13, 9). Позже, по мере возникновения общин, мы читаем о поставлении старших (ср. Деян 14, 23). Задачи этих старших точно определяются в пастырских Посланиях к Титу и Тимофею, поставленным во главе общин (ср. Тит 1, 5; 1 Тим 5, 17).
После Иерусалимского Собора Апостолы посылают в Антиохию вместе с Варнавой и Павлом двух других руководителей Иуду, называемого Варсавой, а также Силу, - «мужей, начальствующих между братьями» (Деян 15, 22). В Посланиях Павла, кроме Тита и Тимофея, называются еще другие сотрудники и товарищи Апостола (ср. 1 Фес 1, 1; 2 Кор 1, 19; Рим 16, 1. 3-5).

2. В определенный момент Церковь оказывается перед необходимостью поставления новых руководителей, преемников Апостолов. II Ватиканский Собор говорит на эту тему, что Апостолы, «чтобы вверенная им миссия продолжилась и после их смерти, (...) словно в завещание, возложили на своих непосредственных сотрудников обязанность исполнить и упрочить начатое ими дело, поручив им внимать всему стаду, в котором Святой Дух поставил их блюстителями, и пасти Церковь Божию (ср. Деян 20, 28). Итак, они назначили мужей и впредь вменили им в правило, чтобы по их смерти другие испытанные мужи принимали их служение (ср. св. Климент Римский, Послание к Коринфянам, 44, 3)» (Lumen gentium, 20).

Установление этого принципа преемственности подтверждают и небиблейские христианские авторы св. Климент, св. Ириней и Тертуллиан. Этот принцип является основой передачи подлинного апостольского свидетельства из поколения в поколение. Собор говорит: «Таким образом, по свидетельству Св. Иринея, через тех, кого Апостолы поставили в Епископы, а также через их преемников до нашего времени, апостольское предание проявляется и сохраняется во всем мире (ср. св. Ириней, Adv. Haer., 3, 1; cp. Tертуллиан, De Praescr., 20, 4-8: PL 2, 32; CC 1, 202)» (Lumen gentium, 20).

3. Из тех же текстов следует, что апостольская преемственность имеет два взаимодополняющих измерения - пастырское и доктринальное как продолжение миссии Апостолов. В связи с этим надо на основании текстов объяснить то, что уже неоднократно утверждалось: Апостолы не могли иметь преемников, ибо их уделом стал единственный в своем роде опыт дружбы с Христом в Его земной жизни, а также неповторимая роль в начале дела спасения.

Правда, что Апостолам был дан единственный и необыкновенный опыт, непередаваемый другим, поскольку он был личным, и что они сыграли неповторимую роль в формировании Церкви и в основании Церкви в Иерусалиме, передавая слово и тайну Христа, которого знали лично. Но одновременно они получили задание учительства и пастырского руководства Церковью, чтобы она могла развиваться. И это задание передается, и согласно желанию Иисуса оно должно было быть передано преемникам, чтобы они могли вести всеобщую евангелизацию. Ибо в этом втором смысле Апостолы имели сотрудников, а затем - преемников. Собор это многократно подтверждает (ср. Lumen gentium, 18, 20, 22).

4. Епископы исполняют пастырское служение, вверенное Апостолам, и обладают всеми связанными с ним полномочиями. Кроме того, подобно Апостолам они исполняют его с помощью сотрудников. В Конституции Lumen gentium мы читаем: «Епископы приняли на себя служение общине вместе со своими помощниками, священниками и диаконами, от имени Бога возглавляя то стадо, пастырями которого они являются (ср. св. Игнатий Антиохийский, Philad., Praef., 1, 1) как наставники в учении, священники богопочитания и служители управления» (Lumen gentium, 20).

5. Собор особо подчеркнул эту апостольскую преемственность епископов, утверждая, что преемственность - установление Божье. Далее мы читаем в Lumen gentium: «Священный Собор учит, что Епископы по Божественному установлению наследуют Апостолам как пастыри Церкви, и слушающий их слушает Христа, а отвергающий их отвергает Христа и Пославшего Его (ср. Лк 10, 16)» (Lumen gentium, 20).

