Святой Дух - источник новой любви — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Святой Дух - источник новой любви

2022-05-09 17
Святой Дух - источник новой любви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В душе христианина живет новая любовь, благодаря которой Он сопричастен любви Самого Бога: «любовь Божия, — говорит апостол Павел, — излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5). Природа этой любви — Божественная, и поэтому она значительно превышает природные свойства человеческой души. На богословском языке такая любовь называется caritas. Эта надприродная любовь играет в жизни христианина решающую роль. На это указывает и св. Фома, говоря, что такая любовь не только «совершеннейшая из всех добродетелей» (excellentissimaomniumvirtutum), но и форма всех добродетелей, поскольку она «направляет все проявления других добродетелей к конечной цели» (Summa Theol, II-II, q. 23, aa. 6, 8).

Таким образом, любовь — это главная ценность «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4, 24; ср.: Гал 3, 27; Рим 13, 14). Если мы сравним христианскую жизнь со зданием, то без труда заметим, что вера — это фундамент всех добродетелей, основанных на ней. Так учит нас Конституция Тридентского Собора, согласно которой «вера — это начало человеческого спасения, основа и корень всякой праведности» (ср.: Denz. S. 2532). Но связь наша с Богом через веру служит тому, чтобы соединить нас с Богом в любви — в Божественной любви, даруемой человеческой душе как действенная и объединяющая сила.

2. Наполняя душу дыханием жизни, Святой Дух силою Своей Божественной любви делает ее способной к соблюдению двойной заповеди, данной нам Христом: любить Бога и ближнего.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мк 12, 30; ср.: Втор 6, 5). Святой Дух позволяет душе стать сопричастницей сыновних отношений Иисуса с Отцом; благодаря этому, как говорит св. апостол Павел, «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим 8, 14). Это дает душе возможность любить Отца так, как Его любит Сын, то есть сыновней любовью, выразившейся в возгласе «Авва» (ср.: Гал 4, 6; Рим 8, 15), а также определяющей все поведение детей Божиих, живущих в Святом Духе. Под воздействием Духа вся жизнь становится почитанием Отца, исполненным сыновней любви.

3. Святой Дух дарует также способность к соблюдению другой заповеди — заповеди любви к ближнему: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга,» (Ин 13, 34), повелевает Иисус апостолам и всем Своим исповедникам. В словах «как Я возлюбил вас» заключено еще одно значение надприродной любви, являющейся формой сопричастия к любви Христа к людям, а значит, к предвечной Любви, в которой истинное начало добродетели любви. Св. Фома Аквинский пишет: «Бог по Своей природе есть любовь, мудрость и благо. И если мы говорим: мы благи добротой Бога, или мы мудры премудростью Бога, — в силу того что доброта, в которой наша благость, есть сопричастность доброте Божией, а мудрость, которой мы мудры, есть сопричастность премудрости Бога, — то и любовь, которой мы возлюбили ближнего, есть сопричастность любви Божией» (Summa Theol., II-II, q. 23, a. 2. ad 1). Эта сопричастность — дело Святого Духа, дающего нам способность любить не только Бога, но и ближнего, как возлюбил его Иисус Христос. Ибо если любовь Божия разлита в наших сердцах, то благодаря ей мы можем любить людей, а также в каком-то смысле и неразумные творения (ср.: св. Фома, Summa Thео1., II-II, q. 25, а. 3), как любит их Бог.

4. Исторический опыт показывает нам, как трудно соблюдать эту заповедь на практике. А ведь она является центром христианской этики, даром Святого Духа, о котором мы должны Его просить. Об этом напоминает св. апостол Павел в Послании к Галатам, призывая их к свободной жизни, основанной на новой заповеди любви: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя"» (Гал 5, 13-14). Затем апостол предостерегает: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5, 16), и указывает на любовь (agape) как на первый плод духа (ср.: Гал 5, 22). Следовательно, это Святой Дух ведет нас путем любви и учит преодолевать всякие препятствия, стоящие на этом пути.

