Святой Дух - основа внутренней жизни — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Святой Дух - основа внутренней жизни

2022-05-09 19
Святой Дух - основа внутренней жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В предыдущей катехизической беседе мы размышляли над словами св. апостола Павла о законе Духа, дающем жизнь в Иисусе Христе (ср.: Рим 8, 2): законе, согласно которому мы должны жить, если хотим поступать по Духу (ср.: Гал 5, 25), совершая дела Духа, а не плоти. Апостол выявляет противоречие между плотью и Духом, между двумя видами поступков, мыслей и образов жизни, берущих от них начало: «живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по Духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим 8, 5-6).

Печален образ жизни homo animalis — человека, поступающего по велению плоти и живущего в состоянии духовного и культурного упадка. Но этот образ жизни не должен заслонять для нас совсем иной действительности — жизни по Духу, которая тоже существует в мире и противостоит силам зла. Св. апостол Павел говорит об этом в Послании к Галатам, указывая, что делам плоти, закрывающим доступ к Царствию Божию, противостоят плоды Духа, то есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5, 22). Такие добродетели диктует верующему, — говорит апостол Павел, — «закон Духа» (Рим 8, 2), обитающий в нем и руководящий его внутренней жизнью (ср.: Гал 5, 18. 25).

2. Таким образом, речь здесь идет о принципах духовной жизни и христианского поведения, имеющих внутренний и трансцендентный характер, как это следует из слов Иисуса, обращенных к ученикам: Дух истины, «Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его (...) в вас будет» (Ин 14, 17). Святой Дух приходит свыше, но пронизывает нас и вселяется в нас, чтобы обогатить нашу внутреннюю жизнь. Иисус не только говорит, что Дух с нами пребывает, — это могло бы означать лишь Его близкое присутствие, — но добавляет, что речь идет о присутствии в нас (ср.: Ин 14, 17). В свою очередь св. апостол Павел желает ефесянам, чтобы Отец помог им «утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф 3, 16) — то есть в человеке, который не довольствуется только внешней жизнью, часто поверхностной, но желает жить в «глубинах Божиих», пронизанных присутствием Святого Духа (ср.: 1 Кор 2, 10).

Установленное апостолом Павлом различие между душевным и духовным человеком (ср.: 1 Кор 2, 13-14) позволяет нам понять разницу между зрелостью, основанной на естественных способностях человеческой души, и истинно христианской зрелостью, включающей в себя развитие жизни в Духе, постепенное созревание веры, надежды и любви. Осознание этих Божественных корней духовной жизни, пронизывающих человека до глубины души и охватывающих все области человеческого существования, в том числе внешние и социальные, есть основная и высшая истина христианской антропологии. Основу этой осознанности составляет истина веры, в силу которой я верую, что Святой Дух живет во мне (ср.: 1 Кор 3, 16), молится во мне (ср.: Рим 8, 26; Гал 4, 6), ведет меня (ср.: Рим 8, 14) и делает так, что «живет во мне Христос» (Гал 2, 20).

3. Использованная Христом в разговоре с самарянкой у колодца Иакова метафора «вода живая», вода, которую Он даст верующему и которая «сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 14), также указывает на внутренний источник духовной жизни. Это разъяснил Сам Иисус в день праздника кущей (ср.: Ин 7, 2), когда Он возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 37-38; ср.: Ис 55, 1).

Евангелист Иоанн так комментирует эти слова: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7, 39).

Святой Дух развивает в верующем всю динамику благодати, дающей новую жизнь, а также добродетели, позволяющие этим животворящим силам приносить добрые плоды. Из глубин души верующего человека Святой Дух действует также как огонь, если мы обратимся к другой метафоре, примененной Иоанном Крестителем: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11). Эту метафору использует также и Иисус, говоря о Своем мессианском служении: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк 12, 49). Дух пробуждает жизнь, исполненную той самоотверженности, о которой писал св. апостол Павел в Послании к Римлянам: «Духом пламенейте» (12, 11). Дух — это «живое пламя любви», очищающее, просвещающее и сжигающее, как об этом прекрасно говорил св. Иоанн Креста.

