Верую в Духа Святого Господа Животворящего — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Верую в Духа Святого Господа Животворящего

2022-05-09 24
Верую в Духа Святого Господа Животворящего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТЬ I

СВЯТОЙ ДУХ - ВЕЛИКОЕ ОБЕТОВАНИЕ, ДАННОЕ ИИСУСОМ ХРИСТОМ

1. «ВЕРУЮ В ДУХА СВЯТОГО». ПРЕДСКАЗАНИЕ О ЕГО НИСПОСЛАНИИ

2. PARAKLETOS - ДУХ ИСТИНЫ

3. PARAKLETOS - ЗАСТУПНИК И ЗАЩИТНИК АПОСТОЛОВ

4. ПРИУГОТОВЛЕНИЕ К ПРИШЕСТВИЮ СВЯТОГО ДУХА В СВЕТЕ ПРОРОЧЕСТВ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

5. ПРИУГОТОВЛЕНИЕ К ПРИШЕСТВИЮ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

6. УЧАСТИЕ МАРИИ В ОЖИДАНИИ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

PARAKLETOS - ДУХ ИСТИНЫ

1. Мы уже не раз приводили слова Иисуса Христа, Который на Тайной Вечере, в прощальной проповеди, обращенной к апостолам, обещает ниспослать Святого Духа, нового Защитника и Утешителя, данного нам уже навсегда: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин 14, 16-17). Прощальные слова Иисуса Христа, звучащие в евангельском повествовании о Тайной Вечере, — это первый и основной источник библейской пневматологии — теологической науки, посвященной Святому Духу. Христос говорит о Нем как о Параклете, Который «исходит» от Отца и Которого Отец «пошлет» апостолам и Церкви «во имя Сына» тогда, когда Сын Сам «уйдет», и «ценой» этого ниспослания будет жертвенная смерть Иисуса Христа на кресте (ср.: Ин 14, 16; 16, 7).

«Параклета» Христос несколько раз называет Духом Истины (ср.: Ин 15, 26; 16, 13).

2. В той же прощальной проповеди Христос, отвечая на вопрос апостола Фомы, сказал о Себе: «Я семь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Исходя из того, что Христос употребляет слово «истина» и в тех случаях, когда Он хочет объяснить, Кем является Он Сам, и когда определяет, Кем является Святой Дух, мы можем заключить: наименование Параклета Духом Истины означает, что Он есть Тот, Кто после ухода Христа будет сохранять в учениках ту Истину, которой является Христос и которую Христос проповедует. Ибо Сам Parakletos — истина, как и Христос. «Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин 5, 6) — читаем мы в Первом Послании св. апостола Иоанна, в котором апостол пишет также: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Ин 4, 6). Посланническое служение Сына и посланническое служение Святого Духа соединяются и взаимно дополняют друг друга в этом познании истины, в победе над ложью. Их воздействие осуществляется в душе человека и в истории мира. Различение истины и лжи — начало этого воздействия.

3. Пребывать в истине, а также поступать в согласии с истиной — принципиально важно для апостолов и для учеников Христа, для Церкви: как в начальный период ее истории, так и для последующих поколений в течение веков. С этой точки зрения обетование о Духе Истины имеет ключевое значение. Христос говорит на Тайной Вечере: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь [еще] не можете вместить» (Ин 16, 12). Действительно, мессианское служение Иисуса Христа из Назарета было слишком недолгим, чтобы ученикам раскрылись все тайны Откровения. И не только время было ограниченным, ограниченными были и подготовленность и понятливость слушателей. Часто сами апостолы «изумлялись в себе и дивились» (Мк 6, 51) и не понимали (ср.: Мк 8, 21). И было много свидетельств того, что они не понимают или понимают не так, как следует понимать слова и дела Христа (ср., например: Мф 16, 6-11). Следовательно, слова Учителя: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 13) следует понимать во всей их полноте.

