Действие Святого Духа в тайне сретения Господня — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Действие Святого Духа в тайне сретения Господня

2022-05-09 18
Действие Святого Духа в тайне сретения Господня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В «Евангелии детства Иисуса» св. Луки показано, что Святой Дух являл Себя не только при Благовещении и посещении Елизаветы Марией, о чем мы говорили в предыдущих катехизических беседах, но и тогда, когда Младенца Иисуса принесли в Храм на сороковой день после рождения (ср.: Лк 2, 22-38). Это первое из многих событий в жизни Христа, в которых вместе с истиной о тайне Воплощения открывается истина о присутствии и действии Святого Духа.

2. Евангелист пишет, что «когда исполнились дни очищения по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лк 2, 22). Посвящение первородного сына Богу в Храме сопровождалось жертвоприношением (ср.: Лк 2, 24) в знак выкупа маленького израильтянина, который таким образом возвращался к жизни в семье и среди народа. Это было одно из предписаний, предусмотренных Законом Моисея, обязательным для людей Ветхого Завета (ср.: Исх 13, 2. 12-13. 15; Лев 12, 6-8; Числ 18, 15). Набожные израильтяне соблюдали этот культовый обычай. По словам Луки, ритуал, совершенный родителями Иисуса в соответствии с требованиями Закона, стал поводом к новому вмешательству Святого Духа, придавшего этому событию мессианский смысл, включившего его в тайну Христа-Искупителя. Орудием нового Откровения стал святой старец, о котором Лука пишет: «был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк 2, 25). Событие происходит в священном месте, в Храме, вокруг которого была сосредоточена вся история Израиля и все надежды, связанные с давними обетованиями и пророчествами.

3. Человек, ожидавший «утешения Израилева», то есть Мессию, был особым образом подготовлен Святым Духом для встречи с «Тем, Кто должен был прийти». Ибо в Евангелии написано, что «Дух Святый был на нем», и значит, действовал в нем постоянно и предсказал ему, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2, 25-26).

По словам Луки, это ожидание Симеона, наполненное тоской, надеждой и внутренней уверенностью, что он все-таки увидит Мессию, свидетельствует о действии в нем Святого Духа, вдохновляющего его, освящающего и руководящего его поведением. И действительно, в тот день, когда Мария и Иосиф принесли Младенца Христа в Храм, и Симеон, по «вдохновению Духа», также отправился в Храм, как пишет св. Лука (ср.: Лк 2, 27). Святой Дух не только дал ему обетование о встрече с Мессией, не только подал мысль отправиться в Храм, но даже повелел идти и почти что силой привел его. А в самом Храме Он помог ему распознать в маленьком Иисусе, Сыне Марии, Того, Кого он ожидал.

4. Лука пишет: «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал» (Лк 2, 27-28).

В этом месте евангелист вкладывает в уста Симеона известное песнопение Nunc dimittis («Ныне отпущаеши»), повторяемое ежедневно в богослужении Часов во время завершающей молитвы — комплеты (от лат. completes — наполненный, полный), когда мы особенно ощущаем, как проходит время. Волнующие слова Симеона, который уже вскоре должен «отойти с миром», открывают перспективу вечно новой надежды на спасение, воплощающейся во Христе: «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 30-32). Это предсказание всеобщей евангелизации, возвещающей спасение, которое приходит из Иерусалима, из Израиля, но через действия Мессии-Спасителя, ожидаемого Его избранным народом и всеми народами.

5. Святой Дух, действующий в Симеоне, присутствует и действует также и в людях всех времен, в тех, которые, подобно святому старцу, приблизились к Богу и поверили в Его обетования. Вторым лицом этой действительности, этой тайны Лука называет «пророчицу Анну», которая, в молодости овдовев, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2, 37). Таким образом, это была женщина, преданная Богу и наделенная особым даром понимания — в свете Святого Духа — замыслов Божиих и толкования Его повелений. В этом смысле ее можно назвать пророчицей (ср.: Исх 15, 20; Суд 4, 4; 4 Цар 22, 14). Лука не говорит прямо об особом действии Святого Духа в Анне. Тем не менее он ставит ее рядом с Симеоном. Вместе с ним Анна прославляет Бога и говорит об Иисусе: «она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2, 38). Нет сомнений в том, что ее, как и Симеона, именно Святой Дух привел на встречу с Иисусом,

6. Пророческие слова Симеона (и Анны) возвещают не только пришествие Спасителя в мир и Его присутствие среди Израильтян, но также и Его искупительную жертву. Эта вторая часть пророчества Симеона обращена непосредственно к Марии: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34-35).

Трудно здесь не подумать о Святом Духе как о вдохновителе этого предсказания Страданий Христа, в силу которых Он осуществит спасение. Особенно знаменателен тот факт, что говоря о будущих страданиях Христа, Симеон обращается в мыслях к сердцу Матери, Которая в единстве с Сыном встретит сопротивление Израиля и всего мира. Симеон не говорит прямо о жертве на кресте, но относит свое пророчество к сердцу Марии, Которой «оружие пройдет душу», к сердцу Матери, разделяющей страдания Сына.

7. Вдохновенные слова Симеона обретают еще более знаменательный смысл, когда мы размышляем о них в общем контексте «Евангелия детства», написанного Лукой, поскольку они определяют весь этот период жизни Иисуса как время, отмеченное печатью особого воздействия Святого Духа. Благодаря этому можно лучше понять упоминание евангелиста об удивлении Марии и Иосифа, с каким они отнеслись к этим событиям и словам: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (Лк 2, 33).

Эти события и слова были запечатлены св. Лукой, который, будучи автором Деяний Апостолов, описывает также и событие Пятидесятницы: сошествие Святого Духа на апостолов и учеников, собравшихся в Сионской Горнице, вместе с Марией, после Вознесения Господня, предсказанного Самим Иисусом. Уже на основании «Евангелия детства» можно убедиться, что евангелист Лука с особой чуткостью подмечал присутствие и действия Святого Духа во всех событиях, связанных с тайной Воплощения, — с начала и до конца жизни Христа.

(20. 06. 1990)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.