Святой Дух - любовь Отца и Сына — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Святой Дух - любовь Отца и Сына

2022-05-09 24
Святой Дух - любовь Отца и Сына 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сегодняшнюю нашу катехизическую беседу мы начинаем с повторения того, что было высказано нами о едином Боге, Которого мы, согласно учению христианской веры, почитаем и исповедуем как Святую Троицу. Взаимная любовь Отца и Сына существует в Них и от Них происходит как Лицо: Отец и Сын «дышат» Духом Любви, единосущным Им. Церковь изначально исповедует с непоколебимой уверенностью, что Святой Дух есть Любовь, исходящая от Отца и Сына.

Предание Отцов и Учителей Церкви коренится в Новом Завете, и прежде всего в словах из Первого Послания св. апостола Иоанна: «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8).

2. Слова эти затрагивают саму сущность Бога, в Котором три Лица составляют единство, и все Они в равной степени суть любовь, то есть добрая воля, внутренняя склонность к предмету любви, находящемуся как внутри тринитарной жизни, так и вне ее.

Однако здесь следует заметить, вслед за св. Фомой Аквинским, что наш язык слишком беден, чтобы выразить этот акт воли, в силу которого любящее лицо пронизывает предмет своей любви. Это объясняется внутренней природой любви, которая, исходя из воли — или из сердца, — не отличается такой же ясностью и самоосознанностью, как возникающие в ходе мыслительного процесса идеи. Поэтому, в то время как в интеллектуальной сфере мы располагаем различными словами, позволяющими выразить, с одной стороны, отношения между познающим субъектом и объектом познания (понимать, постигать разумом), а с другой стороны, — такое явление, как эманация мысли, благодаря умственной деятельности в акте познания (высказать Слово, родиться в мышлении как Слово), то ничего такого нельзя сказать о сфере воли и сердца. Неоспоримый факт, что «любовь к данной вещи создает у любящего лица некоторое, так сказать, впечатление о любимой вещи, или ее отображение, благодаря этому мы говорим, что любимый предмет пребывает в любящем лице так, как познаваемый предмет в познающем лице. Следовательно, если кто-либо мысленно познает самого себя и любит, то он заключен в самом себе не только в силу тождества сущности, но и как мысль в мыслителе и любимый в любящем». Но в человеческом языке «вовсе нет выражений для обозначения отношений, существующих между этим ощущением, или впечатлением, вызванным предметом любви, и его (внутренним) источником, из которого оно проистекает, и наоборот. Поэтому, по причине бедности слов (proptervocabuloruminopiam), упомянутые отношения мы определяем как любовь (dilectio,amor); однако это то же самое, как если бы мы Слово назвали зачатым Мышлением или рожденной Мудростью» (Summa Theol, I, q. 37, a. 1).

3. Понятийный анализ, проведенный св. Фомой, весьма помогает нам сформировать относительно ясное представление о Святом Духе как Любви — Лице внутри Троицы, Которая вся «есть Любовь». Однако следует сказать, что уже Отцы Церкви называли Святого Духа Любовью; и их учению следует сам Ангельский Доктор. В свою очередь, Отцы Церкви являются наследниками Откровения Иисуса и апостольских проповедей, о которых мы знаем также и из других текстов Нового Завета. Так, в первосвященнической молитве к Отцу, во время Тайной Вечери, Иисус говорит: «Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17, 26). Речь здесь идет о любви, которой Отец возлюбил Сына «прежде основания мира» (Ин 17, 24). По мнению некоторых современных экзегетов, слова Иисуса указывают здесь, по крайней мере косвенно, на Святого Духа, или Любовь, которой Отец предвечно возлюбил любящего Его предвечно Сына. Однако уже св. Фома провел тщательный анализ текста св. Августина на тему взаимной любви Отца и Сына в Святом Духе (ср.: De Trinitate, VI, 5; XIV, 7: PL 43, 928, 1065), широко обсуждаемого другими схоластиками в связи с тем, что в латинской версии, известной средневековым богословам, имя Святого Духа поставлено в творительном падеже: Utrum Pater et Filius diligant se Spiritu Sancto. Свой филологический и доктринальный анализ Фома заканчивает замечательным разъяснением: «Подобно тому, как мы говорим, что дерево цветет цветом, так и Отец высказывает Себя Самого и творение Словом или Сыном; точно так же мы говорим: Отец и Сын любят Себя и нас Святым Духом или исходящей Любовью» (Summa Theol, I, q. 37,

a. 2).