4. Первым подтверждением этих слов Христа станет день Пятидесятницы и следующие за ней события, о которых повествуется в Деяниях Апостолов. Это касается как апостолов и их ближайших соратников в деле евангелизации, так и дальнейших поколений учеников и последователей Христа. Ведь Евангелие предназначено для всех народов, для новых и новых поколений, которые будут развиваться в атмосфере различных культур и многообразных процессов поступательного развития цивилизации и науки. «Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26), — говорит Христос, мысленно охватывая весь ход истории. «Будет свидетельствовать» — будет показывать истинное значение Евангелия для внутренней жизни Церкви и для ее посланнического служения миру. Всегда и во всем, в контексте постоянно меняющейся и развивающейся человеческой жизни, «Дух Истины» будет наставлять Церковь «на всякую истину» (Ин 16, 13).

5. Возглашаемое Святым Духом и возглашаемое Иисусом Христом тесно связано между собой. Речь идет не о двух различных, обособленных Откровениях. Это следует из обетования, данного Иисусом Христом: «Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Напоминание — это функция памяти. Вспоминая, возвращаются к минувшему, к тому, что было сказано или сделано, обновляя в памяти прошедшее, как бы оживляя его. Но служение Святого Духа, Духа Истины, наделенное Божественной силой, направлено не только к прошлому как таковому. Дух Истины, «напоминая» о словах и действиях, обо всей спасительной тайне Христа, постоянно актуализирует Божественные истины, претворяет их в деятельность Церкви, способствует тому, что они все время с нами, что они становятся реальностью жизни Церкви — сообщества спасения. Благодаря благодатному влиянию Святого Духа Церковь не только помнит истину, но пребывает в истине, воспринятой от своего Господа. Тем самым воплощаются слова Христа: «Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26). Свидетельство Духа Истины созидает неизбывно живое присутствие Христа, силой Евангелия, все более полное свершение Искупления, нескончаемое откровение истины и добродетелей. Тем самым Святой Дух наставляет Церковь «на всякую истину».

6. Эта истина заключена в Евангелии или, по крайней мере, вытекает из его содержания. Возглашаемое Святым Духом уже было сказано Иисусом Христом. На это указывает Сам Христос, говоря о Святом Духе: «Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (...) Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-14). Прославленный Духом Истины Христос — это прежде всего Христос распятый, всего лишенный и умерщвленный в Своей человеческой природе ради искупления мира. Именно с помощью Святого Духа «слово креста» должны были воспринять ученики, которым Сам Учитель сказал: «но вы теперь [еще] не можете вместить» (Ин 16, 12). Перед этими слабыми людьми явился образ креста. Как же глубоко надо было поразить умы и сердца, чтобы они увидели «славу» Искупления, совершившегося именно на кресте, чтобы каждого из них внутренне убедить и переменить, приуготовляя сначала ко дню Пятидесятницы, а затем к апостольскому служению среди народов и поколений! Святой Дух, говорит Иисус, прославит Меня, ибо, чтобы возвестить вам, возьмет от Меня. Только Дух, Который, по словам апостола Павла (ср.: 1 Кор 2, 10), проникает «глубины Божий», может также не раз достигать сокровенных глубин тайны Сына-Слова в Его сыновних отношениях к Отцу, а также в Его искупительных связях с миром, с человеком всех времен. Только Он — Дух Истины — может раскрывать человеческие умы и сердца, делать их восприимчивыми к принятию невыразимой тайны Бога и Его Сына — воплотившегося, распятого и воскресшего — Господа нашего Иисуса Христа.

7. «Дух истины (...) будущее возвестит вам» (Ин 16, — говорит Иисус. Что означает это пророческое и эсхатологическое видение будущего Церкви, когда весь исторический путь, пройти который она призвана, будет, по словам Иисуса Христа, проходить под воздействием Святого Духа? Оно означает устремленность навстречу возлюбленному Христу, к Которому Церковь, вдохновленная Святым Духом, взывает: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20) Святой Дух направляет Церковь на постоянное совершенствование в понимании истин Откровения. Под Его воздействием протекает весь процесс освоения этих истин в лоне Церкви, их сохранения и практического применения в меняющихся исторических условиях. Святой Дух побуждает к развитию всего, что служит познанию и распространению этих истин, и прежде всего к развитию наук, изучающих Священное Писание, и способствует другим богословским исследованиям, которые не могут плодотворно осуществляться вне направляющей роли Духа Истины и Учительства Церкви, на которое этот Дух постоянно воздействует.

