Святой Дух - источник даров и харизм в Церкви — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Святой Дух - источник даров и харизм в Церкви

2022-05-09 19
Святой Дух - источник даров и харизм в Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В конце предыдущей катехизической беседы мы напомнили вам текст документа II Ватиканского Собора, который в сегодняшней беседе послужит нам отправной точкой. Взят он из Постановления Lumen gentium: «Дух обитает в Церкви и в сердцах верующих как в храме (ср.: 1 Кор 3, 16; 6, 19), и в них ходатайствует и свидетельствует о их усыновлении (ср.: Гал 4, 6; Рим 8, 15-16. 26). Он, открывающий Церкви всю истину (ср.: Ин 16, 13), объединяющий ее в общении (in communione) и служении, направляет ее и наделяет многообразными иерархическими и харизматическими дарами, и украшает ее Своими плодами (ср.: Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22)» (СН 4).

Темой предыдущей катехизической беседы была структура служений в Церкви, оживотворяемая и поддерживаемая Святым Духом. Сегодня, продолжая мысль, выраженную в соборном документе, мы будем говорить о духовных дарах и о харизмах, которыми Дух щедро одаряет Церковь как Dator munerum, то есть Податель даров; так мы называем Его в молитвенном песнопении богослужения, посвященного Сошествию Святого Духа.

2. Здесь мы можем также обратиться к Посланиям св. апостола Павла и извлечь из них те элементы его учения, которые относятся к теме нашей беседы. В Первом Послании к Коринфянам сказано: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор 12, 4-6). Это сопоставление различных даров благодати, разных форм служений и разных действий позволяет сделать вывод, что Подателем разнообразных в своем богатстве даров, составляющих основу для служений, а также для жизни в вере, любви, духовном общении и для братской взаимопомощи верующих, является Святой Дух, что подтверждается делами апостолов и жизнью первых христианских общин.

Св. апостол Павел подчеркивает разнообразие даров: «одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество (...), иному разные языки» (1 Кор 12, 8-10). Заметим, что это перечисление даров не является исчерпывающим. Апостол Павел перечисляет дары, особенно важные для тогдашней Церкви, которые имели значение и для последующих времен. Но ни тогда, ни в позднейшие времена ими не ограничивалась гамма все новых харизм, которые даровались Святым Духом в соответствии с новыми потребностями времени. Следовательно, если «каждому дается проявление Духа на [общую] пользу» (1 Кор 12, 7), то, по мере возникновения в общине новых потребностей и новых проблем, вместе с ними, как об этом свидетельствует история Церкви, появляются и новые дары.

3. Во всяком случае, какова бы ни была природа этих даров, и пусть они, на первый взгляд, служили только тем, кто ими обладал (как в примере «многоязычия», разбираемом апостолом Павлом, — ср.: 1 Кор 14, 5-18), все они приносят пользу общине, все вместе как бы служат построению «Тела»: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (...) и все напоены одним Духом» (1 Кор 12, 13). И поэтому апостол Павел наставляет коринфян: «ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор 14, 12). В этом же тексте содержится пожелание, чтобы они старались обрести «дар пророчества» (1 Кор 14, 1), приносящий большую пользу общине, чем дар многоязычия. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (...) тот назидает церковь» (1 Кор 14, 2-4).

Мы видим, что апостол Павел на первое место ставит харизмы, служащие «назиданию», можно сказать, апостольству. Однако превыше всех даров он ставит нечто способствующее наибольшему благу общины: «достигайте любви» (1 Кор 14, 1). Братская любовь, укорененная в любви Божией, — это «совершеннейший путь». Павел описывает ее и славит в гимне, исполненном возвышенного лиризма и утонченной духовности (ср.: 1 Кор 13, 1-13).

