Пятидесятница - вершина Самооткровения Бога — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Пятидесятница - вершина Самооткровения Бога

2022-05-09 36
Пятидесятница - вершина Самооткровения Бога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Наше познание Духа Святого основывается на обетованиях Христа, прежде всего тех, которые Он дал, уже уходя к Отцу. «Если пойду», Утешитель придет к вам (ср.: Ин 16, 7). Этот пасхальный «уход» Христа к Отцу — путем распятия, Воскресения и Вознесения — «увенчивается» Иерусалимской Пятидесятницей: сошествием Святого Духа на апостолов, пребывающих в молитве в Сионской Горнице вместе с Матерью Христа (ср.: Деян 1, 14), среди мужчин и женщин, образующих самую первоначальную Церковь.

В этом событии Дух Святой остается «Богом сокровенным» (ср.: Ис 45, 15). И таким сокровенным Богом Он останется в течение всей истории Церкви и мира. Он «скрыт» как бы в тени Христа — единосущного Отцу Сына-Слова, Слова, Которое среди видимого мира «стало плотию и обитало с нами» (Ин 1, 14).

2. При Воплощении Дух Святой не являет Себя видимым образом. Он остается «Богом сокровенным» и осеняет тайной Марию. Мария, будучи избранной, дабы приблизить Бога к людям, услышала из уст ангела: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1, 35).

Точно так же в день Пятидесятницы Дух Святой «осеняет» рождающуюся Церковь, дабы она по Его вдохновению могла проповедовать «великие дела Божии» (ср.: Деян 2, 11). Здесь заново совершается то, что во время Воплощения совершилось в лоне Марии. Дух Святой действует как «Бог сокровенный» — в Своей невидимой сущности.

3. Несмотря на это, Пятидесятница — теофания, то есть бесспорное явление Бога, она является завершением теофании на горе Синай, происшедшей после исхода народа Израиля из египетского рабства под водительством Моисея. Согласно раввинским традициям, синайская теофания произошла в день Пятидесятницы, то есть по истечении 50 дней после исхода в праздник Пасхи.

«Гора (...) Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее как дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх 19,18). Так проявилось величие Божие, абсолютная трансцендентность Того, Который сказал о Себе «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (ср.: Исх 3, 14). Уже у подножия горы Хорив, из глубины горящего и не сгорающего куста, Моисей услышал: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3, 5). И точно так же у подножия Синая Господь сказал Моисею: «подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх 19, 21).

4. Теофания Пятидесятницы произошла в конце того пути, в продолжение которого постепенно совершалось Самооткровение Бога человеку. Она венец этого Самооткровения: посредством его Бог пожелал пробудить веру народа Божия в Свое величие и трансцендентность и вместе с тем в извечное и нерасторжимое присутствие в народе Божием Эммануила, что значит «с нами Бог».

Теофания Пятидесятницы — это событие, которое вместе с Марией явлено непосредственно всей первоначальной общине Церкви, предопределяя конец длительного процесса, начатого Ветхим Заветом-Союзом. Анализируя подробности события, происшедшего в Сионской горнице и описанного в Деяниях Апостолов (2, 1-13), находим в нем ряд элементов, имевших место в предыдущих теофаниях, начиная прежде всего с Синайской теофании, на которую как бы ориентируется Лука при описании сошествия Святого Духа. По сути, согласно этому описанию, теофания в Сионской Горнице по развитию событий подобна теофании на горе Синай: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 1-4).

Здесь выделяются три элемента, имеющие символическое значение — порыв сильного ветра, огненные языки и дар говорения на разных языках, — на которые стоит обратить внимание. Они позволяют лучше понять то, что автор Деяний Апостолов хотел выразить словами «исполнились все Духа Святаго».

5. «Несущийся сильный ветер». В языковом плане здесь можно отметить сходство между ветром-дыханием и «духом». Как в древнееврейском, так и в греческом языке «ветер» — это омоним слова «дух»: ruah — рпеита. Мы читаем в Книге Бытия: «Дух [Ruah] Божий носился над водою» (1, 2), а в Евангелии от св. Иоанна: «Дух [pneuma] дышит, где хочет» (Ин 3, 8).

