Тайна Воплощения: «И зачала от Духа Святого» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тайна Воплощения: «И зачала от Духа Святого»

2022-05-09 27
Тайна Воплощения: «И зачала от Духа Святого» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Вся история Иисуса Христа объясняется действиями Святого Духа. Об этом мы уже говорили в предыдущей катехизической беседе. И поэтому правильное и глубокое прочтение истории Иисуса Христа — ее отдельных этапов — это в то же время особый путь полного познания откровения Святого Духа. Истину о третьем Лице Пресвятой Троицы мы познаём прежде всего из жизни Мессии — «помазанного» Духом (ср.: Деян 10, 38). Эта истина становится особенно зримой в отдельные моменты жизни и служения Христа, на которые мы также будем ссылаться в последующих беседах. Первый из этих моментов — это само Воплощение, то есть пришествие в мир Слова Божия, принявшего посредством зачатия человеческую природу и родившегося от Марии благодаря Святому Духу: conceptus de Spiritu Sancto, natus ex Maria Virgine — как мы исповедуем в Символе Веры.

2. Сошлемся на тексты Евангелий от Матфея и Луки, выражающие эту истину сходным образом и в то же время дополняющие друг друга. С точки зрения хронологии, мы должны сначала сослаться на Луку, но, принимая во внимание цель нашей беседы, предпочтительнее начать с текста Матфея, в простой форме излагающего историю зачатия и рождения Иисуса (опровергая, возможно, слухи, распространяемые враждебно настроенным иудейским окружением). Евангелист пишет: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф 1, 18). Иосифу, глубоко обеспокоенному случившимся, явился во сне ангел Господень «и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф 1, 20).

Таким образом, цель Матфея — безоговорочно утвердить Божественное происхождение данного факта, который он приписывает вмешательству Святого Духа. Это объяснение было авторитетным для христианских общин первых веков, от которых ведут свое начало как Евангелие, так и Символы Веры, соборные установления, а также предания Отцов Церкви.

В свою очередь, текст Луки отражает сам момент и тот способ, благодаря которому это девственное материнство берет начало от Святого Духа (ср.: Лк 1, 26-38). Вот слова ангела: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 35).

3. Обратим внимание на то, что простой, ясный и краткий стиль Матфея и Луки при описании событий, связанных с Воплощением Слова, событий, которые в прологе четвертого Евангелия будут представлены с богословской глубиной, отчетливо говорит нам о том, насколько далека наша вера во Христа от тех мифологических представлений, к которым сводят некоторые, в том числе современные, интерпретаторы религии понятие о Боге, ставшем человеком. Евангельские тексты, ограничиваясь лишь тем, что является самым существенным, наполнены духом исторической правды, имея в качестве прямого или косвенного источника сообщения непосредственных очевидцев, и прежде всего Марии. Однако в них в то же время ощутима убежденность Евангелистов и первых христианских общин в присутствии тайны - а значит, истины Откровения — в том, что совершилось «с помощью Святого Духа». Это тайна Божественной причастности к Воплощению, которое — хотя оно реально и истинно в своей дословности — человеческий опыт не может воспринять иначе как знамение человечеству (ср.: Лк 2, 12), знамение плоти, как скажет Иоанн (ср.: 1, 14), — знамение, данное людям, смиренным и открытым Богу. Евангелия, апостольские и послеапостольские послания, а также Священное Предание говорят нам о Воплощении как об историческом факте, а не как о мифе или символическом рассказе. Это реальное событие, в котором, «когда пришла полнота времени» (Гал 4, 4), воплотилось то самое полное единение человека с Богом, о котором — в виде человеческой мечты, чаяния, пророчества — говорят нам некоторые древние мифы. Можно со всей уверенностью утверждать, что Воплощение Слова и вмешательство Святого Духа, представленные Евангелистами как современный им исторический факт, в то же время являются тайной, истиной Откровения и предметом веры.