4. В Догматическом Постановлении о Церкви II Ватиканского Собора рассматривается учение апостола Павла о духовных дарах, и прежде всего о харизмах: «Так как эти харизмы, как экстраординарные, так и более обычные и шире распространенные, в первую очередь приспособленные к нуждам Церкви и полезные, они должны приниматься с благодарением и утешением. Однако чрезвычайные дары не должны быть испрашиваемы безрассудно, и нельзя самонадеянно рассчитывать, что они принесут плоды апостольских дел; суждение об их подлинности и правильном употреблении входит в компетенцию церковной власти, которой надлежит Духа не угашать, но все испытывать и доброго держаться (ср.: 1 Фес 5, 12. 19-21)» (СН 12). Этот текст, исполненный пастырской мудрости, находится в гармоничной связи с содержанием тех советов и предписаний, которые апостол Павел адресовал коринфянам, желая помочь им правильно оценивать харизмы и безошибочно распознавать дары Святого Духа.

В соборном документе придается особое значение тем харизмам, которые помогают достичь полноты духовной жизни, и особенно тем, которые способствуют приобщению к различным формам «освященной» жизни, согласуемой с евангельскими советами, к чему Святой Дух постоянно призывает верующих. В Постановлении Lumen gentium мы читаем: «Евангельские советы о целомудрии, посвященном Богу, нестяжании и послушании, как основанные на словах и примере Господа и предлагаемые апостолами, Отцами, учителями и пастырями Церкви, являются Божественным даром, который Церковь получила от своего Господа и по благодати Его всегда хранит. А церковная власть, под водительством Святого Духа, позаботилась об их истолковании, применении, а также об установлении прочих правил жизни. (...) Монашеское состояние (...) показывает (...) всем людям все превышающее величие силы Христа-Царя и бесконечное могущество Святого Духа, дивно действующее в Церкви. Следовательно, это состояние, которое достигается благодаря принятию евангельских советов, хотя и не относится к иерархическому строю Церкви, все же неотъемлемо принадлежит к ее жизни и святости. (...) Церковная власть, послушно следуя побуждениям Святого Духа, принимает уставы, предлагаемые выдающимися мужами и женами, а затем (...) официально их одобряет» (СН 43-45).

Здесь стоит обратить внимание на концепцию монашеского состояния, понимаемого как дело Святого Духа. Благодаря этому делу становится как бы зримой деятельность в лоне всей Церкви Третьего Лица Троицы — Святого Духа, направляющая верующих к совершенной любви.

5. Таким образом, мы с полным правом можем признать, что Святой Дух присутствует и действует в тех, кто подобно епископам, священникам, диаконам и мирянам всех категорий старается жить согласно Евангелию, сообразуясь со своим положением. Речь здесь идет, как сказано в соборном документе, о «разных чинах» (СН 13), в которых выражается понятие «многообразной благодати Божией». И всех касается правило: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Петр 4, 10). Из богатства и многообразия даров рождается общение в Церкви, которая является единой и всеобщей среди многообразия народов, традиций, призваний и духовного опыта.

Действия Святого Духа проявляются в многообразии и богатстве харизм, сопутствующих служению, принимающему различные формы и размеры, в зависимости от потребностей времени и места, в таких областях, как например, помощь бедным, больным, неполноценным физически или имеющим разного рода физические недостатки. Или в другой сфере — помощь советами, духовное наставничество, примирение поссорившихся, обращение грешников, разъяснение слова Божия, успешная проповедь устная и письменная, воспитание в вере, ревностное служение добру и т.д. Посредством многообразия харизм Святой Дух дает Церкви возможность сопричастия к Божественной любви и святости. Св. Фома усматривает здесь аналогию с домостроительством тварного мира: таким же образом единая Божественная Сущность дарует тварным сущностям сопричастность к Своему безграничному совершенству (ср.: Summa Theol, II-II, q. 183, a. 2).

6. He следует противопоставлять харизмы иерархическому служению, и вообще «должностям», ибо и они были установлены для служения единству, для слаженной работы и благолепия Церкви. Весь иерархический порядок и структура служений Церкви также подлежат воздействию харизм. Об этом говорит апостол Павел в Послании к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим 4, 14). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим 1, 6).

