Святой Дух — начало и основа — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Святой Дух — начало и основа

2022-05-09 18
Святой Дух — начало и основа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АПОСТОЛИЧНОСТИ ЦЕРКВИ

1. В предыдущих катехизических беседах, говоря о действии Святого Духа — души «Тела Христова», мы убедились в том, что Он является источником и началом единства, святости и католичности (вселенскости) Церкви. Сегодня мы можем добавить, что Он является также основой и началом апостоличности Церкви — ее четвертого признака: ипат, sanctаm, catholicam et apostolicam Ecclesiam — исповедуем мы в Символе Веры. С помощью Святого Духа Церковь является апостольской, то есть она построена на фундаменте апостолов, «имея краеугольным камнем, — как говорит св. апостол Павел, — Самого Иисуса Христа» (Еф 2, 20). Здесь мы сталкиваемся с очень интересной проблемой экклесиологии в аспекте ее пневматологической перспективы (ср.: Еф 2, 22).

2. Св. Фома Аквинский, обращая на это внимание в своем катехизическом наставлении на тему Апостольского Символа Веры, пишет: «Важнейшим основанием Церкви является Христос. В Первом Послании к Коринфянам (3, 11) написано: "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос". В более широком значении основанием являются апостолы со своим учением (...) Поэтому мы называем Церковь "апостольской"» (Wylkiad Skladu Apostolskiego, a. 9).

Св. Фома здесь не только излагает эту давнюю концепцию апостоличности Церкви, характерную для него самого и для средневековой мысли в целом, но обращается также к вопросу об установлении Церкви и к взаимоотношениям между Христом и апостолами. В основе этих взаимоотношений — Святой Дух. Так открывается нам богословская — и Богооткровенная — истина об апостоличности Церкви, началом и основой которой является Святой Дух — созидатель общения в истине, соединяющего Христа с апостолами, а через их учительство — и с поколениями христиан и с Церковью всех времен.

3. Мы уже не раз приводили слова обетования, данного Иисусом Христом апостолам во время Тайной Вечери: «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Дополнением этих слов, сказанных Христом накануне Крестных Страданий, является сообщение св. Луки, из которого мы узнаем, что Иисус «вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам» (Деян 1, 2). В свою очередь, апостол Павел в Послании к Тимофею (написанном незадолго до смерти) предостерегает: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим 1, 14). Это Дух Пятидесятницы, Дух, наполняющий апостолов и апостольские общины, поддерживающий преемственность веры в Церкви из поколения в поколение и помогающий наследникам апостолов сохранять, как говорит св. апостол Павел, «добрый залог» истины, открытой Христом.

4. В Деяниях Апостолов описан эпизод, очень выразительно представляющий истину об апостольском характере Церкви в ее пневматологическом измерении. Это тот момент, когда апостол Павел «по влечению Духа», как он сам говорит, отправляется в Иерусалим, предчувствуя и сознавая, что те, кому он проповедовал Евангелие в Ефесе, уже больше не увидят его (ср.: Деян 20, 22. 25). Он обращается к собравшимся вокруг него пресвитерам этой Церкви со следующими словами: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20, 28). «Блюститель» (греч. episkopos) означает «надзиратель», «руководитель», а следовательно, — тот, кто опекает «стадо», твердо стоя на основе апостольской истины, которая — по предвидению св. апостола Павла — испытает искушения и угрозы со стороны проповедников превратных учений (ср.: Деян 20, 30), пытающихся увести учеников от евангельской истины, проповеданной апостолами. Павел призывает пастырей хранить овчарню, будучи убежден, что Святой Дух, поставивший их «блюстителями» («епископами»), охраняющий их и помогающий им, ведет их путем апостольской преемственности в исполнении особого призвания (лат. типиs) — пастырского служения и сохранения истины, которую они через апостолов получили от Христа. Св. апостол Павел убежден, что Святой Дух — залог сохранения истины и пребывания в ней народа Божия.

5. Задача апостолов — не только сохранение христианских истин, но и свидетельствование о них. В осуществлении этой задачи их также поддерживает Святой Дух. Иисус перед Своим Вознесением сказал апостолам: «будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1, 8). Этот призыв соединяет апостолов с миссией Самого Христа, Который в Откровении св. Иоанна Богослова назван «свидетелем верным» (Откр 1, 5). Ибо Он в Своей молитве за апостолов, обращенной к Отцу, сказал: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин 17, 18). Он повторил это еще раз в пасхальный вечер, когда явился апостолам, чтобы ниспослать им Святого Духа: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21). Но свидетельствование апостолов, продолжателей служения Христова, связано со Святым Духом, Который Сам, в Свою очередь, свидетельствует о Христе: «Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин 15, 26-27). За этими словами Иисуса, сказанными на Тайной Вечере, следуют слова, сказанные Им перед Вознесением. Напоминая о предвечном замысле, связанном со смертью и Воскресением из мертвых, Христос говорит: «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах (...). Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк 24, 47-49). В последний момент Он твердо обещает: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян 1, 8). Тем самым дано обетование Пятидесятницы не только как исторического события, но и как внутреннего, Божественного измерения свидетельствований апостолов, а значит, можно сказать — апостоличности Церкви.