4. Таким образом в верующем человеке, под воздействием Святого Духа, происходит неповторимая перемена в сторону святости, охватывающей его личность, не уничтожая ее, но возвышая и совершенствуя. Благодаря этому каждый святой имеет свой особый, неповторимый облик. Stella differt a Stella, можем мы сказать вслед за апостолом Павлом: «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор 15, 41); не только в будущем воскресении мертвых, на которое ссылается апостол, но и в нынешних условиях человека, который уже не только душевный (одаренный естественной жизнью), но и духовный (оживотворенный Святым Духом) (ср.: 1 Кор 15, 44 и след.).

Истинная суть святости — совершенная любовь. Но существуют различные ее степени, поскольку любовь принимает в меняющихся условиях человеческой жизни разные формы. Под воздействием Святого Духа человек силою любви побеждает врожденную склонность к эгоизму и развивает лучшие силы своей натуры, по-своему приносит себя в жертву другим. Если способ проявления такого самопожертвования отличается особой силой выразительности и воздействия на окружающих, то Святой Дух делает так, что вокруг такого человека собираются группы учеников и последователей (хотя сам человек иногда остается сокрытым). Таким образом возникают новые направления духовной жизни, школы духовности и монашеские институты: в разнообразном их множестве заключены тем самым плоды Божественного вмешательства. Это Святой Дух развивает и умножает способности всех: отдельных лиц и групп людей, общин и институтов, священников и мирян.

5. Из внутреннего источника — Духа — берет свое начало новая ценность свободы, свойственной христианской жизни. Как говорит св. апостол Павел, «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3, 17). Апостол имеет в виду конкретную свободу, завоеванную учениками Христа, то есть освобождение от оков еврейского закона, в соответствии с учением и позицией Самого Иисуса. Но принцип, который здесь провозглашен, имеет универсальное значение. Кроме того, апостол Павел не раз говорит о свободе как о христианском призвании: «К свободе призваны вы, братия» (Гал 5, 13), — и подробно разъясняет, что он имеет в виду. По словам апостола, поступающие по Духу живут в свободе, так как они уже не обременены плотью: «поступайте по духу, и (...) не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5, 16). Ведь «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим 8, 6).

Дела плоти, от которых освобождается христианин, верный Духу, продиктованы эгоизмом и похотью, закрывающими путь в Царствие Божие. Действия же Духа проистекают из любви: «на таковых нет закона» (Гал 5, 23).

Отсюда, по словам апостола, следует, что «если (...) вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал 5, 18). В Первом Послании к Тимофею апостол Павел без колебаний пишет: «закон положен не для праведника» (1, 9). Св. Фома разъясняет, что «закон не принуждает праведных так, как злых» (Summa Theol., I-II, q. 96, a. 5, ad 1), поскольку праведные не делают ничего такого, что противоречило бы закону. Наоборот, ведомые Святым Духом, они добровольно делают больше, чем того требует закон (ср.: Рим 8, 4; Гал 5, 13-16).

6. Таким образом совершается чудесное соединение свободы и закона — плоды действий в праведном человеке Святого Духа. Это было предсказано еще Иеремией и Иезекиилем, когда они возглашали, что в Новом Завете наступит осуществление Закона (ср.: Иер 31, 31-34; Иез 36, 26-27).

«Вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36, 27). Это пророчество исполнилось и непрестанно исполняется в верующих во Христа и во всей Церкви. Благодаря Святому Духу человек не должен ограничиваться только соблюдением Закона, но может быть свободным, ревностным и верным исполнителем замысла Божия. И тогда сбываются слова апостола: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"» (Рим 8, 14-15). Именно эту свободу детей Божиих принес Иисус как свободу истинную (ср.: Ин 8, 36). Это внутренняя фундаментальная свобода, всегда обращенная к любви, которая делает возможным и почти естественным доступ к Отцу в едином Духе (ср.: Еф 2, 18). Это осознанная свобода, воссиявшая в жизни святых.

(10. 04. 1991)


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.