Таким образом, существуют харизма Петра, харизмы епископов, священников, диаконов. Харизму получает тот, кто призван к занятию церковной должности, призван к конкретному служению. Надо уметь выявить и распознать эти харизмы, а затем действовать, сообразуясь с ними и стараясь избегать субъективных истолкований. Апостол Павел пишет к коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных» (1 Кор 12, 1). Так начинает он излагать свое учение о харизмах, указывая на образ поведения обращенным жителям Коринфа, которых, когда они были еще язычниками, тянуло «к безгласным идолам, так, как бы их вели» (от таких неправильных действий они должны были избавиться). «Потому сказываю вам, что никто (...) не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 2-3). Эта истина, вместе с истиной о Троице, имеет принципиальное значение для христианской веры. Исповедание веры — это дар Святого Духа и, следовательно, значительно превышает сферу чисто человеческого познания. Уже в самом акте этой веры, которая есть и должна быть постоянно на устах и в сердце всех истинно верующих, «проявляется» Святой Дух (ср.: 1 Кор 12, 7). Так впервые и самым простым образом становятся явью слова Иисуса, сказанные на Тайной Вечере: «Он [Дух Святой] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14).                                                                                (27. 02. 1991)

СВЯТОЙ ДУХ - УТЕШИТЕЛЬ

1. Накануне своих Крестных Страданий, в прощальной проповеди во время Тайной Вечери, Иисус обещал апостолам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16). Имя «Утешитель» — это перевод греческого слова Parakletos, которым Иисус назвал Святого Духа. «Утешитель» — это действительно одно из возможных значений данного слова. В проповеди во время Тайной Вечери Иисус указывает именно на такое значение, ибо Он обещает, что постоянное присутствие Святого Духа облегчит их печаль, вызванную Его уходом (ср.: Ин 16, 6-8).

Святой Дух будет «другим Утешителем», посланным Отцом ради Христа, мессианское служение Которого должно закончиться уходом из этого мира и возвращением к Отцу. Уход этот, совершаемый через смерть и Воскресение из мертвых, необходим для прихода «другого Утешителя». Иисус говорит об этом однозначно: «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин 16, 7). В Конституции II Ватиканского Собора Dei verbum это сошествие «Духа истины» представлено как заключительное событие дела Откровения и дела Искупления, предвечно задуманных Богом (ср.: БО 4). Мы же все призываем Его в Песнопении Пятидесятницы: «Veni, (...) Consolator optime».

2. В словах Иисуса об Утешителе мы слышим отзвук писаний Ветхого Завета, и в особенности «Книги утешения Израиля», относящейся к писаниям, собранным в книгу под именем пророка Исайи: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог наш. Говорите к сердцу Иерусалима (...), что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение» (Ис 40, 1-2). И далее: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости: ибо утешил Господь народ Свой» (Ис 49. 13). Бог относится к Израилю как женщина, которая не в состоянии забыть о своем ребенке. «Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя» (Ис 49, 15).

Согласно объективному смыслу пророчества Исайи, в обещанном в нем «утешении» мы усматриваем не только обетование о возвращении израильтян в Иерусалим из изгнания, но и символ мессианской надежды, которую набожные израильтяне, верные наследию своих отцов, сохраняли вплоть до новозаветных времен. Это позволяет нам понять слова Евангелия от Луки о старце Симеоне, который ожидал «утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2, 25-26).

3. По словам Луки, излагающего события в контексте тайны Воплощения, это Святой Дух претворяет пророческое обещание о приходе первого Утешителя — Христа. Ибо это Святой Дух — первопричина зачатия в лоне Марии Иисуса — Воплощенного Слова (ср.: Лк 1, 35); это Он просветил Симеона и привел его в храм в тот момент, когда туда принесли Младенца Иисуса (ср.: Лк 2, 27); это силою Святого Духа Христос, в начале Своего мессианского служения, повторяя слова пророка Исайи, говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4, 18; ср.: Ис 61, 1 и след.).

