Святой Дух - залог эсхатологической надежды и опора, дающая возможность выстоять до конца — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Святой Дух - залог эсхатологической надежды и опора, дающая возможность выстоять до конца

2022-05-09 18
Святой Дух - залог эсхатологической надежды и опора, дающая возможность выстоять до конца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Одним из величайших даров, которые св. апостол Павел причисляет к самым совершенным, является надежда (ср.: 1 Кор 12, 31). Она играет основную роль в жизни христианина, как вера и любовь, хотя «любовь из них больше» (1 Кор 13, 13). Очевидно, что надежду не следует понимать как особый или чрезвычайный дар, даваемый во благо общины, надежда — это дар Святого Духа, даваемый каждому человеку, открывающему свое сердце для веры во Христа. Этот дар требует исключительного внимания, особенно в наше время, когда многие люди, а среди них и немало христиан, испытывают разлад между иллюзией, мифом о неограниченных возможностях самоискупления и самореализации, с одной стороны, и искушением поддаться сомнениям перед лицом частных разочарований и поражений, — с другой.

Христианская надежда, хотя и содержит в себе склонность души к труднодостижимому благу, в надприродном плане принадлежит к добродетелям, ведущим свое начало от благодати (ср.: св. Фома, Summa Theol., III, q. 7, a. 2), — как дар Бога, данный верующему человеку в перспективе будущей вечной жизни. Таким образом, надежда — это добродетель, исконно присущая homoviator, человеку-страннику, который хотя и знает о Боге и об изначальном призвании через веру, но еще не достиг высот вечного блаженства. Надежда позволяет ему как бы проникать за завесу, как об этом написано в Послании к Евреям (ср.: Евр 6, 19).

2. Именно поэтому столь существенно в этой добродетели ее эсхатологическое измерение. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел, чтобы исполнить обетование о спасении. В Деяниях Апостолов об этом написано: Иисус, «быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то» (Деян 2, 33). Но исполнение этого обетования проецируется на всю историю, вплоть до конца времен. Для верующих в слово Божие, возвещенное Христом и проповеданное апостолами, эсхатологическое обетование стало претворяться и, можно даже сказать, уже исполнилось в своем главном аспекте — в том, что Святой Дух присутствует в человеческой истории, и это присутствие со дня Пятидесятницы приобрело весомость и животворящую силу, направляющую к Божественной цели каждого человека и все человечество. И если в Ветхом Завете надежда основывается на обетовании о постоянном Божественном присутствии и Божественном Провидении, которое должно было осуществиться в Мессии, то в Новом Завете, по благодати Святого Духа, от Которого это обетование исходит, надежда становится залогом будущей славы.

Исходя из этого, св. апостол Павел утверждает, что дар Святого Духа — это как бы залог будущего счастья. Он пишет к ефесянам: «Вы (...) запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф 1, 13-14; ср.: 4, 30; 2 Кор 1, 22).

Можно сказать, что христианская жизнь на земле — это как бы начало более полного участия в славе Божией, а Святой Дух способствует достижению полноты вечной жизни, когда в силу искупления будут окончательно побеждены последствия греховности — страдание и смерть. Таким образом, христианская надежда — это не только залог, но и основа будущей действительности.

3. Надежда, разбуженная в христианине Святым Духом, имеет также, можно сказать, вселенское измерение, охватывающее небо и землю, доступное чувственному опыту и неуловимое, известное и неизвестное. «Ибо тварь, — пишет апостол Павел, — с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8, 19-23).

Христианин, осознающий призвание человека и предназначение мира, понимает смысл этого универсального порядка и приходит к выводу, что речь здесь идет о Божественном усыновлении всех людей, призванных к участию в славе Божией, отражающейся во всем творении. Христианин знает, что в Святом Духе он уже обладает первоначальными плодами этого усыновления, поэтому он со светлой надеждой наблюдает судьбы мира, несмотря на все страдания бренной жизни.

Просвещенный верой, он понимает смысл и как бы лично переживает истинность строк Послания к Римлянам, в которых св. апостол Павел уверяет, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8, 26-28).

4. Как мы видим, в тайниках души живет, молится и действует Святой Дух, направляющий нас все ближе к нашей конечной цели — к Богу. Он формирует всю нашу жизнь в соответствии с Божественным спасительным замыслом. Святой Дух, молясь в нас, способствует тому, что и мы молимся сердцем и словами детей Божиих (ср.: Рим 8, 15. 26-27); Гал 4, 6; Еф 6, 18) в тесном духовном и эсхатологическом единстве со Христом, Который «одесную Бога (...) ходатайствует за нас» (Рим 8, 34; ср.: Евр 7, 25; 1 Ин 2, 1). Таким образом Он защищает нас от иллюзий и ложных путей, не ведущих к спасению, и направляет сердце к подлинной цели жизни, освобождая нас от пессимизма и нигилизма — соблазнов особенно коварных для тех, кто не руководствуется предпосылками веры или хотя бы искренними поисками Бога.

