Восточная Азия в эпоху энеолита — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Восточная Азия в эпоху энеолита

2022-05-08 23
Восточная Азия в эпоху энеолита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

45-50


РЕБЯТА

Если хотите чуть кратче, но по разному
http://www.my-article.net/get/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B-%D0%B8-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%83-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0

А тут есть шпоры(КРАТКО)
http://www.iskunstvo.info/materials/history/1/archeologyeneolit_bronza.htm

45. Энеолит на территории юга средней Азии и Закавказья

Балкано-Карпатская металлургическая провинция — явление феноменальное на территории Евразии. Выделить подобные системы в других ее регионах в эпоху энеолита не удается. Причиной тому служит весьма вялое развитие древнейшего горно-металлургического производства на обширных пространствах Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии, Эгейского бассейна. Однако даже при невыразительности металлургии меди и здесь может быть обозначен целый комплекс энеолитических культур. Пять общих признаков объединяют их:

1) господство мотыжного земледелия, дополняемого скотоводством;

2) появление единичных медных орудий;

3) глинобитные или сырцовые дома

4) глиняные женские статуэтки богинь плодородия;

5) расписная керамика.

Близкая социально-хозяйственная среда приводит к формированию сходных форм материальной культуры и прикладного искусства.

Поселения с указанным набором археологических признаков мы находим в обширной зоне от Афганистана до Дуная. На крайней северо-восточной периферии этой зоны также есть подобные памятники. Они связаны с культурой Анау на юге Средней Азии и с шулавери-шомутепинской культурой в Закавказье.

Анауские памятники юга Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага. Руины поселений представляют собой многометровые телли, именуемые здесь «депе». Наибольшую известность получили два депе, раскопанные близ аула Анау, у Ашхабада. Именно они дали имя культуре и составили основу ее периодизации. Впоследствии эта периодизация была детализирована на материалах поселений Намазга-депе и Кара-депе. История анауской культуры подразделяется на два хронологических периода. Решающую роль при таком членении играет конструкция жилых построек. Первый период характеризуется господством однокомнатных домов на поселениях. Он объединяет три хронологически последовательные группы памятников: Анау 1А, Намазга I и раннего Намазга II. Во второй период (поздняя Намазга II и Намазга III) на поселениях появляются многокомнатные дома-массивы.

 

Первый период датируется от начала V до середины IV тыс. до н.э. Характер строений этого периода лучше всего изучен на поселении Дашлыджи-депе времени Намазга I в Геоксюрском оазисе. Однокомнатные прямоугольные дома, близкие неолитическим джейтунским, сложены из сырцового кирпича. В комнатах находят квадратные в плане очаги, зернохранилища. Около жилого дома расположен небольшой двор с подсобными хозяйственными строениями. Такой хозяйственно-жилой комплекс, по-видимому, принадлежал малой семье.

Известны погребения, совершенные под полами домов. Это скорченные захоронения на правом или левом боку, посыпанные охрой. Многие из них безынвентарные, в некоторых встречаются бусы и пряслица. Признаков социального неравенства в погребальных обрядах нет.

Основными формами керамики были конические и полусферические чаши, миски и горшки. Поначалу они расписаны темно-коричневой краской по красному или светлому фону. Этой краской наносили на поверхность сосуда изображения геометрических фигур — треугольников, ромбов, шахматных узоров. Позднее, на памятниках времени раннего Намазга II, орнамент усложняется.

Росписи на керамике, особенно периода Анау 1А, обнаруживают тесные связи анауской культуры с центральноиранскими памятниками и более южными территориями Передней Азии. Не исключено, что анауские комплексы возникли на основе сложного взаимодействия местного джейтунского населения с пришлыми с юга племенами.

Первый металл анауской культуры невыразителен (шилья, двулезвийные ножи, булавки, пронизки). Все предметы изготовлены уже не из самородной, а из металлургической меди, рудные источники которой располагались в горных районах Центрального Ирана. Число каменных орудий на поселениях невелико. Из кремня сделаны только вкладыши для серпов и стрелы.

