Понятие о недоношенном ребенке — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие о недоношенном ребенке

2022-01-17 35
Понятие о недоношенном ребенке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие

Задача 1

Осмотрен мальчик в возрасте 16 дней от «пожилой первородящей» матери. Роды произошли на 35 неделе беременности, масса тела 2100, длина 44 см. Крик - после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Убыль массы тела – 8 %. Вес восстановился на 14 день. Во время осмотра ребенок легко охлаждается, крик слабый, поисковый рефлекс ослаблен, сосет медленно. После кормления из рожка обильно срыгивает. Кожа лица и туловища желтушная, на спине и плечах пушковые волосы, Пупочная ранка под кровянистой корочкой, без воспалительной реакции. Пупочные сосуды не пальпируются. Внутренние органы без особенностей. Яички не опущены в мошонку. Резко положительный симптом Грефе. Мышечная гипотония, большой родничок 2,5х3,5 см, слегка выбухает, расхождение сагиттального и венечного швов на 3 мм, малый родничок 0,5х0,5 см – на уровне костных краев. Ушные раковины мягкие.

 

Задания:

1. Ваш диагноз?

2. Оценить признаки функциональной и морфологической зрелости новорожденного.

3. Назовите основной критерий недоношенности.

4. Какой режим и питание необходимо назначить?

5.Дайте рекомендации родителям по питанию ребенка

 

 

Задача 2

Осмотрен мальчик в возрасте 8 дней от молодых родителей, от первой беременности, протекавшей на фоне токсикоза II половины, анемии средней степени тяжести. Роды на 35 неделе, длительность 16 часов. Масса тела при рождении 2010 г, длина тела 44 см. Оценка по Апгар 5/8 баллов. При осмотре: кожные покровы желтушные. Двигательная активность снижена. Ребенок плохо удерживает температуру. Отмечается мышечная гипотония и гипорефлексия. В легких дыхание пуэрильное, ЧД – 40. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, ЧСС – 140. Живот при пальпации мягкий, стул кашицеобразный, непереваренный, желтого цвета. Билирубин крови – 160 мкмоль/л за счет непрямого.

Задания:

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Назовите основные морфологические признаки недоношенности.

3. Дайте рекомендации по вскармливанию.

 


 

Итоговый контроль

1.Чем меньше масса тела ребенка и его возраст, тем _________температура в кувезе.

 

2.Недоношенные дети первой недели жизни нуждаются в ______влажности

 

окружающего воздуха.

 

 

 3.Установите соответствие  
Возраст недоношенного влажность окружающего воздуха
в первые 3-4 дня - до 80-90%
с 4-го по 7-й день - до 70-80%
на второй неделе жизни - до 60%
на 3-4-й неделе - до 50%
4. Установите соответствие  
Масса тела недоношенного разовый объем пищи
1500- 1000 г 2-4 мл
2000- 1500 г 5-7 мл
5. Установите соответствие  
Функциональное состояние метод вскармливания
1) отсутствие сосательного и - через орогастральный зонд
глотательного рефлексов  
2) наличие глотательного, отсутствие - с ложечки, из пипетки
сосательного рефлекса  
3) слабый сосательный рефлекс - из бутылочки
4) хорошо выражены рефлексы - грудью
6. Установите соответствие  
Этап выхаживания недоношенного температура воздуха
родильный дом 24-26 С°
отделение патологии новорожденных 23-24 С°

 

7. Установите соответствие

 

Манипуляция                                 частота проведения унедоношенного

 

взвешивание                                                            - ежедневно

 

измерение окружности головы                             - раз в неделю

 

 

8. Установите соответствие

 

Критерии выписки недоношенного ребенка на педиатрический участок

 

Вес Место выписки
2500 г в сельскую местность
2300 г в город
3000 г в дом младенца

9.Критерии выписки недоношенного ребенка на педиатрический участок

а) вес более 2300 г

б) вес менее 2300 г

в) отсутствие острых заболеваний г) удовлетворительное состояние

 

д) благоприятные социально-бытовые условия

е) благоприятная обстановка в плане туберкулеза

 

10.Отмечается склонность недоношенных детей к развитию фоновых заболеваний:

 

а) анемия

 б) рахит

в) гипотрофия г)фенилкетония

 

11.Противопоказания для вакцинации недоношенных вакциной БЦЖ:

 

а) масса тела при рождении менее 2000 г

 

б) острые заболевания

 

в) первичное иммунодефицитное состояние

 

г) масса тела при рождении более 2000 г



12.Предрасполагают к инфицированию анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных:

а) наличие пупочной ранки

б) тонкость рогового слоя кожи

в) низкая кислотность желудочного содержимого

г) несформированность мерцательного эпителия

д) незавершенная дифференцировка лимфатических узлов

е) высокая кислотность желудочного содержимого


    Список литературы:

Основные источники:

1. Волков С. Р. Здоровый человек и его окружение: Учебник [Текст] / С. Р. Волков, М. М. Волкова. – М.: Авторская академия, 2012. – 854с.

2. Волков С. Р. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие [Текст] / С. Р. Волков, М. М. Волкова. – М.: Авторская академия, 2011. –496с.

3. Крюкова Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие [Текст] / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 446 с.

Дополнительнаялитература:

1. 2 Калмыкова А. С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет: учебное пособие [Текст] / А. С. Калмыкова. – Ростов н/Д.Феникс, 2008.-335c.

2. Охрана здоровья детей и подростков: учеб. пособие [Текст] / под ред. З. Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 215 с.

3. Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе [Текст] / под ред. А.И. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 658с.

4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии [Текст] / под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 523 с.

5. Соловьева И. Л. Рациональное вскармливание детей первого года жизни: руководство для студентов [Текст] / И. Л. Соловьева, М. Кутбутдинова, Е. Н. Скворцова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 198 с.

6. Соколова Н. Г. Педиатрия для фельдшера [Текст] / Н. Г. Соколова, В. Д. Тульчинская. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001. – 253 с.

7. Тульчинская В. Д. Здоровый ребенок: учебное пособие [Текст] / В. Д. Тульчинская. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 347 с.

8. Филатова С. А. Геронтология: учебник [Текст] / С. А. Филатова и др. –  Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 504 с.  

 

Интернет-ресурсы:

1. Электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] // http://allmedbook.ru.

2. Информационно-справочный портал о медицине, здоровье [Электронный ресурс] // http://doctorspb.ru

3. Медицинская библиотека libOPEN.ru [Электронный ресурс] // http://libopen.ru.

4. Научная библиотека, обучение, уход за малышом [Электронный ресурс] // http://pediatr-russia.ru.

5. Подборки статей по педиатрии, ежедневные новости [Электронный ресурс] // www.chado.ru.

Домашнее задание: Тема: «Грудное вскармливание»

 

 А. А. Кожин Здоровый человек и его окружение: Учебник [Текст] / – М.: Авторская академия, 2006. – 400с. (с.46-50; 334-335)

 

Конспект лекции

 

 

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ

Примечание.

  • Для определения суточного количества пищи недоношенным детям до 10-го дня жизни после рождения используют формулу Зайцевой: 1% от массы тела x n, где n - день жизни ребёнка. С десятого дня жизни количество молока в сутки составляет 1/5 массы тела ребёнка.

 

Практическое занятие

Понятие о недоношенном ребенке

Актуальность:

Недоношенность является одной из основных причин смертности среди новорожденных. У выживших недоношенных детей наблюдается значительно повышенная вероятность развития острого или хронического заболевания и различных неврологических нарушений в старшем возрасте. Эти факты заставляют отнестись к эпидемиологии недоношенности как к проблеме исключительной важности. Статистика свидетельствует о несоразмерно высоком количестве недоношенных детей в общем числе выживших новорожденных, которые страдают физической, интеллектуальной и эмоциональной неполноценностью. Недоношенность приводит к возникновению этических проблем, связанных со стоимостью и действенностью лечения, взаимоотношениями в семье, затруднениями при обучении и дальнейшем трудоустройстве. Все это дает основание считать, что недоношенность является не только медицинской, но и серьезной социальной проблемой.