В уже цитированной прощальной проповеди Иисус предсказывает, что Отец пошлет апостолам (и Церкви) «Утешителя (...) Духа истины» (Ин 14, 16-17) и что Он Сам — Сын — также пошлет Его (ср.: Ин 16, 7), «да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16). Таким образом апостолы получают Святого Духа как Любовь, соединяющую Отца и Сына. В силу этой Любви в них будут пребывать Отец и Сын (ср.: Ин 14, 23).

4. Исходя из этой же перспективы следует рассматривать другой текст — первосвященническую молитву, в которой Иисус просит Отца о единстве Своих учеников: «да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21). Если ученики должны составлять «в Нас» (то есть в Отце и Сыне) единство, то это может произойти только с помощью Святого Духа, пришествие и пребывание Которого в учениках было провозглашено Христом: «Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 17).

5. Это обетование первоначальная Церковь поняла и приняла, о чем свидетельствуют, кроме Евангелия от Иоанна, слова св. апостола Павла о любви Божией, которая «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5). Об этом свидетельствуют также слова из Первого Послания св. апостола Иоанна: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин 4, 12-13).

6. На этих текстах основана традиция понимания Святого Духа как Лица-Любви. Тринитарное домостроительство спасительного освящения позволило Отцам и Учителям Церкви «проникнуть взором» в сокровенную тайну Бога-Троицы.

Это удалось св. Августину, прежде всего в сочинении De Trinitate, которым он во многом способствовал утверждению и распространению этого учения на Западе. В его размышлениях Святой Дух предстает как взаимная Любовь и связующие узы единого общения Отца и Сына в Троице. «Подобно тому как мы называем единое Слово Божие собственным именем Премудрости, хотя в общем понимании Святой Дух и Сам Отец также суть Премудрость, так и Святой Дух получает собственное имя Любовь, хотя Отец и Сын также — в общем понимании — суть Любовь» (De Trinitate, XV, 17, 31: СС 50, 505).

«Святой Дух есть нечто общее Отцу и Сыну (...), Он есть единосущное и совечное соучастие (...). Имеются только три Лица: одно — любящее Того, Кто с Ним; Другое То, Которое любит Того, от Кого имеет начало; и Сама Любовь» (De Trinitate, VI, 5, 7: СС 50, 295, 236).

7. С таким же учением мы встречаемся у восточных Отцов Церкви, говорящих о Святом Духе как о Том, Кто есть единство между Отцом и Сыном; связь, соединяющая Троицу. Среди них мы можем назвать Кирилла Александрийского (ум. 444) и Епифания Саламинского (Ум. 430) (ср.: Ancoratus, 7: PG 43, 28 В).

В том же направлении следовали восточные богословы последующих веков. Среди них монах Григорий Палама, фессалоникийский епископ (XIV в.), писавший: «Дух наивысшего Слова — это постоянная Любовь Отца к таинственным образом рожденному Слову; это та же Любовь, Какою возлюбленное Слово и Сын Отца одаряет Породившего Его» (Capita Physica, 36; PG 150, 1144D-1145А). Из авторов последнего времени следует привести мнение С. Н. Булгакова: «Если Бог в Пресвятой Троице — это Любовь, то Дух Святой — Любовь любви» (Утешитель; итальянское изд.: / l Paradito, Bologna, 1972, р. 121).

8. Таково учение Востока и Запада, взятое папой Львом XIII из предания и изложенное в его энциклике о Святом Духе, в которой написано, что Святой Дух — «это Божественная Доброта и взаимная Любовь Отца и Сына» (ср.: DS 3326). В заключение вернемся еще раз к св. Августину: «Любовь исходит из Бога и является Богом: Она есть Святой Дух, посредством Которого любовь Божия изливается в наши сердца, благодаря чему в нас пребывает Троица (...) Справедливо Святого Духа называют Даром в связи с тем, что Он есть Любовь» (De Trinitate, XV, 18, 31: PL 42, 1082-1083). Поскольку Святой Дух — это Любовь, то Он — Дар. И это будет темой нашей следующей катехизической беседы.