5. В Первом Послании к Коринфянам св. апостол Павел уделяет особое внимание перечислению и описанию характерных черт, присущих любви к ближнему. Он призывает: «Ревнуйте о дарах больших» (1 Кор 12, 31). Затем апостол возносит хвалу любви, которая превыше всех других «больших даров», даваемых Святым Духом, и которая играет основополагающую роль в жизни христианина. Можно сказать, что Гимн любви, изливающийся из уст и сердца апостола Павла, — это как бы гимн во славу Святого Духа, направляющего поведение человека. В нем очерчено этическое измерение любви и в то же время ее конкретные проявления: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13, 4-7).

Можно сказать, что когда апостол Павел перечисляет плоды Духа (ср.: Гал 5, 22), он хочет — как и в Гимне — указать на определенные нравственные качества, в которых выявляется суть любви, и среди них прежде всего:

1) Долготерпение: «любовь долготерпит» (1 Кор 13, 4). Заметим, что Сам Дух дает нам пример долготерпения по отношению к грешникам и их неправедному поведению; такой же пример дает и Христос, о Котором Евангелие говорит, что Его называли другом мытарей и грешников (ср.: Мф 11, 19; Лк 7, 34). Это отражение любви Самого Бога, как утверждает св. Фома: «Бог милосерден, ибо любит нас как нечто Свое» (Summa Theol., II-II, q. 30, a. 2, ad 1).

2) Еще один плод Духа — это милость: «любовь милосердствует» (1 Кор 13, 4). В ней также отражается Божественное милосердие по отношению к людям, к которым мы должны обязательно проявлять внимание, относиться с симпатией и пониманием.

3) Далее речь идет о доброте: «любовь не ищет своего» (1 Кор 13, 5). Следовательно, любящий человек должен с готовностью и великодушием помогать ближним, подобно Святому Духу, умножающему Свои дары и дарующему людям сопричастность к любви Отца.

4) Наконец, кротость: «любовь не раздражается» (1 Кор 13, 5). Святой Дух помогает христианину воспитать в себе кротость и смирение сердца, подобно Христу (ср.: Мф 11, 29), чтобы осуществить проповеданное Им блаженство кротких (ср.: Мф 5, 5).

6. Перечисляя «дела плоти» (ср.: Гал 5, 19-21), св. апостол Павел указывает на те этические требования, из которых вытекают конкретные действия, позволяющие противостоять наклонностям homo animalis, то есть человека, ставшего жертвой собственных страстей. Так, необходимо прежде всего освободиться от чувства ревности и зависти, любить ближнего; избегать ненависти, гнева, распрей и разногласий, укреплять единство. Об этом говорит нам стих из Гимна любви апостола Павла: «любовь не мыслит зла» (1 Кор 13, 5). Святой Дух одаривает способностью великодушно прощать обиды и оскорбления, а также, будучи Духом света и любви, ведет верующих к осознанию безграничных требований любви.

7. История подтверждает истинность представленного здесь учения: любовь озаряет жизнь святых и Церкви со дня Пятидесятницы и до сегодняшнего времени. В каждом святом, во все века истории Церкви мы найдем знамения любви и Святого Духа. Можно сказать, что в отдельные исторические периоды любовь, благодаря вдохновению и водительству Святого Духа, проявлялась в виде конкретных дел, направленных на помощь голодающим, на борьбу с болезнями, с эпидемиями прошлых веков и нового времени. Делами такого рода занимались «святые милосердия» — так называли их особенно в XIX и XX веках. Епископы, священники, монахи, миряне — все они были «служителями» любви. Многих из них прославила Церковь, другим отдали дань биографы и историки, которые сумели непосредственно или с помощью документальных свидетельств доказать истинное величие исповедников Христовых и слуг Божиих. Но большинство из них — незаметные люди, совершающие дело любви, неустанно и действенно наполняющие мир добром. Честь и слава этим безымянным воинам, кротким служителям любви! Бог знает их и прославляет! Мы должны быть благодарны им также за то, что они являются зримым подтверждением любви Божией, излитой в человеческие сердца (ср.: Рим 5, 5) Святым Духом, в Котором первопричина и животворное начало христианской любви.

(22. 05. 1991)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.