6. Апостолы сами свидетельствуют о своей взаимосвязи со Святым Духом в распространении вести о распятом и воскресшем из мертвых Христе. Об этом очень выразительно говорит ответ Петра и его спутников синедриону, когда им пытались запретить проповедовать о Христе: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян 5, 30-32). Так же и Церковь с самого начала своей истории сознает, что Святой Дух помогает ей свидетельствовать о Христе. Хотя Церковь отдает себе отчет в ограниченности и слабости своих членов и всегда старается сохранить проницательность и бдительность, о чем напоминал епископам апостол Павел в прощальной речи в Милете, однако она в то же время знает, что Святой Дух убережет ее и не позволит ей совершить ошибку в свидетельствовании о Господе и в учении, полученном от Него, чтобы проповедовать его миру. Как говорится в документе II Ватиканского Собора: «безошибочность, которой Божественный Искупитель благоволил наделить Церковь Свою в определении учения о вере и нравственности, простирается так же широко, как и сокровище Божественного Откровения, которое должно свято храниться и верно излагаться» (СН 25). Соборный текст разъясняет, каким образом безошибочность становится особенностью всей епископской коллегии, и в частности Римского епископа, как преемников апостолов, которые силою Святого Духа пребывают в унаследованной истине.

7. Таким образом, Святой Дух — это начало и основа апостольского характера Церкви. Благодаря Ему Церковь может распространяться по всему миру в любую эпоху, может врастать в различные культуры и цивилизации, сохраняя неизменной евангельскую самотождественность. В соборном Декрете о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes написано: «от Отца Своего Христос послал Святого Духа, чтобы Он совершал изнутри Его дело спасения и побуждал бы Церковь к распространению (...). Сам же Господь Иисус, прежде чем добровольно положить жизнь Свою за мир, устроил апостольское служение и обещал послать Святого Духа так, чтобы и это посланничество и апостольское служение соединить в деле спасения, которое должно осуществляться везде и всегда. Святой Дух "во все времена объединяет всю Церковь в общении и служении, наделяет многообразными иерархическими и харизматическими дарами", оживотворяя — как душа их — церковные учреждения и вселяя в сердца верующих миссионерский дух, которым Сам Христос был движим» (МДЦ 4). В свою очередь, в Конституции Lumen gentium подчеркнуто, что «Божественное дело, вверенное Христом апостолам, должно продолжаться до скончания века (ср.: Мф 28, 20), ибо Евангелие, которое должно передаваться ими, является во всякое время для Церкви началом всей ее жизни» (СН 20).

В следующей катехизической беседе мы увидим, что Святой Дух участвует в совершении этого евангельского служения, даруя Церкви небесное поручительство.

(9. 01. 1991)

67. СВЯТОЙ ДУХ - ГАРАНТ НЕЗЫБЛЕМОСТИ
БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ В ЦЕРКВИ

1. Апостоличность Церкви в своей глубочайшей сути означает, что все сообщество пастырей и мирян пребывает в истине, полученной от Христа через апостолов и их преемников, и что одновременно все глубже познается содержание Богооткровенной истины и ее значимость в жизни человека. Эта истина исходит от Бога и касается тайн, превышающих познавательные возможности человека и границы его воображения. Следовательно, ее можно познать и проповедовать, уверовать в нее и быть ей послушным только благодаря силе слова Божия, которое обращено к человеку и в котором используются понятийные аналогии и выразительные средства, свойственные его языку. Один лишь человеческий авторитет не мог бы обеспечить ни подлинности передаваемой истины, ни глубокого апостольского характера Церкви. На II Ватиканском Соборе было подтверждено, что залогом такой подлинности является Святой Дух.

2. В Догматической Конституции Dei verbum мы читаем: Иисус Христос «ниспосланием Духа Истины завершает во всей полноте Откровение и подтверждает его Божественным свидетельством того, что с нами — Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную» (БО 4). Этот фрагмент соборной Конституции о Божественном Откровении находит свое обоснование в словах Христа, обращенных на Тайной Вечере к апостолам и записанных евангелистом

Иоанном: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин 16, 12-13). Таким образом, Святой Дух — это Тот, Кто даст апостолам свет, дабы они могли возвещать всю истину Евангелия Христова, уча все народы (ср.: Мф 28, 19). Он даст свет апостолам и — конечно же — их преемникам в этом служении.

3. В Конституции Dei verbum далее говорится, что это повеление Христово (проповедовать Евангелие) «было верно исполнено как апостолами, которые в устной проповеди, примерами и установлениями, передали либо то, что они приняли из бесед и дел Христовых, либо чему были научены внушением Святого Духа, так и теми апостолами и их сподвижниками, которые, по внушению Святого Духа, записали весть о спасении» (БО 7). Здесь в соборном тексте прямо указывается на роль Святого Духа как охранителя Богооткровенной истины — и в ее устной передаче (что положило начало Священному Преданию), и в письменной, запечатленной по Божественному вдохновению и с Божией помощью в книгах Нового Завета.

