Методы передачи информации, сведений и знаний — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методы передачи информации, сведений и знаний

2021-10-05 38
Методы передачи информации, сведений и знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы Средства
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой Основным средством выступает устное или печатное слово: - фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; - поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); - скороговорки, загадки и др.
Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ - предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.; - связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.; - различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.
Методы практического обучения: - упражнения (устные, графические, - двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые); - приучение;  - технические и творческие действия                                - скороговорки, стихотворения;    - музыкально-ритмические движения, этюды-    - драматизации; - дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; - различный материал для продуктивной и творческой деятельности
Методы эстетического восприятия: - побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.) - побуждение к сопереживанию - культурный пример - драматизация          - разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие; - личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения; - эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
Методы проблемного обучения: - Проблемная ситуация (Возникает тогда, когда личный опыт ребёнка идет вразрез с действительностью) - Познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения) - Диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы) - Метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы) -Экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента) -Прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц) - Метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических) - рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; - объекты и явления окружающего мира; - различный дидактический материал, - различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.). - оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; - технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности: - Игровые и воображаемые ситуации - Похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение) - Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д. - Игры-драматизации - Сюрпризные моменты, забавы, фокусы - Элементы творчества и новизны - Юмор и шутка - картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; - картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; - шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., - инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; - юморески, комиксы и др.
Коммуникативные методы: - Имитационный метод (метод подражания) - Беседа - Соревновательный метод - Командно-соревновательный (бригадный) метод - Совместные или коллективные поручения - Метод интервьюирования - Метод коллективного творчества - Проектный метод - «Конвейерный» метод продуктивной деятельности (может выступать в качестве гендерного метода, при распределении частей, выполняемых только мальчиками или только девочками)  
Методы психосенсорного развития: - Методы развития психических процессов (память, внимание, мышление, речь); - Методы усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, звук) с опорой на максимальное включение органов чувств. - раздаточный материал (шаблоны для работы с контуром (для раскрашивания, обводки, заполнения, вырезания, сгибания, обрывания и др.) электронные - образовательные ресурсы: мультимедийная техника, электронный демонстрационный материал и т.п.); - оборудования для сенсорных комнат (зеркала, светодиодное оборудование, звуковоспроизводящее оборудование, оборудование для различных тактильных восприятий и ощущений и др.); - аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеоролики, презентации, познавательные фильмы на цифровых носителях; - наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); - демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) - спортивное оборудование

 

2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы (самостоятельная деятельность)

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

o игра;

o познавательно-исследовательская деятельность;

o продуктивная деятельность;

o коммуникативная деятельность и др.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Для того, чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект в группе созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

o развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию;

o образовательная и игровая среда, стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей;

o содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

o в группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми;

o воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

o родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Разнообразие способов, форм и методов организации детской познавательной активности в группе включает в себя: картосхемы, алгоритмы, модели обследования предмета, мнемотаблицы, моделирование ситуаций с участием персонажей, индивидуально-личностное общение с ребенком, поощрение самостоятельности, побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности, оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Эффективные формы работы для поддержки детской инициативы в группе следующие:

o познавательные занятия с проблемной ситуацией;

o проектная деятельность;

o совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование;

o наблюдение и элементарная трудовая деятельность в уголке природы;

o совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;

o самостоятельная деятельность детей в центрах развития.

Организуемая работа с семьей помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности (формы работы: задания, проекты, подготовка к экскурсиям, изготовление альбомов, плакатов, фотосессий и пр.).

 

Способы поддержки детской инициативыв освоении образовательной программы

Возраст Сфера проявления детской инициативы Способы поддержки детской инициативы
6 – 7 лет Научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. 1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; 2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; 3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; 4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; 5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; 6. создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; 7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; 8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; 9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

     2.2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Задачи по взаимодействию с родителями:

1. Изучение социально педагогического опыта родителей, потребности родителей в воспитании детей.

