Борьба с контрреволюционерами в рясах — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Борьба с контрреволюционерами в рясах

2022-05-09 15
Борьба с контрреволюционерами в рясах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После Великой Октябрьской социалистической революции черносотенные священники повели открытую антисоветскую агитацию. Реакционное духовенство встретило пролетарскую революцию проклятиями. Бывший лидер кадетской партии П. Н. Милюков писал в эмиграции: «Церковь теперь выдвигалась в первые ряды духовных борцов против большевистского режима, и на нее возлагались очень большие надежды» [17, 222].

В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал: «... лишь только прошло несколько дней после низложения Временного правительства, как всюду стало слышаться, что священники выступают в проповедях и другими способами против советского режима» [10, 15].

Антисоветская деятельность духовенства вызвала возмущение народных масс. В декабре 1917 г. в газете «Социал-демократ» было опубликовано письмо рабочего, выступившего с достойной отповедью монархистам в рясах: «Сотни лет, — писал рабочий, — кучка дворян и помещиков угнетала миллионы крестьян и рабочих. Сотни лет лили кровь и расхищали труд народный. А вы благословляли тогда этот строй, говорили, что эта власть законная. Вы пели „многие лета" царям и правительству. А теперь, когда у власти встал сам народ, трудящийся народ, который стремится к миру, стремится к братству, равенству, вы, „духовные отцы", не хотите признать его власти. Народ знает, кому нужны ваши драгоценные митры, золотые кресты и дорогие одежды».

Трудящиеся крестьяне давали отпор антисоветским проповедям духовенства. Об этом сообщается в отчетах агитаторов-большевиков. Например, агитатор, работавший в Псковской губернии по заданию агитационной коллегии Петроградского Совета, уведомлял, что в уездах, где он побывал, крестьяне обращались с просьбами прислать газеты и литературу, чтобы разоблачать кулацко-поповские слухи [32, 218]. Об этом же писали крестьяне в корреспонденциях, опубликованных в конце

154

1917 г. и в январе — марте 1918 г. Один крестьянин отправил в «Деревенскую бедноту» (№ 21, от 16 ноября 1917 г.) такое письмо: «У нас в деревнях Лукьяновского уезда Нижегородской губернии идет сильная агитация от попов. Бессовестно обманывают они народ, что большевики захватили власть, чтобы производить убийства и грабежи в городах, а потом нападут и на деревню». Другой крестьянин подробно рассказывал в той же газете от 1 января 1918 г.: «В Вычегорской волости Смоленской губернии, в церкви Рыбского прихода, священник Полканов во время богослужения стал говорить провокаторскую речь, в которой называл крестьян грабителями и предлагал возвратить землю попам и помещикам и не подчиняться Советской власти. Крестьяне были возмущены этой речью и попросили у попа объяснений. Он сослался на „Всероссийский церковно-общественный вестник". Крестьяне возразили, что священник во время обедни не должен никаких газет читать, и просят таких попов-провокаторов судить временно-революционным судом».

«Деревенская беднота» 7/20 января 1918 г., № 70, сообщала, что контрреволюционную агитацию ведут в деревнях священники Д. Толстой и А. Петров. Они «ненавидят большевиков и всех, кто им сочувствует, и распространяют в местности нашей слухи о новом правительстве и сеют в народе вражду к большевикам». 23 января в этой газете было опубликовано письмо крестьянина из Петроградской губернии о том, что у них в деревне священник проповедует в церкви, будто большевики «слуги дьявола». «Необходимо, чтобы в деревне знали большевистскую программу, — писал крестьянин Ф. М. Алексеев, — чтобы в деревню нашу засылали для разъяснения темным массам книги и газеты». Житель деревни Зубарево Тысяцкой волости Новоторжского уезда Тверской губернии Иван Борисов в письме, опубликованное в «Деревенской бедноте» 12 марта, объяснял черносотенную агитацию духовенства связью со старым режимом. Он писал, обращаясь к священнику: «Вы нас, батюшка, застращали кромешным адом, но мы из этого ада стали выходить. Вы живете под покрытием бога, обманывая народ, вы служите для богатых. Вы только говорили: богатый не убей, а нас, как скотину, вешали, по тюрьмам сажали, казнили, под пушки посылали, и

155

вы говорили, что эта война от бога. Это, батюшка, не от бога, а от вас, всех наших угнетателей».

