Согласно Посланиям апостола Павла (II) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Согласно Посланиям апостола Павла (II)

2022-05-09 17
Согласно Посланиям апостола Павла (II) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В предыдущей катехизической беседе мы говорили, что Откровение о Святом Духе как о Лице, состоящем в тринитарном единстве с Отцом и Сыном, нашло свое выражение в прекрасных и убедительных Посланиях св. апостола Павла. Обратимся к ним и сегодня при рассмотрении других аспектов этой основной темы. Эта тема не раз возникает в текстах Посланий, проникнутых живой и вдохновляющей верой в действия Святого Духа и в те особенности, присущие Личности, которые проявляются в этих действиях.

2. Одним из наиболее возвышенных и захватывающих примеров этой веры, которая в Посланиях апостола Павла служит проводником истины, явленной в Откровении и обращенной к Церкви, стал образ Святого Духа, пребывающего в верующих, ставших Его храмом: «Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3, 16). Слово «живет», как правило, относится к личностям. Речь идет о пребывании Божественной Личности в человеческих личностях. Это факт духовного свойства, тайна благодати и вечной любви, и именно поэтому апостол относит его к Святому Духу. Это сокровенное пребывание оказывает воздействие на всего человека, в том конкретном и наиболее полном измерении его сущности, которое св. апостол Павел несколько раз называет «телом». Действительно, в дальнейшем тексте того же Послания Павел как бы «подстегивает» читателей вопросом: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, И вы не свои?» (1 Кор 6, 19). В этом тексте упоминание о «теле» особенно характерно в плане идеи апостола Павла о воздействии Святого Духа на всего человека!

Это позволяет нам уяснить и лучше понять другой текст — из Послания к Римлянам, говорящий о жизни по Духу. В нем сказано: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (...) Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 9. 11).

Таким образом, присутствие Бога излучается на все человеческое существо, на всю его жизнь: все составляющие человека, все его возможные проявления подпадают под воздействие Святого Духа, Духа Отца и Сына, то есть Христа — Воплощенного Слова. Этот пребывающий в Троице Дух присутствует — в силу искупления, совершенного Христом, — во всем человечестве, признающем и принимающем Его.

3. Другая особенность, какую св. апостол Павел относит к Личности Святого Духа, это — как он пишет в Первом Послании к Коринфянам — пронизывание всего: «Дух все проницает, и глубины Божьи. Ибо кто из Человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (2, 10-11).

Это проницание означает интенсивность и глубину познания, всего свойственного Божеству, в котором живет Святой Дух со Словом-Сыном в единстве Троицы.

Поэтому Святой Дух — это Дух света, Который, по словам Христа, учит человека истине (ср.: Ин 14, 26).

4. Его «учение» касается прежде всего Божественной сущности, тайны Самого Бога, а также Его слов, обращенных к человеку, и Его даров. Св. апостол Павел пишет: «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор 2, 12). Святой Дух дает верующим Божественное видение мира, жизни, истории; дает им «интеллект веры», благодаря которому душа способна «видеть» и то, что лежит далеко за пределами человеческого и космического измерения реальности, и во всем находить отражение Божественных деяний, осуществление замысла Провидения и отсвет славы Пресвятой Троицы.

Вот почему в литургической молитве о Сошествии Святого Духа мы произносим слова древнего песнопения: Veni, Sancte Spiritus, et emitte coelitus lucis tuae radium... — «Приди, Святой Дух, ниспошли с небес свет Твоих лучей. Приди, Отче убогих, приди, Податель благодати, приди, свет совести...»

5. Дух света дает также людям - особенно апостолам и Церкви — способность передавать другим Божественные истины, как бы охватывая их Своим светом. «Что и возвещаем, — пишет св. апостол Павел, — не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор 2, 13). Так говорит апостол, так говорит первоначальная Церковь и Церковь всех времен, так говорят истинные богословы и катехизаторы, проповедующие не мудрость сего мира, но «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор 2, 6-7).

Эта мудрость является даром Святого Духа, и потому необходимо просить о ее ниспослании для учителей и проповедников всех времен. Она есть дар, о котором говорил св. апостол Павел в Послании к Коринфянам: «одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом» (1 Кор 12, 8). Познание, мудрость, сила слова, достигающая ума и совести; внутренний свет, возвещением истины Божией озаряющий лучами славы Пресвятой Троицы человека, который покорно и сосредоточенно вслушивается в нее, — все это дары Святого Духа.

6. Дух, Который «проницает» даже «глубины Божии» и учит Божественной мудрости, одновременно является Водителем. В Послании к Римлянам мы читаем: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим 8, 14). Речь идет о сокровенном «водительстве», достигающем самых основ «нового творения»: Святой Дух делает так, что люди живут жизнью приемных детей Божиих. А чтобы так жить, человеческий дух должен осознавать свое Божественное усыновление. И «сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим 8, 16). Свидетельство Святого Духа как Лица необходимо для того, чтобы человек смог в своей жизни сделать глубоко личной тайну, привитую ему Самим Богом.

7. Таким образом, Святой Дух «подкрепляет» нас в нашей слабости. По мнению апостола, это совершается посредством молитвы. Он пишет: «Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). Следовательно, для Павла Дух — это сокровенный Созидатель подлинной молитвы. Его Божественное влияние охватывает человеческую молитву и передает в глубины Божий.

Еще одно высказывание апостола Павла заключает в себе и как бы суммирует все сказанное нами прежде на эту тему. Оно звучит так: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5). Следовательно, Святой Дух — это Тот, Кто «изливает» любовь Божию в человеческие сердца и дарует нам сопричастность к этой любви.

Все эти высказывания, столь характерные для языка Апостола народов, позволяют нам лучше познать деяния Святого Духа и саму Личность Того, Кто действует в человеке Божественным образом.

(10. 10. 1990)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.