Хозяйство обитателей ранних поселков анауской культуры основывалось на земледелии. На полях высевались пшеница и ячмень. Для орошения использовались разливы временных водотоков, стекавших с Копетдага. Для удержания воды рыли небольшие отводные канавы, а поля окружали валом. Почву обрабатывали мотыгами и палками-копалками с каменными кольцами-утяжелителями. Скотоводство, основанное на разведении коров, овец и свиней, отодвинуло на задний план охоту на кулана и джейрана.

Более поздний период анауской культуры датируется от середины IV до начала III тыс. до н.э. Многокомнатные дома, насчитывающие до 20 и более помещений, образуют замкнутый жилой массив, отделенный от соседнего узкими проходами. Такой дом имел общее зернохранилище, а иногда и общее святилище. Он был местом обитания большесемейной общины, состоящей из малых семей, занимавших отдельные комнаты. В западном варианте культуры наиболее изученным поселением является Кара-депе, в восточном (геоксюрском) — Алтын-депе.

Заметные изменения претерпевает погребальный обряд. Наряду с одиночными захоронениями в пределах поселений появляются могильники.

Один из них открыт на окраине поселения Геоксюр I. Он состоял из 30 погребальных камер. Камеры служили семейными усыпальницами и порою содержали десять и более погребенных. Прямоугольные или овальные в плане, они были сложены из сырцового кирпича и имели ложносводчатое перекрытие. Новый обряд коллективных погребений был, скорее всего, привнесен на юг Средней Азии выходцами из Элама или Месопотамии. Воздействия, идущие со стороны Ближнего Востока, прослеживаются и в керамике, и в антропоморфной пластике.

Эффектна роспись на посуде геоксюрских памятников. Керамика «геоксюрского стиля» пышно украшена изображениями крестов, зигзагов, ромбов, треугольников, фигурами козлов, нанесенных красной и коричневой краской. Прототипы такой керамики известны в памятниках Южного Ирана.

В металлообрабатывающем производстве осваиваются закрытые литейные формы, популярно литье по восковой модели. Заметными сериями представлены: шилья, проколки, иглы, пластинчатые ножи, длинные булавки с утолщением на конце, зеркала и др., но редки ударные медные орудия вроде плоских топоров-тесел.

 

Орошаемое земледелие на позднем этапе анауской культуры заметно прогрессировало: появились искусственные водоемы и первые ирригационные системы, позволявшие осуществлять многократное орошение полей и получать два урожая в год.

Различия в богатстве погребального инвентаря свидетельствуют о процессе социальной дифференциации анауского общества. Важны и находки каменных печатей, отмечающих зарождение частной собственности.

В Закавказье в V — первой половине IV тыс. до н.э. развивается шулавери-шомутепинская культура. С ней связаны поселения — телли в среднем течении р. Куры (северный локальный вариант: Шулаверисгора, Храмис Дидигбра, Арухло в Грузии; Шому-тепе в Азербайджане) и в долине р. Араке (южный локальный вариант: Нахичеванское Кюль-тепе I, Аликемектепеси и др. в Азербайджане).

Поселения, как правило, состоят из круглых в плане домов купольной формы и хозяйственных построек. Иногда несколько построек обносились низкой оградой, внутри которой возникал округлый дворик. В строительстве использовались глина и сырцовый кирпич. Отверстие в куполе дома служило и для освещения, и для вывода дыма от очага. В нижней части стен часто фиксируются остатки входных проемов.

Под полами домов и между домами встречаются одиночные погребения. Костяки лежат в скорченном на боку или на спине положении, иногда они посыпаны красной охрой. Часть погребений содержит инвентарь — глиняные сосуды, каменные бусины, обсидиановые орудия.

Керамическая посуда шулавери-шомутепинской культуры проста по форме и груба по выделке. Это горшки баночной формы, большие бочкообразные сосуды, миски. В бассейне Куры керамика темная, в бассейне Аракса — светлая. Край сосудов украшен иногда шишкообразными выступами. В памятниках финала культуры появляются сосуды, расписанные красными, коричневыми полосами, зигзагами и пр. Считается, что это импорт из Месопотамии.