Следует добавить, что тело также охвачено надеждой, ниспосылаемой Святым Духом человеку. Об этом мы читаем у св. апостола Павла: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 11; ср.: 2 Кор 5, 5). Однако остановимся пока на подтверждении этого аспекта надежды в ее антропологическом и личностном измерении, а также в измерении космическом и эсхатологическом, к которому мы еще вернемся в свое время в наших катехизических беседах, которые, если даст Бог, мы посвятим прекрасным основополагающим формулам христианского «Верую»: воскресению из мертвых и вечной жизни целостного человека — с душой и телом.

5. И последнее замечание: если человек достигает пределов земной жизни, сохраняя близость к Богу, то окончание этого пути — это одновременно начало вечного блаженства. И даже если во время этого перехода в рай душа должна окончательно освободиться от греха, пройдя чистилище, то и тогда она уже исполнена ясности, уверенности и радости, ибо знает, что навсегда принадлежит своему Богу. В этот кульминационный момент душу ведет Святой Дух — первопричина и податель не только «первой благодати», дарующей прощение, а в течение всей земной жизни благодати освящающей, но также и благодати, дарующей переход к славе inhoramortis (в годину смерти). Это благодать, позволяющая сохранить стойкость до конца, как учат нас Синод в Оранже (ср.: Denz. 183, 199) и Тридентский Собор (ср.: Denz. 806, 809, 832) — вслед за апостолом, который говорит, что Бог производит в нас и хотение, и действие (ср.: Флп 2, 13), а человек — для получения благодати неустанного совершения добра — должен молиться (ср.: Рим 14, 4; 1 Кор 10, 12; Мф 10, 22; 24, 13).

6. Слова апостола Павла учат нас видеть в даре Третьего Божественного Лица залог исполнения наших стремлений ко спасению: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5, 5). И следовательно: «Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим 8, 35). Ответ звучит твердо: ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 39). Поэтому Павел желает нам, чтобы мы «силою Духа Святаго обогатились надеждою» (Рим 15, 13). В этом корни христианского оптимизма относительно и судеб мира, и возможностей спасения людей во все времена, даже в самые трудные, и общей направленности истории — к прославлению Христа («Он прославит Меня» — Ин 16, 14) и к полному участию всех верующих в славе детей Божиих.

Имея такое будущее, христианин может с гордо поднятой головой присоединиться к призыву, который в Откровении св. Иоанна Богослова выражает сокровенное желание, воспламененное Святым Духом: «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Откр 22, 17). Откровение св. Иоанна Богослова и весь Новый Завет заканчиваются призывными словами: «И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...) Гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 17. 20).

(3. 07. 1991)

Примечания

1 От лат. extensio — расширение (примеч. пер.).

2 От лат. intensio — усиление (примеч. пер.).

3 Dominum et Vivificantem («Господь Животворящий») — энциклика папы Иоанна Павла II (1986) о месте и роли Святого Духа в жизни Церкви и мира (примеч. пер.).

4 От лат. Trinitas — Пресвятая Троица (примеч. пер.).

5 От греч. рпеuта, D. pneumatos — дуновение, дух и logos — наука (примеч. пер.).

6 Новенна (от ср. лат. novena) — особое богослужение, предшествующее большому празднику, совершение которого распределено на девять Дней (примеч. пер.).

7 Mulieris dignitatem ("Достоинство женщины...") — апостольское послание папы Иоанна Павла II (1988) о достоинстве и предназначении женщины (примеч. пер.).

8 Redemptoris Mater («Матерь Искупителя») — энциклика папы Иоанна Павла II (1987), посвященная роли Пресвятой Девы Марии в жизни Вселенской Церкви (примеч. пер.).

9 от греч. ekkl&sia — церковь и logos - учение (примеч. пер.).

10 Керигма (греч. kerygma) — возвещение, проповедь (примеч. пер.).

11 Цит. по: Против ересей. Антология. Ранние Отцы Церкви. — Брюссель, 1988 (примеч. пер.).

12 В русском синодальном переводе Библии тексту Рим 16, 25-27 западных переводов соответствует текст Рим 14, 24-26; причем «послушание веры» переведено как «покорение вере» (примеч. пер.).

13 Эпиклеза — торжественное молитвенное обращение к Богу с просьбой освятить какое-то лицо или предметы, прежде всего в евхаристической молитве. Эпиклеза сопровождается движением рук, распростертых над престолом или верующим (примеч. пер.).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.