21 марта в «Деревенской правде» (№ 51) крестьянский корреспондент из Рощинской волости Калужской губернии сообщал, что духовенство у них агитирует против Советской власти, но «беднота, несмотря на свою темноту и лживые лисьи речи попов, все-таки не поддается их влиянию и не идет за кулачьем, — она чутьем угадывает, на чьей стороне истина, и крепко держится за свой Крестьянский Совет». 19 (6) мая 1918 г. газета «Беднота» в № 42 опубликовала письмо бывшего солдата И. А. Юртина «Хотим больше света» из Устьишун-ской волости Тюменского уезда Тобольской губернии: «Вскоре после Октябрьской революции крестьяне образовали советы волостные и сельские. До того времени в земской управе был председателем поп, а после переворота его прогнали, земская же управа была упразднена, и ее заменил волостной Совет. В совет вошло много солдат... Это, конечно, не по душе спекулянтам и духовенству, и мы затеяли борьбу не на живот, а на смерть. Но крестьяне их не боятся и обуздывают и кулаков-мироедов и попов, что дерут три шкуры с мужиков… Землю отобрали у приходского попа и разделили по справедливости». «Итак, отцы духовные, — писал крестьянин М. Викторов в газете «Голос народа» Владимирского Совета 29 марта 1918 г. в статье «Не собирайте себе сокровищ на земле», — будьте честны, искренни и не прикрывайтесь именем божьим, ибо ваши дела противоречат вашим же словам».

В 1918 г. в ряде губерний были кулацко-эсеровские мятежи, в которых духовенство играло большую роль. Так, 23 января в г. Семенове Нижегородской губернии священник А. Альбицкий организовал контрреволюционное выступление. Толпа в 1000 человек, подстрекаемая кулаками, пыталась разоружить красногвардейский отряд из 26 человек и арестовать местный совет. Попытка эта не удалась. В Устьсысольске священник Д. Я. Попов, бывший член IV Государственной думы от Вологодской губернии, вступивший после свержения самодержавия в партию правых эсеров, пытался организовать контрреволюционные выступления кулаков. Один рабочий-агитатор, ездивший в декабре из Петрограда в Рыльский уезд Курской губернии разъяснять декрет о земле, вспо-

156

минал, что в январе в г. Рыльске было восстание, в котором принимали участие буржуазия, кулачество, монахи и попы. 31 января кулаки в селе Гришине Старотябер-динской волости Цивильского уезда Казанской губернии убили крестьянина М. Петрова, сочувствовавшего местным коммунистам. Священник этого села Михайлов, владелец 260 десятин хуторской земли, в своих проповедях пророчествовал о близкой гибели Советской власти и внушал верующим, что «не надо конфисковывать помещичьи, церковные и монастырские земли, так как они даны законным владельцам самим господом богом».

Крестьянские массы приветствовали большевистскую партию, разоблачавшую контрреволюционеров в рясах. 19 ноября 1917 г. в «Известиях Сызранского совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов» (№ 92) было опубликовано письмо группы крестьян села Новая Рачейка Сызранского уезда Симбирской губернии. Они писали 14 ноября: «Мы, крестьяне, всегда идем вместе с нашей партией большевиков... После окончания богослужения наш священник Алексей Дивногородский, начав с Каина и Авеля... обвинял большевиков, а пуще всего нападал на товарища Ленина. Вот как заботится наш священнослужитель Алексей Дивногородский о мире, хлебе и свободе. Мы же, крестьяне, всегда будем поддерживать только партию большевиков».


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.