(14. 11. 1990)

СВЯТОЙ ДУХ КАК ДАР

1. Всем нам известны слова Иисуса, приглашающие к разговору Самарянку, пришедшую за водой к колодцу Иакова: «если бы ты знала дар Божий» (Ин 4, 10). Слова эти дают нам еще одно представление о Богооткровенной истине о Святом Духе. В беседе с Самарянкой Христос говорит о даре «воды живой», утверждая, что пьющий ее «не будет жаждать вовек» (Ин 4, 14). Когда-то, в Иерусалиме, Иисус говорил о реках воды живой (ср.: Ин 7, 38), и евангелист, передавая эти слова, добавляет от себя: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7, 39). Далее евангелист поясняет, что Святой Дух будет дан только тогда, когда Иисус прославится (ср.: там же).

Из размышлений над содержанием этих и других аналогичных текстов родилось убеждение, что понимание Святого Духа как Дара, исходящего от Отца, является частью Откровения Христа. Обращаясь к Евангелию от Луки, мы видим, впрочем, что в Своем наставлении о молитве (своеобразной катехизической беседе) Иисус говорит, что если люди умеют «даяния благие давать детям» своим, то «тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк 11, 13). Святой Дух — это «даяния благие», превыше всех других (ср.: Мф 7, 11), дар — в полном значении этого слова!

2. В прощальной проповеди Иисус уверяет апостолов, что Он Сам будет просить Отца о ниспослании Своим ученикам именно этого дара: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16). Об этом Он говорит накануне Своих страданий, а после Воскресения из мертвых Иисус обещает скорое исполнение этой молитвы: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас (...), доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49). «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями (...) даже до края земли» (Деян 1, 8).

Иисус просит Отца ниспослать апостолам и Церкви Святого Духа вплоть до конца света. Но одновременно Он Сам несет в Себе этот дар, более того, в Своей человеческой природе Он имеет полноту Святого Духа, ибо «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3, 35), «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божий; ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин 3, 34).

3. Сын Божий посылает Духа также через Свою человеческую природу: ибо если Святой Дух есть Дар Отца, то Христос-Человек, совершающий до конца Своими искупительными страданиями миссию, начатую и исполняемую Им по воле Отца, будучи послушным «даже до смерти (...) крестной» (Флп 2, 8), в силу Своей сыновней искупительной жертвы являет Святого Духа как Дар и дарует Его Своим ученикам. То, что во время Тайной Вечери Иисус называет Своим уходом, в домостроительстве Спасения является тем предсказанным моментом, с которым связывается пришествие Святого Духа (ср.: Ин 16, 7).

4. В этот наивысший момент самооткровения тринитарной тайны мы можем постичь глубину сокровенной жизни Бога. Дух Святой явлен нам не только как Дар для людей, но и как Дар, пребывающий в сокровенной жизни Бога. «Бог есть любовь» — говорит нам св. апостол Иоанн (1 Ин 4, 8): любовь в ее самом изначальном смысле, — уточняют богословы, присущая всем трем Божественным Лицам. Кроме того, Святой Дух как Дух Отца и Сына есть Любовь в личностном смысле, чему мы посвятили предыдущую беседу. Вот почему Дух проникает силою Любви «и глубины Божий» (1 Кор 2, 10). И поэтому Он — несотворенный и предвечный Дар, Которым Божественные Лица одаряются в сокровенной жизни Триединого Бога. Быть Любовью и быть Даром здесь означает одно и то же. Можно даже сказать, что «через Святого Духа Бог существует "наподобие" дара. Святой Дух — это личностное выражение этого дарения, этого бытия Любви. Он — Лицо-Любовь. Он — Лицо-Дар» (Dominum et Vivificantem, 10).

5. Св. Августин пишет, что «как быть родившимся означает для Сына происходить от Отца, так быть Даром означает для Святого Духа происходить от Отца и Сына» (De Trinitate, IV, 20: PL 42, 908). Быть Любовью означает для Святого Духа то же самое, что быть Даром. Блестящее толкование дает св. Фома: «Если мы кому-либо делаем подарок, то это означает, что мы желаем ему добра. Следовательно, самое главное и самое важное в нашем даре — это любовь, желающая ближнему добра. Отсюда очевидно, что любовь — это первый и основной дар; (...) А поскольку Святой Дух являет Себя в образе Любви, то Он являет Себя также в образе Первого Дара» (SummaTheol., I, q. 38, a. 2). Все другие дары распределяются между членами тела Христова посредством Дара, Которым является Святой Дух, — этой мыслью св. Августина заканчивает свои рассуждения Ангельский Доктор (De Trinitate, XV, 19: PL 42, 1084).

