Святой Дух и добровольная жертва Иисуса Христа — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Святой Дух и добровольная жертва Иисуса Христа

2022-05-09 19
Святой Дух и добровольная жертва Иисуса Христа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В энциклике Dominum et Vivificantem сказано: «Иисус Христос, Сын Божий, будучи Человеком, горячей молитвой во время Своих Крестных Страданий дал возможность Святому Духу, глубоко охватившему уже всю Его человеческую природу, преобразить в беспримерное жертвоприношение, в жертву любви Свою смерть на кресте. Эту жертву Он принес Сам — Он был единственным священником этого жертвоприношения: "принес Себя непорочного Богу" (Евр 9, 14)» (п. 4О).

Крестная жертва — кульминационный момент этой жизни, в которой, на основании текстов Евангелия, нам открылась истина о Святом Духе, присутствующем с момента Воплощения.

Мы говорили об этом в предыдущих катехизических беседах, останавливаясь на тех моментах в жизни и служении Христа, в которых особенно ярко проявляется Святой Дух. Тема сегодняшней беседы — жертва на кресте.

2. Обратим внимание на последние слова Христа, Умирающего на Голгофе. У Луки они переданы так: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк 23, 46). за исключением слова «Отче», они заимствованы из Пс 31 (ср.: 31 [30], 6), но в контексте Евангелия приобретают совсем другое значение. Псалмопевец просил Бога об избавлении от смерти; Иисус же, произнося на кресте те же слова, принимает смерть и отдает Свой дух (то есть Свою жизнь) Отцу. Псалмопевец обращается к Богу как к освободителю; Иисус же вверяет Отцу (то есть жертвует) Свой дух в надежде воскресения из мертвых. Он вверяет Отцу всю Свою человеческую природу, в которой, однако, заключено Божественное «Я» Сына, соединенное с Отцом в Святом Духе. И все же в тексте св. Луки присутствие Святого Духа не показано столь же выразительно, как в Послании к Евреям (9, 14).

3. Прежде чем перейти к этому тексту, рассмотрим слова умирающего Христа, приведенные несколько по-иному в Евангелии от Иоанна: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19, 30). Евангелист не говорит о том, что Иисус «отдал» (или «вверил») дух Отцу. Евангелие от Иоанна, и особенно та его часть, в которой описывается крестная смерть Христа, кажется, скорее указывает на то, что эта смерть определяет начало сошествия Святого Духа как Дара, пожертвованного в момент ухода Христа.

Но и об этом не говорится прямо. Тем не менее мы не можем забывать об удивительной связи, которая, как нам кажется, существует между текстом Иоанна и истолкованием смерти Христа, данном в Послании к Евреям. Автор Послания, ссылаясь на кровавые жертвы, приносимые народом Ветхого Завета для очищения от прегрешений против Закона, сравнивает их с жертвой на кресте и добавляет: «кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр 9, 14).

Как сказано мною в энциклике Dominum et Vivificantem, «и в Своей человеческой природе Он [Христос] был достоин стать такой жертвой, ибо только Он непорочен. Одновременно Он принес ее "Святым Духом", что означает: Святой Дух особым образом действовал в этом акте полной Самоотдачи Сына Человеческого, ради того, чтобы преобразить страдания в искупительную любовь» (п. 40). Тайна соединения Мессии со Святым Духом, явленная в Евангелии от Луки, открывается теперь в Послании к Евреям. В нем выражена вся глубина этого акта, далеко выходящего за рамки ритуального обряда, пронизывающего человеческую совесть, чтобы очистить ее и обновить с помощью благодати Божией.

4. В Ветхом Завете не раз говорится об «огне с неба», сжигавшем принесенные людьми жертвы (ср.: Лев 9, 24; 3 Цар 18, 38; 2 Пар 7, 1). В Книге Левит написано: «огонь на жертвеннике пусть горит (и) не угасает; и пусть священник сожигает на нем всесожжение» (6, 12). Сегодня мы знаем, что жертва всесожжения была символом жертвы на кресте — жертвы совершенной. «По аналогии можно сказать, что Святой Дух — это "огонь с неба", действующий в глубине тайны креста. Исходя от Отца, Он обращает к Отцу самопожертвование Его Сына, внося эту жертву в Божественное измерение тринитарного единства» (Dominum et Vivificantem, 41).

И поэтому можно сказать, что в сиянии тайны Пресвятой Троицы мы видим исполнение предсказанного Иоанном Крестителем на реке Иордан: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11). Если уже в Ветхом Завете, на который ссылается Иоанн Креститель, огонь символизировал могущественное вмешательство Бога, очищавшего совесть Своим Духом (ср.: Ис 1, 25; Зах 13, 9; Мал 3, 2-3; Сир 2, 5), то теперь действительность, явленная нам в жертве на кресте, превосходит символы. Эта жертва — совершенное крещение, которым должен был креститься Христос (ср.: Мк 10, 38) и к которому Он всеми силами стремился в Своей земной жизни и служении, согласно Его же словам: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 49-50). Святой Дух — это спасительный «огонь», Который приведет к совершению этой жертвы.

5. В дальнейшем тексте Послания к Евреям мы читаем: Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр 5, 8). Придя в мир, Он сказал Отцу: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10, 9). Именно это послушание окончательно воплощается в крестной жертве: «Если грех породил страдание, то теперь боль Божия — это страдание — находит Святым Духом свое окончательное человеческое выражение в распятом Христе (...). И одновременно из глубины этого страдания (...) Дух вновь одаряет человека и творение. В глубине тайны креста действует Любовь, снова приводящая человека к участию в жизни Самого Бога» (Dominum et Vivificantem, 41).

Поэтому в отношениях с Богом человечество имеет первосвященника, умеющего сопереживать нашим страданиям, познавшего нашу человеческую природу во всем, кроме греха (ср.: Евр 4, 15). В этой новой тайне священнического посредничества Христа между нами и Отцом решающим является действие «вечного Духа» — огня бесконечной любви.

6. «Святой Дух как Любовь и Дар как бы нисходит в самое сердце жертвоприношения, вознесенного на кресте. Ссылаясь на библейскую традицию, можно сказать: эта жертва сгорает в огне Любви, соединяющей Отца с Сыном в тринитарном единстве. Поскольку в то же время крестная жертва принесена лично — в полном значении этого слова — Самим Христом, то через это жертвоприношение Он "получает" Святого Духа. Он получает Его таким образом, что может "дать" этого Духа — причем только Он вместе с Богом-Отцом — апостолам, Церкви, человечеству» (Dominum et Vivificantem, 41).

Поэтому мы вправе видеть в крестной жертве завершающее откровение Святого Духа в жизни Христа. Это ключевой момент, дающий начало событию Пятидесятницы и его распространению по всему миру. Этот же «вечный Дух», действующий в тайне креста, предстанет в Сионской Горнице в виде «огненных языков» над головами апостолов как символ постепенного вхождения в человеческую историю через апостольское служение Церкви. Мы также призваны смиренно и благодарно подчиниться воздействию этой таинственной спасительной силы, исходящей из креста и из Сионской Горницы, чтобы в ней и через нее приблизиться к общению со Пресвятой Троицей!

(1. 08. 1990)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.