Все совершается в согласии с верой и через веру, под водительством Святого Духа, как об этом и сказано в энциклике Dominum et Vivificantem: «Полнота тайны Христа (mysterium Christi} требует веры, ибо она вводит человека в действительность тайны Откровения. Таким образом, «наставление на всякую истину» совершается в согласии с верой и через веру, что является делом Духа Истины и плодами Его благотворного воздействия на человека. В этом Святой Дух должен быть самым главным проводником человека: светочем человеческого духа. Прежде всего это относится к апостолам, которые были вначале непосредственными свидетелями, а затем стали свидетельствовать другим обо всем, что соделал и чему учил Христос, и особенно о Его смерти на кресте и о Воскресении из мертвых. В дальнейшей перспективе это относится ко всем поколениям учеников и исповедников Учителя, если они с верою принимают и плодотворно исповедуют воздействующую на человеческую историю Божественную тайну, тайну Откровения, разъясняющую конечный смысл этой истории» (п. 6).

8. Таким образом, «Дух Истины» постоянно возвещает будущее: постоянно являет человечеству то Будущее в Боге, которое вне и превыше всякого земного будущего; тем самым Святой Дух наделяет вечной ценностью будущее мира. Он постоянно убеждает человека: во всем, чем он обладает и что он делает, человек призван Богом через Иисуса Христа к спасению. Parakletos (Дух Истины) — это воистину «Утешитель» человека. Он его истинный Защитник и Заступник. Он подлинный хранитель Евангелия в человеческой истории: под влиянием Святого Духа Евангелие — Благая Весть — по-прежнему неизменное и постоянно новое, она всегда по-новому озаряет человеку путь на небеса словами вечной жизни (ср.: Ин 6, 68).

(17. 05. 1989)

ЧАСТЬ II

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

7. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ПРАЗДНИК ЖАТВЫ

8. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ВЕРШИНА САМООТКРОВЕНИЯ БОГА

9. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - «ИЗЛИЯНИЕ» ЖИЗНИ БОЖИЕЙ

10. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ДАРОВАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

11. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ИСПОЛНЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

12. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ЗАКОН ДУХА

13. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — НАЧАЛО НОВОГО НАРОДА БОЖИЯ

14. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — РОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

15. КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

16. СВЯТОЙ ДУХ И ЕВХАРИСТИЯ

17. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - НАЧАЛО ПОСЛАННИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

18. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ЗАКОН ДУХА

1. Иерусалимская Пятидесятница — сошествие Духа Святого — является завершением пасхальной тайны Иисуса Христа. Это также окончательное исполнение предсказаний Ветхого Завета, особенно пророков Иеремии и Иезекииля. Эти предсказания относились к новому, будущему Завету, который Бог заключит с человеком во Христе, и к излиянию Духа Божия «на всякую плоть» (Иоил 2, 28). Это излияние Святого Духа должно сопровождаться, согласно предсказаниям пророков, дарованием Закона Божия, «вложенного» в глубины человеческого «естества», «написанного» на человеческих сердцах (ср.: Иер 31, 33). Мы должны поразмышлять над этим «новым законом», или «законом Духа», так как эта проблема имеет важное значение для познания тайны Параклета.

2. Ранее уже было показано, что Ветхий Завет между Богом-Ягве и народом-Израилем, установленный во время Синайской теофании, был основан на Законе. В центре этого Закона находится Декалог. Ягве призывает Свой народ к соблюдению заповедей: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19, 5-6).

Так как завет этот не исполнялся должным образом, то Бог возвестил через пророков о новом его установлении: «вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, — читаем мы у Иеремии. — Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его». Слова, уже упомянутые выше, связанные с темой нашей предыдущей катехизической беседы, дополняются обетованием: «и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 31, 33).

3. Таким образом, возвещенный пророками Новый (будущий) Завет должен привести к решительным переменам в отношении человека к Закону Божию, который будет уже не внешней нормой, закрепленной на каменных скрижалях, но благодаря Святому Духу окажется «написанным» на человеческих сердцах, как бы установленным в глубинах человеческого «естества».