Глиняные женские статуэтки встречаются в Закавказье реже, чем в Средней Азии. В основном они собраны при раскопках поселения Храмис Дидигора в Грузии. Орудия из кости и рога представлены мотыгами, проколками, шильями, иглами, лощилами для керамики, ложками; из кремня и обсидиана — ножами на пластинах, резцами, скребками, сверлами, долотами, вкладышами для серпов.

Коллекция металлических вещей содержит около двадцати мелких изделий, связанных с наиболее поздними памятниками. Это бусы, трубчатые пронизки, несколько шильев и их обломков, два ножа. В большинстве случаев они сделаны из чистой меди.

Основу хозяйства шулавери-шомутепинского населения составляло земледелие. Возделывались различные виды пшеницы и ячменя, просо, овес, горох, чечевица, виноград. Обработка земли велась, возможно, не только мотыгами, но и роговыми ралами (находка в поселении Арухло). В засушливых районах было освоено искусственное орошение. Земледелие дополнялось скотоводством (мелкий и крупный рогатый скот, свиньи), которое, скорее всего, было отгонным: скот пасли летом на горных пастбищах.

Так выглядели археологические культуры эпохи энеолита Закавказья и Средней Азии. Их материалы свидетельствуют о том, что в V-IV тыс. до н.э. здесь обитали племена, тесно связанные с энеолитическими общностями Ближнего Востока. Занимая их северную и относительно отсталую периферию, они, тем не менее, демонстрируют общую с ними направленность развития металлургии, гончарства, домостроительства, производящих форм хозяйственной деятельности, идеологических воззрений.

Энеолит в Западной Европе.

 

Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племен характерен значительный объем производства медных изделий. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э. с успехом стали разрабатываться месторождения меди, послужившие потом надолго рудной базой для Средней Европы.

 

Земледельческие племена, обитавшие к северу от бассейна Среднего Дуная, также жили в больших посёлках, в больших домах с несколькими печами или очагами. Особенно характерны в этом отношении так называемые леншельские и иорданмюльские поселения Верхней Австрии, Чехословакии, Северной Венгрии, Южной Германии и Юго-Западной Польши. В альпийской зоне Северной Италии, Австрии, Германии и Швейцарии ту же по существу картину хозяйства и общественного устройства позволяют реконструировать свайные поселения на озёрах. Население областей Франции, особенно в первой половине III тысячелетия до н. э., отличалось сравнительно более низким уровнем развития производительных сил. Население, оставившее памятники так называемой сено-уазо-марнской культуры, знало, повидимому, земледелие, возникшее здесь ещё в весьма раннее время неолита, однако оно не являлось основной отраслью'их хозяйства. Попрежнему значительную роль играла охота, попрежнему люди обитали в землянках. То же самое следует сказать и о районах Германии, расположенных между Эльбой и Одером. Только во вторую половину III тысячелетия здесь усиливается роль земледелия и скотоводства.

Во второй половине III тысячелетия заметнее развивается материальная культура в областях по верхнему и среднему течению Рейна. В этой'части Германии и Франции наряду с открытыми поселениями возникают обширные укреплённые убежища, в которых в случае опасности укрывались жители окрестных поселений. Такие укрепления иногда достигают огромных размеров (например, Майенское и Урмицкое), хотя постоянно обитаемый посёлок на их территории по своим размерам ничем не отличается от соседних, неукреплённых поселений. Таким образом, обширная укреплённая площадь была рассчитана лишь на временное пребывание жителей окрестных посёлков, и громадные оборонительные сооружения (для их постройки в Урмице было перерыто 60 тыс. куб. м земли и воздвигнуты прочные бревенчатые башни и палисады) сооружались силами всего населения окрестных посёлков. Эти укреплённые убежища, невидимому, являлись центрами объединения родовых посёлков и свидетельствуют о высоком уровне развития племенной жизни.

 

Особая культура развивалась в северных областях Франции и Германии. Наиболее характерным здесь является район Нормандии и Бретани, где в период энеолита наибольшего развития достигла так называемая мегалитическая культура.