Утешитель, о Котором говорил Исайя, показан в пророческом видении как глашатай Благой Вести от Бога, подтверждающий ее «знамениями», то есть добрыми делами, приносящими спасительные дары истины, справедливости, любви и освобождения — «утешение» Израиля. А когда Иисус, исполнив Свое служение, оставляет этот мир, чтобы отойти к Отцу, Он обещает «другого Утешителя», то есть Святого Духа, Которого Отец пошлет от имени Сына (ср.: Ин 14, 26).

4. Утешитель, Святой Дух, будет с апостолами; когда Христос уже покинет землю, Дух будет с людьми в долгие годы страданий, в течение целых столетий (ср.: Ин 16, 17 и след.). Следовательно, Он будет с Церковью и в Церкви, особенно в периоды борьбы и преследований. Сам Христос обещал это апостолам, как мы читаем в синоптических Евангелиях: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк 12, 11-12; ср.: Мк 13, 11); «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10, 20). Эти слова мы можем соотнести с преследованиями, которые испытали апостолы и христианские общины, ими основанные и руководимые; а также с тяжкими испытаниями всех тех, кто на протяжении истории, в разных уголках земли, пострадает за Христа. В каждую эпоху, также и в наше время, многие люди действенно ощутили на себе поддержку Святого Духа. Эти люди знают и могут засвидетельствовать, какая это великая радость — духовная победа, одержанная ими благодаря Святому Духу. Сейчас об этом знает и свидетельствует вся Церковь.

5. С самого начала Иерусалимская Церковь сталкивалась со множеством трудностей и подвергалась преследованиям. Но уже в Деяниях Апостолов мы читаем: «Церкви (...) по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались» (Деян 9, 31). Это обещанный Христом Дух-Утешитель укреплял апостолов и других последователей Христа во времена первых преследований и страданий, неустанно одаряя Церковь Своими утешениями, поддерживая ее также в годы отдохновения и покоя. И благодаря Ему наступило это время покоя и утверждения отдельных верующих и целых общин в истинах Евангелия. Так всегда было и в последующие века.

6. Большим утешением для первоначальной Церкви было обращение и крещение Корнилия, римского сотника (ср.: Деян 10, 44-48). Он первым из язычников принял крещение от Петра и вместе со всей семьей был принят в лоно Церкви. С этого момента число обращений из язычества постоянно возрастало, особенно благодаря апостольской деятельности Павла из Тарса и его соратников, и ряды христиан росли. Петр, обращаясь к апостолам и «старейшинам», собравшимся в Иерусалиме, указывал, что все это сотворено Утешителем: «Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал свидетельства, даровав им Духа Святаго, как и нам» (Деян 15, 7-8). Утешением для апостольской Церкви было то, что, даруя Святого Духа, Бог, как говорит св. апостол Петр, «не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян 15, 9). Утешением была также единая позиция, занятая в этом деле участниками встречи в Иерусалиме: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян 15, 28). Когда Антиохийская община прочитала письмо, сообщавшее о решениях, принятых в Иерусалиме, устраняющих прежние ограничения, то все «возрадовались» (греч. paraklesei) о сем наставлении» (Деян 15, 31)..

7. Еще одним утешением от Святого Духа было для Церкви написание Евангелий — книг Нового Завета. И если тексты Ветхого Завета, вдохновленные Святым Духом, являются для Церкви источником утешения и укрепления души, как говорил св. апостол Павел в Послании к Римлянам (ср.: 15, 4), то тем более будут для нее таковыми книги, описывающие все, «что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян 1, 1). О них мы тем более можем сказать, что они были написаны «нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15, 4).

Другое утешение, которое следует отнести к Святому Духу (ср.: 1 Петр 1, 12), — это исполнение обетовании Иисуса Христа, а именно, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф 24, 14). В число этих «народов», живущих во все времена, входят и народы современного нам мира, который, кажется, так озабочен и поглощен погоней за успехами и выгодами, которые несет с собой слишком односторонний и преходящий прогресс. И эти народы, как и все мы, охвачены действием Духа Утешителя, не перестающего утешать нас и укреплять «Благой Вестью» о спасении.

(13. 03. 1991)

ЧАСТЬ VIII


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.