2. Дать родителям знания о различных вопросах воспитания и обучения детей.

3. Привлекать родителей к проведению совместных мероприятий в ДОУ. Совместные мероприятия с семьями.

 

 

месяц Формы работы с родителями
Сентябрь Информирование родителей о подготовке детей к школе Привлечение родителей к акции «Подари комнатное растение в группу» Информирование родителей на тему «День картошки» Привлечение родителей и детей, к совместному изготовлению поделок из картошки Консультация для родителей на тему «Какие лекарственные травы можно использовать для лечения детей» Привлечение детей и родителей к выставке «Праздник Каравая».   Оформление родительского уголка по теме "Осень" Информация для родителей и детей о Всемирной акции «Очистим планету от мусора» Привлечение детей и родителей к выставке «День Моря». Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 6-7 лет жизни» Информирование родителей о народном празднике - Сергий Капустник.  Привлечение родителей к выставке на тему «Осень»
Октябрь Информирование родителей о народном празднике -Сергий Капустник. Информирование родителей о народном празднике – Покров. Рекомендация родителям по домашнему чтению Привлечение родителей к проведению тематического праздника «Осень» Информирование родителей о времени года «Осень» Привлечение родителей к созданию альбома о столицы нашей родины Информирование родителей на тему «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению» Оформление родительского уголка по теме «Мой край, мой поселок» Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?» Беседа с родителями на тему: «Здоровье наших детей» Консультация: «Как дошкольнику подружиться с часами» Индивидуальные беседы «Формируем навыки самообслуживания у ребенка»
Ноябрь Информирование родителей на тему «Как развивать память у детей» Консультация на тему «Игры с детьми на свежем воздухе»       Оформление родительского уголка по теме «Неделя игры» Оформление родительского уголка по теме «Народная культура и традиции» Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц Информирование родителей на тему «Особенности общения с детьми в семье» Индивидуальная беседа на тему «Ребёнок - левша». Информирование родителей о чтении сказок дома Беседа с родителями о безопасности ребенка дома   Папка – передвижка. «Нашим дорогим мамам посвящается!».  Беседа с родителями о пользе чтения детям сказок.  Беседа с родителями о безопасности ребенка дома   Папка – передвижка. «Нашим дорогим мамам посвящается!»                                                                                                 Выставка поделок «Золотые руки наших мам и бабушек»
Декабрь Информирование родителей на тему «Как развивать любознательность детей» Родительское собрание «Математика в жизни детей». Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Новогодний праздник». Обратиться к родителям с просьбой о пополнении выносного материала: клюшками, лопатами, ледянками и др. Привлечение родителей к изготовлению ледяной горки. Информирование родителей о жизни группы.                                                                                                    Привлечение родителей к украшению группы, подготовке костюмов и атрибутов для новогоднего утренника. Беседа с родителями о правилах безопасности в новогодние праздники. Консультация для родителей на тему: «Логические игры и упражнения для детей» Помощь в очистке территории детского сада от снега. Помощь в изготовлении снежных построек на групповом участке. Консультация на тему «Занимательные опыты на кухне».
Январь Консультация для родителей «В какие игры играть с ребенком зимой», «Готовим руку дошкольника к письму» Выставка совместного творчества детей и родителей «Зимние забавы», выполненная своими руками в произвольной технике из различных материалов.                                                                                  Приглашение родителей на «Святки-колядки» (Развлечение для всех групп) Консультация на тему «Речевые игры по дороге в детский сад». Памятка для родителей: «Безопасность детей» Игры на свежем воздухе Консультация для родителей «Режим будущего первоклассника» Памятка для родителей «Игры и упражнения на развитие логического мышления». Помощь в очистке территории детского сада от снега. Помощь в изготовлении снежных построек на групповом участке. Консультация на тему «Занимательные опыты на кухне». Беседа «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Февраль Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира» Оформление уголка на тему «День защитники Отечества» Выставка детских рисунков «Мой папа». Выставка поздравлений для родителей ко Дню Святого Валентина «От всего сердца». Консультация для родителей «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье». Консультация для родителей: «Общение со сверстниками». Оформление родительского уголка по теме «День защитника Отечества». Привлечение родителей к подготовке праздника «День защитника Отечества» (разучивание с детьми песен и стихов, изготовление праздничной атрибутики). Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Родительское собрание на тему: «Развитие речи в жизни детей» Рекомендации родителям по домашнему чтению.