В силу этого Божественного установления епископы представляют Христа, и тот, кто слушает их, слушает Христа. Следовательно, не только Преемник Петра представляет Христа-Пастыря, но также и другие преемники Апостолов. Ибо Собор учит: «в лице Епископов, которым помогают священники, среди верующих присутствует Господь Иисус Христос, Верховный Первосвященник» (Lumen gentium, 21). Приведенные Собором слова Иисуса: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк 10, 16) имеют еще более широкое применение, поскольку они были адресованы семидесяти двум ученикам. А тексты из Деяний Апостолов, приведенные в первых двух абзацах данного катехетического поучения, показывают, какое множество сотрудников собиралось вокруг Апостолов: в этой иерархии вскоре начали выделять священников (епископов и их сотрудников), а также диаконов, которым в пастырском служении помогали простые верные.

(8.7.1992)

39. Епископат - таинство священства

1. После долгого перерыва мы возобновляем цикл катехетических поучений о Церкви, который мы прервали в начале июля. Тогда мы говорили о епископах как о преемниках Апостолов, подчеркивая, что эта преемственность связана с участием в служении и во власти, доверенной Иисусом Апостолам.

Размышляя на эту тему, II Ватиканский Собор указал на сакраментальный характер епископского сана, являющегося отражением служебного священства, которое Апостолы получили от самого Иисуса. Таким образом определяется природа задач, выполняемых в Церкви епископами.

2 Ибо в Конституции Собора мы читаем, что Иисус Христос, «восседая одесную Бога Отца, (...) не лишает Своего присутствия сонм Своих первосвященников, но прежде всего через их возвышенное служение» (Lumen gentium, 21):
а) во-первых, «проповедует Слово Божье всем народам» (там же). А следовательно, это Христос в полноте славы, благодаря своей суверенной, спасительной власти действует посредством епископов, чье служение проповеди Слова Божия справедливо называет «возвышен ным» (там же). Проповедь епископа - это не только продолжение евангельской проповеди самого Христа, но проповедь самого Христа, исполняющего свое служение;

б) затем, через посредство епископов (а также их сотрудников) Христос «преподает верующим таинства веры, благодаря их отцовскому попечению включает в Свое Тело новые члены через возрождение свыше» (там же). Все таинства совершаются именем Христа. Духовное отцовство, выражающееся и осуществляемое в Таинстве Крещения, особым образом связано с возрождением, происходящим от Христа;

в) наконец, Христос «их мудростью и знанием ведет и направляет Народ Нового Завета в его странствовании к вечному блаженству» (там же). Мудрость и благоразумие - это черты епископов, но происходят они от Христа, который посредством их руководит Народом Божиим.

3. Здесь необходимо добавить, что, когда Господь действует посредством епископов, Он не лишает их человеческой ограниченности и несовершенств, проявляющихся в темпераменте, характере, особенностях поведения и установках, зависящих от исторического контекста культуры и жизни. Также и в этой области мы можем воспользоваться отрывками из Евангелий, характеризую щими Апостолов, избранных Иисусом.

Несомненно, у этих людей были недостатки. В период публичной деятельности Иисуса они спорили, кто из них главный, а в момент ареста все оставили своего Учителя. После Пятидесятницы, благодаря благодати Святого Духа, они жили в единстве веры и любви. Однако это не значит, что они полностью освободились от человеческой ограниченности. Как известно, Павел осудил Петра за слишком снисходительное отношение к тем, кто хотел в христианстве соблюдать иудейские законы (ср. Гал 2, 11-14). О Павле мы знаем, что у него был тяжелый характер и что между ним и Варнавой возник серьезный конфликт (ср. Деян 15, 39), хотя тот был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян 11, 24).

Иисус знал, что те, кого Он избрал, несовершенны и не изменил решения даже тогда, когда последствия этого несовершенства оказались серьезными. Иисус хотел действовать через людей несовершенных, а в чем-то, возможно, даже заслуживающих порицания, чтобы, независимо от их слабостей, могла восторжествовать благодать, данная Святым Духом. Бывает, что из-за своих несовершенств, и даже вин, также и епископы не исполняют обязанностей, вытекающих из их миссии, и приносят вред общине. Поэтому мы должны молиться за епископов, дабы они всегда старались подражать Доброму Пастырю. И действительно, во многих из них явился и является лик Христа Пастыря.