Земледельческая в своей основе, она также характеризуется развитием племенных объединений, с которыми связаны мегалитические (т. е. построенные из огромных камней) сооружения. Они воздвигались в память о выдающихся жителях рода или племени (менгир), в качестве родовой усыпальницы (дольмен) или в виде родо-племенного святилища (кромлех) (Менгир — одиночно поставленный большой камень. Дольмен — склеп из больших каменных плит. Кромлех — сооружение из менгиров, поставленных по кругу.). Большое число этих сооружений и огромный вес камней, из которых они состояли, с несомненностью говорят о том, что такие сооружения могли осуществляться лишь силами целого племени.

 

Большое сходство с жизнью племён мегалитической культуры представляла жизнь населения Северной Испании.

Пиренейский полуостров в период энеолита являлся едва ли не самым значительным центром меднорудного производства в Западной Европе. Здесь, особенно между Альмерией и Картахеной, находилась сплошная цепь посёлков металлургов.

 

В этой области в каждой раскопанной древней хижине археологи находят медную руду, обломки глиняных тиглей для плавки меди, слитки меди, приготовленные для обмена; груды шлака и битых тиглей красноречиво говорят о многовековом и широком развитии производства меди, рассчитанном отнюдь не только на местные нужды. Отсюда медь шла во Францию (где только в Марнских горах имелись очень небольшие собственные разработки), в Северную Европу и, невидимому, на Апеннинский полуостров и в Грецию. Находки в Испании расписных сосудов и красной керамики, весьма сходной и с южноиталийской и с эгейской, свидетельствуют о древних связях между собой этих районов Европы. С другой стороны, эти связи ярко показывают распространение во многие области Западной и Средней Европы, а также в Северную Италию и на острова Средиземного моря своеобразных так называемых «колоколовидных» сосудов, первоначальным центром изготовления которых были южные и восточные районы Испании.

 

Трипольекая культура.

 

Особенно детально изучена культура этого типа по так называемым трипольским поселениям Украины, Северной Румынии и Молдавии (Трипольскими они названы по месту первых находок, сделанных украинским археологом В. В. Хвойко близ села Большое Триполье, Киевской области.).

В Северной Румынии, близ сёл Извоар и Кукутени, и на Украине по Днестру, близ сёл Дарабани, Незвишки, у Поливанова Яра и в ряде других мест сожены остатки трипольских поселений. Изучение этих посёлков показало, что население жило здесь длительное время. Первые дома были построены в начале III тысячелетия, однако в ряде поселений жизнь продолжалась примерно до XVII в. до н. э. За этот огромный промежуток времени жизнь трипольцев изменялась. Особенно это заметно в отношении металлургии; если в древнейших слоях Кукутени встречаются только отдельные следы изготовления медных изделий, то в позднейших слоях встречаются уже бронзовые орудия и оружие, сходные с бронзовыми изделиями других центров Средней Европы. Изменялась и замечательная трипольская посуда, которая первоначально украшалась резными полосами и лентами, а позднее богато расписывалась сложными красочными узорами.

 

Трипольские племена занимали первоначально сравнительно ограниченную территорию в Восточном и Юго-Восточном Предкарпатье. Их древнейшие поселения не распространялись восточнее Южного Буга. Однако достигнутый уровень развития экономики и культуры позволил им во второй половине III тысячелетия до н. э. освоить обширные территории правобережной Украины, вплоть до Днепра, продвинуться на юг до Дуная и строить свои поселения на западе — в Трансильвании до реки Олт. На севере границей трипольских поселений служит река Тетерев. В Польше они встречаются в районе Кракова.

Трипольские поселения состояли из домов, расположенных по кругу. Иногда таких кругов несколько. Если допустить одновременность существования всех домов, то некоторые поселения, например поселение у села Владимировки на Украине, в районе Умани, состояло почти из двухсот домов, расположенных по шести концентрическим кругам. Центр трипольских поселений Украины обычно не застраивался; на обширной площади стояли лишь один-два больших дома, повидимому служивших местом собраний обитателей посёлка для обсуждения общинных дел.