6. Будучи началом всех других даров, даруемых творениям, Святой Дух, Лицо-Любовь, несотворенный Дар является как бы источником (fans vivus), из которого в творениях происходит все; Он является как бы огнем любви (ignis caritatis), рассыпающим искры истинности и добра во всем сущем (dona creata). Это дарование бытия через акт творения, дарование благодати ангелам и людям в домостроительстве спасения. И поэтому св. апостол Павел пишет: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

7. Текст св. апостола Павла — это синтез всего того, что возвещали апостолы вскоре после Пятидесятницы. «Петр же сказал им: покайтесь, да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2, 38). Вскоре Петр, благодаря Откровению Божию, пережитому им при посещении сотника Корнилия с целью его крещения, понял, «что дар Святаго Духа излился и на язычников» (Деян 10, 45). В Деяниях Апостолов мы читаем также о Симоне, учителе черной магии, который хотел купить за деньги Святого Духа. Св. апостол Петр, сурово порицая его, сказал, что Святого Духа можно получить только от Бога, исключительно даром (ср.: Деян 8, 19-23).

8. Это же повторяют в своем учении Отцы Церкви. Например, Кирилл Александрийский пишет: «Наше возвращение к Богу через Христа Спасителя совершается только через участие и освящение в Святом Духе. То, что нас связывает и как бы соединяет с Богом, есть Дух; вместе с ним мы соучаствуем в Божественной природе; мы получаем Его через Сына, в Сыне же получаем Отца» (PG 74, 544D). Речь здесь идет о «возвращении к Богу», которое постоянно совершается в отдельных людях и в человеческих поколениях в период между спасительным уходом Христа — Сына к Отцу — и повторяющимся заново, освящающим пришествием Святого Духа, которое завершится в последнем пришествии Христа во славе в конце истории. Все то, что в виде таинств, харизм и церковной иерархии служит этому «возвращению» человечества через Сына к Отцу, «изливается» во множестве разнообразных форм как предвечный Дар, то есть Святой Дух, в Его измерениях дара сотворенного, а следовательно, как сопричастность людей к бесконечной Любви. «Святой Дух дарует Себя», — говорит св. Фома (Summa Theol., I, q. 38, a. 1, ad. 1). Существует определенная преемственность между несотворенным Даром и сотворенными дарами, о которой св. Августин пишет: «Святой Дух — это извечный Дар, но одновременно — это дар ниспосылаемый» (De Trinitate, V, 16. 17: СС 50, 224).

9. Из этого древнего предания Отцов и Учителей Церкви, как звенья одной цепи соединяющего нас с Иисусом Христом и апостолами, следует то, что написано в энциклике Dominion et Vivificantem (п. 54): «Любовь Бога Отца — Дар, бесконечная благодать, источник жизни — стала явной во Христе и в Его человеческой природе, стала "частицей" вселенной, человечества и истории. Это "проявление" благодати в истории человека через Иисуса Христа совершилось с помощью Святого Духа, ибо всякое спасительное действие Бога в мире совершается всегда и везде в Святом Духе. Он, будучи "Богом сокровенным", как Любовь и Дар "наполняет землю"». В центре этого универсального порядка, сотворенного из даров Святого Духа, стоит человек, разумное творение, которое в отличие от других земных творений может «стать сопричастным Божественному Лицу и пользоваться Его дарами. (...) Это происходит тогда, когда человек настолько сопричастен Слову Божию и Любви исходящей, что в силах свободно и истинно познавать и любить Бога. (...) Однако к такому обладанию Любовью он не может прийти своими силами. Это должно быть даром Неба, то есть дано нам свыше (...). В этом же смысле Божественному Лицу надлежит быть данным и Даром» (Summa Theol., 1, q. 38, а. 1).

В будущем у нас еще будет возможность указать на значение этого учения в духовной жизни. Теперь же словами Ангельского Доктора завершается цикл наших бесед о Лице Святого Духа как Любви и Даре.

(21. 11. 1990)

Иоанн Павел II
ВЕРУЮ В ДУХА СВЯТОГО ГОСПОДА ЖИВОТВОРЯЩЕГО
Перевод с польского: Виктор Данилов


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.