Этим новым законом в Евангелии является заповедь любви к Богу и к ближнему. Когда Христос говорит: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 40), то этим Он дает понять, что обе эти заповеди уже содержатся в Ветхом Завете (ср.: Втор 6, 5; Лев 19, 18). Любовь к Богу — «первая и наибольшая заповедь»; любовь к ближнему — «вторая (...) подобная ей» (ср.: Мф 22, 37-39). Эта вторая заповедь является также условием соблюдения первой: «ибо любящий другого исполнил закон» (Рим 13, 8).

4. Заповедь любви к Богу и к ближнему как новый Закон, установленный Христом на основе Своего учения и личного примера (Он отдал жизнь «за друзей своих» — ср.: Ин 15, 13), теперь «записывается» в сердцах Святым Духом, тем самым становясь «законом Духа».

Апостол Павел пишет к Коринфянам: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3, 3). Закон Духа — это вместе с тем внутренний императив человека, через который действует в нем Святой Дух. Более того, это Сам Святой Дух — учитель и водитель человека, живущий в глубинах его сердца.

5. Закон, понимаемый таким образом, не может быть только внешней принудительной силой, подчиняющей себе действия человека. Евангельский Закон, провозглашенный словами, подтвержденный жизнью и смертью Христа, — это Божественное Откровение, в котором заключена вся полнота истины о благе человеческих дел, в то же время Евангельский Закон оздоровляет и совершенствует внутреннюю свободу человека, ибо, как пишет св. апостол Павел: «закон Духа во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 2). Святой Дух, «дающий жизнь», благодаря Которому человеческий дух сопричастен жизни Божией, становится новым принципом и новым обоснованием поведения человека: «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8, 4).

Проповедуя таким образом, Апостол народов мог ссылаться на Самого Христа, провозгласившего в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17). Именно такое исполнение Закона Божия Иисусом Христом, осуществляемое Им и словами и делами — это образец «живущего по Духу». В этом смысле в тех людях, которые веруют во Христа и являются сопричастниками Его Духа, пребывает и действует «Закон Духа», как бы «написанный на плотяных скрижалях сердца».

6. Вся жизнь первоначальной Церкви, как это следует из Деяний Апостолов, представляет собой подтверждение истины, провозглашаемой апостолом Павлом: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5). Несмотря на ограниченность и недостатки своих членов, иерусалимская община участвует в новой жизни, даруемой Святым Духом, живет любовью Божией. Мы также получаем ее в дарах Святого Духа. Но в то же время любовь к Богу и к ближнему — это основная суть «наибольшей заповеди». Закон, во всей своей совокупности запечатленный в человеческих сердцах Любовью, будучи даром Святого Духа, становится Законом Духа. Это закон, несущий свободу: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 2).

7. Пятидесятница означает излияние в наши сердца любви Божией (ср.: Рим 5, 5). Вместе с тем в ней — начало новой нравственности человека, основанной на «Законе Духа». Эта нравственность нечто большее, чем просто соблюдение закона разума или «буквы» Откровения. Это нечто большее, ибо простирается глубже. Новая нравственность исходит от Святого Духа и восходит к той любви, которая от Бога и которая выпадает на долю человека благодаря Святому Духу: «излилась в сердца наши Духом Святым».

Особо отметил высокое значение этой нравственности, основанной на «Законе Духа», апостол Павел. Этот бывший фарисей, знаток ветхозаветного Закона, строго и мелочно охранявший «букву» Закона, позднее, став апостолом Христа, писал о себе: «Он [Бог] дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3, 6).

(9. 08. 1989)

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

1. Церковь родилась благодаря Святому Духу, сошедшему на апостолов, собравшихся в Сионской Горнице в день Пятидесятницы. Собственно говоря, Церковь зародилась еще раньше, в момент Крестной Жертвы Искупителя, но миру она открылась благодаря Святому Духу, Которого Отец послал во имя Христа. Началось «время» Церкви и ее посланнического служения, совершаемого в истории человечества из поколения в поколение: единение Церкви со Святым Духом способствует тому, что Христово Искупление приносит свои плоды в человечестве. Именно в этом служении и в этом единении проявляется «таинство» Церкви, о чем в Догматическом Постановлении II Ватиканского Собора сказано так: «Церковь есть во Христе некое таинство или знамение и орудие глубочайшего единения с Богом и единства всего человеческого рода» (СН 1). Глубокое значение этого «таинства» тесно связано с тайной Пятидесятницы, дающей Церкви силу и харизмы, дабы она могла зримым образом действовать во всей человеческой семье.

