Описание квалификационных ступеней в наставническом служении — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Описание квалификационных ступеней в наставническом служении

2022-01-17 21
Описание квалификационных ступеней в наставническом служении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шрила Прабхупада часто подчеркивал важность того, чтобы духовным воспитанием преданных занимались не только избранные люди, достигшие высот в преданном служении и получившие статус духовного учителя, но и обычные преданные. Его формула достаточно однозначна: «Каждый должен быть и учителем, и учеником»:

 

 Я не могу обучать каждого лично. Да это и неразумно. Для этого нам и дан разум, чтобы уметь задействовать других. Вот в этом заключается разум. И не надо говорить: “Я был занят и потому не смог этого сделать”. Почему не смог? Где были твои помощники? Обучи помощников, и тогда и в твое отсутствие все будет идти своим чередом. …Каждый должен быть и учителем и учеником….

(Из беседы, Париж, 31 июля 1976 г.)

Шрила Прабхупада часто повторял слова своего духовного учителя, что проповедь сознания Кришны и забота о духовном развитии других людей, способствуют духовному развитию и того, о ком заботятся, и того, кто берет на себя ответственность, помогая другим:

Очень хорошо, что ты и другие девушки проповедуете своим одноклассникам. Это принесет величайшее благо не только им, но и поможет вам все больше и больше прогрессировать в преданном служении.

(Письмо Лила-шуке, 17 декабря 1968г.)

 

Забота о духовном развитии преданных является одной из главных составляющих миссии ИСККОН. Если подробно рассмотреть жизнь Шрилы Прабхупады, то можно увидеть насколько большое значение он придавал заботе о преданных и личному духовному наставничеству. Мы можем видеть, что в тех ятрах, где существует действующая система заботы о преданных, движение сознания Кришны гармонично развивается во всех отношениях, и, наоборот, там, где заботе о преданных не придают должного значения, рано или поздно движение сознания Кришны приходит в упадок.

 

В то же время, очевидно, что незрелые в духовном отношении люди, прежде времени получившие статус наставника, могут злоупотреблять своим положением, превышать полномочия, эксплуатировать других и, в конечном счете, топтать слабые ростки веры в сердцах людей. В этом случае их статус наставника будет мешать духовному развитию как «наставника», так и его подопечных. В правосудии некоторых западных стран даже есть такая категория преступлений, как злоупотребление положением пастыря (pastoral abuse). Даже просто неправильные, неуместные советы неквалифицированного наставника могут принести большой вред его подопечному. Понимая всю серьезность возложенной на нас ответственности, мы не можем позволить себе экспериментировать над людьми и их духовной жизнью. Сам Шрила Прабхупада неоднократно предостерегал своих учеников о том, что им не следует преждевременно становиться духовными учителями.

 

Любой человек, если он чистый преданный, может дать другим освобождение, может стать духовным учителем. Но пока он не достиг этого уровня, ему не следует даже пытаться делать это. Иначе оба они отправятся в ад – это участь слепца, отваживающегося вести за собой слепого.

(Письмо Тушта Кришне дасу, 14 декабря 1972 г.)

 

Поэтому очевидно, что система духовной заботы будет правильно функционировать только тогда, когда существуют четкие квалификационные требования для выполнения данного служения и действует хорошо налаженная система образования наставников. Сам Шрила Прабхупада также часто говорил о духовных степенях, и в частности, степени «Бхактиведанты» как необходимого условия для того, чтобы человек мог исполнять служение инициирующего духовного учителя.

Я хочу, чтобы все мои духовные сыновья и дочери унаследовали этот титул «Бхактиведанта», и тогда этот семейный трансцендентный диплом будет передаваться из поколения в поколение. Обладателям титула «Бхактиведанта» будет позволено давать посвящение ученикам. Возможно, к 1975 году всем моим ученикам будет позволено давать посвящение и увеличивать число поколений преданных. Такова моя программа.

(Письмо Хамсадуте дасу, 3 декабря 1968 г.)

 

В одной знаменитой цитате об образовании в Индийской школе Шрила Прабхупада показывает нам общую схему того, как одновременно может быть выполнено и то, что заботиться о других должен каждый, и то, что заботиться о других могут только квалифицированные для этого преданные:

 

Таков метод обучения в Индии. За счет чего, по вашему, одному учителю у них удается справляться с обучением сотен учеников? За счет того, что ученики объединяются в группы, а затем более опытный из них обучает начинающих: «Пишите “а” вот так, а “б” - вот так. Он вполне может обучить тому, что уже умеет сам. И так группа за группой. Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. Это и есть организация.

(Из беседы, Париж, 31 июля 1976 г.)

 

В Гаудия-матхе, основанном Бхактисиддхантой Сарасвати, функционировала наставническая система, основанная на том же принципе. Она состояла из трех уровней – наставник (упадешака), старший наставник (махопадешака) и наставник наставников (маха-махопадешака). Все наставники в этой системе проходили обучение. В результате успешного прохождения теста сам Бхактисиддханта Сарасвати торжественно присваивал им этот титул, чтобы подчеркнуть их роль как его помощников в заботе о духовной жизни его учеников.

 

В данном документе мы попытались описать функции наставников разного уровня и прописать минимальные требования, предъявляемые к преданным, участвующим в наставнической системе. Важно отметить, что самый первый уровень – это преданные, еще не способные быть наставниками в полном смысле этого слова. Однако они стремятся заботиться и помогать другим, поэтому могут рассматриваться как кандидаты на то, чтобы в будущем обрести квалификацию наставника. Чтобы отличить их он наставников, они названы в этом документе «Ведущими группу». Такие преданные могут показывать хороший пример поведения, а также помогать интересующимся сознанием Кришны и другим начинающим преданным в крайне ограниченной, но тем не менее важной сфере – вдохновлять их, объяснять азы философии, выстраивать личностные отношения с ними и приводить их на программы, которые проводят более опытные преданные. По просьбе наставника и под его наблюдением они также могут вести небольшую группу духовного общения, состоящую из совсем начинающих преданных, но при этом, когда речь идет о конкретных советах по духовной практике и применению духовных наставлений в жизни, должны направлять подопечных к более опытному наставнику.

 

Ниже будут представлены четыре ступени развития преданного, входящего в наставническую систему. За основу определения квалификации каждой из ступеней, взяты три критерия, данные в определении гуру из «Шримад Бхагаватам» (11.3.21): знание шастр, уровень духовной практики и поведение. К ним добавлено умение правильным образом вести себя с подопечными и формальные критерии, такие как стаж духовной практики и наличие посвящения, однако основной акцент делается не на формальных критериях, а на критериях, более отражающих сущностную природу наставничества. Поэтому, при определенных обстоятельствах возможны исключения в степени наличия формальных признаков, если при этом ярко проявлен сущностный признак наставничества. Однако здесь стоит отметить, что согласно опыту большинства старших преданных, составляющих этот документ, что упомянутые формальные критерии обычно присутствуют у того, кто развил сущностное настроение, необходимое для наставнического служения.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.