Посланническое служение Святого Духа — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Посланническое служение Святого Духа

2022-05-09 19
Посланническое служение Святого Духа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 СРЕДИ ЯЗЫЧНИКОВ

1. Первые язычники, крестившиеся по велению Петра в доме сотника Корнилия, попросили апостола задержаться на несколько дней в Кесарии среди новых христиан (ср.: Деян 10, 48). Это не понравилось Апостолам и братьям, остававшимся в Иерусалиме. Они упрекали Петра после его возвращения (ср.: Деян 11, 3). Петр, вместо оправданий, «начал пересказывать им по порядку» (Деян 11, 4) ход событий, чтобы братья иудейского происхождения сами могли оценить значение того, «что и язычники приняли слово Божие» (Деян 11, 1).

Он рассказал им о видении, посетившем его в Иоппии, о приглашении Корнилия, о внутреннем повелении Святого Духа, Который помог ему преодолеть сомнения (ср.: Деян 11, 12), о сошествии Святого Духа на собравшихся в доме сотника (ср.: Деян 11, 15). Окончив свой рассказ, Петр сказал: «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян 11, 16-17).

По мнению Петра, это и было самым важным моментом всего события, а не то, что он воспользовался гостеприимством сотника-язычника, что было воспринято иерусалимскими христианами иудейского происхождения как вещь неслыханная и непозволительная.

Слова Петра произвели сильное впечатление. Мы читаем в Деяниях Апостолов: «Выслушав это, они успокоились, и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян 11, 18).

Таким образом был впервые преодолен соблазн общественно-религиозной обособленности, которому подвергалась первоначальная Церковь, возникшая в иерусалимском иудейском обществе. Вторая, еще более впечатляющая победа над этим соблазном была одержана апостолом Павлом с помощью Петра. Мы вскоре к этому обратимся.

2. А сейчас посмотрим, как Петр продолжил путь, началом которого было крещение Корнилия. Мы снова видим, что Сам Святой Дух ведет апостолов в этом направлении.

Из Деяний Апостолов мы узнаём, что новообращенные из Иерусалима, «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана» (Деян 11, 19), прошли на места своего поселения, «никому не проповедуя слово, кроме иудеев. Были же некоторые из них Киприяне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам [то есть неиудеям], благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» (Деян 11, 19-22).

Это была своеобразная инспекция, предпринятая иерусалимской общиной, которая в связи со своим первенством чувствовала ответственность за другие Церкви (ср.: Деян 8, 14; 11, 1; Гал 2, 2).

Варнава отправился в Антиохию. «Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел к Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей;и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян 11, 23-26).

Это очередной решающий момент в истории новой веры, построенной на завете с распятым и воскресшим из мертвых Христом. Также и новое определение — «христиане» — выражает прочность уз, соединяющих членов общины. «Пятидесятница язычников», в свете слов и поступков Петра, постепенно подводит к воплощению обетования Христа о Святом Духе: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14). В крепнущем под воздействием Святого Духа христианстве все более зримым становится прославление Христа.

3. В историю взаимоотношений между Церковью в Антиохии и Церковью в Иерусалиме включается Савл из Тарса, которого Варнава «привел в Антиохию. Целый год собирались они в Антиохии в церкви и учили немалое число людей» (Деян 11, 26). Однажды, «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (Деян 13, 2-4). Не забудем, что Кипр был родиной Варнавы (ср.: Деян 4, 36). Следовательно, призвание и служение Савла бок о бок с Варнавой осуществляется согласно воле Святого Духа, открывающего тем самым новый этап в развитии первоначальной Церкви.

4. Известна история обращения Савла из Тарса и та большая роль в евангелизации древнего мира, которую сыграл Савл, переименованный в Павла, Апостола народов (ср.: Деян 13, 9), начавшего служение со всей энергией и огнем своего пылкого сердца.

Здесь мы ограничимся тем, что напомним слова, сказанные ему Ананией из Дамаска, когда тот по повелению Господа отправился «на улицу, так называемую Прямую», к «Иудиному дому» (Деян 9, 11), чтобы навестить гонителя христиан, духовно изменившегося благодаря встрече с Христом. «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян 9, 17). Савл тотчас же обрел зрение и стал свидетельствовать в синагогах, сначала в Дамаске, «доказывая, что Сей есть Христос» (Деян 9, 22), а затем в Иерусалиме, где был представлен Варнавой и где «говорил также и состязался с Еллинистами» (Деян 9, 29). Эллинисты были враждебно настроены ко всем проповедникам христианства (ср.: Деян 6, 9 и след.; 7, 58; 9, 1; 21, 27; 24, 19) и особенно к Савлу, которого даже пытались убить (ср.: Деян 9, 29). «Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Таре» (Деян 9, 30). Там его нашел Варнава, чтобы взять с собой в Антиохию (ср.: Деян 11, 25-26).