4. Невозможно здесь перечислить всех святых епископов, которые были проводниками, формирующими свои Церкви в древности и в более поздние эпохи вплоть до наших дней. Достаточно вспомнить несколько замечательных личностей с необычным духовным профилем. Подумаем об апостольском рвении и мученичестве св. Игнатия Антиохийского; о мудрости и пастырском горении св. Амвросия, а также св. Августина; о вовлеченности св. Карла Борромея в подлинную реформу Церкви; о духовном учении св. Франциска Сальского и его борьбе за сохранение католической веры; о заботе св. Альфонса Марии де Лигуори об освящении народа и руководстве душами; о непоколебимой верности Евангелию и Церкви св. Антония Марии Джианелли! Как многих еще пастырей Народа Божия, происходящих из всех народов и всех Церквей мира, следовало бы почтить! Сегодня мы можем только вспомнить с благодарностью многочисленных епископов прошлого и настоящего, деятельность, молитва и мученичество (часто переживаемое в сердце, а иногда запечатленное кровью) которых является продолжением свидетельства о Христе Апостолов.

Очевидно, «высокое служение», доверенное им Христом как преемникам Апостолов, связано с миссией «служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (ср. 1 Кор 4, 1). Как служители, совершающие Божии таинства от имени Христа, епископы должны быть в тесном единении со своим Учителем и непоколебимо верны Тому, Кто без колебаний доверил им, как Апостолам, миссию, от которой зависит жизнь Церкви во все времена: освящение Народа Божия.

5. После утверждения, что Христос присутствует в служении епископов, II Ватиканский Собор учит о сакраментальности епископского сана. Очень долго этот вопрос был предметом доктринальных разногласий. Тридентский Собор признал превосходство епископов над священниками, утверждая, что это превосходство проявляется в том, что только епископы имеют власть совершать таинства миропомазания и рукоположения (ср. DS 1777). Однако этот Собор не признал еще сакраментального характера епископской хиротонии. Итак, мы можем заметить доктринальный прогресс, которого достиг последний Собор, провозглашая: «Святой Собор учит, что через епископское посвящение сообщается полнота таинства Священства. Это бесспорно, ибо и в литургических обычаях Церкви, и в изречениях Святых Отцов оно именуется высшим священством, вершиной священнослуже ние» (Lumen gentium, 21).

6. Собор основывает это утверждение на Предании и указывает мотивы, подтверждающие сакраментальный характер епископской хиротонии. Она дает епископу способность замещать Самого Христа, Учителя, Пастыря и Первосвященника, и действовать от Его лица (in Eius persona) (ср. Lumen gentium, 21). С другой стороны, литургический обряд посвящения сакраментален: «через возложение рук и через слова посвящения так сообщается благодать Святого Духа и так налагается священная печать» (Lumen gentium, 21).

Уже в пастырских Посланиях (ср. 1 Тим 4, 14) все это считалось плодом таинства, которое принимают епископы, а затем из рук епископов - священники и диаконы. На этом сакраментальном основании формируется иерархическая структура Церкви - Тела Христа.

7. Собор утверждает, что «Епископам принадлежит право принимать новых избранников в состав Епископов через таинство Священства» (Lumen gentium, 21). Это наивысшее выражение иерархической власти, поскольку речь идет о жизненно важных делах Церкви, которая есть Тело Христа: назначение проводников и пастырей, продолжающих дело Апостолов в единстве с Христом и с помощью Святого Духа.

То же в случае посвящения в священники, которое могут совершать только епископы на основании традиции, выводимой из Нового Завета, согласно с которой они как преемники Апостолов обладают властью возложения рук (ср. Деян 6, 6; 8, 19; 1 Тим 4, 14; 2 Тим 1, 6), то есть поставления в Церкви слуг Христа, тесно связанных с теми, кто осуществляет иерархическую миссию. Это означает, что деятельность священников рождается в единой сакраментальной, священнической и иерархической действительности, в которой она развивается в общении церковной любви.