2. В этой катехизической беседе мы рассмотрим взаимосвязь, возникающую между Пятидесятницей и таинством крещения. Мы знаем, что на реке Иордан было предсказано пришествие Святого Духа вместе с пришествием Христа. Иоанн Креститель соединил эти два пришествия и, говоря о «крещении», указал на их глубокую связь: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1, 8); «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11). Взаимосвязь между Святым Духом и огнем следует рассматривать, учитывая особенности библейского языка, в соответствии с которым уже в Ветхом Завете об огне говорится как о средстве, с помощью которого Бог очищает совесть (ср.: Ис 1, 25; 6, 5-7; Зах 13, 9; Мал 3, 2-3; Сир 2, 5 и т. д.). В свою очередь крещение, практикуемое в иудаизме и в других древних религиях, состояло в ритуальном погружении в воду, имевшем значение очищения и обновления. Иоанн Креститель перенял этот способ крещения, подчеркивая в то же время, что он имеет не только ритуальное, но и нравственное значение, ибо это было «крещение в покаяние» (ср.: Мф 3, 2. 6. 8. 11; Лк 3, 10-14), а также своего рода начальный обряд, после которого каждый крещенный становился учеником Иоанна Крестителя, вместе с другими образуя общину, пребывающую в эсхатологическом ожидании пришествия Мессии (ср.: Мф 3, 2. 11; Ин 1, 19-34). Однако это было только крещение водой, лишенное очищающей силы таинства. Такую силу имело крещение Мессии огнем — сила этой стихии превышала силу воды. Иоанн прямо говорил, что его крещение носит подготовительный характер, является символическим действием по отношению к крещению Мессии, Который будет крестить «Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11; ср.: 3, 7. 10. 12; Ин 1, 33). Он говорил также, что Мессия огнем Духа окончательно очистит людей, подчинившихся Его воле, которых Он соберет как «пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3, 12), ввергнет «в геенну огненную» (Мф 18, 9), где погибнет все, что не поддается очищению (ср.: Ис 64, 24; Иф 16, 17; Сир 7, 17; Соф 1, 18; Пс 21 [20], 10 и т.д.).

3. В согласии со своей ролью пророка и предтечи, а также продолжателя ветхозаветной символики, Иоанн Креститель встречается однажды у реки Иордан с Иисусом. Он узнает в Нем Мессию и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29), и по Его просьбе крестит Иисуса (ср.: Мф 3, 14-15). Иоанн Креститель свидетельствует о Мессии, Которого он сам только возвещает и предваряет (ср.: Ин 1, 30-31). Свидетельство Иоанна, высказанное им перед учениками и слушателями, — это сообщение о том, как он распознал Христа, построенное, возможно, по аналогии с описанием конца потопа в Книге Бытие (ср.: Быт 8, 10): Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин 1, 32-33; ср.: Мф 3, 16; Мк 1, 8; Лк 3, 22).

«Крестить Духом Святым» — это означает возрождать человечество Святым Духом. Именно это и делает Мессия, на Котором, согласно Исайи (11, 2; 42, 1), почиет Святой Дух, обожествивший Его человеческую природу, начиная с Воплощения и до самого Воскресения после смерти на кресте (ср.: Ин 7, 39; 14, 26; 16, 7. 8, 20, 22; Лк 24, 49). Обретая эту полноту, Мессия-Иисус может совершать новое крещение — Духом, Которым Он исполнен (ср.: Ин 1, 33; Деян 1, 5). Из прославленной человеческой природы Иисуса, как из источника живой воды, истекает Дух и разливается по миру (ср.: Ин 7, 37-39; 19, 34; Рим 5, 5). Именно об этом свидетельствует Иоанн, совершая крещение Иисуса, в Котором соединяются символы воды и огня, выражая тайну новой животворящей силы, даруемой миру через Мессию и Святого Духа.