Если строго следовать медицинской терминологии, не всегда недоношенность представляет собой какую-то особую проблему: сам термин означает, что малыш появился на свет прежде, чем провел в мамином животике 38 недель. Иногда даже случается, что рожденный после 36-й недели кроха обладает вполне нормальным здоровьем и неплохим весом, хорошо сосет грудь и активно развивается. Но, увы, бывает и по-другому: чаще всего все-таки преждевременно рожденные детки имеют признаки незрелости и требуют специального ухода.

Выживаемость недоношенных детей непосредственно зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Дети с массой тела 1500 г. и ниже (менее 30-31 недели гестации) составляют только 1% от всех живорожденных, но в то же время 70% случаев смерти в неонатальном периоде (за исключением детей с врожденными аномалиями) приходится на детей с массой тела до 1500 г. С накоплением опыта интенсивного лечения новорожденных недоношенных детей отмечается прогрессивное снижение уровня смертности.

Конечно, дети с экстремально низкой массой тела, по статистике, рождаются редко: от всех недоношенных малышей 0,01%. Если смотреть на цифры, это, конечно, ничтожно мало, но за цифрами стоит судьба маленького человечка и его родителей. Из десяти глубоконедоношенных детей четверо становятся инвалидами, но шестерых мы можем выходить, и они социально адаптируются.

Прогноз есть прогноз, а не гарантия и не приговор: некоторые недоношенные дети внезапно умирают, несмотря на благоприятные прогнозы, другие - выживают наперекор мрачным оценкам. Японскими учеными описан случай успешного выхаживания недоношенного ребенка, родившегося с массой 396 гр. Причем, по истечении некоторого времени, он не уступал сверстникам ни в психическом, ни в физическом развитии!

Студент должен иметь практический опыт:

· выполнять и документировать все этапы сестринского процесса, с учетом особенностей наблюдения и ухода за доношенным и недоношенным ребенком;

· осуществления реанимации недоношенных новорожденных;

· осуществления ухода за новорожденным в кувезе;

· осуществления кормления недоношенного новорожденного через зонд;

· осуществления мониторинга жизненно-важных функций (измерения АД ЧДД, РS)

· соблюдение требований техники безопасности во время проведения манипуляций;

 

Студент должен уметь:

· определить функциональные показатели жизнедеятельности ребенка

· выполнять этапы сестринского процесса;

· выявлять нарушенные потребности;

· выявлять проблемы ребёнка, связанные с дефицитом знаний, умений, навыков мамы в укреплении здоровья;

· планировать сестринский уход;

· проводить обучение проведению туалета новорождённого, правилам кормления грудью, определение признаков и степени недоношенности, потребностей недоношенного и способов их удовлетворения.

· проводить оценку ухода;

· осуществить кормление новорожденного через зонд;

· согревание недоношенного через зонд;

· осуществить измерение ЧДД, АД, PS;

· составить планы патронажей.

· составление беседы поддержки грудного вскармливания

· провести антропометрию

· организовать общение с пациентом и его родственниками с учетом норм профессиональной этики;

· обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала;

· составлять памятки для родителей по уходу за доношенным и недоношенным ребенком.

 

Студент должен знать:

· Этапы сестринского процесса в педиатрии;

· Правовые аспекты работы медсестры с детьми и их родственниками;

· Правительственные документы, направленные на охрану материнства и детства;

· Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным;

· Организацию календаря вакцинации;

· Структуру детского стационара;

· Функциональные обязанности медицинской сестры стационара;

· Анатомо-физиологические особенности новорожденных;

· Причины и степени недоношенности;

· Морфологические и функциональные признаки незрелого ребёнка;

· Этапы выхаживания, организация медицинской помощи;

· Технику безопасности работы с кувезом;

· Особенности выхаживания недоношенного в специализированном стационаре и условиях поликлинического наблюдения.

· Критерии оценки состояния при рождении (шкала Апгар);

· Нарушение потребностей больного новорожденного,

· Ранние признаки, проблемы, современные методы диагностики, профилактику осложнений, принципы обучения, особенности наблюдения и ухода при уходе за недоношенным ребенком;

· Требования санитарно-противоэпидемического режима в отделении патологии новорожденных.

 

Исходный уровень знаний:


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.