Направляющая сила Духа Божия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Направляющая сила Духа Божия

2022-05-09 21
Направляющая сила Духа Божия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Ветхий Завет содержит свидетельства о роли Духа Божия, в которых используются символические образы «дыхания», «дуновения», «животворящей силы» и «ветра», причем не только в книгах, отражающих вероучение и литературное творчество святых авторов, психологию и язык древних израильтян, но и в книгах, повествующих о жизни людей, возглавлявших народ на его историческом пути к мессианскому будущему.

Согласно авторам Библии, Дух Божий действует через вождей таким образом, что они не только все делают во имя Бога, но и все ими совершаемое действительно служит исполнению планов Божиих; то есть они заботятся не столько об установлении и упрочении своей власти и своей династии, согласно монархическим или аристократическим представлениям, сколько о том, чтобы с пользой служить другим, и особенно своему народу. Можно сказать, что Святой Дух через вождей народа пронизывает историю Израиля и направляет ее.

2. Уже на примере истории патриархов видно, что некая высшая сила направляет их, руководит их поступками и делами, осуществляя замыслы, касающиеся «потомства». Один из них — Иосиф, в котором Дух Божий обитает как дух премудрости, о чем догадывается фараон, спрашивающий своих слуг: «найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт 41, 38). Дух Божий наделяет Иосифа умением управлять государством и выполнять особые функции не только для блага своей семьи со всеми ее ответвлениями, но и для всей будущей истории Израиля.

Также и в Моисее — посреднике между Ягве и народом — действует Дух Божий, поддерживающий его и направляющий в период Исхода; благодаря Моисею народ Израиля обретает родину и становится независимым народом, способным осуществлять свое мессианское служение. Когда среди колен, пребывающих в пустыне, возникает недовольство, Моисей жалуется Богу, что он не в состоянии больше «один нести всего народа сего» (Числ 11, 14). Тогда Бог повелевает Моисею избрать семьдесят мужей, которые образуют в этих кочующих племенах первую структуру власти. Бог говорит: «возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ 11, 17). Когда семьдесят старейшин собрались вокруг скинии собрания, Господь «взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам» (Числ 11, 25).

В конце своей жизни Моисей хочет оставить обществу предводителя, «чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря» (Числ 27, 17). Тогда Господь указывает ему на «Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух» (Числ 27, 18). «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои» (Втор 34, 9).

Таковы типичные случаи, говорящие о присутствии и действии Святого Духа в «пастырях» народа.

3. Дар духа получают иногда и те, кто, не будучи вождями, в исключительных обстоятельствах бывают призваны Богом для совершения особенно важного служения. Например, перед началом строительства скинии собрания или ковчега завета Бог говорит Моисею: «смотри, Я назначаю именно Веселеила (...) И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх 31, 2-3; ср.: 35, 31). Более того, это касается также и помощников Веселеила, о которых Бог говорит: «в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения» (Исх 31, 6-7).

Книга Судей воспевает деяния мужей, вначале исполнявших героическую роль «освободителей», а позднее, то есть в период перехода от племенной структуры к монархии, становившихся правителями городов и областей. Значение глагола shafat («судить»), принятое в семитских языках, родственных древнееврейскому, указывает на то, что мужей этих следует считать не только стражами правосудия, но и предводителями своих народов. Они призваны Богом, Который, даровав им Своего Духа (дыхание — ruah), отзывается в критические моменты на обращенные к Нему просьбы народа. Во многих текстах этой книги их появление и их победоносные деяния признаны даром Духа. Так было в случае с Гофониилом, одним из первых великих судей, история которого представлена в Книге Судей: «возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила (...). На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля» (Суд 3, 9-10).

По отношению к Гедеону автор Книги особо подчеркивает силу действия Бога: «Дух Господень объял Гедеона» (Суд 6, 34). Также сказано о Иеффае: «был на Иеффае Дух Господень» (Суд 11, 29). Во всех этих случаях Дух Божий дает чрезвычайную силу, отвагу в решениях, иногда дар стратега, благодаря чему человек может осуществлять доверенную ему миссию спасителя и предводителя народа.