4. Далее мы читаем, что «Святой Дух, благодаря Которому живой голос Евангелия звучит в Церкви, а через нее и в мире, вводит верующих во всю истину и вселяет в них обильно слово Христово (ср.: Кол 3, 16)» (БО 8). Поэтому «Священное Писание есть Слово Божие, так как оно записано по вдохновению Духа Божия; а Священное Предание — слово Божие, вверенное Господом Христом и Святым Духом апостолам, — передает его неповрежденно преемникам их, чтобы они, озаренные Духом Истины, своею проповедью верно его хранили, излагали и распространяли» (БО 9).

Также «обязанность подлинно толковать (...) Слово Божие была вверена одному живому Учительству Церкви, власть которого осуществляется во имя Иисуса Христа. Это Учительство (...) в силу Божественного поручения и при содействии Святого Духа (...) благочестиво слушает слово, свято хранит, верно излагает его и черпает в этом едином залоге веры все то, чему оно предлагает верить как Богооткровенному» (БО 10).

Таким образом, существует тесная связь между Священным Писанием, Священным Преданием и Учительством Церкви. Благодаря этой внутренней связи Святой Дух обеспечивает передачу Божественного Откровения во всей его подлинности, а значит, сохраняет самотождественность вероучения Церкви.

5. О Священном Писании в соборном документе, в частности, сказано: «Святая Матерь Церковь, по вере апостолов, принимает все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их составных частях, как священные и канонические, написанные по вдохновению Святого Духа (ср.: Ин 20, 31; 2 Тим 3, 16; 2 Петр 1, 19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога, и как таковые были переданы Церкви (...). Все, что богодухновенные авторы или священные писатели утверждают, должно почитаться как утверждаемое Святым Духом» (БО 11). Вследствие этого «Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано» (БО 12). «Ибо то, что апостолы проповедовали по поручению Христа, они сами и их сподвижники впоследствии по вдохновению Святого Духа передали нам в Писаниях как основу веры, то есть Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна» (БО 18).

«Апостолы, после Вознесения Христа, передали Богооткровенные истины своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа Истины» (БО 19).

6. Эта тесная связь между Святым Духом, Откровением и передачей истины Божией составляет основу апостольского авторитета Церкви и является главным мотивом нашей веры в слово, возвещаемое Церковью. Кроме того, Святой Дух, как следует из других соборных текстов, — первопричина зарождения веры в глубинах человеческой души. «Богу, дающему Откровение, нужно принести "послушание веры" (Рим 16, 2612; ср.: Рим 1, 5; 2 Кор 10, 5-6), которым человек свободно предает себя всецело Богу, принося "полное подчинение разума и воли Богу, Открывающему Себя", и добровольно принимая данное Им Откровение; чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, который пробуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает "усладу всем принимающим истину и верующим в нее". Но, для более глубокого уразумения Откровения, Святой Дух непрестанно совершенствует веру Своими дарами» (БО 5).

7. Здесь мы говорим о вере Церкви как сообщества и о вере каждого верующего. Мы говорим также о правильном «понимании» Откровения Божия, проистекающем — как очередной результат воздействия Святого Духа — из веры; наконец, мы говорим о «развитии» веры «через созерцание и исследование верующими». О Предании же, «исходящем от апостолов», в соборном документе сказано, что оно «развивается в Церкви содействием Святого Духа; ибо растет понимание как вещей, так и переданных слов, понимание либо через созерцание и исследование верующими, которые хранят их в сердце своем (ср.: Лк 2, 19. 51), либо через внутреннее опытное разумение всего духовного, либо через проповедь тех, которые приняли, с епископским преемством, достоверную харизму истины» (БО 8). О Священном Писании в соборной Конституции Dei verbum говорится: «вдохновенное Богом и записанное раз и навсегда, оно неизменно сообщает Слово Самого Бога и через слова пророков и апостолов передает нам глас Святого Духа» (БО 21). Поэтому «Невеста воплотившегося Слова, Церковь, наученная Святым Духом, стремится прийти ко все более глубокому пониманию Священного Писания» (БО 23).

8. Таким образом, Церковь «чтит Божественное Писание», питается им как хлебом жизни и смотрит на него, «воедино со Священным Преданием, как на наивысшее правило своей веры» (БО 21). А поскольку «Церковь (...), на протяжении веков, непрерывно стремится к полноте Божественной истины, доколе в ней самой не исполнятся обетования Божий» (БО 8), то вся ее жизнь наполнена Духом, вместе с Которым она предвозвещает славное пришествие Христа. Как сказано в Откровении св. Иоанна Богослова: «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Откр 22, 17). В чаянии этой полноты истины Святой Дух руководит передачей Откровения и обеспечивает его подлинность, подготавливая Церковь, то есть всех и каждого из нас, к последнему пришествию Господа.

(16. 01. 1991)

СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.