8. Вершиной этого общения является епископ, осуществляющий власть, данную ему в полноте таинства священства и принятую как служение любви, как участие - свойственным ему образом - в любви, разлитой в Церкви Святым Духом (ср. Рим 5, 5). Осознавая эту любовь, епископ, которому подражает священник, не будет действовать индивидуалистически и категорично, но «только в иерархическом общении (communio) с Главою и Членами Коллегии» (Lumen gentium, 21). Общение епископов, объединенных друг с другом и с Папой, а также соответствующее ему общение священников и диаконов показывает совершеннейшим способом единство всей Церкви как общины любви.

(30.9.1992)

40. Коллегия Епископов

1. В Конституции Lumen gentium II Ватиканский Собор проводит аналогию между коллегией Апостолов и Коллегией Епископов, связанными с Епископом Рима: «Как по установлению Господню святой Петр и прочие Апостолы составляют одну апостольскую Коллегию, равным образом связаны между собой Римский Понтифик, преемник Петра, и Епископы, преемники Апостолов» (Lumen gentium, 22). Это учение о коллегиальности епископата в Церкви. Его первым принципом является факт, что, основывая Церковь, Господь Иисус Христос призвал Двенадцать, которых поставил Апостолами, доверив им миссию проповеди Евангелия, а также пастырского руководства христианским народом, то есть создал «служебную» структуру Церкви. Двенадцать Апостолов - это corpus и collegium людей, объединенных благодаря любви Христа, который, назначая их начальником Петра, сказал: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16, 18). А поскольку эта первая группа получила задание проповедовать Евангелие вплоть до конца света, она должна была иметь преемников, которыми являются именно епископы. По учению Собора, эта преемствен ность повторяет первоначальную структуру коллегии Двенадцати, по воле Христа объединенных под началом Петра.

2. Собор понимает это учение не как что-то новое, разве что за исключением самой формулировки, но как реальную историю принятия и исполнения воли Христа в согласии со свидетельством Предания.

а) Собор говорит о древнем порядке, «согласно которому Епископы, поставленные по всему миру, общались друг с другом и с Римским Епископом, храня узы единства, любви и мира» (Lumen gentium, 22).

б) «А также созывавшиеся Соборы, на которых важнейшие решения принимались совместно, по рассмотрении мнений многих участников, знаменуют собою сущность и коллегиальные основания епископского чина. Это с очевидностью подтверждается и Вселенскими Соборами, состоявшимися на протяжении веков» (Lumen gentium, 22).

в) На коллегиальность указывает «и установленный издревле обычай, по которому созывалось несколько Епископов, участвовавших в возведении вновь избранного на высшую степень священства. Членами епископского состава становятся в силу таинства посвящения и иерархического общения с Главой и членами Коллегии» (Lumen gentium, 22).

3. Далее читаем: «Поскольку этот Собор, или Коллегия, состоит из многих членов, она выражает многообразие и вселенскость Народа Божия; поскольку же она собрана под одним Главой, она выражает единство стада Христова» (Lumen gentium, 22). В единстве с Преемником Петра вся Коллегия Епископов осуществляет во вселенской Церкви наивысшую власть. О «служении Петровом» в Церкви мы будем говорить в следующих катехетических поучениях. Однако, о нем следует помнить также в связи с коллегиальностью епископата.

Несомненно, «Верховная власть во вселенской Церкви, которой пользуется эта Коллегия, осуществляется в торжественном порядке на Вселенском Соборе» (Lumen gentium, 22). Однако мы также читаем, что «прерогатива Римского Понтифика - созывать такие Соборы, председатель ствовать на них и утверждать их» (Lumen gentium, 22).

Собор не может быть действительно вселенским, если он не утвержден или, по крайней мере, не признан Епископом Рима. Ему не хватало бы признака единства, гарантируемого Преемником Петра. Если единство и кафоличность гарантированы, Вселенский Собор может также безошибочно формулировать истины, касающиеся веры и нравственности. На протяжении истории Вселенские Соборы играли важную и решающую роль в уточнении, определении и развитии доктрины. Достаточно вспомнить Соборы в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне.