 

Трипольский наземный глинобитный дом состоял из нескольких помещений, часть которых служила для жилья, а остальные составляли кладовые для запасов. В каждой комнате стояла топившаяся по-чёрному глиняная печь, рассчитанная на выпечку хлеба, находились крупные сосуды для хранения зерна и зернотёрки; в глубине комнаты, у окна, помещался глиняный алтарь с расставленными на нём статуэтками женских божеств. Устройство дома позволяет предполагать, что в нём обитало несколько семейных пар. Сам же посёлок являлся объединением родственных семей, включавших несколько поколений во главе со старшим в роде. Широко развитый культ женщины-матери позволяет полагать, что обитатели трипольских посёлков ещё не перешли ту ступень развития первобытно-общинного строя, которая характеризуется наивысшим развитием материнского рода. Лишь в XVIII—XVII вв. до н. э. у трипольских племён усиливается значение в их хозяйстве скотоводства, возрастает роль мужчины и появляются, особенно в погребальном обряде, черты, позволяющие говорить о переходе этих племён к патриархату.

45-50


РЕБЯТА

Если хотите чуть кратче, но по разному
http://www.my-article.net/get/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B-%D0%B8-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%83-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0

А тут есть шпоры(КРАТКО)
http://www.iskunstvo.info/materials/history/1/archeologyeneolit_bronza.htm

45. Энеолит на территории юга средней Азии и Закавказья

Балкано-Карпатская металлургическая провинция — явление феноменальное на территории Евразии. Выделить подобные системы в других ее регионах в эпоху энеолита не удается. Причиной тому служит весьма вялое развитие древнейшего горно-металлургического производства на обширных пространствах Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии, Эгейского бассейна. Однако даже при невыразительности металлургии меди и здесь может быть обозначен целый комплекс энеолитических культур. Пять общих признаков объединяют их:

1) господство мотыжного земледелия, дополняемого скотоводством;

2) появление единичных медных орудий;

3) глинобитные или сырцовые дома

4) глиняные женские статуэтки богинь плодородия;

5) расписная керамика.

Близкая социально-хозяйственная среда приводит к формированию сходных форм материальной культуры и прикладного искусства.

Поселения с указанным набором археологических признаков мы находим в обширной зоне от Афганистана до Дуная. На крайней северо-восточной периферии этой зоны также есть подобные памятники. Они связаны с культурой Анау на юге Средней Азии и с шулавери-шомутепинской культурой в Закавказье.

Анауские памятники юга Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага. Руины поселений представляют собой многометровые телли, именуемые здесь «депе». Наибольшую известность получили два депе, раскопанные близ аула Анау, у Ашхабада. Именно они дали имя культуре и составили основу ее периодизации. Впоследствии эта периодизация была детализирована на материалах поселений Намазга-депе и Кара-депе. История анауской культуры подразделяется на два хронологических периода. Решающую роль при таком членении играет конструкция жилых построек. Первый период характеризуется господством однокомнатных домов на поселениях. Он объединяет три хронологически последовательные группы памятников: Анау 1А, Намазга I и раннего Намазга II. Во второй период (поздняя Намазга II и Намазга III) на поселениях появляются многокомнатные дома-массивы.

 

Первый период датируется от начала V до середины IV тыс. до н.э. Характер строений этого периода лучше всего изучен на поселении Дашлыджи-депе времени Намазга I в Геоксюрском оазисе. Однокомнатные прямоугольные дома, близкие неолитическим джейтунским, сложены из сырцового кирпича. В комнатах находят квадратные в плане очаги, зернохранилища. Около жилого дома расположен небольшой двор с подсобными хозяйственными строениями. Такой хозяйственно-жилой комплекс, по-видимому, принадлежал малой семье.

Известны погребения, совершенные под полами домов. Это скорченные захоронения на правом или левом боку, посыпанные охрой. Многие из них безынвентарные, в некоторых встречаются бусы и пряслица. Признаков социального неравенства в погребальных обрядах нет.

Основными формами керамики были конические и полусферические чаши, миски и горшки. Поначалу они расписаны темно-коричневой краской по красному или светлому фону. Этой краской наносили на поверхность сосуда изображения геометрических фигур — треугольников, ромбов, шахматных узоров. Позднее, на памятниках времени раннего Намазга II, орнамент усложняется.

