Формы и методы организации социально-значимой деятельности обучающихся — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Формы и методы организации социально-значимой деятельности обучающихся

2021-10-05 21
Формы и методы организации социально-значимой деятельности обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из важных направлений воспитания и социализации современных детей является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждения молодого поколения от общественной жизни. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть социально значимая деятельность, под которой понимается добровольное конструктивное преобразование окружающего социума в русле решения проблем, актуальных для всего общества или помощи представителям отдельных социальных групп. Социально значимая деятельность обеспечивает два результата:

– общественный – позитивные изменения в социальной среде (преодоление социальных проблем, улучшение положения отдельных лиц или групп);

– педагогический – проявление про-социальной активности обучающихся, самореализации детей в социально приемлемых формах, усиление сопричастности общественным процессам и проблемам (установление связи школьника с культурной, общественной, политической жизнью общества и государством, первоначальная идентификация себя в качестве гражданина, общественного деятеля), приобретение начального опыта решения проблем, формирование компетенций социального взаимодействия, включение в реальные социальные отношения со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми.

По организации социальная значимая деятельность может быть инициируема преимущественно педагогами (классным руководителем), либо самими младшими школьниками, либо их родителями, однако, при любой схеме обязательным условием достижения общественных и педагогических результатов является личностная значимость для участников деятельности социальной проблемы, улучшения окружающей действительности. В социально значимых инициативах младших школьников впервые проявляется их стремление к участию в жизни школы, культурно-территориального сообщества, общества, к удовлетворению и реализации формирующихся социальных потребностей в активности, независимости, самостоятельности, проявлению своего личностного достоинства, «чувства взрослости», личностного самоопределения.

Одним из методов организации социально значимой деятельности младших школьников является их добровольное и посильное участие в мероприятиях молодежного добровольчества. Добровольцами или волонтерами называют лиц, добровольно оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся. Важным элементом жизни разновозрастных добровольческих объединений является ситуация нравственного выбора, такую группу образуют учащиеся, для которых наиболее значима нравственная характеристика окружения (порядочность, надежность, искренность). За счет сплоченности и чувства ответственности членов группы друг перед другом она достигает порой весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе – ее «дух». Характерной чертой групп добровольцев является потребность в совместной

рефлексии нравственных ценностей. Причем материалом для ценностного диалога о смыслах может стать как объединяющая деятельность (спектакль, книга, исторический факт), так и события повседневной жизни, поступки товарищей, газетная статья. Важным элементом культуры общения разновозрастной группы добровольцев является совокупность взглядов и идей о преобразовании окружающего мира. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров, тех, кто отражает, выражает и защищает идейные ценности группы.

Еще одним методом организации социально значимой деятельности младших школьников является поддержка общественной самоорганизации – способ совместного решения проблем, актуальных для самоорганизующихся лиц. Индивидуальным мотивом для младших школьников становится – участвовать в обустройстве окружающей жизни. Характер проблем, решаемых в рамках общественной самоорганизации, может быть различен: от организации своего свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора. Педагогическое сопровождение общественной самоорганизации – это предоставление обучающимся набора средств для решения актуальных задач. Деятельность педагогов-организаторов, классных руководитей целесообразно ориентировать на следующие задачи:

– осуществление консультирования школьников по наиболее эффективному достижению деловых и личностно значимых целей;

– использование технологии развития способностей для достижения целей в различных областях жизни;

– отказ взрослого от экспертной позиции;

– задача взрослого – создать условия для принятия детьми решения.

Широко известным методом организации социально значимой деятельности младших школьников является их включение в работу по социальному проектированию и реализации социальных проектов. Социальное проектирование как процесс создания социального проекта – прообраза предполагаемого состояния жизни общества или социальной группы, может быть представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов:

– формулировка задачи, на решение которой направлен социальный проект (обоснование актуальности задачи, согласование предполагаемого изменения с лицами, группами, организациями, на жизнь которых социальный проект может повлиять, достижение технически четких, полных, грамотных и исчерпывающих формулировок задачи, критериев оценки качества результата);

– поиск решения задачи (формулировка идеи социального проекта, разработка механизма действия:

содержания действий, этапов; схематизация предполагаемой деятельности);

– подготовка к презентации социального проекта (подробное описание предполагаемых действий, создание подробной документации, схемы, презентации).

