Святой Дух - душа католичности Церкви — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Святой Дух - душа католичности Церкви

2022-05-09 17
Святой Дух - душа католичности Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В Символе Веры мы исповедуем, что Церковь — единая, святая, вселенская и апостольская. Таковы признаки Церкви. Католический характер подчеркивается в самом названии Церкви, о которой мы говорим: Католическая Церковь.

Католический характер исходит от Святого Духа, Который «наполняет вселенную» (Прем 1, 7) и является источником всякого взаимопонимания и общения. Силою Святого Духа вера в Христа и христианская жизнь распространяются «до края земли» (Деян 1, 8), неся всем народам благодать искупления.

2. До сошествия Святого Духа общение с истинным Богом в Завете Божием не было в равной степени доступно для всех народов. Послание к Ефесянам напоминает об этом христианам, происходящим из языческих народов: «помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными (...) вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф 2, 11-12). Чтобы войти каким-то образом в Завет с Богом, следовало подвергнуться обрезанию и соблюдать законы иудейского народа, а значит — отдалиться от своего народа.

Теперь же общение с Богом уже не зависит от этих жестких ограничений, ибо совершается с помощью Духа. Уже нет никакой расовой или этнической дискриминации. Каждый человек может преобразить себя «в жилище Божие Духом» (Еф 2, 22).

Эта перемена была предсказана Иисусом в беседе с Самарянкой: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4, 23-24). Так ответил Иисус на вопрос, где будет совершаться истинное поклонение Богу. Для самарян таким местом была гора Гаризим, для израильтян же — Иерусалим. Христос указывает на другое измерение истинного поклонения Богу — внутреннее («в духе и истине»), когда уже сам культ не связан с конкретным местом (святилище народа), становясь тем самым вселенским культом. Слова, обращенные к Самарянке, открывали путь вселенскости, ставшей главной особенностью Церкви как нового святилища, нового храма, который созидает и в котором обитает Святой Дух. Таковы самые глубокие корни католичности Церкви.

3. Из этих корней вырастает внешняя сторона католичности, видимая или же, можно сказать, общинная, социальная. Она коренится в глубинной сути Церкви и основана на том факте, что Христос повелел апостолам и их преемникам нести Евангелие всем народам (ср.: Мф 28, 19). Под воздействием Святого Духа вселенский характер Церкви проявляется уже в момент ее зарождения в день Пятидесятницы. Ибо в Деяниях Апостолов сказано, что в Иерусалимском событии участвовали «Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами» (Деян 2, 5), пребывавшие в святом городе, и вместе с ними прозелиты, то есть язычники, принявшие закон Моисея. В Деяниях Апостолов перечислены названия некоторых стран, из которых происходят и те и другие, но в то же время говорится в целом о всех народах «под небесами». Все это указывает на то, что первоначальная Церковь, представителем и свидетелем которой является св. Лука, осознавала, что крещение Святым Духом (ср.: Деян 1, 5), дарованное первой общине Церкви, имело вселенское значение и что в этом крещении родилась католическая (то есть вселенская) Церковь.

4. Всеобщность, которая возникла в Церкви под влиянием Святого Духа уже в день Пятидесятницы, не снимает «частных» особенностей как личностей, так и отдельных народов, наций. Это вытекает из факта, отмеченного Лукой в Деяниях Апостолов, что сила Святого Духа проявляется как дар. Когда апостолы говорили, то «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян 2, 6). Святой Дух — это Любовь, а любить означает уважать все, что представляется наиболее ценным для любимого лица. Это особенно касается языка, к которому относятся с особым вниманием и уважением, но касается также и культуры, духовности, обычаев.

В событиях Пятидесятницы это требование соблюдено, что указывает на единство Церкви при разнообразии народов и множественности культур. Католичность Церкви основывается также на уважении к достоинству всех людей. Можно сказать, что вселенскость не исключает частного. Одна характеристика включает другую и требует ее существования.

5. Множественность языков в день Пятидесятницы показывает нам, что в Церкви язык веры, являющийся универсальным языком, ибо он выражает истину, возвещенную в Слове Божием, переводится на различные языки, которыми пользуются люди: можно сказать, на все и на каждый в отдельности. Об этом свидетельствует хотя бы история раннего христианства. Мы знаем, что Иисус пользовался арамейским языком, который в Его времена употребляли в Израиле. Когда апостолы отправились в мир, чтобы проповедовать учение Христа, в греко-римской среде (ekumene) они пользовались греческим языком, который и стал, таким образом, языком евангелизации. Евангелия и все другие тексты Нового Завета были по вдохновению Святого Духа написаны на этом же языке. В них сохранились только отдельные арамейские слова. Отсюда следует, что уже изначально истина возвещенная Христом, стремится к тому, чтобы были использованы все языки, дабы обращаться ко всем народам. Церковь всегда старалась — и продолжает это делать — применять в своей апостольской деятельности этот методологический и дидактический принцип, используя средства, доступные в данную эпоху. Ныне, как известно, на это требование всеобщности, вседоступности обращается особое внимание, а его осуществление становится, благодаря Божией помощи, более легким.

6. В Деяниях Апостолов мы читаем об одном знаменательном факте, имевшем место еще до обращения и начала пастырского служения св. апостола Павла — апостола католичности. В Кесарии апостол Петр принял в лоно Церкви и крестил первых язычников: римского сотника Корнилия и его семью. В подробном описании этого события, составленном Лукой, отмечается, между прочим, что когда Святой Дух сошел на всех, кто слушал проповедь апостола, «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников» (Деян 10, 44-45). Но Петр сразу же подчеркивает, что он действовал по вдохновению Святого Духа: «Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь» (Деян 11, 12).

7. Этот первый «перелом» в сторону вселенской направленности веры очень скоро был подтвержден в высказываниях Павла из Тарса и его товарищей об апостольском служении. Иерусалимское собрание (обычно называемое первым «Собором») усиливает эту тенденцию в развитии евангелизации и Церкви. Апостолы, принимающие участие в этом собрании, убеждены, что их направляет Дух Пятидесятницы. Весьма знаменательны (и такими они останутся навсегда) их слова, которые можно назвать первой соборной декларацией: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян 15, 28). Их постановления намечают путь вселенскости, по которому должна идти Церковь.

Нет сомнения, что с этого времени Церковь в течение столетий следует этим путем. Апостолы и миссионеры возвещают Евангелие всем народам, стараясь как можно глубже охватить все человеческое общество и различные его слои. В меру возможностей, которые открывались в конкретную эпоху, Церковь старалась нести слово спасения культурам различных типов (так называемое окультуривание) и в то же время помогала им глубже познавать — в свете евангельской проповеди — их собственные подлинные ценности.

8. На II Ватиканском Соборе получил признание именно этот принцип как основа служения Церкви: «Все люди призваны войти в Новый Народ Божий. Народ этот, оставаясь единым и единственным, должен распространяться по всему миру и в продолжение всех веков (...). С этой целью (...) Бог послал Духа Сына Своего, Господа Животворящего, Который для всей Церкви, для всех и для каждого из верующих есть Начало объединения и единства в учении апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах (ср.: Деян 2, 42)» (СН 13).

В этих словах соборного документа выражена убежденность в том, что Святой Дух — начало и источник вселенскости Церкви.

(2. 01. 1991)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.