Росписи на керамике, особенно периода Анау 1А, обнаруживают тесные связи анауской культуры с центральноиранскими памятниками и более южными территориями Передней Азии. Не исключено, что анауские комплексы возникли на основе сложного взаимодействия местного джейтунского населения с пришлыми с юга племенами.

Первый металл анауской культуры невыразителен (шилья, двулезвийные ножи, булавки, пронизки). Все предметы изготовлены уже не из самородной, а из металлургической меди, рудные источники которой располагались в горных районах Центрального Ирана. Число каменных орудий на поселениях невелико. Из кремня сделаны только вкладыши для серпов и стрелы.

Хозяйство обитателей ранних поселков анауской культуры основывалось на земледелии. На полях высевались пшеница и ячмень. Для орошения использовались разливы временных водотоков, стекавших с Копетдага. Для удержания воды рыли небольшие отводные канавы, а поля окружали валом. Почву обрабатывали мотыгами и палками-копалками с каменными кольцами-утяжелителями. Скотоводство, основанное на разведении коров, овец и свиней, отодвинуло на задний план охоту на кулана и джейрана.

Более поздний период анауской культуры датируется от середины IV до начала III тыс. до н.э. Многокомнатные дома, насчитывающие до 20 и более помещений, образуют замкнутый жилой массив, отделенный от соседнего узкими проходами. Такой дом имел общее зернохранилище, а иногда и общее святилище. Он был местом обитания большесемейной общины, состоящей из малых семей, занимавших отдельные комнаты. В западном варианте культуры наиболее изученным поселением является Кара-депе, в восточном (геоксюрском) — Алтын-депе.

Заметные изменения претерпевает погребальный обряд. Наряду с одиночными захоронениями в пределах поселений появляются могильники.

Один из них открыт на окраине поселения Геоксюр I. Он состоял из 30 погребальных камер. Камеры служили семейными усыпальницами и порою содержали десять и более погребенных. Прямоугольные или овальные в плане, они были сложены из сырцового кирпича и имели ложносводчатое перекрытие. Новый обряд коллективных погребений был, скорее всего, привнесен на юг Средней Азии выходцами из Элама или Месопотамии. Воздействия, идущие со стороны Ближнего Востока, прослеживаются и в керамике, и в антропоморфной пластике.

Эффектна роспись на посуде геоксюрских памятников. Керамика «геоксюрского стиля» пышно украшена изображениями крестов, зигзагов, ромбов, треугольников, фигурами козлов, нанесенных красной и коричневой краской. Прототипы такой керамики известны в памятниках Южного Ирана.

В металлообрабатывающем производстве осваиваются закрытые литейные формы, популярно литье по восковой модели. Заметными сериями представлены: шилья, проколки, иглы, пластинчатые ножи, длинные булавки с утолщением на конце, зеркала и др., но редки ударные медные орудия вроде плоских топоров-тесел.

 

Орошаемое земледелие на позднем этапе анауской культуры заметно прогрессировало: появились искусственные водоемы и первые ирригационные системы, позволявшие осуществлять многократное орошение полей и получать два урожая в год.

Различия в богатстве погребального инвентаря свидетельствуют о процессе социальной дифференциации анауского общества. Важны и находки каменных печатей, отмечающих зарождение частной собственности.

В Закавказье в V — первой половине IV тыс. до н.э. развивается шулавери-шомутепинская культура. С ней связаны поселения — телли в среднем течении р. Куры (северный локальный вариант: Шулаверисгора, Храмис Дидигбра, Арухло в Грузии; Шому-тепе в Азербайджане) и в долине р. Араке (южный локальный вариант: Нахичеванское Кюль-тепе I, Аликемектепеси и др. в Азербайджане).

Поселения, как правило, состоят из круглых в плане домов купольной формы и хозяйственных построек. Иногда несколько построек обносились низкой оградой, внутри которой возникал округлый дворик. В строительстве использовались глина и сырцовый кирпич. Отверстие в куполе дома служило и для освещения, и для вывода дыма от очага. В нижней части стен часто фиксируются остатки входных проемов.

