Пятидесятница - «излияние» жизни Божией — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Пятидесятница - «излияние» жизни Божией

2022-05-09 29
Пятидесятница - «излияние» жизни Божией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Событие Иерусалимской Пятидесятницы — это особая теофания. В прошлой беседе мы говорили о главных «внешних» элементах этой теофаний: «несущийся сильный ветер», «огненные языки» над собравшимися в Горнице и, наконец, умение «говорить на иных языках». Все эти элементы указывают не только на присутствие Духа Святого, но и на Его особое «сошествие» на собравшихся, на «дарование Самого Себя», что приводит к видимым внешним переменам. Об этом говорит весь текст соответствующего фрагмента из Деяний Апостолов (2, 1-13). Пятидесятница замыкает собой длинную череду теофаний Ветхого Завета, первая из которых — теофания на горе Синай, явленная Моисею.

2. В настоящем цикле бесед на пневматологические темы мы с самого начала обращали внимание на то, что само событие Пятидесятницы связано непосредственно с Иерусалимской Пасхой Иисуса Христа, с Его «уходом» к Отцу через смерть на кресте, Воскресение из мертвых и Вознесение. Пятидесятница содержит в себе исполнение обетований, данных Христом апостолам накануне Своих Крестных Страданий, в прощальной проповеди на Тайной Вечере. Христос говорил тогда о новом Параклете: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин14, 16). Он подчеркнул при этом: «если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7).

Думая об уходе через искупительную смерть, через самопожертвование на кресте, Христос говорил: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин 14, 19).

Таков новый аспект взаимосвязи между Пасхой и Пятидесятницей: «Я живу». Христос говорил о Своем Воскресении. «Вы будете жить»: та жизнь, которая откроется и подтвердится в Моем Воскресении, станет вашей жизнью. «Дарование» жизни, которая откроется в тайне Христовой Пасхи, окончательно осуществится в Пятидесятницу. В словах Христа мы слышим по существу отголоски пророчества Иезекииля, которое заканчивалось Божественным обетованием: «Вложу в вас дух Мой, и оживете» (37, 14). Следовательно, Пятидесятница органично связана с Пасхой, принадлежит к пасхальной тайне Христа: «Я живу, и вы будете жить».

3. Силою Духа Святого, благодаря Его пришествию, сбылись также слова Христовой молитвы на Тайной Вечере: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин 17, 1-2).

Христос в пасхальной тайне — творец такой жизни. Дух Святой «дарует» эту жизнь, «черпая» ее в Искуплении Христа («от Моего возьмет» — Ин 16, 14). Иисус сказал: «Дух животворит» (Ин 6, 63). Похожие слова произнес и апостол Павел: «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3, 6). Пятидесятница — это откровение истины, исповедуемой Церковью в Символе Веры: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего» (Подателя Жизни).

Вместе с Пасхой Пятидесятница — это венец тринитарного домостроительства — Божественного замысла спасения, осуществляемого в человеческой истории.

4. Первым в день Пятидесятницы вкусили плодов Воскресения Христова апостолы, собравшиеся в Сионской Горнице вместе с Марией — Матерью Христа и другими «учениками Господа», мужчинами и женщинами.

Пятидесятница была для них днем воскресения, началом новой жизни в Духе Святом. Об этом духовном воскресении мы судим по тем переменам, которые произошли в апостолах в течение всех этих дней, начиная с пятницы Крестных Страданий Христа, пасхального воскресенья и вплоть до воскресенья Пятидесятницы. Взятие под стражу Учителя, Его позорная смерть на кресте стали для них страшным духовным ударом, от которого им было трудно оправиться. Весть о Воскресении, и даже встреча с Воскресшим из мертвых поначалу вызывали в них непонимание и сомнение. В Евангелии это отмечается неоднократно: они «не поверили» (Мк 16, 11), «иные усомнились» (Мф 28, 17). Сам Христос обращается к ним с мягким упреком: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк 24, 38). Он убеждает их в Своей тождественности, уверяет в том, что перед ними не призрак, не дух, но что Он имеет тело. Он даже на их глазах вкушает пищу (ср.: Лк 24, 37-43).

Событие Пятидесятницы преодолевает в сердцах учеников их недоверие: истина о Христовом Воскресении проникает в их умы и волю. Воистину: реки живой воды потекли из их чрева, как когда-то образно выразил это Сам Христос, говоря о Святом Духе (ср.: Ин 7, 38).

5. Благодаря Параклету апостолы и другие ученики стали «людьми Пасхи» — верными свидетелями Воскресения Христова. Они полностью отождествились с этой Истиной, проповедуя со дня Пятидесятницы «великие Дела Божий» (magnolia Dei) (Деян 2, 11). Они были подготовлены к этому изнутри: Дух Святой внутренне изменил их. Источником этих перемен была «новая жизнь», а именно Откровение Воскресения Христова, которую теперь «новый Parakletos» «привил» их человеческому естеству. Образно эту перемену иллюстрируют слова из пророчества Исайи: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (Ис 32, 15). Воистину, «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32): «ибо у Него все живы» (Лк 20, 38).

6. Теофания Пятидесятницы открывает перспективу «новой жизни» и для всех людей. Само это событие — новое «дарование Самого Себя» Богом человечеству; апостолы же, благодаря пасхальной тайне, стали знамением и залогом не только «Нового Израиля», но также и «нового творения». «Правдою одного всем человекам оправдание к жизни (...). А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 18.20). Так пишет св. апостол Павел в Послании к Римлянам. Христова победа жизни над смертью — то есть победа благодати над грехом — совершается в людях благодаря Духу Святому. С Его помощью плодоносит в сердцах людей тайна Искупления (ср.: Рим 5, 5; Гал 5, 22).

Пятидесятница — это начало духовного процесса, благодаря которому осуществляется домостроительство спасения в его историческом и в то же время эсхатологическом измерении, охватывающее собою весь тварный мир.

7. В энциклике о Духе Святом мы читаем: «Это новое начало — первое и вместе с тем первичное проявление спасительного самодарования Бога, связанное с самой тайной сотворения. Вот что написано в первых стихах Книги Бытия: "В начале сотворил Бог небо и землю (...) и Дух божий [Ruah Elohim] носился над водою" (1, 1-2). Это библейское понимание акта творения означает не только призвание к существованию мира как такового, то есть дарование ему бытия, но и присутствие в тварном мире Духа Божия, то есть начало спасительного Самодарования Бога всему сотворенному. И прежде всего человеку, созданному по образу и подобию Бога» (Domlnum et Vivificantem, 12).

Пятидесятница означает новое начало спасительного Самодарования Бога — новое и окончательное, органично слитое с искупительной тайной Христовой Пасхи как источника новой жизни.                                          (22. 07. 1989)

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.