5. Мы уже знаем, что развитие Церкви в Антиохии, вызванное в значительной мере многочисленными обращениями «эллинов» (ср.: Деян 11, 20), пробудило интерес Иерусалимской Церкви, у членов которой оставались некоторые сомнения, даже после посещения ее Варнавой, относительно практики принятия язычников в христианскую общину без предварительного приобщения их к иудейскому благочестию. В самом деле, «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15, 1-2). Это был принципиальный вопрос, касавшийся самой сущности христианства как учения и образа жизни, основанного на вере в Христа, его самобытности и независимости от иудаизма.

Спорный вопрос был разрешен на так называемом «Иерусалимском Соборе» апостолами и пресвитерами под воздействием Святого Духа. «По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян 15, 7-9).

6. Это был важный момент в процессе осознания «Пятидесятницы язычников» материнской общиной в Иерусалиме, включавшей в себя высших представителей Церкви. Все члены этой общины чувствовали, что они живут и действуют, исполненные Святого Духа Утешителя (ср.: Деян 9, 31). Они видели, что воздействие Святого Духа проявляется в решениях и поступках не только самих апостолов, но и других братьев, например Стефана (ср.: Деян 6, 5; 7, 55), Варнавы и Савла (ср.: Деян 13, 2.4.9).

Вскоре они узнали о том, что произошло в Ефесе по прибытии туда Савла, ставшего Павлом. В Деяниях Апостолов сказано: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деян 19, 1-2). Когда же они услышали о Христе, то крестились во имя Господа Иисуса (ср.: Деян 19, 4-5). «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян 19, 6). Таким образом, Иерусалимская община знала, что это своеобразное триумфальное шествие Святого Духа совершалось посредством многих лиц, наделенных апостольской харизмой и властью апостольского служения. Но этот первый Собор стал событием, подчеркнувшим значение Церкви как особого установления и предопределившим евангелизацию всего мира. И это произошло благодаря внутренней взаимосвязи, возникшей между обществом, возглавляемым Петром, и Святым Духом.

7. И действительно, апостолы огласили результаты своих заседаний и принятые решения, пользуясь знаменательной формулой: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян 15, 28). Это было выражением полного осознания ими того, что они действуют, направляемые Духом Истины, обещанным им Христом (ср.: Ин 14, 16-17). Апостолы знали, что их авторитет, позволяющий им принять решения, дарован им Святым Духом и что Он Сам придает весомость и верность этим решениям. Это Parakletos, или Дух Истины, соделал так, что Иерусалимская Пятидесятница становилась все более «Пятидесятницей язычников». Таким образом, Новый Завет Бога с человечеством в Крови Христа (ср.: 22, 20) стал доступен всем народам «вплоть до края земли».                                                              

 

ПЛОДЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

1. Предыдущие катехизические беседы о Святом Духе были связаны прежде всего с событием Пятидесятницы. Начиная с того дня, когда апостолы собрались в Сионской Горнице, где «исполнились все Духа Святаго» (Деян 2, 4), идет процесс, этапы которого описываются в Деяниях Апостолов. В предыдущих беседах они были последовательно рассмотрены, с тем чтобы показать воздействие Святого Духа. Святой Дух как другой Утешитель, обещанный Христом (ср.: Ин 14, 16), являет Себя, чтобы завершить Его спасительное дело. Он остается невидимым, «сокровенным Богом», но апостолы полностью осознают, что именно Он действует в них и в Церкви. Он их ведет, Он дает им силы свидетельствовать о распятом и воскресшем Христе — вплоть до мученической смерти, как случилось с диаконом Стефаном. Он же, Святой Дух, указывает им путь к людям. Открывающие сердца, чтобы принять Духа Истины, встречаются и за пределами Израиля; первым из них был римский сотник Корнилий из Кесарии. Иерусалимская Пятидесятница распространяется в Антиохии и в других местах и становится достоянием разных людей и разных обществ.

2. Можно сказать, что во всем этом процессе, описанном в Деяниях Апостолов, воплощается предсказание Христа, произнесенное Им в связи с чудесным уловом рыбы. Это предсказание слышал Петр: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5, 10; ср. также: Ин 21, 11. 15-17).

Напоминанием о богатом улове могло быть для Петра также видение в Иоппии (ср.: Деян 1.1, 5), когда предмет, похожий на большое полотно, полный четвероногих зверей, змей и птиц, спускается с неба, и слышен голос, говорящий: «Петр, заколи и ешь» (ср.: Деян 11, 6-7).

Обильный улов символизирует богатые плоды апостольского труда, исходящие от Святого Духа, действующего через Петра и других апостолов. Христос, еще накануне Своих Крестных Страданий, говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14, 12). Не одни только слова апостолов, но воздействие Святого Духа, непосредственно затрагивающее человеческие сердца и совесть, является источником этого изобилия. Отсюда проистекает вся духовная «плодотворность» апостольского служения и проповеди.

3. В Деяниях Апостолов запечатлен процесс возрастания количества уверовавших и присоединившихся к Церкви; иногда приводятся цифры, иногда только сообщается о росте численности.