Под полами домов и между домами встречаются одиночные погребения. Костяки лежат в скорченном на боку или на спине положении, иногда они посыпаны красной охрой. Часть погребений содержит инвентарь — глиняные сосуды, каменные бусины, обсидиановые орудия.

Керамическая посуда шулавери-шомутепинской культуры проста по форме и груба по выделке. Это горшки баночной формы, большие бочкообразные сосуды, миски. В бассейне Куры керамика темная, в бассейне Аракса — светлая. Край сосудов украшен иногда шишкообразными выступами. В памятниках финала культуры появляются сосуды, расписанные красными, коричневыми полосами, зигзагами и пр. Считается, что это импорт из Месопотамии.

Глиняные женские статуэтки встречаются в Закавказье реже, чем в Средней Азии. В основном они собраны при раскопках поселения Храмис Дидигора в Грузии. Орудия из кости и рога представлены мотыгами, проколками, шильями, иглами, лощилами для керамики, ложками; из кремня и обсидиана — ножами на пластинах, резцами, скребками, сверлами, долотами, вкладышами для серпов.

Коллекция металлических вещей содержит около двадцати мелких изделий, связанных с наиболее поздними памятниками. Это бусы, трубчатые пронизки, несколько шильев и их обломков, два ножа. В большинстве случаев они сделаны из чистой меди.

Основу хозяйства шулавери-шомутепинского населения составляло земледелие. Возделывались различные виды пшеницы и ячменя, просо, овес, горох, чечевица, виноград. Обработка земли велась, возможно, не только мотыгами, но и роговыми ралами (находка в поселении Арухло). В засушливых районах было освоено искусственное орошение. Земледелие дополнялось скотоводством (мелкий и крупный рогатый скот, свиньи), которое, скорее всего, было отгонным: скот пасли летом на горных пастбищах.

Так выглядели археологические культуры эпохи энеолита Закавказья и Средней Азии. Их материалы свидетельствуют о том, что в V-IV тыс. до н.э. здесь обитали племена, тесно связанные с энеолитическими общностями Ближнего Востока. Занимая их северную и относительно отсталую периферию, они, тем не менее, демонстрируют общую с ними направленность развития металлургии, гончарства, домостроительства, производящих форм хозяйственной деятельности, идеологических воззрений.

Восточная Азия в эпоху энеолита

 

Юг Восточной Азии (Южный Китай) был в эпоху энеолита теснейшим

образом связан с Юго-Восточной Азией, его развитие в то время практически

не отличалось от развития этого региона. В Северном Китае и Монголии

энеолит весьма существенно отличался от соответствующих эпох других

азиатских регионов. В Северном Китае ранненеолитические культуры крашенной

керамики относятся к VII-V тыс. до н. э. Носители этих культур занимались

земледелием, выращивая чумизу. Правда, для существовавших в этоже время

ранненеолитических культур северо-восточной части современного Китая

(Маньчжурии) и Монголии земледелие еще не было характерно, и население

занималось собирательством, охотой, а в некоторых местах и рыболовством.

Группы населения, занимавшиеся преимущественно охотой (Монголия), вели

подвижный образ жизни, общины же, в которых значительную роль играло

рыболовство (Маньчжурия, некоторые области Северного Китая), были более

осёдлы. Земледелие появилось в этих местах значительно позже - в III - II

тыс. до н. э.

«Основным занятием населения жившего в Северном Китае было мотыжное

земледелие (возделываание чумзы), подсобную роль играли охота,

собирательство, рыболвство и животноводство (разведение свиней, собак).

Яншаосцы жили в круглых или прямоугольных полуземлянках с конической

крышей, которая поддерживалась столбами, стоявшими в центре жилища. В конце

IV тысячелетия до н. э. яншаосцы научились обрабатывать медь.»[1]

В Тибете, начиная со второй половины IV тысячелетия до н. э.,

население занималось земледелием (выращиванием проса) и, возможно,

скотоводством. Примерно в тоже время земледелие и скотоводство проникли в

Восточную Монголию и Корею. Там возделывали просо, разводили свиней и

собак. В Корее с середины III тыс. до н. э. стал также выращиваться

интродуцированный с юга рис, постепенно превратившийся в главную культуру.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.