4. В переломный момент перехода от правления судей к власти царей, когда исполнилось желание израильтян, просивших «поставить над ними царя, чтобы судил их, как у прочих народов» (ср.: 1 Цар 8, 5), старый судья и спаситель народа Самуил позаботился о том, чтобы народ Израиля не утратил чувства своей принадлежности к Богу, то есть самосознания избранного народа, и чтобы сохранился основной элемент теократии, то есть признание народом власти Бога над собою. Помазание царя как обряд наделения его властью — это символ Божественной инвеституры, то есть подчинения политической власти религиозным и мессианским целям. В этом смысл слов Самуила, сказанных им после помазания Саула и предсказания ему встречи на холме Божием с несколькими пророками: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком» (1 Цар 10, 6). «Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце (...) и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1 Цар 10, 9-10). А когда пришло время, чтобы сразиться, «сошел Дух Божий на Саула» (1 Цар 11, 6). Исполнилось в нем обетование Самуила о помощи Божией и о союзе с Богом: «ибо с тобою Бог» (1 Цар 10, 7). Когда Дух Божий оставил Саула и овладел им злой дух (ср.: 1 Цар 16, 14), на сцене появляется Давид. Старый Самуил также помазал его, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня» (1 Цар 16, 13).

5. Давид в большей степени, чем Саул, воплощает идеал царя-помазанника Божия, прообраз будущего Царя-Мессии, подлинного Избавителя и Спасителя Своего народа. Хотя ни один из преемников Давида не сумеет сравняться с ним в его величии мессианского царя, а некоторые даже выступят против Завета Ягве с Израилем, идеал Царя-Мессии не потускнеет и будет приобретать все более реальные очертания в народных ожиданиях, поддерживаемых предсказаниями пророков.

Особенно подчеркивает связь между духом Божиим и Мессией Исайя: «и почиет на нем Дух Господень» (ср.: Ис 11, 2). Дух мужества, но прежде всего дух премудрости: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис 11, 2-3). Этот дух будет сопровождать Мессию, дабы Он служил справедливо на благо бедным, смиренным и угнетенным.

Следовательно, Мессия обретет всю полноту Святого Духа Божия (ср.: Ис 42, 1; 61, 1 и след.; 63, 10-13; Пс 51 [50], 13; Прем 1, 5; 9, 17), полноту «дыхания» (ruah) Божия, присутствующего во всей библейской истории. И Дух, носящийся над водою перед сотворением мира (ср.: Быт 1, 2), оживляющий все тварные существа (ср.: Пс 104 [103], 29-30; Пс 33 [32], 6; Быт 2, 7; Иез 37, 5-6. 9-10), вдохновляющий судей (ср.: Суд 3, 10; 6, 34; 11, 29) и царей (ср.: 1 Цар 11, 6), дарующий ремесленникам способности, необходимые для обустройства святилища (ср.: Исх 31, 3; 35, 31), наполняющий мудростью Иосифа (ср.: Быт 41, 38), вдохновляющий Моисея и пророков (ср.: Числ 11, 17. 25-26; 24, 2; 1 Цар 10, 6-10; 19, 20), а также Давида (ср.: 1 Цар 16, 13; 2 Цар 23, 2), — тот же Дух почиет на Мессии в изобилии Своих даров (ср.: Ис 11, 2) и использует Его в служении на благо справедливости и мира. А Тот, на ком почиет Дух Господень, «возвестит народам суд» (Ис 42, 1), «не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис 42, 4).

6. Каким же образом Мессия «будет судить народы» и освободит людей от угнетения? Силой ли оружия, как судьи, вдохновленные Духом, а много веков спустя — Маккавеи? Ветхий Завет не давал однозначного ответа на этот вопрос. В некоторых текстах предсказывается применение силы, как, например, в Книге пророка Исайи: «И попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их» (Ис 63, 6). В другом месте содержится призыв к прекращению всякой вражды: «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2, 4).

Ответ был явлен в том, каким способом Святой Дух привел Иисуса Христа к осуществлению Его миссии. Мы знаем из Евангелия, что Святой Дух повелел Иисусу отвергнуть всякое оружие и всякую человеческую гордыню и прийти к победе Бога через великодушное самопожертвование, через пролитие Своей крови ради освобождения нас от грехов. Так открылась нам направляющая и завершающая сила Святого Духа.