4. Сам Иисус говорил о Своих Крестных Страданиях и смерти как о крещении, которое Он примет, потому что полностью погрузится в страдания, символизируемые чашей, которую Он должен испить (ср.: Мк 10, 38; 14, 36). Иисус связывает Свое крещение также и с символом огня, «низвести на землю» который Он и пришел (ср.: Лк 12, 49-50). В этом символе легко распознать Святого Духа, наполняющего Его человеческую природу, и в определенный день, уже после великого огня смерти на кресте (ср.: Ин 3, 14-15) и Своего прославления на небесах (ср.: Ин 3, 13). Благодаря «крещению» Христа посредством жертвенной смерти на кресте крещение водой — первое таинство Церкви — дарует рождение от Святого Духа и открывает людям возможность «войти в Царствие Божие». Ибо, как пишет св. апостол Павел в Послании к Римлянам, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 3-4). Первое такое крещение произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме.

9. Св. апостол Павел в своих Посланиях неоднократно говорит о значении крещения (ср.: 1 Кор 6, 11; Тит 3, 5; 2 Кор 1, 22; Еф 1, 13). Он видит в нем «баню возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3, 5), обетование возможного оправдания «именем Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор 6, 11; ср.: 2 Кор 1, 22), печать «обетованного Духа Святого» (Еф 1, 13), «залог Духа в сердцах наших (2 Кор 1, 22). Принимая во внимание, что Святой Дух присутствует в каждом из крещенных, апостол настоятельно просит всех христиан — его современников и нас с вами: «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф 4, 30).

(6. 09. 1989)


СВЯТОЙ ДУХ И ЕВХАРИСТИЯ

1. «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 5). Эти слова указывают на особую связь между Святым Духом и крещением. В предыдущей беседе, исходя из «крещения в покаяние», совершаемого на реке Иордан Иоанном, предсказывающим пришествие Христа, мы приблизились к образу Того, Который будет крестить «Духом Святым и огнем». Мы приблизились к теме того единственного крещения, которым должен был креститься Сам Христос (ср.: Мк 10, 38). Это «крещение» означает жертвенную смерть на кресте, в которой Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9, 14) и в силу которой Он стал «последним Адамом». Как «последний Адам» Он, по словам апостола Павла, становится «духом животворящим» (ср.: 1 Кор 15, 45). Духа, Который «животворит», Христос «дал» апостолам в день Своего Воскресения (ср.: Ин 20, 22), а затем в праздник Пятидесятницы, когда «исполнились все Духа Святаго» (ср.: Деян 2, 4).

2. Итак, между пасхальной жертвой Христа и сошествием Святого Духа существует очевидная взаимосвязь. И если спасительная жертва Христова мистическим образом обновляется в Евхаристии, то нетрудно убедиться, что и это таинство глубоко связано с даром Святого Духа. Созидая Церковь Своим пришествием в день Пятидесятницы, Святой Дух в то же время основывает эту Церковь на Евхаристии, направляет ее к Евхаристии.

В одной из Своих притч Иисус сказал: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф 22, 2). Евхаристия — это предвосхищение в таинстве, как бы «предвкушение» той евхаристической Трапезы, которая названа в Откровении св. Иоанна Богослова «брачной вечерей Агнца» (ср.: Откр 19, 9). В то же время Агнец, «Который берет на Себя грех мира», — это Искупитель, это Жених, навечно обрученный с Церковью грядущей славой.

3. В Церкви, рождающейся из крещения в день Пятидесятницы, когда апостолы, а с ними и все ученики и последователи Христа «исполнились Духа Святаго», — Евхаристия есть и остается до конца времен таинством Тела и Крови Христа.

Это «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9, 14), Кровь, пролитая за многих (ср.: Мк 14, 24) «во оставление грехов» (Мф 26, 28), Кровь, очищающая душу от мертвых дел (ср.: Евр 9, 14), «Кровь Завета» (Мф 26, 28). «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1 Кор 11, 25; ср.: Лк 22, 20), — говорит Христос при установлении таинства Евхаристии, наставляя затем апостолов: «сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор 11, 25).