Март Оформление родительского уголка по теме «Весна» Консультации: «Азбука дорожного движения». «Способы развития памяти ребенка 6-7 лет Привлечение родителей к подготовке праздника, посвященного 8 Марта Выставки детского рисунка (совместное творчество воспитателя по изо и детей): «Подарок для мамочки», «Весне дорогу» Фольклорное развлечение на улице «Веснянка-свистунья». Привлечение родителей к празднику птиц – изготовление кормушек.                                               Консультация «Формирование у детей полезных привычек».   Памятка для родителей «Чем опасна оттепель на улице?» Фольклорное развлечение на улице «Сороки-основная встреча весны»,  Оформление родительского уголка по теме «Неделя театра». Оформление родительского уголка по теме «Масленица». Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Консультация на тему: «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах».
Апрель Фольклорное развлечение на улице «Благовещенье – окончательная встреча весны»-7апреля. Папка - передвижка «Упражнение для глаз». Консультация «Культура поведение детей в общественных местах» Информация в родительский уголок на тему «Организация изобразительной деятельности дома» Оформление родительского уголка по теме «Неделя здоровья». Спортивное развлечение Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Консультация на тему: «Будущий первоклассник» Оформление родительского уголка по теме «Земля наш общий дом». Праздник «День Земли» Мини выставка в изостудии «Мы - дети Земли». Консультации «Советы родителям по охране жизни и здоровья детей». «Безопасное детство». (Правила безопасности и умению находить выход из разных ситуаций: один дома, встреча с незнакомыми людьми, поведение во дворе и др.) Консультация на тему: «Все о компьютерных играх». Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Май Выставка детских работ на тему: «Лето» (в группах) Оформление родительского уголка по теме «День Победы». Организация выставки - поздравления ко Дню Победы. Консультация «Подготовка ребенка к школе». Папка – передвижка «Что необходимо знать первокласснику!» Консультация: «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению» Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях. Консультация на тему «Как внешний вид влияет на поведение человека». Консультация на тему «Растим детей здоровыми». Консультация на тему «Как дошкольнику подружиться с часами». Консультация для родителей «Дидактические игры по математике, рекомендуемые детям дома». Консультация. «Как развивать память у детей». Привлечь родителей к подготовке к «Выпускному балу»

Образовательная деятельность разных видов и культурных практик

Культурная практика -  это инициируемая взрослым исследовательская, творческая и социальная активность детей, которая организуется в режимных моментах, основанная на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики протекают в форме работы детей над индивидуальными и коллективными проектами, на основе тем, предложенных ими самими. С этими культурными практиками тесно связана самостоятельная детская деятельность, на которую в течение дня выделено время. В соответствии с СанПиНом, на самостоятельную деятельность детей 3 – 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее3 – 4 часов.

 

Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Коммуникативная практика

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта ежедневно
Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевые, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) ежедневно
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) ежедневно
Детская студия(театрализованные игры) 1 раз в неделю
Досуг: Музыкальный Физкультурный По плану воспитателя   1 раз в мес. 1 раз в мес. 2 раза в мес.
Здоровье ежедневно
Подвижные игры ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в неделю
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) 2 раза в неделю
Наблюдения за природой (на прогулке) ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие детей

Музыкально-театральная гостиная 1 раз в нед
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в нед
Чтение литературных произведений ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) ежедневно
Трудовые поручения (индивидуальный и совместный труд) ежедневно

Модель недели (Приложение 1)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.