(17. 01. 1990)

ПРОРОЧЕСКАЯ СИЛА ДУХА БОЖИЯ

1. На основании библейских данных, приведенных в предыдущих катехизических беседах, можно говорить о пророческом аспекте воздействия Духа Божия на предводителей народов, на царей и на Мессию. Над этим аспектом следует глубоко задуматься, ведь пророчества — это как бы нить, пронизывающая всю историю Израиля, и над всеми пророками возвышается величественный образ Моисея, величайшего из пророков, «которого Господь знал лице к лицу» (Втор 34, 10). С течением времени состоящий из двух частей тезис «Закон и Пророки» становится для иудеев особым синтезом их духовного наследия, вверенного Богом Своему народу. Бог говорит и действует в поколениях через отцов, подготовляя новые времена, и делает это посредством Своего Духа.

2. Историческое явление пророчества несомненно связано с даром слова. Пророк — это человек, говорящий от имени Бога, передающий своим слушателям или читателям то, что Бог хочет сообщить им о сегодняшнем времени и о будущем. Дух Божий оживотворяет слово, придает ему действенный характер. Благодаря этому сам облик пророка и особенно его слова как бы наполняются божественной энергией, становясь тем самым проникновенными, исполненными страсти, и никогда не теряют своей силы.

В Библии нередко можно встретить повествования о знаменательных эпизодах, где говорится о людях, на которых сошел Дух Божий и которые тотчас же стали пророчествовать. Так случилось с Валаамом: когда «был на нем Дух Божий» и когда «произнес он притчу свою, и сказал: (...) говорит слышащий слова Божий, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его» (Числ 24, 2-4). Это известное пророчество относится непосредственно к борьбе Саула (ср.: 1 Цар 15, 8) и Давида (ср.: 1 Цар 30, 1 и след.) с амаликитянами, но одновременно относится и к грядущему Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24, 17).

3. Еще одна особенность пророческого духа в служении словом — это его способность передаваться другим и как бы «разделяться» в зависимости от потребностей народа. Когда Моисей беспокоился, что не сумеет исполнить обязанности вождя и предводителя огромных масс израильтян, численностью более «шестисот тысяч пеших» (Числ 11, 21), Господь повелел ему: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его» (Числ 11, 16). Затем он «взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ 11, 25).

Преемник Илии, Елисей, прямо ссылается на правило, по которому сын-первенец наследует двойную часть отцовского имения (ср.: Втор 21, 17), и просит великого пророка: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», тогда среди множества пророков и «сынов пророков» (ср.: 4 Цар 2, 3) он будет признан главным духовным наследником Илии. Но дух не «переходит» от пророка к пророку наподобие земного наследства: его дарует Бог. Так именно и случилось: «опочил дух Илии на Елисее», говорят «сыны пророков» (4 Цар 2, 15; ср.: 4 Цар 6, 17).

4. Израильтяне, встречаясь с соседними народами, имели возможность неоднократно сталкиваться с проявлениями лжепророчества, которым занимались экзальтированные люди, — не имея Духа Божия, они пытались заменить Его музыкой и жестикуляцией, а иногда просто поклонялись Ваалу. Илия решительно боролся с ними (ср.: 3 Цар 18, 25-29), оставаясь одиноким в своем величии. Елисей же продолжал общаться с некоторыми из одумавшихся «сынов пророков» (ср.: 4 Цар 2, 3).

Подлинная библейская традиция защищает и отстаивает понимание пророка как человека слова Божия, призванного Богом, как призван был Моисей для продолжения посланнического служения (ср.: Втор 18, 15 и след.). Ибо Бог дал обетование Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор 18, 18). С этим обетованием связано предостережение не злоупотреблять пророческой властью: «Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, не бойся его» (Втор 18, 20-22).