4. Кроме Вселенских Соборов, «Та же коллегиальная власть в единении с Папой может осуществляться Епископами, обитающими в разных краях земли - но лишь в том случае, если Глава Коллегии призовет их к коллегиальному действию или, по крайней мере, одобрит или свободно примет согласованное действие Епископов, живущих по всему миру, чтобы тем самым совершилось подлинно коллегиальное деяние» (Lumen gentium, 22).

Синоды епископов, установленные после II Ватиканского Собора, являются конкретным проявлением участия Коллегии Епископов в повсеместном управлении Церковью. Эти синоды изучают и рассматривают особо существенные для вселенской Церкви пастырские и доктринальные проблемы. Результаты этих заседаний, обработанные в контакте с Апостольским Престолом, содержатся в документах и широко распространены. Документы, опубликованные после последних синодов, содержат в титуле определение «по-синодальное».

5. Кроме того, «Коллегиальное единство проявляется также во взаимных отношениях каждого из Епископов с отдельными Церквами и со Вселенской Церковью» (Lumen gentium, 23). «Каждый из Епископов представляет свою Церковь, а все они вместе с Папой - всю Церковь в союзе мира, любви и единства» (Lumen gentium, 23).

Поэтому епископы «как члены епископской Коллегии и законные преемники Апостолов (...) обязаны по установлению и заповеди Христовой иметь такое попечение о вселенской Церкви, которое, даже если оно и не осуществляется в акте юрисдикции, тем не менее всячески содействует благу вселенской Церкви» (Lumen gentium, 23).

«Ведь все Епископы должны укреплять и оберегать единство веры и общую дисциплину всей Церкви, наставлять верных в любви ко всему мистическому Телу Христову в целом, прежде всего к бедным его членам, к страждущим и гонимым за правду (ср. Мф 5, 10) и, наконец, содействовать всякой деятельности, общей для всей Церкви, особенно ради того, чтобы вера возрастала и свет полноты истины воссиял всем людям» (Lumen gentium,23).

6. В этом месте напоминается, что «По Божественному Провидению произошло так, что разные Церкви, основанные Апостолами и их преемниками в разных местах, с течением времени образовали объединения, скрепляемые органической связью. Хотя в неприкосновенности остается единство веры и единое Божественное устроение вселенской Церкви, эти объединения обладают собственным распорядком, собственными литургическими обычаями, собственным богословским и духовным наследием. Некоторые из них, а именно древние Патриаршие Церкви, словно матери веры, породили другие Церкви, как дочерей, с которыми они до нынешнего дня остаются соединенными: как особо тесными узами любви в общении через таинства, так и взаимным уважением к правам и обязанностям» (Lumen gentium, 23).

7. Как видно, в учении о коллегиальности епископов Собор выделяет также основную истину о взаимном проникновении и интеграции в структуре Церкви местной действительности и вселенского измерения. С этой точки зрения рассматривается роль Конференции Епископов. соборная Конституция о Церкви утверждает: «объединения Епископов могут сегодня многообразно и плодотворно содействовать тому, чтобы коллегиальный дух осуществлялся в конкретных делах» (Lumen gentium, 23).

Более подробно об этом сказано в Декрете Christus Dominus, посвященном пастырским задачам епископов в Церкви: «Конференция Епископов есть некая группа, в которой священные предстоятели каждой страны или территории совместно осуществляют свое пастырское служение, чтобы лучше способствовать тому благу, которое Церковь предоставляет людям, особенно через различные формы и способы апостольства, должным образом соотнесенные с обстоятельствами нынешней эпохи» (Christus Dominus, 38, 1).

Из этих текстов следует, что Конференции Епископов могут заниматься проблемами, касающимися всей подчиненной им территории, выходя за границы отдельных диоцезов, и разрабатывать решения пастырского и доктринального характера. Они могут также выражать мнения по проблемам вселенской Церкви. Они могут авторитетно управлять развитием Церкви, принимая во внимание требования менталитета и национальной культуры. Они могут принимать решения, которые, если будут одобрены епископами-членами Конференции, смогут оказывать значительное влияние на пастырскую деятельность.