В Евхаристии — каждый раз — обновляется (или вновь претворяется) та Жертва Тела и Крови, которую некогда Христос принес Отцу на кресте ради искупления мира. «В жертве Сына Человеческого, — читаем мы в энциклике Dominum et Vivificantem, — Святой Дух присутствует и действует (...) Христос Сам, в Своей человеческой природе, отдал Себя без остатка этому действию (...) которое претворяет страдание в спасительную любовь» (п. 40).

4. Евхаристия — это таинство той искупительной любви, которая тесно связана с присутствием и воздействием Святого Духа. Здесь следует сослаться на слова Христа, сказанные Им при установлении Евхаристии.

Это было недалеко от Капернаума, после чудесного умножения хлебов (ср.: Ин 6, 27). Многие из тех, кто слушал слова Христа о том, что Тело Его — пища и Кровь Его — питие (ср.: Ин 6, 53), эти слова казались «странными» (Ин 6, 60). Касаясь странности этих слов, Иисус говорил: «Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Ин 6, 61-62). Это был явный намек на будущее Вознесение. И далее следуют слова о Святом Духе, полный смысл которых был понят только после Вознесения. Христос сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6, 63).

Слова обетования о Евхаристии слушатели понимали в «телесном» смысле. Понять же подлинный смысл этих слов можно было только благодаря силе «Духа, Который животворит». В Евхаристии Христос дарует нам Свое Тело и Кровь как пищу и питие под видом хлеба и вина — как это было во время Тайной Вечери, пасхальной трапезы. Только силою Духа, Который животворит, евхаристическая пища и питие могут даровать нам единение (лат. соттито) — то есть спасительную соединенность с распятым и прославленным Христом.

5. Знаменательное значение Пятидесятницы в том, что начиная с первых дней после Сошествия Святого Духа апостолы, а также обращенные и крещенные их последователи «постоянно пребывали (...) в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42), как будто Сам Святой Дух направил их к Евхаристии. В энциклике Dominum et Vivificantem мною было сказано, что «Церковь, руководимая Святым Духом, с самого начала выражала и утверждала себя через Евхаристию» (п. 62).

Первоначальная Церковь была сообществом, живущим согласно учению апостолов (ср.: Деян 2, 42), оживотворяемым Святым Духом, Который наполнял верующих Своим светом, дабы они могли постичь Слово, и соединял их в причастии любви вокруг Евхаристии.

Таким образом Церковь возрастала и охватывала собой все большее число верующих, «у которых было одно сердце и одна душа» (ср.: Деян 4, 32).

6. В цитированной выше энциклике мы читаем, что «посредством Евхаристии отдельные люди и целые общины, под воздействием Параклета-Утешителя, учатся находить Божественный смысл своей человеческой жизни» (Dominum et Vivificantem, 62). Это значит, что они постигают значение духовной жизни, претворяя в себе образ Бога-Троицы, представленный в книгах Нового Завета, и особенно в Посланиях св. апостола Павла, как Альфа и Омега нашей жизни, и следовательно, как главный принцип, в согласии с которым человек был сотворен, и в то же время как конечная цель, к которой человек стремится согласно замыслу и воле Отца, — принцип и цель, отраженные в Сыне-Слове и в Духе-Любви. Такое прекрасное и глубокое истолкование ключевого принципа христианской духовности и христианского понимания человека дает нам патристическая традиция, обобщенная и изложенная в богословских категориях св. Фомой (ср.: Summa Theol. I, q. 93 а. 8). Этот принцип впервые был выражен св. апостолом Павлом в Послании к Ефесянам: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф 3, 14-19).

7. Христос дает нам эту полноту Божию (ср.: Кол 2, 9 и след.) посредством Святого Духа. Таким образом христиане, исполненные Божественной жизни, входят как живые члены в полноту тела Христова, в Церковь Христову, а через Церковь — в новый мир, постоянно созидаемый (ср.: Еф 1, 23; 4, 12-13; Кол 2, 10). В центре Церкви и нового мира — Евхаристия, а в ней — Христос, действующий в людях и во всем мире посредством Святого Духа.

