Откровение Святого Духа во Христе — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Откровение Святого Духа во Христе

2022-05-09 28
Откровение Святого Духа во Христе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Как показал последний цикл катехизических бесед, все ветхозаветное предание наполнено ссылками и намеками на реальность Святого Духа и представляет своего рода прелюдию к откровению Святого Духа как Лица в Новом Завете. Мы знаем, что, по сути, это Бог вдохновлял и вел богодухновенных авторов-израильтян, приуготовляя к окончательному Откровению, данному Христом и переданному апостолам для благовествования и распространения по всему миру.

Таким образом, в Ветхом Завете мы соприкасаемся с Откровением предварительным и постепенным, касающимся не только Святого Духа, но и Мессии — Сына Божия, Его искупительного служения и Его царства. Это Откровение устанавливает различия между Богом-Отцом, исходящей от Него предвечной Премудростью и всемогущим и благодатным Духом, посредством Которого Бог действует в мире с момента сотворения и управляет ходом истории в соответствии со Своим замыслом спасения.

2. Очевидно, что ветхозаветное Откровение не раскрывает до конца Божественной тайны. Однако оно было своеобразным введением в будущее Откровение, исходящим от Самого Бога во времена Ветхого Завета посредством Закона, пророков (ср.: Мф 22, 40; Ин 1, 45) и самой истории Израиля, так что omnia in figura сопtingebant illis: все в них — прообраз и возвещение будущего (ср.: 1 Кор 10, 11; 1 Петр 3, 21; Евр 9, 23).

Действительно, в начале Нового Завета мы встречаем несколько лиц — Иосифа, Захарию, Елизавету, Анну, Симеона, и прежде всего Марию, которые благодаря внутреннему свету Духа сумели постичь истинный смысл пришествия в мир Иисуса Христа.

Говоря о роли Святого Духа в жизни этих верующих, представителей Ветхого Завета, евангелисты Лука и Матфей (ср.: Мф 1, 18-20; Лк 1, 15. 35. 41. 67; 2, 26-27) свидетельствуют о взаимосвязи и, можно сказать, о непрерывности традиции между Ветхим и Новым Заветами, что будет полностью подтверждено Откровением Христовым и событиями Пятидесятницы. Характерно, что апостолы и евангелисты говорят о Святом Духе, описывая Божественное исполнение замысла как при воплощении Слова, так и при зарождении Церкви в день Пятидесятницы. Заметим также, что в обоих случаях в центре повествований, данных Лукой, стоит Мария, Дева и Мать, Которая благодаря Святому Духу зачала Иисуса (ср.: Лк 1, 35; Мф 1, 18) и этого же Духа ожидала, пребывая в молитве вместе с апостолами и другими членами первоначальной Церкви (ср.: Деян 1, 14).

3. Сам Иисус разъясняет роль Святого Духа, когда говорит ученикам, что только с помощью Духа можно до конца понять тайну Его Личности и служения: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (...) Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-14). Таким образом, Святой Дух открывает нам все величие Христа и тем самым прославляет Спасителя. В то же время Он дает нам возможность познать и Свою роль в жизни и служении Христа.

На эту очень интересную проблему я хочу обратить ваше внимание в новом цикле катехизических бесед.

Если до сих пор мы говорили о чудесном действии Святого Духа, которое было предвозвещено Христом и проявилось в день Пятидесятницы и в начале исторического пути Церкви, то теперь нам следует подчеркнуть тот факт, что первое и самое большое чудо, совершенное Святым Духом, — Сам Христос. Над этим чудом мы и хотим поразмышлять.

4. Мы уже говорили о Личности, жизни и служении Христа в христологическом цикле бесед. Но теперь мы можем провести обобщающий анализ этой же темы с точки зрения пневматологии, а значит, в аспекте деяний Святого Духа в Сыне Божием, ставшем человеком.

В кратком изложении христианского вероучения Лицо Сына Божия рассматривается после Бога-Отца и перед Святым Духом, «от Отца и Сына исходящим». Следовательно, христология предшествует пневматологии. Это верно и с хронологической точки зрения, ибо явление Христа на земле предшествовало сошествию Святого Духа, положившего начало Церкви в день Пятидесятницы. Более того, сошествие Святого Духа было венцом искупительной жертвы Христа и знамением власти Сына, сидящего отныне одесную Отца.

5. Тем не менее христологию необходимо рассматривать — и на это справедливо указывает православие — как неотъемлемую часть пневматологии, поскольку Святой Дух присутствует уже в момент воплощения Слова во Христе, «Который был зачат от Духа Святого», как говорится в Символе Веры.

Присутствие Духа в тайне Воплощения играет столь важную роль, что если мы хотим эту тайну охватить и выразить наиболее полно, то мы не можем ограничиться утверждением, что Слово стало плотью, но должны подчеркнуть, как это мы делаем, читая Символ Веры, роль Святого Духа в формировании человеческой сущности Сына Божия в девственном лоне Марии. С этого мы начнем наши катехизические рассуждения. Затем мы попытаемся проследить действие Святого Духа в жизни и посланническом служении Христа: в Его детстве, в момент крещения, которое стало началом общественного служения Христа, во время поста в пустыне, в молитве, в проповеднической деятельности, в добровольной жертве и, наконец, в Воскресении из мертвых.

6. Анализ евангельских текстов выявляет важную истину: понять Христа — Кем Он был и Кем является для нас — невозможно без Святого Духа. Это означает, что познание тайны Христовой требует света Святого Духа, а также то, что уяснить для себя, Кем был евангельский Христос, невозможно, не упомянув о действиях Святого Духа с момента Воплощения Слова и на протяжении всей жизни Иисуса. Святой Дух оставил на облике Христа печать Своей Божественной индивидуальности.

Поэтому более полное познание Христа требует и глубокого познания Святого Духа. «Знать, Кем является Христос» и «Знать, Кем является Дух» — эти два требования нераздельны и взаимосвязаны.

Мы можем еще добавить, что взаимосвязь христианина с Иисусом Христом зависит от его взаимосвязи со Святым Духом. Об этом говорится в Послании к Ефесянам, в котором автор высказывает пожелание, чтобы Дух Отца утвердился «во внутреннем человеке», дабы мы могли «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф 3, 16. 19). Это означает, что на пути познания Христа и любви к Нему, на пути обретения истинной христианской мудрости мы нуждаемся во вдохновении и руководстве Святого Духа, внутреннего наставника истины и жизни.

(28. 03. 1990)


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.