8. Конференции Епископов отвечают за подчиненные им территории, но их решения оказывают влияние на жизнь вселенской Церкви. Служение Петра - Епископа Рима остается гарантией соединения деятельности Конференции с жизнью и учением вселенской Церкви. Декрет Собора постановляет: «Если решения Конференции Епископов были вынесены законно, причем по крайней мере двумя третями голосов Предстоятелей, входящих в состав Конференции с правом решающего голоса, и если решения эти были признаны Апостольским Престолом, они имеют юридически обязательную силу, но лишь в тех случаях, когда это предписывается общим правом или постановляется особым мандатом Апостольского Престола, данным по собственному почину или по просьбе самой Конференции» (Christus Dominus, 38, 4). Декрет также постановляет: «Если этого потребуют особые обстоятель ства, Епископы нескольких стран смогут составить единую Конференцию с одобрения Апостольского Престола» (там же, 38, 5).

Это касается также советов или встреч епископов целого континента, как в случае Совета Конференций Епископов Латинской Америки (CELAM) или Европейских Церквей (CCEE). Существует много новых групп и организаций, через которые Церковь старается дать ответ на духовные и общественные потребности и проблемы современного мира. Это знак того, что Церковь в наше время живет, мыслит и действует как апостол Евангелия. Она всегда стремится действовать и жить, храня верность двум основным чертам каждой христианской общины всех времен, а особенно апостольской коллегии: единству и кафоличности. И она желает именно так быть воспринимаемой другими.

(7.10.1992)

41. Миссия, порученная каждому епископу

1. Как преемники Апостолов епископы призваны участвовать в миссии, которую Иисус Христос поручил Двенадцати, а также Церкви. Об этом нам напоминает II Ватиканский Собор: «Как преемники Апостолов Епископы принимают от Господа, которому дана всякая власть на небе и на земле, миссию учить все народы и проповедовать Евангелие всей твари, чтобы все люди обрели спасение через веру, крещение и соблюдение заповедей» (Lumen gentium, 24).

По соборному тексту, это миссия, которую епископы «получают от Господа» и которая идентична миссии, порученной Апостолам. Она, как мы видели в предыдущем катехетическом поучении, передана всей Коллегии Епископов. Следует, однако, добавить, что наследие Апостолов - как миссия и как святая власть - передано каждому епископу, входящему в Коллегию Епископов. Именно это мы хотим пояснить в сегодняшнем катехетическом поучении, ссылаясь прежде всего на тексты Собора. Ибо в них содержится наиболее авторитетное и компетентное учение на эту тему.

2. Сфера, в которой отдельные епископы выполняют свою миссию, точно определена. Ибо в соборном тексте мы читаем: «Каждый из Епископов, возглавляющих отдельные Церкви, осуществляет свое пастырское правление порученной ему частью Народа Божия, но не другими Церквами и не вселенской Церковью» (Lumen gentium, 23). Этот вопрос определяется на основании «канонической миссии», данной каждому епископу (ср. Lumen gentium, 24).

В любом случае вмешательство наивысшей власти является гарантией того, что каноническая миссия дается не только на благо местной общины, но и на благо всей Церкви в согласии с вселенской миссией, общей для всех епископов, объединенных с Папой. Это основной элемент «Петрова служения».

3. Большинство епископов исполняет свое пастырское служение в диоцезах. Что такое диоцез? На этот вопрос соборный декрет о епископах Christus Dominus отвечает следующим образом: «Диоцез - это часть Народа Божия, вверяемая пастырскому попечению Епископа в сотрудничестве с священниками, чтобы она, держась своего пастыря и будучи собрана им во Святом Духе посредством Евангелия и Евхаристии, составила отдельную Церковь, в которой воистину пребывает и действует единая святая католическая и апостольская Церковь Христова» (Christus Dominus, 11).

А потому, по мысли Собора, каждая партикулярная Церковь живет жизнью вселенской Церкви, и именно это составляет основную действительность Церкви. Это важнейшая и наиболее характерная черта диоцеза, который входит во вселенскую Церковь не только как часть Народа Божия, как правило, связанного с определенной территорией, но вносит в него особые приметы и качес<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.