(13. 09. 1989)

ЧАСТЬ III

ПЯТИДЕСЯТНИЦА ЯЗЫЧНИКОВ

1. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, Его явление после «ухода» Христа к Отцу, через жертву на кресте, образуют всю полноту Самооткровения Бога во Христе.

«Также до конца воплотилось служение Мессии, то есть Того, Кто получил полноту Святого Духа ради избранного народа и всего человечества. "Мессия" означает "Христос", или "Помазанник", а в истории Спасения означает "помазанный Святым Духом". Такой смысл в это слово вкладывала традиция пророков Ветхого Завета. Следуя за ней, Симон Петр скажет в доме Корнилия: "Вы знаете происходившее по всей Иудее (...) после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета" (Деян 10, 37 и след.)» (Dominum et Vtvificantem, 15). Затем Петр передает краткое содержание евангельских событий, что станет как бы зародышем Символа веры, свидетельствуя о распятом и воскресшем Христе, ставшем Искупителем и Спасителем людей, как предвещали это «все пророки» (Деян 10, 43).

2. Петр сопоставляет сошествие Святого Духа с традицией Ветхого Завета, но в то же время он знает и проповедует, что случившееся в день Пятидесятницы — это начало нового процесса, который будет длиться века, дабы осуществилась история Спасения. Среди разных моментов этого процесса, описываемого в Деяниях Апостолов, особо значимым событием, в котором главную роль играет именно Петр, становится вступление в общину первоначальной Церкви первого язычника, в чем явно сказалось воздействие Святого Духа. Речь идет о римском сотнике Корнилии из Кесарии, Петр, который ввел его в общину крещенных, понимал, что этот поступок безусловно противоречил принципам Ветхого Завета, но одновременно он был уверен, что Бог хочет этого. Итак, войдя в дом сотника, он «нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян 10, 28).

Это был важный момент в истории Спасения. Своим решением Петр выводил первоначальную Церковь за пределы религиозно-этнических границ Иерусалима и иудаизма и, действуя силой Святого Духа, направлял ее, в согласии с волей Христа, ко всем народам (ср.: Мф 28, 19). Таким образом претворилась в действительность, как бы неосознанно для сынов Израиля, привыкших к Ветхому Закону, пророческая традиция, говорившая о всеобщности Царства Божия на земле. Петр открыл путь для Нового Закона — для Евангелия Спасения, предназначенного для всех людей, независимо от этнической принадлежности, культуры или религии, дабы плодами Искупления могли пользоваться все.

3. В Деяниях Апостолов подробно описывается это событие. В первой части говорится о внутреннем процессе, происходящем в сознании самого апостола перед принятием окончательного решения. В Деяниях написано, что пребывая в Иоппии «у некоего Симона кожевника (...) Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян 10, 6, 9-16).

В этом видении Петра как бы в полный голос за звучали те вопросы и сомнения, которые нарастали в его душе под воздействием Святого Духа, перед первым опытом проповедничества и распространения учения Христа и Его наказов, касающихся вселенской евангелизации. Там, в Иоппии, на берегу Средиземного моря, Петр готовился к решительному шагу.

4. «Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел» (Деян 10, 17). «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян 10, 19-20). Святой Дух готовит Петра к новому заданию. Он воздействует вначале посредством видения, побуждающего апостола к размышлениям и подготовляющего его к встрече с двумя слугами и благочестивым воином (ср.: Деян 10, 7), которые должны были разыскать его и пригласить. А когда этот внутренний процесс был завершен, Дух дает Петру конкретное повеление. Следуя ему, апостол отправляется в дом Корнилия из Кесарии. Принятый сотником и его слугами с почетом, подобающим посланнику Божию, Петр ссылается на свое видение, а затем спрашивает: «для какого дела вы призвали меня?» (Деян 10, 29).

Корнилии, «муж добродетельный и боящийся Бога» (Деян 10, 22), рассказал апостолу, каким образом он пришел к мысли пригласить его — тоже по вдохновению Божию. Он закончил свою речь словами: «Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога» (Деян 10, 33).

5. Ответ Петра, зафиксированный в Деяниях, наполнен богословским и посланническим содержанием. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Ег<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.