Сильный ветер в Библии «возвещает» присутствие Бога — теофанию. «Господь... понесся на крыльях ветра» — читаем мы во Второй Книге Царств (22, 11). «Бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь» — теофания в начале Книги пророка Иезекииля (1, 4). Дыхание ветра является особым выражением Божией силы, созидающей из хаоса порядок тварного мира (Быт 1, 2). В нем выражается также свобода Духа: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин 3, 8). «Несущийся сильный ветер» — это первый элемент теофании в день Пятидесятницы. В нем явлена Божия сила, действующая в Духе Святом.

6. Второй элемент — огонь: «явились им (...) языки, как бы огненные» (Деян 2, 3).

Огонь постоянно присутствует в теофаниях Ветхого Завета: при заключении Завета-Союза с Авраамом (ср.: Быт 15, 17); как огненный куст при откровении Бога Моисею (ср.: Исх 3, 2); как огненный столп, сопровождавший народ Израиля ночью в пустыне (ср.: Исх 13, 21-22); во время теофании на горе Синай (ср.: Исх 19, 18). Кроме того — в эсхатологических теофаниях, описанных пророками (ср.: Ис 4, 5; 64, 1; Дан 7, 9 и др.). В теофаниях огонь символизирует присутствие Бога. В Священном Писании многократно утверждается, что «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр 12, 29; ср.: Втор 4, 24; 9, 3). Заслуживает также внимания и обряд сожжения жертв. При этом речь идет не столько об уничтожении жертвуемого предмета, сколько о дыме, символизирующем «вознесение» жертвы к Богу. В то же время огонь, называемый также «служителем Бога» (ср.: Пс 104 [103], 4), символизирует очищение от греха, подобно тому, как очищается серебро или золото после «испытания» в огне (ср.: Зах 13, 8-9).

В теофании Пятидесятницы огонь выступает в виде огненных языков, почивших по одному на каждом из собравшихся в Горнице. Если огонь символизирует присутствие Бога, то огненные языки над головами, по-видимому, призваны указывать на «сошествие» Бога — Духа Святого на собравшихся, на дарование Его каждому из них.

7. Тем более, что вслед за этими языками, «как бы огненными», являющимися особой формой дарования Духа, огня Божия, собравшиеся начинают говорить на различных языках. Автор добавляет: «как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 4). Слова, исходящие от Духа Святого, «подобны огню» (ср.: Иер 5, 14; 23, 29), а их действенность превышает силу обычных человеческих слов В этом третьем элементе теофании Пятидесятницы Бог — ДУХ Святой, давая Самого Себя людям, вызывает в них действие одновременно реальное и символическое. Оно реально, поскольку речь-язык представляет собой естественное человеческое свойство. Но оно также и символично, потому что «Галилеяне», то есть лица, пользующиеся языком или наречием своего народа, стали говорить «на иных языках», так что каждый из собравшихся вскоре вокруг них людей — представителей разных народностей, мог слышать их говорящими его родным наречием (ср.: Деян 2, 6).

Таким образом, сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы проявилось особым символом — «умножением» языков. Согласно Библии, слово «языки» стало синонимом множественности людей и народов. Начало этой множественности связывается с построением Вавилонской башни (ср.: Быт 11, 5-9), ибо с этого момента один язык распался на множество языков, так что один народ не понимал другого. Теперь символ Вавилонской башни уступает место символу дня Пятидесятницы, указывающему на явление, противоположное «смешению языков». И вот множественность непонятных языков перестала быть причиной разделения, что дало начало новому служению Духа Святого, Который при посредничестве апостолов и Церкви должен соединять людей различного происхождения, разных наречий и культур в Духовную общность, перед лицом того совершенного единения в Боге, о котором возвещал и к которому призывал Иисус (ср.: Ин 17, 11. 21-22).

8. Закончим словами из Догматической Конституции II Ватиканского Собора «О Божественном Откровении»: «Христос (…) делом и словом явил Отца Своего и Себя Самого; и Своей смертью, Воскресением, славным Вознесением и ниспосланием Духа Святого Он завершил дело Свое. Вознесенный от земли, Он всех привлекает к Себе (ср.: Ин 12, 32), Он один имеет слова жизни вечной (ср.: Ин 6, 68). Но эта тайна не была явлена другим поколениям так, как она открыта была теперь святым Апостолам Его и Пророкам в Духе Святом (ср.: Еф 3, 4-6), чтобы они проповедовали Евангелие, пробуждали веру в Иисуса, Христа и Господа, и собирали Церковь» (БО 17). В этом заключается великое воздействие Духа Святого и Церкви на человеческие сердца и на историю человечества.

(12. 07. 1989)


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.