В рамках названного метода могут использоваться такие формы организации социально значимой деятельности как «ярмарка социальных проектов», «защита социальных проектов», «презентация социального проекта».

В качестве эффективных форм организации социально значимой деятельности младших школьников в образовательной организации использованы такие формы как продуктивная игра по решению актуальных проблем, а также проведение патриотических, волонтерских, экологических акций.

Организация социально-значимой деятельности обучающихся в образовательной организации осуществляется учетом урочной и внеурочной деятельности. Ниже представлены направления внеурочной деятельности начальных классов школы и воспитательные мероприятия по направлениям воспитания.

 

Класс Направление деятельности (по группам)
1 «Развитие речи»  «Развитие математических способностей» «Театр и фантазия»
2 «Развитие речи» «Умники и умницы» «Риторика» «Математика и конструирование» «Театр и фантазия»
3 «Проектная деятельность» «Театр и фантазия» «Мир вокруг нас» «Умники и умницы» «Развитие речи» «Развитие познавательных способностей» «Олимпиец»
4 «Проектная деятельность» «Развитие речи» «Развитие математических способностей» «Мой друг - компьютер»  «Я - исследователь» «Театр и фантазия»

 


 

Направление воспитания Содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Гражданско- патриотическое воспитание Конкурс рисунков, посвящённый Дню победы Акция «Бессмертный полк» Фестиваль военной песни Конкурсы детских творческих работ “Дети рисуют Победу”
Нравственное и духовное воспитание Линейка, посвящённая Дню знаний Беседы о культуре общения на классных часах Акция «доброТы». Сбор коробки радости для бездомных животных. Беседа об учителях и учениках, посвященная Дню учителя Уроки Доброты День и неделя открытых дверей для воспитанников детского сада Цикл мероприятий ко Дню Матери (конкурс рисунка «Портрет любимой мамы») Акция «Подари книге вторую жизнь» Просмотр сказок, поставленных учащимися средней школы для 1-4-х классов Поздравление мам и бабушек с праздником 8 Марта Праздник «Последний звонок». Поздравление 11-классников
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Выставка творческих детских работ. Сбор макулатуры (ежемесячно) Уборка в классах, дежурство по школе (ежедневно) Новогодний   праздник   с    просмотром                         представления, подготовленного учащимися 9-11-х классов
Интеллектуальное воспитание Подготовка класса к началу учебного года. Интеллектуальные игры в ГПД Интеллектуальные дистанционные олимпиады и конкурсы (см. приложение) Шахматный турнир Прощание с «Азбукой» Праздник, посвящённый концу учебного года
Здоровьесберегающее воспитание Проведение инструктажа по ТБ в школе Неделя экологии Ежедневная гимнастика перед уроками Беседа о ПДД перед каникулами Спортивный праздник в 4-х классах Открытое занятие по гимнастике
Социокультурное и медиакультурное воспитание Экскурсионные программы, классные часы Новогодний бал. Творческий конкурс “Юбилей мира”
Культуротворческое и эстетическое воспитание Экскурсионные программы, классные часы. Выставка «Осенняя фантазия», «Осенний букет» Встреча гостей из парижской школы Праздник «Масленица». Игры, конкурсы, блины Конкурс на лучший рисунок «Рисуем улицу» Концертная программа, посвященная Дню Учителя Посвящение в первоклассники Проект «Литературный венок» (конкурс рисунков, презентаций, литературно-музыкальных постановок) Новогодние праздники в классах Единый день чтения
Правовое воспитание и культура безопасности Экскурсионные программы, классные часы Урок-лекция по ПДД Беседа инспектора ГАИ МВД ДНР «Улица и дети» Беседа о ПДД перед каникулами
Воспитание семейных ценностей Родительские собрания Совместные классные часы Концертная программа, посвященная Дню Матери Выставка проектных работ учащихся начальной школы для родителей будущих первоклассников Педагогические консилиумы по вопросам обучения отдельных учащихся
Формирование коммуникативной культуры Беседы о культуре общения на классных часах Конкурс чтецов «Дела давно минувших дней» Посещение библиотек и домов книги
Экологическое воспитание Конкурс поделок из природного материала «Осенины» Неделя экологии

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.