В описании дня Пятидесятницы в Иерусалиме мы читаем: «принявшие слово его [Петра] крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян 2, 41). О второй проповеди Петра сказано: «многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян 4, 4).

В дальнейшем Лука уже не приводит конкретные цифры, но старается подчеркнуть постоянный рост числа верующих: «и слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян 6, 7).

Конечно, здесь важно не количество, что могло бы лишь свидетельствовать о «массовых» обращениях. По существу, Лука подчеркивает особое отношение обращенных к Богу: «Господь (...) ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2, 47). «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян 5, 14).

Цифры также играли определенную роль, хотя и не самую важную, будучи доказательством или свидетельством плодотворности, истоки которой — в Боге. Возрастание числа учеников (ср.: Деян 6, 1) стало причиной для избрания семи диаконов. «Церкви (...) умножались», — читаем мы в Деяниях Апостолов (9, 31). В другом месте говорится об обретении для Господа большого числа верующих (ср.: Деян 11, 24). Далее мы читаем: «Церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян 16, 5).

4. Во всем этом Святой Дух воспринимался как обещанный Христом Parakletos — Утешитель. «Церкви (...) при утешении от Святаго Духа умножались» (Деян 9, 31), и утешение это не покидает свидетелей и исповедников Христа даже во времена гонений и трудностей. Так, например, гонения, постигшие Павла и Варнаву в Антиохии Писидийской, из которой они были изгнаны, не лишают их апостольского рвения: «они (...) отрясши (...) прах от ног своих, пошли в Иконию. А ученики исполнялись радости и Духа Святаго» (Деян 13, 51-52).

Эта радость, исходящая от Святого Духа, укрепляла апостолов и учеников в их испытаниях, давала им возможность не отчаяться и продолжать спасительную проповедь.

5. Таким образом, со дня Пятидесятницы Святой Дух являет Себя как Дух, дарующий внутреннюю силу (дар мужества), и в то же время как Дух, помогающий принимать верные решения (дар совета), в том числе и решения переломного характера, как например, по делу сотника Корнилия — первого язычника, крещенного Петром, — или решения Иерусалимского Собора относительно тех христиан, которые обращались из язычества.

6. В предыдущих катехизических беседах уже говорилось о знамениях, то есть о чудесах, которыми была богата Пятидесятница. Ими сопровождалась деятельность апостолов: «Руками (...) Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян 5, 12). Знамения эти служили — как и во время проповедей Христа — подтверждением истинности спасительного благовествования. Так, например, о деятельности диакона Филиппа сказано: «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» (Деян 8, 6). Далее рассказывается об исцелении бесноватых, расслабленных и хромых. Автор заканчивает словами: «И была радость великая в том городе» (Деян 8, 8).

Следует помнить, что город этот был расположен в Самарии (ср.: Деян 8, 9), населенной народом, который, несмотря на этническое и религиозное единство с Израилем, отделился от него исторически и по вопросам доктрины (ср.: Мф 10, 5-6; Ин 4, 9). Тем не менее самаряне также ожидали Мессию (ср.: Ин 4, 25), Святой Дух привел к ним диакона Филиппа, возвещавшего, что Мессия уже пришел. Эта «благая весть» была подтверждена совершенными Им чудесами. И поэтому понятна радость этих людей.

7. Здесь следует напомнить об одном эпизоде из Деяний Апостолов, свидетельствующем о том, с каким почитанием относились проповедники Евангелия к Святому Духу.

В Самарийском городе до прибытия Филиппа «находился (...) некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самаринский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого» (Деян 8, 9-10). Такое случается во все времена. «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (Деян 8, 12-13).

«Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян 8, 14-17).

Тогда Симон, возжелавший «давать Духа», как апостолы, посредством возложения рук, предложил им за эту сверхъестественную силу деньги (отсюда слово «симония», означающее торговлю святыней). Петр, возмущенный предложением приобрести за деньги «дар Божий», каковым является Святой Дух (ср.: Деян 8, 20; 2, 38; 10, 45; Лк 11, 9. 13), пригрозив Симону отлучением от Церкви.

Затем оба апостола вернулись в Иерусалим, по пути проповедуя во многих селениях Самарии, Филипп же пошел по дороге на Газу. Там, по велению Святого Духа, он подошел к колеснице дворцового служащего Эфиопской царицы (ср.: Деян 8, 25-27) и «благовествовал ему об Иисусе» (Деян 8, 35), после чего крестил его. «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень» (Деян 8, 39).

Как видим, Пятидесятница распространяется и дает обильные плоды, обращая людей к Евангелию во имя Иисуса Христа. Деяния Апостолов свидетельствуют о том, как исполнилось обетование Христа о посланном Им Святом Духе, Который сошел на учеников и завершил Его дело, когда Иисус по окончании Своих трудов умирает и уходит к Отцу (ср.: Ин 13, 1; 16, 28). Со дня Пятидесятницы начинается второй этап спасительного дела Христа. (20. 12. 1989)

ЧАСТЬ IV


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.