Другой критерий, позволяющий оценить правдивость слов пророка, — это его верность учению, данному Израилю Самим Богом; верность, сохраняемая несмотря на всевозможные искушения идолопоклонства (ср.: Втор 13, 2 и след.). Отсюда проистекает враждебное отношение к лжепророкам (ср.: 3 Цар 22, 6 и след.; 4 Цар 3, 13; Иер 2, 26; 5, 13; 23, 9-40; Мих 3, 11; Зах 13, 2). Пророк как защитник слова Божия должен ниспровергать «духа лживого в устах пророков» (ср.: 3 Цар 22, 23), и оберегать народ от влияния лжепророков. У Иезекииля написано, что эта миссия исходит от Бога: «Было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пророков Израилевых пророчествующих (...) горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!» (Иез 13, 1-3).

5. Пророк, муж слова, должен быть также, как говорит Осия, «вдохновенным» (ср.: Ос 9, 7); он не только отличается особой силой духа — в нем должен пребывать Дух Божий, чтобы пророк мог говорить от имени Бога.

Эту мысль развивает прежде всего Иезекииль, из чего следует, что в его время уже имели представление о главной сути пророческой деятельности. Дабы пророк мог говорить от имени Бога, в нем должен присутствовать Дух Божий. Это присутствие проявляется в особом контакте, называемом Иезекиилем «видением». Действие Духа Божия в том человеке, который Его получил, подтверждает истинность его слов. И здесь снова выявляется взаимозависимость слова и духа, которая как в языковом плане, так и в понятийном подводит к пониманию взаимосвязей, возникающих в Новом Завете на еще более высоком уровне — между Словом и Святым Духом.

Иезекииль осознает, что он вдохновлен духом: «вошел в меня дух (...) поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне» (Иез 2, 2). Дух пронизывает всего пророка. Ставит его на ноги. Делает его свидетелем слова Божия. Поднимает его и двигает с места: «поднял меня дух (...) и взял меня» (Иез 3, 12. 14). Так проявляется действенная сила духа (ср.: Иез 8, 3; 11, 1. 5. 24; 43, 5). Иезекииль при этом добавляет, что он говорит о Духе Господнем (ср.: 11, 5).

6. Действенность как один из аспектов пророческой силы Духа Божия подчеркивается в пророчествах Аггея и Захарии, которые после своего возвращения из изгнания усиленно склоняли иудеев к восстановлению Иерусалимского Храма. После первого пророчества Аггея «возбудил Господь дух Зоровавеля (...) правителя Иудеи, и дух Иисуса (...) великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Агг 1, 14). Во втором пророчестве Аггей повторяет обетование о действенной помощи Духа Господня: «ободрись ныне, Зоровавель (...) ободрись, Иисус (...), великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы; ибо Я с вами» (Агг 2, 4-5). Об этом же говорит и пророчество Захарии: «это слово Господа к Зоровавелю (...): не воинством и не силою, но Духом Моим завершу дело, говорит Господь Саваоф» (Зах 4, 6).

Во времена, непосредственно предшествующие рождению Иисуса, в Израиле уже не было пророков, и никто не знал, как долго это будет продолжаться (ср.: Пс 74 [73], 9; 1 Макк 9, 27). Один из последних пророков — Иоиль — предсказал, однако, всеобщее сошествие Духа Божия, которое должно наступить «прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил 2, 31), и станет это очевидным благодаря необычайной распространенности пророческого дара. Господь провозгласил устами Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (2, 28). И так должно было, наконец, воплотиться высказанное несколько веков назад желание Моисея: «о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ 11, 29). Пророческое вдохновение должно было сойти «также на рабов и на рабынь» (Иоил 2, 29), преодолевая все культурные и социальные разделения. Тогда и спасение должно было стать доступным для всех людей: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил 2, 32).

Пророчество Иоиля исполнилось в день Пятидесятницы. Мы говорили об этом в одной из предыдущих катехизических бесед, цитируя слова св. апостола Петра, сказанные им перед изумленной толпой: «это есть предреченное пророком Иоилем». Затем он повторил пророческие слова (ср.: Деян 2, 16-21) и объяснил, что Иисус, «быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил» (Деян 2, 33) в изобилии. С тех пор пророческая сила Святого Духа постоянно проявляется в Церкви, становясь в Ней источником света и силы.

(14. 02. 1990)


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.