4. Обратим внимание на новизну и неповторимость этого события по отношению также к писаниям Ветхого Завета, говорившим о сошествии Духа (Святого) на будущего Мессию: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень» (Ис 11, 1-2), или же: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис 61, 1). А в Евангелии от Луки сказано о сошествии Святого Духа на Марию, когда Она стала Матерью Мессии. Здесь новизна и в том смысле, что сошествие Святого Духа относится к женщине. Тем самым подчеркивается Ее особое участие в мессианском деле спасения: роль Девы в Воплощении и узы, возникшие между Девой и Святым Духом перед пришествием Христа. Этот факт проливает также свет на тайну женщины — тайну, которую на протяжении многих веков тщательно изучали и пытались постичь, имея в виду не только Саму Марию, но также роль и предназначение всех женщин.

5. О новизне евангельского повествования говорят также факты необычных человеческих родов, известные из текстов Ветхого Завета (ср.: 1 Цар 1, 4-20; Суд 13,

2-24; а также Лк 1, 18-25). Эти роды происходили обычным путем человеческого деторождения, хотя и чудесным образом. При их возвещении не говорилось о Святом Духе. В описании Благовещения в Назарете впервые сказано о Святом Духе: с Его помощью совершается зачатие и рождение Сына Божия — Сына Марии. Зачатие это и роды были девственными. Об этом говорит сам вопрос Марии, обращенный к Ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю» (Лк 1, 34). Этими словами Мария свидетельствует о Своей девственности — Она была девственницей и намеревается ею остаться. Это намерение Марии исполнить волю Самого Бога, оставаясь девственной, следует понимать как благодать, полученную от Святого Духа. Об этом свидетельствует само ангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк 1, 28). О старце Симеоне евангелист также говорит, что «он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк 2, 25).

Но слова, обращенные к Марии, говорят о большем — они говорят о том, что Она была исполнена благодати. И эта наполненность благодатью, несомненно, является результатом действия Святого Духа согласно Божественному замыслу Воплощения. Благодаря Святому Духу Мария полностью готова стать Матерью Сына Божия. И благодаря воздействию Святого Духа Мария, в силу Своего Богоматеринства, была и остается девственницей. В этом еще одна тайна Воплощения, о которой мы узнаём из евангельского текста.

6. Принятое Марией решение остаться девственной можно объяснить только действием Святого Духа. Согласно традициям Ветхого Завета, в духе которых жила и воспитывалась Мария в Назарете, девственность как нравственный идеал не была известна и не практиковалась. «Дочери Израиля», сообразуясь с Законом Божиим и религиозным культом, видели свой идеал скорее в материнстве. Девственность не была достойным выбором и даже не пользовалась уважением. Поскольку вся история Израиля была наполнена ожиданием пришествия Мессии, то женщина психологически подготавливалась к материнству — именно во имя Мессии. Человеческие и этнические устремления тем самым принимали пророческие масштабы. Все религиозные чаяния Израиля связывали пришествие Мессии с человеческим деторождением. Материнство открывало израильским женщинам именно такое будущее — стать матерью Мессии.

Но пути Божии были иными. И этими путями Святой Дух ведет Марию. Вместе с тем Она положила начало новому идеалу, который развился затем в Народе Божием Нового Завета — полностью, всей душой и телом, всеми чувствами и волей, умом и сердцем предать себя «Царству Небесному» (ср.: Мф 19, 12). Об этом новом евангельском идеале мною уже говорилось в апостольском послании Mulieris dignitatem (ср.: п. 20).

7. Мария, Мать Иисуса Христа, — Сына Божия, ставшего человеком, — будучи Девой, продолжает оставаться незыблемой основой спасительного деяния Бога. Также и в нашу эпоху, которая, казалось бы, движется в ином направлении, невозможно утаить это девство (безбрачие ради Царствия Божия), столь выразительно запечатленное Святым Духом в тайне Воплощения Слова. Зачатый от Святого Духа, родившийся от Девы Марии был «обязан» Своим человеческим рождением Ее девственному материнству. Благодаря этому материнству Мария стала живым символом женского достоинства, соединением двух великих реальностей — материнства и девственности — сочетания, невозможного с человеческой точки зрения; соединением, свидетельствующим в какой-то степени об истине Воплощения. Мария — это воистину Мать Иисуса, но только Сам Бог, в силу деяния Святого Духа, является Его Отцом.

(4. 04. 1990)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.